Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Санкт-Петербургский Университет




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

 

 

 

Смирнова А.А.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

По специальности 40.05.01

«Правовое обеспечение национальной безопасности»

Квалификация (степень) «специалист»

 

Санкт-Петербург

2017


Смирнова А.А.История государства и права России: Методические рекомендации по написанию курсовых работ /Под общей ред. Э.Н. Чижикова / СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. - 25 с.

 

    Настоящие методические рекомендации подготовлены на кафедре теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Изложены методические указания по написанию курсовых работ по учебной дисциплине «История государства и права России». Предназначены для курсантов, студентов очного обучения и слушателей факультета заочного обучения, а также для профессорско-преподавательского состава в качестве практического руководства при помощи в подготовке и защите курсовых работ обучающимися. 

 

                                                                                                                

 

                                                                                                                

Рецензенты:

 

доктор юридических наук, профессор

(ООО «Международный научно-издательский и образовательный центр»)

Э.П. Григонис;

 

кандидат юридических наук

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)


Н.В. Удальцова

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории государства и права и рекомендовано для использования в учебном процессе

(протокол №   от          2017 г.)

 

 

©Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017

 

 

Введение

 

В соответствии с учебными планами подготовки специалистов по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» предусматривается выполнение курсантами, слушателями, студентами курсовых работ по дисциплине «История государства и права России».

Курсовая работа представляет собой самостоятельный научно-исследовательский труд, позволяющий определить способности обучающегося решать научные и практические проблемы изучаемой дисциплины, дающий возможность говорить об умении обучающегося грамотно, логически правильно, стройно и последовательно излагать результаты этого труда.

В данных методических рекомендациях изложены основные требования, предъявляемые к подготовке, написанию и оформлению курсовых сочинений по дисциплине «История государства и права России», даны темы курсовых работ и списки учебной и научной литературы по указанной дисциплине, приводятся образцы оформления отдельных элементов курсовой работы.

 

Общие положения

 

Курсовая работа (проект) - является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков, обучающихся в университете.

Выполнение курсовой работы способствует:

- систематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умению применять их для решения конкретных задач в практической деятельности подразделений и служб Федеральной противопожарной службы МЧС России (далее ФПС);

- развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы (планирование и проведение исследований и работ, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).

 

Курсовая работа по учебной дисциплине «История государства и права России» выполняется в соответствии с типовой учебной программой и учебным планом.

Курсовая работа выполняется в третьем семестре второго года обучения. Выполнение курсовой работы по Истории государства и права России является важной составной частью учебного процесса.

Выполнение курсовой работы способствует углубленному усвоению положений науки истории государства и права России, выявляет способности студентов к самостоятельной научной работе; вырабатывает навыки работы с литературой, анализа и обобщения государственно-правовой практики.

Курсовая работа по Истории государства и права России должна представлять собой законченный авторский труд поодной из актуальных историко-правовых проблем; содержать научный анализ памятников права и научно-практической литературы, самостоятельныенаучно обоснованные выводы; отражать личную позицию курсанта, слушателя к проблемам истории государства и права России.

В курсовой работе курсант, слушатель должен продемонстрировать умение логично, аргументировано, ясно, последовательно и кратко излагать свои мысли.

Основные цели подготовки курсовой работы:

1. систематизация, закрепление, расширение историко-правовых знаний по вопросам государства и права;

2. развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований в области юридических знаний.

Основные задачи курсовой работы:

1. теоретическое обоснование и раскрытие сущности историко-правовых категорий, явлений и проблем по избранной теме;

2. анализ собранного и обработанного материала;

3. разработка научно обоснованных выводов по избранной теме.

Обязательные требования к курсовой работе (проекту):

- самостоятельность исследования;

- анализ литературы по теме исследования;

- связь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практической деятельностью МЧС России;

- наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

- логичность изложения, убедительность представленного материала, аргументированность выводов и обобщений;

- научно-практическая значимость работы.

Курсовая работа (проект) должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практики, показывать общую, правовую и техническую культуру обучающегося.

Работа над избранной темой требует от обучающегося знаний основ методологии научного исследования, творческого мышления и самостоятельности.

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы следует внимательно ознакомиться с программой курса, усвоить основные понятия дисциплины «История государства и права России». Тему следует выбирать с учетом интереса к определенным вопросам курса, доступности соответствующей литературы, возможности использования личного опыта при подготовке работы.

Выполнение курсовой работы по Истории государства и права России включает в себя пять взаимосвязанных этапов:

Основные этапы выполнения курсовой работы (проекта):

- выбор темы;

- подбор и изучение литературы (нормативных правовых актов,

монографической и справочной литературы, статей и т.п.), а также, при

необходимости, практических материалов;

- составление плана курсовой работы (проекта);

- составление плана-графика выполнения курсовой работы (проекта);

- написание курсовой работы (проекта);

- представление курсовой работы (проекта) руководителю, получение

отзыва и устранение указанных в нем замечаний;

- защита курсовой работы (проекта).

Темы курсовой работы выбирается курсантом, слушателем по его усмотрению из перечня тем, составленного кафедрой, содержащегося в настоящих методических рекомендациях.

Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего обучающемуся четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цель работы, ее структура, методика исследования, направленная на раскрытие вопросов. При затруднении составления рабочего плана необходимо обратиться к преподавателю кафедры.

План курсовой работыпредставляет собой перечень глав и развернутый перечень вопросов (параграфов, подпунктов) к каждой главе, составленные в определенном порядке, наряду с введением, заключением, списком литературы и приложениями (см. приложение 2).

Правильно составленный планслужит основой в подготовке курсовой работы; помогает систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Рабочий план курсовой работыкурсант, слушатель составляет самостоятельно, а затем согласовывает его с преподавателем.

Согласно традиционной структуре курсовая работа должна состоятьиз введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

План работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранно­го материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Сбор, анализ и обобщение материалов по теме – один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Написанию работ должно предшествовать глубокое изучение всей рекомендуемой к теме литературы. Для того чтобы иметь полное представление об избранной теме, целесообразно сначала изучить предлагаемые работы и нормативные материалы.

Курсовая работа выполняется на основе анализа памятников права, иных нормативных актов, научной, практической, методической и периодической литературы.

При изучении литературы необходимо делать выписки, относящиеся к каждому вопросу плана для того, чтобы можно было их использовать при изложении материала в курсовой работе.

Одновременно с изучением литературы следует подбирать и анализировать примеры из государственно-правовой практики для иллюстрации и подтверждения основных положений работы. В качестве источников могут быть использованы журналы, газеты. Студент должен показать в работе, что теоретические положения связаны с жизнью и находят в ней отражение. Наличие примеров в курсовой работе обязательно.

Необходимо проанализировать различные подходы и взгляды авторов на избранную тему, изучить юридическую практику.

При подготовке курсовой работы используются монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, материалы информационной сети Интернет, справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.

При выполнении курсовой работы обучающемуся, кроме рекомендованной литературы следует посмотреть юридические журналы «Государство и право», «Правоведение», «Общественные науки и современность», «Вопросы истории», «Отечественная история», «Журнал российского права», «Политические исследования» множество других подобных журналов, для использования содержащихся в них статей как дополнительного материала.

После изучения литературы и ее осмысления можно приступить к формулированию ответов на вопросы темы.

Курсовую работу необходимо выполнить самостоятельно. Недо­пустимо механическое переписывание учебников и других источников. Нарушение этого требования влечет за собой неудовлетворительную оценку и возвращение работы для выполнения ее заново.

Приступая к написанию текста, обучающийся должен иметь в виду, что содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:

- высокий теоретический уровень. Для его достижения курсанту, слушателю необходимо всесторонне изучить выбранную тему путем исследования различных подходов к ее раскрытию. В тексте работы следует ссылаться на мнения ученых-юристов и ученых-историков по исследуемой проблематике, каждый раз сопровождая и оформляя их сносками;

- использование юридической практики (судебной, нотариальной) подтверждающей теоретические выводы или помогающей их формулированию;

- также рекомендуется изучение опыта зарубежных стран по рассматриваемой проблематике;

- правильной структуре и оформлению: наличие титульного листа, плана, введения, основного текста, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст печатается через два интервала на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4). Страницы должны иметь поля: левое 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Все страницы работы (проекта), включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист. На нем номер страницы не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Номер страницы ставится на середине верхнего поля.

Объем курсовой работы (проекта) должен составлять примерно 20-40 страниц печатного текста, не считая приложений.       

Курсовая работа должна иметь титульный лист (см. приложение 1).

 После титульного листа следует «Содержание», где приводятся наименования глав и параграфов курсовой работы с указанием их страниц. Номер страницы на листе с планом не ставится.

Во «Введении» обосновывается актуальность избранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования и методология исследования, ее теоретическое и практическое значение.

Актуальность темы исследования может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Курсант, слушатель, студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, законодательных и иных условиях и т.д. Обоснование актуальности темы должно содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о теме исследования.

Выбор темы курсовой работы и обоснование ее актуальности (значимости)представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач курсовой работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите работы.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы. Во введении формулируется одна цель исследования, вытекающая из темы работы.

Задачи исследования курсовой работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Чаще всего задачи отражают логическую структуру работы; их должно быть несколько.

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод – это совокупность приемов. Другими словами, прием – это часть метода.

Научные методы исследования выражаются в следующих приемах изучения правовой информации:

- метод историзма предполагает изучение объекта с позиций возникновения этого объекта; основных этапов развития этого объекта; определения перспектив развития этого объекта;

- системный метод выражается в системном изучении объекта, что предполагает полноту изучения конструктивных элементов; всесторонность изучения, то есть исследование не только объекта, но и его внутренних и внешних взаимосвязей с другими объектами;

- функциональный метод предполагает исследование объекта в действии, в процессе выполнения им своих функций. Функциональный метод исследования проявляется в глубоком изучении судебной, арбитражной, административной и других видов правоприменительной практики;

- статистический метод представляет собой выявление качества в количестве, когда при анализе цифровых результатов выявляются определенные закономерности;

- метод анализа-синтеза предполагает исследование в двух противоположных направлениях: расчленение изучаемого объекта на составляющие элементы с детальным изучением каждого из них (анализ) и систематизация этих изученных элементов по их объединяющим связям (синтез);

- метод сравнения выражается в сопоставлении изучаемых объектов, их элементов и соотношений на предмет выявления различия или сходства между ними. Метод сравнения применяется в двух противоположных направлениях исследования: а) в выявлении различий между изучаемыми  объектами или их элементами, что предполагает максимальную точность сопоставления; б) в выявлении сходства между сравниваемыми объектами, что предполагает абстрагирование от частностей этих объектов и выявлении в них общих сходных черт. Результатом применения этого метода изучения является получение аналогий, которые применяются и в правоприменительной практике;

- иные методы, которые в науке принято называть специальными, частно-научными: математический, метод моделирования, экспериментальный метод, сравнительно-правовой, метод изучения литературы и т.д. Как правило, частно-научные методы представляют собой разновидность перечисленных выше общенаучных методов.

В ходе исследования допускается применение и иных, кроме перечисленных выше, методов при условии, что примененный метод не относится к числу ненаучных.

Объем введения вместе с заключением не должен превышать 1/5 объема всей работы. На странице с «Введением» ставится номер 3.

Основной текст курсовой работы разбивается на две-три главы, каждая из которых, в свою очередь, может состоять из двух-трех параграфов. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Отдельные положения курсовой работы могут быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в таблицы. При составлении таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к курсовой работе, а в тексте приводятся выводы, сделанные в результате анализа цифровых показателей, приведенных в таблице.

В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод,к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

В «Заключении» подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются основные положения, делаются выводы, указывается степень достижения поставленных во введении задач.

В конце работы приводится список литературы, использованной при написании работы.

Библиографический аппаратв курсовой работе – это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему преподаватель может судить о степени осведомленности курсанта, слушателя, студента о состоянии проблемы в теории и практике.

Библиографический список в курсовой работе обычно следует озаглавливать как «Список использованной литературы».

Список использованной литературы по Истории государства и права России можно условно разделить на три части: нормативные правовые акты (памятники права), научная и иная литература, материалы судебной практики.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

• памятники права (по хронологии);

• международные законодательные акты – по хронологии;

• Конституция РФ;

• кодексы – по алфавиту;

• законы РФ – по хронологии;

• указы Президента РФ – по хронологии;

• акты Правительства РФ – по хронологии;

•   акты министерств и ведомств в последовательности – приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту.

В списке использованной литературыдолжно быть указано полное название нормативного правового акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования.

Библиографическое описание составляют непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Часто у обучающихся возникает вопрос о необходимом количестве источников. Здесь можно дать следующую рекомендацию. Существует негласное правило, согласно которому количество наименований использованных источников должно быть приблизительно равно количеству страниц работы. Естественно, число нормативных правовых актов жестко определять нельзя, так как оно зависит исключительно от темы исследования.

Ссылки и оформление в списке литературы использованных нормативных актов, материалов юридической практики и литературы указываются в определенной последовательности (см. приложения 3,4).

Библиографическая ссылка – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы том или ином документе (его составной части или группе документов), необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами «Цит. по: ...», либо «Цит. по кн.: ...», или «Цит. по ст.: ...».

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, – лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например, ...», «См., в частности, ...».

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует «См. также: ...».

По месту расположения относительно основного текста курсовой работы библиографические ссылки разделяются на: внутритекстовые (концевые), т.е. являются частью основного текста; подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

Внутритекстовые (концевые) ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст квалификационной (дипломной) работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте квалификационной (дипломной) работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы неусложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок. Например: Вельский К.Т. Формирование иразвитие социалистического правосознания. М., 1982. С.43—46.

В тех случаях, когда курсант, слушатель, студент приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифры. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч. ...». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста курсовой работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в списке использованной литературы, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратную или круглую скобку. Например: [11, С.35], что означает: 11 источник, 35 страница.

Ссылки оформляются тем же шрифтом, что и основной текст.

При использовании текстов нормативных правовых актов в ссылках указывается источник их опубликования. Допускается в качестве источника указывать соответствующую справочную правовую систему. 

Не допускается использование в курсовой работе текста других авторов без оформления ссылок. Данные действия расцениваются как недобросовестность курсанта, слушателя, плагиат. Подобные работы к защите не допускаются.

В курсовой работе должна использоваться сплошная нумерация страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – план работы. Введение, каждая глава, а также список использованной литера­туры начинается с от­дельной страницы и снабжается соответствующими заголовками или подзаголовками.

При использовании нормативных или литературных материалов ссылки на источники обязательны. Заимствова­ние чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность автора курсовой работы.

При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовых работ научный руководитель возвращает ему курсовую работу для доработки и устранения недостат­ков.


 Критерии оценки курсовой работы

 

Критериями оценки курсовой работы являются:

а) степень разработки темы;

б) полнота охвата научной литературы;

в) использование нормативных актов, юридической практики;

г) творческий подход к написанию курсовой работы;

д) правильность и научная обоснованность выводов;

е) стиль изложения;

ж) аккуратность оформления курсовой работы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении курсовой работы:

1.Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.

2. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.

3. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.

4. Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.

5. Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов, как по главам, так и в целом по работе.

После проверки преподавателем представленной курсантом, слушателем курсовой работы преподаватель допускает либо не допускает ее к защите.

По результатам защиты курсовой работы выставляется дифференцированная оценка.

«Отлично»выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, содержит глубокий анализ научной и иной литературы, критический разбор законодательства, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами.

При ее защите курсант, слушатель показывает глубокое знание вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо»выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, в ней представлены достаточно подробный анализ и критический разбор практической деятельности, последовательное изложение материала с соответствующими выводами. При ее защите курсант, слушатель показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно»выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую основу, но имеет по­верхностный анализ и недостаточно критический разбор, в ней просматривается непоследовательность изложения материала. При ее защите курсант, слушатель проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не всегда дает исчерпывающие аргументированные ответы на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно»выставляется за курсовую работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях кафедры. В работе нет выводов либо они носят декларативный характер. При защите выпускной квалификационной работы курсант, слушатель затрудняется отвечать на поставленные вопросы по ее теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки. К защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал.

При неудовлетворительной защите обучающийся обязан повторно выполнить курсовую работу по новой теме или переработать ранее написанную.




Варианты тем курсовых работ для очного и заочного отделения

Выполнение курсовой работы предполагает исследование и раскрытие одной из предложенных в варианте тем.

Вариант 1.

1. Образование Древнерусского государства.

2. Норманнская теория происхождения государства и ее оценка в историко-правовой литературе.

3. Принятие христианства и его воздействие на государственное и общественное устройство Киевского государства.

4. Влияние западноевропейского законодательства на право средневековой Руси.

5. Политический строй Древнерусского государства.

6. Общественный строй Киевской Руси.

7. «Повесть Временных лет» как историко-правовой источник.

8. «Русская Правда»- первый свод законов Древнерусского государства.

9. Источники древнерусского права.

10. Указы Василия II о борьбе с пожарами

Вариант 2.

1. Правовое положение социальных групп в Древней Руси.

2. Понятие о преступлении и наказании в древнерусском праве.

3. Судебный процесс по «Русской правде».

4. Становление и развитие на Руси семейного права.

5. Становление и развитие противопожарного законодательства в Древней Руси

6. Государственность и право Новгородской республики.

7. Новеллы противопожарного законодательства в Новгороде и Пскове.

8. Средневековая Русь: феодальная или политическая раздробленность.

9. Псковская судная грамота и ее значение для развития права на Руси

10. Монголо-татарское иго и его воздействие на характер русской государственности и права.

Вариант 3.

1. Формирование аппарата власти единого государства (вторая половина ХV-ХVI вв.).

2. Теория «Москва - третий Рим» и ее роль в создании единодержавия.

3. Судебник 1497г. - первый свод законов Русского централизованного государства.

4. Судебник Ивана IV 1550 г.

5. Институты государственной власти в период сословно-представительной монархии (середина XVI - вторая половина XVII вв.).

6. Церковь в политической системе в период сословно-представительной монархии.

7. Стоглав: история создания, значение памятника права

8. Развитие права в период сословно-представительной монархии.

9. Боярская дума – высший орган власти Русского централизованного государства.

10. Земский собор - институт сословно-представительной монархии - и его место в государственном строе Московского царства.

 

Вариант 4.

1. Становление и функционирование приказной системы управления в Русском государстве.

2. Институт кормлений: наместники и волостели в системе местного управления Московской Руси.

3. Соборное уложение 1649 г.

4. Наказ о градском благочинии и развитие противопожарного законодательства в Московском царстве

5. Правовое регулирование борьбы с наводнениями и эпидемиями в допетровской Руси

6. Исторические источники о борьбе со стихийными бедствиями в допетровской Руси

7. Юридическое оформление крепостного права на Руси.

8. Становление абсолютизма в России.

9. Дискуссии о характере и природе российского абсолютизма в историко-правовой литературе.

10. Политический процесс в конце XVII - начале XVIII вв. Деятельность Преображенского приказа.

Вариант 5.

1. Чрезвычайные органы управления в России XVI-XVII вв.

2. Реформы органов власти и управления Петра I.

3. Областная реформа Петра I.

4. Петровские коллегии: состав, компетенция, значение.

5. Организационное устройство, порядок деятельности и делопроизводства правительственных органов по Генеральному регламенту 1720 г.

6. Социальная политика Петра I. Положение сословий.

7. Процессуальное законодательство Петра I.

8. Духовный регламент 1721 г.

9. Указ Петра I о престолонаследии и его значение.

10. «Указное законодательство» Петра I в сфере пожарной безопасности

Вариант 6.

1. Реформы Екатерины II в области местного управления.

2. Проблемы государственного и общественного устройства в «Наказе» Екатерины П 1767 г. и Уложенной комиссии.

3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

4. Устав благочиния 1782 г.: историко-правовой анализ.

5. Становление политического сыска в России.

6. Становление регулярной полиции в России.

7. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» 1785 г. и завершение формирования дво­рянского сословия в России.

8. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г. и становление сословного городского самоуправления.

9. Сословная структура российского общества в XVIII в.

10. Система правосудия в России XVIII в.

Вариант 7.

1. Попытки систематизации права во второй половине XVIII в.

2. Указы о создании первых пожарных команд в Российской империи

3. Теория «официальной народности» как государственно-правовая доктрина Российской империи второй четверти XIX в.

4. Конституционные проекты декабристов.

5. Правовое положение сословий в первой половине XIX в.

6. Систематизация русского права в первой половине XIX в.

7. Систематизация русского законодательства в сфере пожарной безопасности в первой половине XIX в.

8.«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.

9.Собственная его императорского величества канцелярия в системе высших государственных учреждений Российской империи.

10. Комитет министров в системе высших государственных учреждений Российской империи XIX — начала XX вв.

Вариант 8.

1. Совет министров - высший правительственный орган Российской империи.

2.Государственный Совет как высший законосовещательный орган Российской империи.

3.Правительствующий Сенат как высший орган суда и надзора в Российской империи XIX - начала XX вв.

4.Святейший Синод в системе государственных учреждений Российской империи.

5.Министерство внутренних дел в первой половине XIX в.: компетенция, состав, значение.

6.Реформа Министерства внутренних дел во второй половине XIX в.

7. Министерство юстиции и судебная система Российской империи в первой половине XIX в.

8. Политико-правовая концепция М. М. Сперанского.

9. Устав пожарный 1832 г. как результат систематизации противопожарного законодательства в России

10. Цензурная реформа 1865 г. и Главное управление по делам печати.

Вариант 9.

1. Третье отделение Собственной Его императорского величества канцелярии - орган политического сыска и следствия.

2.Полицейская реформа 1880г. и образование Департамента полиции.

3. Губернские жандармские управления и их роль в системе полицейских органов Российской империи.

4. Институт губернаторства в системе местных органов власти. 1861-1881 гг.

5.Отмена крепостного права в России: организационная подготовка, правовое содержание и историческое значение реформы.

6.Личные и имущественные права крестьян по «Положению» 19 февраля 1861 г.

7. Судебная реформа в России.

8.Институт присяжных поверенных (адвокатуры) в Российской империи.

9. Земские реформа и контрреформа XIX в.

10. Городские реформа и контрреформа XIX в.

Вариант 10.

1. Университетские уставы XIX в.

2. Фабричное законодательство конца XIX в.

3. Государственная (юридическая) школа в России (Б. Н. Чичерин, К Д. Кавелин).

4.Консервативное направление в российской правовой мысли (К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров).

5.Законодательство о народном представительстве 1905-1907 гг.

6. Модернизация государственного строя в октябре 1905-1906гг.

7. Манифест 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка»: правовая природа и политическое значение.

8. Правовой статус Государственной Думы (1905-1916 гг.).

9. Законодательство о пожарных страховых обществах на рубеже XIX -XX в.

10. Добровольная пожарная охрана в России в XIX в.

Вариант 11.

1. Общественные организации и их правовой статус в годы Первой мировой войны (на примере Земского и Городского союзов).

2.Правовое положение женщин в российском законодательстве XIX - начала XX вв.

3. Реформа Совета министров в начале XX в.

4.Реформирование Государственного Совета в годы первой русской революции.

5.«Основные законы Российской империи» 23 апреля 1906 г. и их оценка в историко-правовой науке.

6.Дискуссии о форме правления России в начале XX в. в историко-правовой литературе.

7.Права и свободы человека в программах ведущих политических партий России в 1905-1917 гг.

8. Правовой статус личности в воззрениях Ф. Ф. Кокошкина.

9. Л. А. Тихомиров о свободе личности.

10. Проблема правового статуса личности в государственном праве.

Вариант 12.

1. Н. М. Коркунов о правовом статусе личности.

2.Правовое положение печати в Российской империи во второй половине XIX в.

3.Правовое положение печати в Российской империи в начале XX в.

4.Аграрное законодательство Российской империи нача­ла XX в. Столыпинская земельная реформа.

5. Уголовное уложение 1903 г.

6.Административная юстиция в России (вторая половина XIX в.-1917 г.).

7. Указ и закон в период третьеиюньской политической системы

8.Чрезвычайно-указное законодательство в России (1906-1914гг.).

9. Изменения в механизме государственного управления Российской империи в период Первой мировой войны.

10. Модернизация формы государства в период Временного правительства.

Вариант 13.

1. Правовая политика Временного правительства.

2. Учредительное собрание.

3. Создание высших органов государственной власти и управления Советского государства (октябрь 1917 - 1918 гг.).

4. Образование и компетенция советских правоохранительных органов (милиция, ВЧК).

5.Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917 - 1918 гг.).

6.Национально-государственное устройство советского государства (1917-1918). «Декларация прав народов России».

7.Формирование однопартийной политической системы в советской России (1917-1923 гг.).

8. Создание основ советского права и советской судебной системы.

9. Конституция РСФСР 1918 г.

10. Изменения в государственном аппарате в период Гражданской войны.

Вариант 14.

1. Право в период Гражданской войны.

2. Организационно-правовые формы строительства Красной Армии.

3. Политика военного коммунизма.

4. Политико-правовая организация антисоветских образований в годы Гражданской войны.

5. Перестройка государственного аппарата в годы НЭПа.

6.Конституция СССР 1924 г.

7. Советское право в годы НЭПа.

8. Реорганизация государственного аппарата в условиях формирования административно-командной системы (1929-1941 гг.).

9. Роль карательных органов в период оформления и развития административно-командной системы управления.

10. Репрессивное законодательство 1932-1937 гг.

Вариант 15.

1. Конституция СССР 1936 г.

2. Советское право в годы Великой Отечественной войны.

3. Органы государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны.

4. Изменения в государственном аппарате в 1946-1953 гг.

5. Конституция СССР 1977 г.

6. Конституция РФ 1993 г.

7. Место Боевых уставов пожарной охраны в системе советского законодательства о пожарной безопасности

8. Становление и развитие органов пожарной безопасности в СССР

9. Законодательство о правовом статусе спасателей в СССР

10. Институт добровольной пожарной охраны в России: история и перспективы

 

Распределение вариантов курсовых работ

№ п/п Первые буквы фамилии слушателя, студента № варианта
1 А, Б № 1
2 В, Г № 2
3 Д, Е № 3
4 Ж, З № 4
5 И, К № 5
6 Л, М № 6
7 Н, О № 7
8 П № 8
9 Р № 9
10 С № 10
11 Т, У, № 11
12 Ф, Х, № 12
13 Ц, Ч № 13
14 Ш, Щ, № 14
15 Э, Ю, Я № 15

 

 


Приложение 1

Образец титульного листа курсовой работы

 


МЧС России

Санкт-Петербургский Университет

       Государственной противопожарной службы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...