Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Парапсихология и экстрасенсорное целительство
Парапсихологическое направление оказания психологической или медицинской помощи человеку исходит из убежденности в существовании «сверхъестественных» феноменов и процессов, вызывающих те или иные болезненные патологические проявления на уровне соматики или психики. Основой парапсихологических воззрений становятся остающиеся нераспознанными феномены психической деятельности человека, которые трактуются как экстрасенсорные, биоэнергетические. По мнению А.П.Дуброва и В.Н.Пушкина, биогравитация — это способность человека создавать, излучать и воспринимать определенный вид физического поля, имеющего специфическую квантово-импульсную природу, сходную с гравитацией, и в то же время имеющие свои «особые черты». Все обоснования существования биоэнергетики в настоящее время носят гипотетический характер и поэтому могут рассматривать лишь как одна из версий возможной трактовки происходящих в человеке психических и психосоматических процессов и не могут приниматься за факты. К сожалению, представители парапсихологии и экстрасенсорики не принимают во внимание принципиально важное научное мировоззрение и способ доказательства чего бы то ни было в сфере познания. Они настаивают и в этом вопросе на привлечении к анализу ненаучных методов и способов анализа действительности. Известным научным принципом является принцип «презумпции доказанности» (П.В.Симонов), под которым понимается отсутствие необходимости доказывать те факты, которые уже нашли научное обосновании в прошлом при появлении новых гипотез их объяснения. Процесс научного познания требует получение неопровержимых фактов и доказательств чего-либо нового и одновременного опровержения тех оснований, с помощью которых объяснялись те же процессы и состояния ранее. К примеру, в случае с т.н. «энергетическим вампиризмом», объясняемым в психологии как психотерапевтический эффект вербальной или невербальной информации и формированием соответствующей установки, требуются научные доказательства экстрасенсорного механизма «вампиризма» и опровержение психотерапевтического, а не наоборот. Существование принципа «презумпции доказанности» объясняется эволюционным характером развития научной мысли. Для клинической психологии существенное значение имеют два феномена из области парапсихологии: «кожное зрение» и экстрасенсорное целительство. Под «кожным зрением» понимают новый нетрадиционный вид н способ фоторецепции при распознавании па- -498- тологических состояний и заболеваний человека. Экстрасенс убежден, что способен производить диагностику отклонений функционирования внутренних органов другого человека на основании т.н. «кожного зрения», воспринимая форму, цвет и температуру поврежденного органа. Исследования, производимые с экстрасенсами, доказали, что у них фактически с помощью тренировки и иных способов повышен порог кожной чувствительности и не существует каких бы то ни было сверхъестественных способностей. То же относится к т.н. экстрасенсорному целительству, под которым понимают воздействие (чаще дистанционное) на организм и психику человека с помощью разнообразных манипуляций или вербального влияния. С точки зрения науки, экстрасенсорное целительство является психотерапией, использующей механизмы суггестии (внушения или гипноза). Основные различия между психотерапией в широком понимании термина — психологического воздействия вербальной или невербальной информацией и вызыванием у человека в связи с этим определенных психических состояний — и экстрасенсорным цели-тельством представлены в таблице 24. Таблица 24 Различия психотерапии и экстрасенсорного целительства
-499- Таким образом, можно утверждать, что различия между экстрасенсорным целительством и психотерапией кардинальны и принципиальны. Они отражают различия в подходах к осмыслению реальности: научный и мифологический. При этом интерес и тяга пациентов к нетрадиционному целитсльству вполне объяснима. «Разрыв между возможностями аллопатии и потребностями в ней — величина пока еще постоянная, и если так, не менее постоянно желание людей этот разрыв преодолеть, ...потому-то мы и обречены на контакт с разного рода неофициальными врачевателями, хотя и знаем заранее, что среди них непременно будут и настоящие, и мнимые, и гении, и невежды, которым тем не менее суждено заполнить вакуум» (В.