![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КАПС как психотерапевтическая интервенция в отношении диады «врач-пациент».
Проект методических рекомендаций «Проведение клинико-психотерапевтического анализа в системе оказания помощи больным с нервно-психическими расстройствами» Санкт-Петербург 2010 АННОТАЦИЯ
В настоящей работе представлен алгоритм специальной процедуры, предназначенной для многостороннего анализа содержания психотерапевтического лечения пациентов, страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами - клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС). В рекомендациях содержится описание процедуры КАПС, всех компонентов и участвующих в нем экспертов. Дано описание психодиагностических инструментов, используемых в рамках КАПС. Выделены критерии участия диады «психотерапевт-пациент» в клинико-психотерапевтическом разборе. Подробно разъясняются функции и задачи всех участников данной процедуры. Показаны принципы соотнесения данных, полученных в ходе клинико-психотерапевтического разбора с выбором и оптимизацией элементов индивидуальной психотерапевтической программы. Предложенный алгоритм является эффективным способом управления качеством проводимой психотерапевтической работы. Пособие предназначено для использования организаторами здравоохранения, врачами-психотерапевтами и медицинскими (клиническими) психологами для практической работы. Организация-разработчик: Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, 3 Авторы составители – сотрудники Научно-исследовательского психоневрологического Института им. В. М. Бехтерева: младший научный сотрудник Отдела организации научных исследований, новых технологий и подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии С.В. Ляшковская, руководитель Отдела организации научных исследований, новых технологий и подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии, кандидат медицинских наук Р.К. Назыров.
Перечень сокращений, условных обозначений и терминов
СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева – Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева КАПС – клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая. ИПП – индивидуальная психотерапевтическая программа. Индивидуальная психотерапевтическая программа (ИПП) является документом, определяющим и формы участия пациента в работе подразделения психотерапии, и ее содержание. На содержание индивидуальной психотерапевтической программы влияет весь комплекс клинических, психологических и социально факторов, которые придают ИПП вид дифференцированного лечебного подхода. Психотерапевтическая мишень - проявляемый пациентом или предполагаемый психотерапевтом клинико-психотерапевтический феномен, изменение которого является осознаваемой психотерапевтом целью психотерапевтического воздействия, поскольку способствует выздоровлению (клиническому улучшению). Клинический разбор – процедура квалификации клинического состояния пациента группой специалистов. Нарративное описание – это описание, не ограничивающееся каким-либо фрагментом или аспектом, но осмысленно целенаправленно оперирующее манерой описания, его последовательностью, началом и концом, композицией, соотношением частей, мерой их представленности и разработанности, учетом адресата и источников информации, принятыми эталонами и т.д., таким образом, аналитично относящееся к структурам того, что описывается и как описывается. Наррратив сочетает историю и дискурс, фабулу и интерпретацию, т.е., не ограничивается регистрацией, а представляет ее как части осмысленного целого.
Введение
С нарастанием тенденции к интеграции психотерапевтических методов, методик и подходов, становится все более актуальной задача анализа психотерапевтического процесса во всей сумме его отдельных компонентов. Многие авторы подчеркивают важность системного анализа всех групп параметров проводимой психотерапии, т. е. подсистем больного, терапевта и их взаимодействия, определяемого спецификой используемой модели. В современной психотерапии существует несколько инструментов для решения проблемы повышения качества оказываемой помощи: традиционные для медицины и здравоохранения клинические разборы, балинтовские группы и супервизия, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной психотерапевтической деятельности. Принятой в традиционной психиатрии процедурой диагностики, а также выбора и оптимизации лечения является клинический разбор. Эта процедура, будучи специфичной по отношению к психиатрической диагностике, не отвечает на все вопросы, стоящие перед врачом-психотерапевтом. Клинические разборы предполагают углубленное изучение и анализ имеющегося в распоряжении врача-психотерапевта клинического материала (анамнестические данные, данные о клиническом состоянии, результаты клинико-психологических и других параклинических исследований, результаты наблюдения за поведением пациента в условиях стационара). Результатом клинического может явиться определение состояния здоровья больного, диагноза, прогноза, а также стратегии и тактики дальнейшего ведения пациента, как это принято в современной медицине. В балинтовской группе, в классическом ее применении, центральным объектом являются отношения в системе «врач-больной». Анализ этих отношений дает возможность более полного понимания пациента, во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром. С другой стороны, балинтовские группы помогают и самому врачу-психотерапевту проработать фрустрирующие ситуации во взаимоотношениях с пациентом, что позволяет врачу прояснить свои чувства и отношения к пациенту и то, как он на самом деле воспринимает пациента. Супервизия является формой консультирования психотерапевта более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющей психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия. По сути, супервизия направлена на развитие знаний, навыков и умений, способствует совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта. В супервизии психотерапевт может осознать, как он работает и как реагирует, находясь в конкретной психотерапевтической ситуации. Каждый из этих инструментов предназначен для решения конкретных задач, связанных с повышением эффективности психотерапевтической помощи. И, хотя они и позволяют оценивать и оптимизировать различные компоненты психотерапевтической деятельности, однако каждый из них в отдельности и вместе все равно не позволяют провести комплексный и многомерный анализ психотерапевтического процесса конкретного психотерапевтического случая и внести коррективы. В связи с этим, для дальнейшего совершенствования качества психотерапевтической помощи в условиях развивающегося здравоохранения с позиции биопсихосоциального подхода нами была поставлена цель разработать программу исследования, позволяющую оценивать различные аспекты проводимой психотерапии в клинике. Попыткой создания инструмента (алгоритма?) для описания и оптимизации психотерапевтического процесса и выделения в конкретных случаях предпосылок к коррекции психотерапевтических стратегии и тактики стала разработка и апробирование методики клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС).
