Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для студентов 1 курса педиатрического факультета




По модульной единице 1.1. Биология клетки.

 

1. Биология как наука. Методы научного познания.

2. Дайте определение жизни. Охарактеризуйте свойства живого. Назовите формы жизни.

3. Эволюционно-обусловленные уровни организации биологических систем.

4. Обмен веществ. Ассимиляция у гетеротрофов и ее фазы.

5. Обмен веществ. Диссимиляция. Этапы диссимиляции в гетеротрофоной клетке. Внутриклеточный поток: информации, энергии и вещества.

6. Окислительное фосфорилирование (ОФ). Разобщение ОФ и его медицинское значение. Лихорадка и гипертермия. Сходство и различия.

7. Второй закон термодинамики и его применение в биологии. Энтропия и негэнтропия.

8. Основные положения клеточной теории Т. Шлейдена и М. Шванна. Какие дополнения внес в эту теорию Р. Вирхов? Современное состояние клеточной теории.

9. Химический состав клетки.

10. Типы клеточной организации. Строение про- и эукариотических клеток. Организация наследственного материала у про- и эукариот?

11. Сходство и различие между растительными и животными клетками. Органоиды общего и специального назначения.

12. Биологические мембраны клетки. Их строение, химический состав и основные функции. Какие модели этой мембраны вам известны?

13. Механизмы транспорта вещества через биологические мембраны. Эндоцитоз и экзоцитоз. Осмос. Тургор. Плазмолиз и деплазмолиз.

14. Физико-химические свойства гиалоплазмы. Ее значение в жизнедеятельности клетки.

15. Что такое органеллы? Какова их роль в клетке? Классификация органелл.

16. Мембранные органеллы. Митохондрии, их структура и функции.

17. Комплекс Гольджи, его строение и функции. Лизосомы. Их строение и функция, типы лизосом.

18. Эндоплазматическая сеть, ее разновидности, роль в процессах синтеза веществ.

19. Немембранные органеллы. Рибосомы, их структура и функции. Полисомы.

20. Цитоскелет клетки, его строение и функции. Микроворсинки, реснички, жгутики.

21. Ядро. Его значение в жизнедеятельности клетки. Основные компоненты и их структурно функциональная характеристика. Эухроматин и гетерохроматин.

22. Ядрышко. Его строение и функция. Ядрышковый организатор.

23. Что такое пластиды? Какова их роль в клетке? Классификация пластид.

24. Что такое включения? Какова их роль в клетке? Классификация включений.

25. Происхождение эукариотической клетки. Эндосимбиотическая теория происхождения ряда органоидов клетки.

26. Строение и функции хромосом.

27. Принципы классификации хромосом. Денверская и Парижская классификация хромосом, их сущность.

28. Цитологических методов исследования. Световая и электронная микроскопия. Постоянные и временные препараты биологических объектов.

 



Самостоятельные работы

Для студентов 1 курса педиатрического факультета

По модульной единице 1.1. Биология клетки.

 

1. Конспектирование научной статьи: Фаворова О.О., Сохранение ДНК в ряду поколений: репликация ДНК.

Ссылка для скачивания статьи: http://www.pereplet.ru/nauka/Soros/pdf/9604_011.pdf

2. Конспектирование научной статьи: Инге-Вечтомов С.Г., Цитогены и прионы: цитоплазматическая наследственность без ДНК?

Ссылка для скачивания статьи: http://www.pereplet.ru/nauka/Soros/pdf/9605_011.pdf

3. Конспектирование научной статьи: Спирин А.С., Принципы функционирования рибосом.

Ссылка для скачивания статьи: http://www.pereplet.ru/nauka/Soros/pdf/9904_002.pdf

4. Конспектирование научной статьи: Ченцов Ю.С., Современные представления о строении митотических хромосом.

Ссылка для скачивания статьи: http://www.pereplet.ru/nauka/Soros/pdf/9608_014.pdf

5. Конспектирование научной статьи: Филиппов П.П., Как внешние сигналы передаются внутрь клетки.

Ссылка для скачивания статьи: http://www.pereplet.ru/nauka/Soros/pdf/9803_028.pdf

6. Микроэлементы и ультрамикроэлементы: их биологическая роль.

7. Особенности жизненного цикла различных групп вирусов. Трансдукция.

8. Микро-РНК (microRNA) и РНК-интерференция.

9. Формы молекулы ДНК: их биологическое значение.

10. Прионные болезни: история открытия, причины возникновения, симптомы, диагностика, лечение.

11. Апоптоз (запрограммированная гибель клеток). Определение понятия и его биологическое значение. Развитие и этапы апоптоза.

12. Механизм движения хромосом в ходе клеточного цикла. Веретено деления, центриоли, кинетохор и их участие в делении клетки. Ошибки в расхождении хромосом при митозе, и при мейозе.

13. Особенности репликации ДНК у про- и эукариот.

14. Особенности трансляции у про- и эукариот.

15. Рецепторная роль плазматической мембраны. Мембранные рецепторы. Сигнальные G-белки.

16. Сравнить синтез белков на свободных цитоплазматических рибосомах и на рибосомах, связанных с мембраной гранулярного ЭПР.

17. Ядерные белки, их роль в строении и функционировании хромосом.

18. Уровни организации хромосом эукариот. Изменения организации (спирализации) хромосом в митотическом цикле клеток.

19. Межклеточные соединения, их типы и структурно-функциональная характеристика. Молекулы клеточной адгезии. Стр 164

20*. Перевод научной статьи (английский язык).



МОДУЛЬ 2. БИОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И СТАРЕНИЯ

Биологизация медицины в современном научно-техническом формате предусматривает появление и преумножение числа технологий, допускающих вмешательство врача в фундаментальные биоинформационные, биоэнергетические, регуляторные, метаболические, клеточно-биологические механизмы жизнеобеспечения и развития.

Биология развития – стремительно прогрессирующая биологическая дисциплина. Она представляет собой науку о становлении организма в ходе онтогенеза. Динамично развивающаяся биология развития, в настоящее время, приближается к пониманию молекулярно-клеточных механизмов возникновения живых организмов. Именно ей принадлежит объединяющая роль в отношении разных биологических дисциплин. Она дает основу для интеграции молекулярной биологии, физиологии, биохимии, морфологии, онкологии, иммунологии, а также эволюционных и экологических исследований.

Индивидуальное развитие представляет собой целостный непрерывный процесс, в котором отдельные события увязаны между собой в пространстве и времени. Существует несколько вариантов периодизации онтогенеза, каждый из которых наилучшим образом подходит для решения конкретных научных, образовательных или практических задач. С общебиологической точки зрения, важнейшее событие онтогенеза — половое размножение. Различные временные отрезки онтогенеза соотнесены со способностью особи осуществлять функцию размножения,

Об успехах биологии развития свидетельствует тот факт, что в течение 10 лет (с 1995 по 2005 гг.) Нобелевский комитет трижды принимал решение о присуждении премии по физиологии или медицине за решение проблем из области эмбриологии.

Особенности проявления общебиологических закономерностей (биологического “наследства”) жизнедеятельности и развития (в частности, индивидуального) людей имеет значение для их здоровья и, следовательно, для практического здравоохранения.

Люди исключительно после рождения осваивают обязательную для их развития в качестве биосоциальных и одухотворенных живых существ вторую информационную программу – культурного или социального наследования. Период стабильного функционирования для человека включает не только эффективное участие в репродуктивном процессе, но также осуществление трудовой деятельности; нельзя забывать и о духовной жизни людей, полноценном выполнении ими функций гражданина своей страны.

 

Цель и задачи изучения модуля: сформировать представление об основных формах размножения организмов, оплодотворении, индивидуальном развитии, стадиях эмбрионального развития, постэмбриональном развитии и биогенетическом законе; научиться охарактеризовывать и сравнивать между собой фазы митоза и мейоза, давать полную характеристику строению и функциям половых клеток, показывать взаимосвязь между мейозом и оплодотворением и митозом и их ролью при сохрании постоянного числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении.

 

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

в научно-исследовательской деятельности:способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

Знать:

1. общие закономерности развития жизни;

2. правила техники безопасности и работы с приборами;

3. основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов.

Уметь:

1. пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

2. пользоваться биологическим оборудованием;

3. работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

4. объяснять характер отклонений в ходе развития, ведущих к формированию вариантов, аномалий и пороков.

Владеть:

1. навыками микроскопирования и анализа электронных микрофотографий.

ЗАНЯТИЕ 1.2.1.

КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...