Аграновский). Многие медицинские сенсации лопались подобно мыльным пузырям, а их герои уличались в шарлатанстве. Однако назвать этих людей исключительно шарлатанами было бы несправедливо. Большинство из них истово верят в свои незаурядные и экстрасенсорные способности, например, в «целительные свойства своего биополя». На поверку оказывается, что свойства, на которые намекают экстрасенсы, достаточно банальны. Их основа — психотерапия, воздействие словом, посредством ритуала, антуража, а вовсе не биополем или никому не известными «флюидами». Справедливости ради следует сказать, что не все феномены экстрасенсов можно объяснить с позиций сегодняшних научных знаний, в частности в области физики и биофизики. Однако подавляющее большинство их лечебных воздействий не только можно объяснить, но они уже давно не являются тайной и используются врачами-аллопатами, которые, впрочем, не претендуют на свою исключительность и сверхспособности. Особое значение во врачевании экстрасенсов имеет антураж их лечения. С его помощью у зрителей-пациентов создается особый настрой с повышенной степенью внушаемости, который и способствует терапевтическому эффекту. Положение изгоев, непризнанных гениев, способствует усилению веры больных и страждущих в исцелителя, что оказывает тем неоценимую услугу. Если бы участковому врачу верили также, как верят экстрасенсу, результаты лечения больных у них были бы сравнимыми. Пациент имеет право выбирать себе способ психологической помощи, однако делать этот выбор он должен осмыслено, принимая на себя ответственность за него. Задача клинического психолога помочь пациенту разобраться в наборе методик оказания психологической помощи и постараться сформировать научного мировоззре- - 500 - ние и активную личностную позицию, позволяющую противостоять недугу и совместно со специалистом-медиком бороться за восстановление утраченного здоровья. ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: Вопрос 1.К способам психологической помощи относятся все нижеперечисленные за исключением: а) психологического консультирования б) психологической коррекции в) психологической защиты г) психотерапии в узком смысле д) психотерапии в широком смысле Вопрос2. Способ психологической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции» называется: а) психологическим консультированием б) психологической коррекцией в) психологической защитой г) психотерапией в узком смысле д) психотерапией в широком смысле Вопрос3. В рамках психологической коррекции происходит формирование: а) личностной позиции б) навыков адаптивного поведения в) неврозоустойчивости г) фрустрационной толерантности д) стрессоустойчивости Вопрос 4.Психотические психопатологические симптомы и синдромы требуют использования: а) психологического консультирования б) психологической коррекции в) психотерапии в узком смысле г) психотерапии в широком смысле д) ни один из ответов неверен Вопрос5. Изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо называется: а) манипулированием б) управлением в) воздействием г) психокоррекцией д) формированием - 501 - Вопрос6. Информирование клиента является существенным методом психологической помощи при: а) психологическом консультировании б) психологической коррекции в) психотерапии в узком смысле г) психотерапии в широком смысле д) ни один из ответов неверен Вопрос7. При информировании возможны все нижеперечисленные методы фокусировки внимания клиента за исключением фокусировки на: а) явных отклонениях функционирования организма и психики б) всех имеющихся отклонениях в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить г) всем спектре проявлений — и нормальных и аномальных д) все ответы верны Вопрос8. К вариантам психологической защиты относят все нижеследующие за исключением: а) рационализации б) идентификации в) псевдофрустрации г) проекции д) вытеснения Вопрос 9.Перевод одного вида «энергии» (например, сексуальной) в другой с формированием замещающей деятельности называется: а) вытеснением б) сублимацией в) проекцией г) переносом д) канализацией Вопрос 10.Терапевтической мишеньюдля использования психологического консультирования являются: а) экзистенциальные проблемы человека б) психопатологические симптомы непсихотического регистра в) психопатологические симптомыпсихотического регистра г) психосоматические проблемы д) все ответы верны Вопрос 11.Автором т.н. «патогенетической психотерапии» является: а) З.Фрейд б) В.Франкл в) В.Мясищев г) Д.Узнадзе д) никто из перечисленных -502- Вопрос12. Исправление «иррациональных мыслей и идей» является основой: а) логотерапии б) экзистенциальной психотерапии в) поведенческой психотерапии г) рациональной психотерапии д) рационально-эмотивной психотерапии Вопрос13. Логотерапия ~ это: а) суггестивная психотерапия б) психотерапия с помощью поиска утраченного смысла бытия в) метод лечения заикания г) метод коррекции речи д) метод глубинного психоанализа Вопрос14. Психотерапия «здравым смыслом» использует принцип: а) отказа от претензий б) отказа от фатальности в) отказа от однозначности г) выработки стратегии «антиципирующего совладания» д) все ответы верны Вопрос15. Методика, построенная по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов называется: а) логотерапией б) прогрессивной мышечной релаксацией в) суггестией г) антиципационным тренингом д) биологически обратной связью Вопрос 16.