Основная часть
В таблице (см. Табл. 1), представленной ниже, методика клинико-психотерапевтического анализа сравнивается с другими существующими методами оптимизации лечебного процесса в психотерапии.
Таблица 1 Сравнительные характеристики процедур клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС) и других форм оптимизации лечебного процесса
Клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая (КАПС) является особой формой взаимодействия специалистов и относится к важным компонентам содержательного функционирования профессиональной психотерапевтической среды в условиях подразделения внебольничной психотерапии. Преимуществом КАПС является его транстеоретичность, то есть возможность применения процедуры вне зависимости от теоретической ориентации врача-психотерапевта и используемых методов и методик психотерапии. Клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая является высококоммуникативным процессом, позволяющим индивидуализировать программу лечения для каждого пациента. В таблице ниже приводится сравнительное описание задач при проведении КАПС по сравнению с клинической конференцией (клиническим разбором). Таблица 2. Сравнительное описание задач при проведении клинической конференции и КАПС.
Таким образом, клинический разбор является инструментом, направленным на анализ данных, полученных на диагностическом этапе и составление ИПП. КАПС является инструментом, позволяющим проводить комплексный анализ трудностей, возникающих на любом этапе психотерапевтического лечения.
Описание процедуры КАПС. КАПС представляет собой структурированное определенным образом, групповое обсуждение процесса психотерапии, представленного в виде различных элементов описания конкретного психотерапевтического случая в условиях группы профессионалов в области психотерапии (врачи-психотерапевты, клинические психологи, специалисты в области конкретных психотерапевтических методов и др.) с целью профессиональной помощи диаде «психотерапевт-пациент» в коррекции стратегии и тактики реализующегося на практике процесса психотерапии. Алгоритм клинико-психотерапевтического анализа включает в себя следующие элементы. В центре группового обсуждения находится диада «психотерапевт-пациент», которая инициирует профессиональную дискуссию. Ей помогает ведущий КАПС, задачей которого является управление групповым обсуждением, соблюдение процедуры, временного и содержательного регламентов. Источниками информации для КАПС являются: рассказ (нарратив) врача-психотерапевта, рассказ (нарратив) пациента, экспертные данные – результаты клинико-психологического исследования диады «психотерапевт-пациент», мнение психотерапевта-эксперта (супервизора), наблюдавшего функционирование диады, наблюдение за взаимодействием диады в ходе КАПС. На КАПС, как правило (за исключением экстренных случаев), проводится обсуждение случая после проведенной клинической диагностики пациента. Клиническая оценка состояния пациента и верифицированный клинический диагноз позволяет осуществить фокусировку на анализе психотерапевтического процесса. Введение процедуры экспертной оценки, заключающейся в одно- или двукратной встрече врача-эксперта (супервизора) с пациентом, позволяет оценить важные для психотерапевтического процесса аспекты такие, как отношение пациента к имеющемуся расстройству и понимание им причин возникновения симптомов, степень понимания сути и смысла психотерапии, позиция пациента в психотерапевтическом процессе, отношение пациента к проводимой психотерапии и к психотерапевту. Клинико-психологическое обследование процесса психотерапии проводится по специальной программе. Программа предполагает исследование диады «психотерапевт – пациент» на различных этапах психотерапевтического процесса и предполагает парные исследования врача и пациента набором психодиагностических методик. Пациенту, в частности, предлагается заполнить батарею методов, состоящую из варианта Гиссенского опросника «Я» (который пациент заполняет на себя), опросника «Способы копинга» Лазаруса и специально разработанную анкету, включающую перечень чувств, которые пациент испытывал на текущей психотерапевтической сессии. Психотерапевту предлагается заполнить вариант Гиссенского опросника «ОН» или «ОНА» (в соответствии с полом пациента, который заполняется на пациента, так, как понимает врач-психотерапевт состояние пациента), список копинг-механизмов из опросника «Способы копинга» Лазаруса и вышеуказанную анкету чувств, идентичную анкете чувств пациента. Полученные в результате таких исследований данные в сопоставлении с эмоционально-личностными особенностями пациента, позволяют медицинскому психологу принимать участие в анализе характера взаимоотношений в психотерапевтической диаде, адекватности выбора метода и форм проведения психотерапии и формировании индивидуальной психотерапевтической программы. После представленной информации, присутствующие специалисты под руководством ведущего задают проясняющие вопросы врачу-психотерапевту, представляющему случай, пациенту и экспертам – психологу, проводившему обследование, специалисту-эксперту (супервизору). На этом этапе часто обнаруживаются не учтенные ранее важные аспекты психотерапевтического случая. В таблице ниже алгоритм КАПС представлен в виде последовательности основных этапов группового обсуждения: Таблица 3.
