Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 11. Совокупный спрос, предложение и макроэкономическое равновесие




Семинар:

1. Совокупный спрос и его детерминанты

2. Совокупное предложение и его детерминанты

3. Равновесие рынка и его изменение

Основные понятия:

Кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения сложной конфигурации: горизонтальный, восходящий и вертикальный отрезки, основные элементы совокупного спроса, равновесный объем производства и дохода, равновесный уровень цен, ценовые и неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения, эффект храповика.

Вопросы для контроля:

1. Что собой представляет совокупный спрос, как его можно определить?

2. Перечислите неценовые факторы совокупного спроса и раскройте их
влияние на расширение совокупного спроса.

3. Охарактеризуйте формы связи между ценой и кривой совокупного
предложения.

4. Какие факторы влияют на совокупное предложение?

5. Выясните различия между классической и кейнсианской моделями
совокупного предложения.

6. Назовите, какие экономические процессы обеспечивают макроэкономическую
равновесие.

7. Назовите авторов и охарактеризуйте суть основных моделей экономического равновесия.

8. Охарактеризуйте и изобразите графически варианты макроэкономической равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

9. Дайте характеристику эффекту «храповика».

Темы фиксированных выступлений:

1 Структура потребительских расходов населения

Тесты:

1. Сдвиг кривой совокупного спроса вправо не может отражать:

а) Повышение уровня цен и реального объема ВНП одновременно.

б) Повышение уровня цен при отсутствии роста реального объема ВНП.

в) Рост реального объема ВНП при отсутствии повышения цен.

г) Повышение уровня цен и падение реального объема ВНП одновременно.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

2. Если уровень цен растет, а производство падает, то это вызвано:

а) Смещением кривой совокупного спроса вправо.

б) Смещением кривой совокупного спроса влево.

в) Смещением кривой совокупного предложения влево.

г) Смещением кривой совокупного предложения вправо.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

3. Если объем равновесного ВНП оказывается больше его потенциального уровня, то:

А. Уровень цен повысится.

б) Уровень безработицы повысится.

в) Появится дефляционный разрыв.

г) Автоматически увеличится совокупное предложение.

Д. Автоматически увеличится совокупный спрос.

4. Кейнсианский отрезок на кривой совокупного предложения:

а) Имеет положительный наклон.

б) Имеет отрицательный наклон.

в) Представлен вертикальной линией.

г) Представлен горизонтальной линией.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

5. Рост совокупного предложения вызовет:

а) Снижение уровня цен и реального объема ВНП.

б) Замедление роста цен и увеличение реального объема ВНП.

в) Повышение уровня цен и объема ВНП в реальном выражении.

г) Замедление роста цен и снижение реального объема ВНП.

Д. Все предыдущие ответы верны.

6. Если произведенный объем ВНП в реальном выражении меньше равновесного, то производители:

а) Сокращают производственные запасы и расширяют производство.

б) Увеличивают производственные запасы и расширяют производство.

в) Сокращают и производственные запасы, и производство.

г) Увеличивают производственные запасы и сокращают производство.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

7. Кривая совокупного спроса повышается, если:

а) Падает уровень цен.

б) Растет уровень цен.

в) Увеличиваются избыточные производственные мощности.

г) Снижается валютный курс национальной денежной единицы.

Д. Все предыдущие ответы верны.

8. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) Совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не меняется.

б) Совокупное предложение сокращается, а объем совокупного спроса не меняется.

в) Сокращаются совокупное предложение и совокупный спрос.

г) Растут совокупное предложение и совокупный спрос.

Д. Все предыдущие ответы верны.

9. Кривая совокупного предложения выражает отношение между:

а) Уровнем цен и потребляемым объемом ВНП в реальном выражении.

б) Уровнем цен и произведенными объемами ВНП в реальном выражении.

в) Уровнем цен, по которым производители желают продавать, а покупатели — покупать товары.

г) Потребленным и произведенным объемом ВНП в реальном выражении.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

10. Если цены на импортные товары выросли, то наиболее вероятно, что это вызвано:

а) Сокращением совокупного предложения.

б) Ростом совокупного предложения.

в) Ростом совокупного спроса.

г) Падением совокупного спроса.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

Задания:

Задание 1. Показать графически в модели AD-AS, как, при прочих равных условиях, изменятся равновесные P и Y, если:

а) возрастут инфляционные ожидания потребителей;

б) предприятия повысят номинальную заработную плату;

в) понизится национальный доход у страны-партнера;

г) повысятся косвенные налоги;

д) в условиях кризиса возрастет реальный ВНП.

Задание 2. Первоначально экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия и описывается следующим образом: долгосрочная кривая AS вертикальна на уровне Y=2800, краткосрочная кривая горизонтальна на уровне Р=1,0, кривая AD задана уравнением: Y=3,5М/Р, где М=800. Произошел неблагоприятный шок предложения, в результате чего цены выросли до уровня 1,4 (SRAS), а потенциальный уровень выпуска снизился до уровня Y=2500(LRAS).

1) Каковы равновесные значения Y и Р в краткосрочном и долгосрочном периодах, если правительство и Центральный банк не вмешиваются в экономику, т.е. кривая AD остается прежней?

2) Если Центральный банк проводит стабилизационную политику, то какое дополнительное количество денег он должен выпустить в обращение, чтобы краткосрочное равновесие в экономике установилось на уровне выпуска Y=2800?