Выделяются все нижеследующие типы биологически обратной связи за исключением: а) электромиографической биообратной связи б) электрореографической биообратной связи в) электроэнцефалографической биообратной связи г) электрокожной биообратной связ д) температурной биообратной связи Вопрос 17. Методика, при которой происходит погружение человека в ситуацию (воображаемую или реальную), вызывающую страх с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной, называется: а) парадоксальной интенцией б) парадоксальной коммуникацией в) систематической десенсибилизацией г) систематической сенсибилизацией д) несистематической сенсибилизацией -503- Вопрос 18.Методика «якорения» используется в: а) антиципационном тренинге б) позитивной психотерапии в) логотерапии г) когнитивной психотерапии д) нейролингвистическом программировании Вопрос 19.Анализируемость пациента — это: а) способ оценки внушаемости б) способ оценки гипнабельности в) способ оценки пригодности к гуманистической психотерапии г) способ оценки пригодности к психоанализу д) ни один из ответов неверен Вопрос 20.Методика «кожного зрения» подразумевает: а) диагностику с помощью биолокации б) диагностику с помощью электромагнитных колебаний в) диагностику с помощью нетрадиционного способа фоторецепции г) диагностику с помощью измерения температуры кожных покровов д) ни один из ответов неверен РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Г. С. Абрамова. Практическая психология. М., 1997, 368 с. А. А. Александров. Современная психотерапия. М, 1998, 335 с. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988, 400 с. Б.Д. Карвасарский. Психотерапия. М., 1985, 304 с. В.Т. Кондратенко, Д.И. Донской. Общая психотерапия. Минск, 1997, 464 с. В.Д. Менделевия, Д.А. Авдеев, С.В.Киселев. Психотерапия «здравым смыслом», Чебоксары, 1992, 76 с. Н. Пезешкиан. Психотерапия повседневной жизни. М., 1995, 336 с. Ю. С. Шевченко. Психокоррекция: теория и практика. М., 1995,224 с. С. Уолен, Р. ДиГусепп, Р. Уэсслер. Рационально-эмотивная психотерапия. М.» 1997, 257 с. В. Франкл. Человек в поисках смысла, М., 1990, 368 с. Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстшцкий. Семейная психотерапия. Л., 1990,192 с. К.Юнг. Психологические типы. М., 1995,616 с. -504- ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ» Опросник Стреляу Предназначен для определения типов темперамента. Инструкция: испытуемый должен отметить знаком «+» те утверждения, с которыми согласен, знаком «—» те, с которыми не согласен, знаком «+» при отсутствии твердого ответа. 1. Легко ли Вы сходитесь с людьми? 2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующие распоряжения? 3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления после утомительной работы? 4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях? 5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов? 6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул? 7. Забываете ли Вы об усталости, если работа Вас полностью поглощает? 8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания? 9. Засыпаете ли Вы легко и одинаково, ложась спать в разное время суток? 10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят? 11. Легко ли Вам возвращаться к работе, который Вы не занимались несколько недель или месяцев? 12. Умеете ли Вы терпеливы объяснять? 13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения? 14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость? - 505 - 15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний? 16. Способны ли Вы, когда требуется, воздерживаться от проявлений своего превосходства? 17. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей? 18. Трудно ли Вам сдержать злость или раздражение? 19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты? 20. Умеете ли Вы, если требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? 21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу? 22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение? 23. Способны ли Вы переносить поражения? 24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-либо, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно? 25. Вызывает ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня? 26. Есть ли у Вас на все «готовые ответы»? 27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного решения (например, результат вступительных экзаменов, поездки за границу)? 28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул? 29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»? 30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных? 31. Быстро ли Вы засыпаете? 32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах? 33. Легко ли Вам испортить настроение? - 34. Трудно ли Вам оторваться от работы? 35. Умеете ли Вы воздерживаться от разговора, если это мешает другим? 36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо? 37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми? 38. Всегда ли, если Вам предстоит что-нибудь важное, Вы обдумываете свои поступки? 