В результате КАПС, участвующие в нем специалисты-эксперты получают представление о психогенезе расстройства, избранных мишенях психотерапии, содержании психотерапии, особенностях взаимодействия в процессе психотерапии между врачом и пациентом с учетом мотивации пациента, его отношения к своему состоянию, к психотерапевту и проводимой психотерапии. На основании полученных данных формулируется психотерапевтический диагноз, позволяющий строить дальнейшую психотерапевтическую стратегию с учетом проанализированных аспектов психотерапевтической ситуации. В процессе клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая участвующие в нем специалисты получают представление о: · представлении психотерапевта о пациенте (сюда относится концепция психотерапевта о заболевании и личности пациента, механизмах, лежащих в основе формирования болезни);
· особенностях личности пациента, его защитных механизмах и копинг-стратегиях;
· мотивации пациента к изменениям (наличие ее или отсутствие, содержание и характер мотивационных позиций пациента в процессе взаимодействия с психотерапевтом);
· избранных целях и мишенях психотерапии (т.е какие цели стоят перед терапией, исходя из чего они поставлены, какие шаги могут быть предприняты в их достижении); · ролевых стратегиях психотерапевта и пациента (какую позицию в данной диаде занимает психотерапевт, как он сам ее понимает, как пациент называет эту позицию, какую он играет роль);
· характере эмоционального контакта, (близость и понимание эмоционального состояния друг друга, адекватные этому реакции);
· коммуникативной компетентности пациента и психотерапевта (очевидно подробное отражение этого фактора, так как в структуре разбора есть время, когда происходит непосредственное взаимодействие врача и пациента, все присутствующие могут сделать вывод об умении общаться и одного и второго);
· способе организации совместной деятельности (координация сил пациента и психотерапевта направленных на решение проблемы (кооперация), либо конфликт, как наиболее яркая форма конкуренции тоже приносящая свои плоды в психотерапии);
· формальных особенностях процесса психотерапии, сочетании форм и методов психотерапии в рамках программы лечения (в каком режиме проводилось психотерапевтическое лечение, как строилась терапия, в каком из известных психотерапевтических направлений работал психотерапевт);
· содержательных особенностях процесса психотерапии (особенностях применения психотерапевтического метода, выбираемых психотерапевтических техниках)
Каждая сессия КАПС протоколируется по утвержденной структуре. В протоколе разбора фиксируются следующие пункты:
Ниже представлена таблица описываемых проблем проводимого процесса психотерапии в соответствии с его этапами (См. табл.4).
Таблица 4 Выявляемые проблемы психотерапевтических случаев
Наибольшее количество сложностей связано с недоучетом факторов психогенеза имеющихся у пациентов расстройств – 23,2%. На втором месте по частоте встречаются сложности, обусловленные характером мотивации пациента и связанные с этим сложности определения психотерапевтического заказа – 19,4%. Третий по значимости фактор, затрудняющий проведение психотерапии связан с несоответствием концепции описания механизмов психогенеза и выбранных методов психотерапии (10,4%). Большая часть выявленных сложностей может быть решена в процессе КАПС и посредством сформулированных в итоге рекомендаций. Но также для решения выявленных сложностей могут быть рекомендованы другие существующие инструменты повышения качества психотерапевтической работы: клинический разбор (с целью углубленной диагностики), супервизия (с целью коррекции профессиональных действий психотерапевта, рефлексии психотерапевтических отношений), балинтовская группа (с целью получения поддержки, отреагирования проблемных переживаний терапевта).
