Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии оценивания задания 4. Участие в диалоге




Таблица 7

Критерии оценивания диалога (Д)

Д1

Учащийся справился с коммуникативной задачей.  Даны ответы на все вопросы в диалоге.  1
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы. 0

Д2

Учет условий речевой ситуации 1
Учтены условия речевой ситуации. 0
Условия речевой ситуации не учтены.
Максимальное количество баллов за диалог 2

По критерию Д1 оцениваются ответы ученика на все вопросы, заданные собеседником, в целом. Для диалогической речи естественно, что на один вопрос может быть дан исчерпывающий ответ, состоящий из одной фразы. Чтобы ответить на другой вопрос, ученику может понадобиться несколько фраз. Критерий Д1 учитывает успешность речевой коммуникации.

Учёт речевой ситуации, критерий Д2, позволяет обеспечить взаимодействие между экзаменатором-собеседником и учеником.

 

Обратим внимание на некоторые сложные моменты в организации диалогас учащимся.

Во-первых, необходим естественный переход от монолога ученика к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.

Да, у экзаменатора-собеседника есть подготовленные вопросы для проведения диалога, но в зависимости от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию. Экзаменатору не следует зачитывать вопрос по бумажке, необходимо создавать ситуацию естественного общения.

Во-вторых, цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его речевую деятельность. Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся. К примеру, разберём диалог:

– Чьё мнение для Вас важно?

– Папы.

В данной ситуации получен односложный ответ на вопрос, который будет оценен 0 баллов. Чтобы избежать коммуникативной неудачи, экзаменатору необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.

– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Таблица 8

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Баллы
Г Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет. 1
Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0
О Соблюдение орфоэпических норм  
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки . 1
Допущены орфоэпические ошибки (три и более). 0
Р Соблюдение речевых норм  
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. 1
Допущены речевые ошибки (три и более). 0

 

РО Речевое оформление  
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. 0

Максимальное количество баллов

4

Что понимается под языковым оформлением высказывания? 

Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение русского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы); точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.

Оценивая правильность речи заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.

К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 4 можно отнести односложные ответы на вопросы собеседника.

К числу типичных ошибок экзаменаторов-собеседников при организации диалога задания 4 можно отнести:

· неумение создать атмосферу «живой» беседы;

· отсутствие непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика;

· вопросы задаются формально, читаются по бумажке;

· неумение стимулировать речь учащегося;

· неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.

 

Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы оннабрал 10 или более баллов.

 

Усвоение теоретического материала, представленного в Разделе 1, является основой формирования практических умений адекватного оценивания устных ответов экзаменуемых, чему и будет посвящен следующий раздел 1.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ

Тема 1. Технология оценивания задания 1 «Чтение вслух текста научно-публицистического стиля».

Таблица 9

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация

 

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 0

Темп чтения

 

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0

Максимальное количество баллов за всё задание

2

Аудиозапись 1. Прослушайте аудиозапись.Оцените устные ответы учащихся по критериям ИЧ и ТЧ и Правильность речи.

Задание 1. Чтение текста.

Перед Вами фотография Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945) –советского учёного, естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля конца XIX – первой половины XX века.

Выразительно прочитайте текст о В.И. Вернадском вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Рисунок 2

В историю российской и мировой наукиВладимир Иванович Вернадский вошёл как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, автор более чем 700 трудов. Учёный изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллогра́фия, минералогия, геохимия. Учёный определил пути общей эволюции Земли, ввёл понятия «биосфера» и «ноосфера». Владимира Ивановича считают родоначальником новой отрасли науки – экологии.

Владимир Иванович прекрасно понимал, что задача учёного сводится не только к открытию или установлению какой-либо закономерности или явления. Он считал, что учёный обязан подтверждать и обосновывать свои идеи, извлекать максимально больше пользы из открытия как для науки, так и для промышленности страны.

Сегодня в нашей стране благодаря В.И. Вернадскому найдены и изучаются минеральные ресурсы практически всех элементов Периодической системы Менделеева, в то время как в начале ХХ века использовалось в производстве только 30 элементов, причём часть из них ввозилась из-за границы. Теоретические положения В.И. Вернадского о наличии в недрах нашей страны разнообразных полезных ископаемых полностью подтвердились широко проведёнными геологическими исследованиями.

Оставаясь учёным-профессионалом, преподавателем, мыслителем, Вернадский принимал близко к сердцу все невзгоды и трудности, выпадавшие на долю родной страны.

                                                                                            (171 слово)

Критерий Балл Комментарий
ИЧ    
ТЧ    
Граммат. нормы  
Орфоэп. нормы  
Искажения    

 

Критерий Балл Комментарий
ИЧ 1 Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
ТЧ 1 Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Граммат. нормы 0 Допущена ошибка в склонении имени числительного.
Орфоэп. нормы 0 Допущено более одной орфоэпической ошибки, включая слово с поставленным в тексте ударением.
Искажения 0 Допущены многочисленные искажения слов.

Тема 2. Технология оценивания задания 2 «Пересказ текста с включением приведённого высказывания».

Таблица 10

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

П1 Сохранение при пересказе микротем текста Баллы
Все основные микротемы исходного текста сохранены. 1
Упущена или добавлена одна или более микротем. 0
П2 Соблюдение фактологической точности при пересказе  
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. 1
Допущены фактические ошибки (одна и более) 0
П3 Работа с высказыванием  
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. 1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа. 0
П4 Способы цитирования  
Ошибок нет. 1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0

Максимальное количество баллов за всё задание

4

 

Таблица 11

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Г Соблюдение грамматических норм Баллы
Грамматических ошибок нет. 1
Допущены грамматические ошибки (одна и более). 0
О Соблюдение орфоэпических норм  
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). 1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более). 0
Р Соблюдение речевых норм  
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. 1
Допущены речевые ошибки (три и более). 0
Иск. Искажения слов  
Искажений слов нет. 1
Допущены искажения слов (одно и более). 0

Максимальное количество баллов

4

Аудиозапись 2. Прослушайте аудиозапись.Оцените устные ответы учащихся по критериям П1–П4.

 

Текст для пересказа.

Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800)вслух.

  У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!

А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но
с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.

 Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.

Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».

(171 слово)

Пересказ текста.

Перескажитепрочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова:

«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».

Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.

 

У Вас есть1 минута на подготовку.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...