3) Если возрастающее количество денег будет поддерживаться и дальше, то каковы будут координаты точки нового долгосрочного равновесия?

 

 

Тема 12. Циклическое развитие экономики и Макронестабильность

Семинар:

1. Циклический характер экономического развития. Экономический цикл и его фазы.

2. Безработица и ее формы

3. Инфляция, ее сущность, типы и социально-экономические последствия

Основные понятия:

Цикличность, экономический цикл, краткосрочные циклы, циклы Китчина, среднесрочные циклы, циклы Жугляра, цикл Митчелла, циклы Кузнеца (строительные циклы), циклы Кондратьева (долгосрочные циклы, длинные волны), фазы цикла, кризис, депрессия, оживление, подъем, рецессия, трудоспособное население, нетрудоспособное население, занятость, безработица, уровень безработицы, фрикционная безработица, структурная безработица, естественная безработица, уровень естественной безработицы, циклическая безработица, скрытая безработица, сезонная безработица, причины безработицы, социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена, инфляция, уровень инфляции, индекс цен, стоимость потребительской корзины, темп инфляции, инфляция спроса, инфляция предложения (инфляция издержек), ползучая (умеренная), галопирующая инфляция, гиперинфляция, открытая инфляция, подавленная инфляция, кривая Филипса, причины инфляции, социально-экономические последствия инфляции.

Вопросы для контроля:

1. Что такое экономический цикл, и какие фазы он включает? Почему экономические циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности?

2. Что такое малые и большие циклы? Роль концепции «длинных волн» для прогнозирования длительных колебаний капиталистической экономики.

3. Почему экономический цикл оказывает более сильное влияние на производство и занятость в отраслях, выпускающих товары длительного пользования, чем в отраслях, производящих товары кратковременного пользования?

4. Почему безработица представляет собой экономическую проблему?

5. Относятся ли к категории безработных все лица, не имеющие работу?

6. Назовите основные виды безработицы. Каковы особенности безработицы на современном этапе? Какой вид безработицы в наибольшей мере присущ сегодня нашей стране?

7. Почему трудно провести грань между фрикционной, структурной и циклической безработицей?

8. Объясните сущность инфляции. Какие типы инфляции вы знаете?

9. Каковы микро- и макроэкономические последствия инфляции?

10. Каким субъектам может быть выгодна инфляция?

Темы фиксированных выступлений:

1. Финансово-экономический кризис в отдельных странах.

2. Государственная политика обеспечения занятости: опыт отдельных стран.

3. Уровень безработицы в отдельных странах.

4. Антиинфляционная политика правительства (опыт отдельных стран).

Тесты:

1. Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

а) Относится к разряду занятых.

б) Относится к безработным.

в) Не учитывается в составе рабочей силы.

г) Рассматривается как неполностью занятый.

д) Рассматривается, как потерявший надежду найти работу

2. Какой из ответов теста 1 верен, если человек болен и не может работать?

3. Экономический цикл — это промежуток времени между:

а) Двумя фазами цикла

б) Пиками.

в) Спадом и оживлением.

г) Все ответы неверны.

д) Все ответы верны.

4. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) Фрикционной формой безработицы.

б) Структурной формой безработицы.

в) Циклической формой безработицы.

г) Перманентной безработицей.

д) Все предыдущие ответы неверны.

5. Какой из ответов теста 4 верен, если работник, уволившийся добровольно, входит в состав рабочей силы, но пока еще не нашел работу?

6. Циклы Саймона Кузнеца длятся:

а) 5 лет.

б) 12 лет.

в) 20 лет.

г) 100 лет.

7. В условиях полной занятости уровень фрикционной безработицы должен:

а) Равняться 0.

б) Быть менее 1%.

в) Быть меньше, чем уровень циклической формы безработицы.

г) Все предыдущие ответы верны.

д) Все предыдущие ответы неверны.

8. Недостаточный совокупный спрос приводит:

а) К росту фрикционной формы безработицы.

б) К росту структурной формы безработицы.

в) К росту циклической формы безработицы.

г) К росту скрытой формы безработицы.

д) Все предыдущие ответы неверны.

9. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВНП от реального составляет:

а) 2%.  

б) 3%.  

в) 4%.  

г) 5%.  

д) Значительно больше, чем 5%.

10. Инфляцию, вызванную избыточным совокупным спросом, можно проиллюстрировать:

а) Сдвигом кривой совокупного предложения влево.

б) Сдвигом кривой совокупного спроса влево.

в)  Сдвигом кривой совокупного спроса вправо.

г) Сдвигом кривой совокупного предложения вправо.

Задания:

Задание 1.Численность населения составляет 100 млн. чел., 24 млн. чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, в исправительных учреждениях); 30 млн. человек выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс. человек – безработные; 1 млн. чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу.

Рассчитайте:

1) Величину раб. силы

2) Уровень безработицы

Задание 2.Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический – 10%.

1) Определите величину относительного отставания фактического ВНП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы равен 2,5 (по закону Оукена).

2) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млн. долл., то каковы потери ВНП, вызванные циклической безработицей?

Задание 3.Рассчитайте темп инфляции для текущего года, если в предыдущем году ВНПном = 155 млрд.д.е., ВНПреал = 118 млрд.д.е., в текущем году ожидается получить ВНПном = 190 млрд.д.е. при индексе цен = 152%.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...