КАПС как психотерапевтическая интервенция в отношении диады «врач-пациент». КАПС, являясь высококоммуникативным процессом, обладает психотерапевтическим потенциалом в отношении выявляемых в процессе проведения данной процедуры сложностей. Коррекция мотивации. Часть трудностей начального этапа психотерапии, а также части терапевтического этапа связана с наличием особенностей мотивации пациентов, которые не позволяют им в полной мере участвовать в психотерапевтическом процессе. Коррекция мотивации может происходить в процессе КАПС за счет следующих факторов: - получение пациентом дополнительной информации о своем состоянии, характере и причинах имеющихся расстройств от группы специалистов-экспертов - прямая и опосредованная конфронтация противоречивой позиции пациента участниками и ведущим КАПС Коррекция отношений в диаде. Нарушения коммуникации, неосознаваемые врачом и пациентом аспекты их взаимоотношений, могут быть проанализированы в процессе проведения КАПС. Коррекция отношений происходит за счет следующих факторов: - получение обратной связи от участников КАПС - получение информационной, экспертной поддержки. - получение эмоциональной поддержки со стороны участников КАПС - конфронтация неосознаваемых аспектов отношений в диаде в процессе КАПС Коррекция представлений психотерапевта. Часть трудностей проводимой психотерапии связано с ошибками в концептуализации данного случая психотерапевтом. В процессе КАПС врач-психотерапевт получает дополнительную информацию о пациенте, себе и особенностях своих отношений с пациентом. Важным является участие в КАПС специалистов, не вовлеченных в терапевтические отношения с пациентом. Виды КАПС:
КАПС могут быть: · плановыми, то есть предусмотренными по технологии ведения психотерапевтического случая в условиях подразделения (учреждения); · внеплановыми, инициатором которых является не администрация подразделения (учреждения), а психотерапевтическая диада «врач-пациент».
В таблице ниже представлено описание особенностей КАПС в зависимости от поводов (мотивов) их проведения. Таблица 5
Результатами КАПС в большинстве случаев являются:
· Появление более полного представления об этиологических и патогенетических механизмах возникновения расстройства · Появление у врача-психотерапевта непротиворечивой концепции психогенеза (психотерапевтической гипотезы) · Появление в описании мишеней психотерапии, относящихся ко всем пяти группам · Коррекция мотивации пациента · Учет и принятие во внимание новых, ранее не отмеченных аспектов психотерапевтических отношений · Описание технических и технологических проблем психотерапевтического процесса · Формулирование рекомендаций относительно взаимодействия между членами терапевтической бригады и дальнейшего психотерапевтического лечения
Для выполнения запроса врача в заключении формулируется психотерапевтический диагноз, скорректированный с учетом всех полученных данных (представления о психогенезе, мотивации пациента, характере психотерапевтических отношений). По результатам проведенных разборов стало понятным, что для планирования психотерапии необходима оценка психологических и психосоциальных факторов этиопатогенеза невротических расстройств, психологических особенностей в поведении психотерапевта и отношений в диаде «психотерапевт-пациент». В части случаев диагноз лишь дополняется представлениями о мотивации и характере терапевтических отношений, в части случаев диагноз корректируется в соответствии с выявленными факторами, в некоторых же случаях для формулирования психотерапевтического диагноза необходимо определить ракурс рассмотрения врачом своего пациента, что принципиально меняет описание этиопатогенетического видения случая с учетом ведущей психотерапевтической парадигмы и вытекающей из него психотерапевтической стратегии и тактики.
Заключение. Предложенный алгоритм клинико-психотерапевтического анализа психотерапевтического случая (КАПС) позволяет проводить экспертный анализ психотерапевтического процесса в рамках конкретного психотерапевтического случая, с позиции различных теоретических концепций психотерапии. Предложенный алгоритм технологически отличается от процедур клинических конференций (консилиумов), балинтовских групп и супервизии и может рассматриваться как развивающийся метод оптимизации психотерапии наряду с указанными. Он позволяет учитывать и проводить анализ большинства факторов психотерапевтического процесса, типологизировать сложности психотерапевтических случаев с учетом этапов психотерапевтического процесса, ведущей психотерапевтической концепции, мотивации пациента, проходящих психотерапию, выделяемых врачом-психотерапевтом мишеней психотерапии, что несомненно повышает качество проводимой психотерапии. Учитывая его высокую эффективности (возможности анализировать большинство феноменов процесса психотерапии), чувствительности (возможность качественной и количественной оценки феноменов процесса психотерапии), а также толерантность к различным теоретическим психотерапевтическим концепциям, алгоритм КАПС может быть рекомендован к применению в практику клинической психотерапии в условиях современного здравоохранения, хотя и нуждается в совершенствовании. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |