Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как видите, принципиальным является п.6 алгоритма: прочитай слово по звуковой схеме, как говорим (т.е. орфоэпическое чтение), с опорой на ударение.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ УГЛУБЛЕННОГО КУРСА

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Для студентов 4 курса по специальности

«Преподавание в начальных классах»

 

 

                                                                             Санкт-Петербург

2013

 

Составитель: Лабинская Татьяна Анатольевна, преподаватель методики преподавания русского языка в начальных классах высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ РФ, лауреат Премии правительства Санкт-Петербурга в номинации «Развитие инновационной деятельности в образовательном учреждении», сертифицированный преподаватель по технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» (сертификат Открытого Общественного Института г.Нью-Йорка, США).

 

Печатается по решению ПЦК русской словесности ГБПОУ Некрасовского колледжа №1.

 

 

Данные материалы предназначены студентам 4 курса, в том числе, имеющим индивидуальный образовательный маршрут, обучающимся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах (ПМ 01 МДК 02, раздел 4).

Содержание пособия представляет собой информационные тексты, которые направлены на углубление знаний по всем разделам методики преподавания русского языка в начальных классах.

Целью изучения данного раздела является формирование умения проектировать уроки бучения грамоте, литературного чтения, русского языка и развития речи на современном уровне, с использованием авторских методик и альтернативного подхода к обучению

Углублённый курс методики русского языка

(рабочие материалы)

Раздел: Методика обучения грамоте.

Цель: Анализ современных подходов к обучению.

 

Уважаемые студенты. Вам предлагается теоретический материал для самостоятельного изучения раздела, состоящий из 2-х блоков:

блок 1 – традиционный подход к обучению грамоте;

блок 2 – альтернативный подход к обучению грамоте.

           

       После изучения данной темы Вы должны:

                

1. Знать:

· название методик обучения продуктивному способу чтения (пословному и текстовому) и их авторов;

· новые термины и их толкования (см. терминологический словарь);

2. Понимать:

· отличие диагностики громкого чтения от проверки техники чтения, пропедевтики чтения от обучения чтению по обычному планированию уроков обучения грамоте;

· возможность и целесообразность применения тренинговых заданий (карточек-горок и карточек-столбиков), использования пропедевтики чтения и резервов обучения чтению в период обучения грамоте на разных этапах: подготовительном, основном, послеазбучном;

· в чем заключается альтернативный подход к обучению грамоте по пятиуровневой системе и дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова

 

 

Терминологический словарик

  1. Продуктивный способ чтения – только чтение целыми словами.
  2. Пропедевтика чтения – предварительный круг знаний о звуковом составе слова и его графическом обозначении, что позволяет начать обучение механизму чтения с первой ступени подготовительного периода.
  3. Громкое чтение – чтение вслух.
  4. Пословное чтение – один из двух подвидов громкого чтения, при использовании которого реализуется механизм звуко-буквенных соответствий.
  5. Текстовое чтение – один из двух подвидов громкого чтения, при использовании которого реализуется механизм словесно-фразовых соответствий.
  6. Оптимальное чтение – наиболее благоприятный темп чтения, который соответствует темпу разговорной речи.
  7. Диапазон оптимального чтения (120-150) слов в минуту, это тот диапазон, к которому в течение всей истории развития человечества, приспособилось мышление и артикуляция человека.

 

Если Вы хотите более глубоко изучить вопросы раздела, то можете воспользоваться следующей литературой

1. Гребёнкина Р.Т. Обучение грамоте в начальной школе – СПб; 1996 г.

2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991 г.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990 г.

4. Засорина Л.Н. , Плюснина Е.М., Данилова Н.В. Навыки громкого чтения (контроль и методика отработки). – СПб; 1996 г.

5. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей. – М.: Федеральный научно-методический центр имени Л.В. Занкова, 1998 г.

6. Нечаева Н.В. Планирование периода обучения грамоте. – М.: Федеральный научно-методический центр имени Л.В. Занкова, 1996 г.

7. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. Проблемы и перспективы: Методическое пособие для системы повышения квалификации работников просвещения. – М.: Центр общего развития, 1999 г.

8. Яновицкая Е.В., Белова Н.А., Адамский М.Я. Большая дидактика и тысяча мелочей.

 

Блок №1: Традиционный подход к обучению грамоте

Материалы данного блока помогут Вам узнать, как разнообразить работу учащихся на разных этапах урока обучения грамоте. Проектируя современный урок, целесообразно использовать современные приемы обучения. Прочитав предлагаемый материал, Вы пополните свою методическую копилку и сможете использовать новые приемы обучения в проекте урока обучения грамоте по современным дидактическим системам обучения.

Углубление знаний по методике обучения грамоте связано с изучением 3 тем:

1. «Пропедевтика чтения в период обучения грамоте».

2. «Методика громкого чтения».

3. «Резервы обучения чтению».


Тема №1:

«Пропедевтика чтения в период обучения грамоте»


Автор - Р.Т. Гребенкина

 

Начнем с первого слова: «пропедевтика». Вспомним, что это слово обозначает (предварительный круг знаний о чем-либо).

Заглянем в терминологический словарик и узнаем, с чем связан предварительный круг знаний для учащихся в период обучения грамоте, обратим свое внимание на слова «механизм чтения». Задумаемся, как же можно обучать этому механизму, уже начиная с подготовительного периода обучения грамоте (т.е. с самого начала 1 класса)?!

Почему так важно научить ребенка читать как можно раньше, если он пришел в школу нечитающим?

 

Умение читать и писать – это средство обучения. И от того, насколько быстро дети научатся читать, зависят их успехи по другим предметам. С каждым годом в школу  приходят в основном читающие дети. Учитель в начале года проводит проверку исходного уровня чтения первоклассников.     Способ чтения у них разный.

 Чтение по буквам – неправильный способ, от него нужно избавляться, чтение по слогам – правильный, но не продуктивный.

 

«Продуктивным способом можно считать только чтение целым словом, которое обеспечивает сознательное чтение», - говорит Раиса Трофимовна Гребенкина в методических рекомендациях «Обучение грамоте в начальной школе». (СПБ., 1996г.)

Автор предлагает путь, ведя по которому своих учеников, учитель поможет им овладеть продуктивным способом чтения (сразу целым словом), уже на первой ступени подготовительного периода обучения грамоте (безбуквенной).

Чтобы понять суть пропедевтики чтения, Вам необходимо актуализировать знания по методике обучения грамоте (3 курс). Попробуйте ответить на вопросы.

Задание: Соотнесите вопросы и ответы.Проверьте себя по листу самоконтроля № 1.

1. Как называется метод обучения грамоте?          а) согласная буква вне слияния (СГ С или С СГ)
2. С какой единицы и в какой период начинается обучение чтению? б) современный звуковой аналитико-синтетический
3. Какая единица чтения добавляется? в) плавное послоговое чтение 15 – 20 слов в минуту.
4. Какое требование выдвигает программа к концу обучения грамоте? г) слог – слияние в основной период.  

 

 


Путь, который предлагает автор, поможет учителю, сформировать у детей продуктивный способ чтения уже к концу периода обучения грамоте (вспомните требования программы к концу обучения грамоте: послоговое чтение с постепенным переходом на чтение целыми словами).

В чем же заключается пропедевтика чтения (т.е. предварительный круг знаний, в данном случае, о звуках) чтения?

Автор данной методики утверждает, что начинать работу по обучению детей чтению можно уже в подготовительный период обучения грамоте при изучении понятия «Ударение».

В методических рекомендациях приведен пример работы со словом чайка (с.7 Букваря В.Г. Горецкого. Изучается понятие «Ударение»).

Алгоритм

 

1. Назовите слово по картинке.

2. Скажите четко по частям.

3. Обозначьте части карандашом. (        .      .              )

4. Прочитайте слово по частям (части показываются указкой)

5. Скажите слово с ударением, обозначьте его в звуковой схеме.

6. Прочитайте слово целиком, как говорим, с опорой на ударение.

 

 

Части не следует соотносить с понятие слог! Части – это единицы чтения: слияние звуков, согласный звук вне слияния, гласный звук.

Практика (а студенты нашего колледжа применяли данную методику в своей работе) показывает, что, возможно, следует отказаться от деления слова на слоги, т.е. исключить 3 пункт, сразу составляя звуковую схему слова.

Сначала все звуки обозначаются точками простым карандашом, потом вводится красный цвет для гласного звука, синий – для твердого согласного, зеленый – для мягкого согласного звука.

Далее вводится отличие звонкого (кружок) и глухого (просто точка) согласных звуков.

 Таким образом, на каждом следующем уроке обучения грамоте звуковая схема слова будет меняться. Это зависит от того, какие особенности звуков речи будет вводить учитель дополнительно, изучая материал в соответствии с обычным планированием уроков.

 

Т.е. звуковая схема слова «чайка» будет представлять собой точку зеленого цвета (глухой,мягкий согласный звук «ч»), точку красного цвета (гласный звук «а»), зеленый кружок (звонкий, мягкий согласный звук «й»), синюю точку (глухой, твердый согласный звук «к») и красную точку (гласный звук «а»).

Составьте звуковую схему слова по данному описанию, она похожа на ту, что учатся составлять дети в основной период, только используются точки и кружки вместо квадратов и прямоугольников.

Постепенно «сворачивается» алгоритм работы: составь звуковую схему, прочитай слово по схеме. На второй ступени подготовительного этапа гласный звук обозначается гласной буквой.

Например: дана картинка, на которой изображены маки.

                                                            Методика работы

 . . . . 1.Составьте звуковую схему слова (синий кружок, красная точка, зеленая точка, красная точка).

 . . . .    2. Обозначьте части (в данном случае - слияния согласных звуков с гласными) +       ударение.

а  и
 . . . . 3. Обозначьте гласные звуки буквами (уже изучены буквы Аа, Ии).

 

     4. Прочитайте слово по схеме, как говорим, с опорой на ударение.

Как видите, принципиальным является п.6 алгоритма: прочитай слово по звуковой схеме, как говорим (т.е. орфоэпическое чтение), с опорой на ударение.

Для звукового анализа вводятся слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Этот принцип сохраняется и на основном этапе (слова с – ь, йотированными гласными буквами).

 

Пропедевтикой чтения занимаются до основного этапа. Учащиеся постепенно овладевают механизмом чтения, что «позволяет в более короткий срок обучить детейпродуктивному чтению».

 

Для достижения этой цели, по мнению Р.Т. Гребенкиной, необходимы 2 условия:

· у учащихся должен быть хорошо развит фонематический слух

· учитель должен безукоризненно владеть методикой обучения грамоте, т.к. «Метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический – является наиболее прогрессивным методом на данном этапе развития школы».

 

  К каким же выводам можно придти в процессе анализа данного подхода?

     










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...