39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора? 40. Легко ли Вы вступаете в разговор в попутчиками? 41. Воздерживаетесь ли Вы от доказательства неправоты собеседника, если это по тем или иных причинам нецелесообразно? -506- 42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? 43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других? 44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы? 45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем? 46. Быстро ли Вы читаете беллетристику? 47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникает препятствие? 48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства? 49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро, без труда? 50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной импульсивной реакции? 51. Трудно ли Вам работать при шуме? 52. Умеете ли Вы, когда это необходимо, воздерживаться от того, чтобы «резать правду-матку»? 53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, встречей с начальством и т.п.? 54. Любите ли Вы частые перемены? 55. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде? 56. Восстанавливаете ли Вы силы полностью после ночного отдыха, тяжело проработав весь предыдущий день? 57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий? 58. самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями? 59. Перебиваете ли Вы собеседника? 60. Прыгнули бы Вы в воду, не умея плавать, чтобы спасти утопающего? 61. В состоянии ли Вы напряженно работать, заниматься? 62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний? 63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.? 64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому? 65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против», прежде чем принять важное решение? 66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия? 67. Заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи? 68. Скучно ли Вам во время стереотипных (всегда одинаково протекающих) действий, занятий? -507- 69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах? 70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа от лишних движений и жестикуляции? 71. Любите ли Вы оживленную обстановку? 72. Любите ли Вы деятельность, требующую больших усилий? 73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи? 74. Любите ли Вы работу, требующую быстрых движений? 75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? 76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу же после того, как проснулись? 77. Способны ли Вы, если требуется, окончив полученную работу, терпеливо ждать пока не кончат свою работу другие? 78. Способны ли Вы после того, как увидели что-то неприятное, действовать столь же четко, как и обычно? 79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты? 80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять? 81. Можете ли Вы, не выспавшись нормально работать? 82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва? 83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.? 84. В состоянии ли Вы спокойно окончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас? 85 Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы? 86. Говорите ли Вы обычно быстро? 87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей? 88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов? 89. Терпеливы ли Вы? 90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? 91. Умеете ли Вы спланировать работу, чтобы выполнить несколько совместных действий? 92. Может ли веселая компания изменить Ваше настроение? 93. Умеете ли Вы без особого труда выполнить несколько действий одновременно? 94. Сохраняете ли Вы психологическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице? - 508 - 95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций? 96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей? 97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях? 98. Свободно ли Вы себя чувствуете в большой или незнакомой компании? 99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, начало сеанса, лекции)? 100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других? 101. Любите ли Вы часто менять род работы? 102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее? 103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок? 104. Начинаете ли Вы работать сразу интенсивно? 105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы? 106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию? 107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственной работы? 108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать (например, очереди)? 109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? 110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора? 111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в неожиданном положении? 112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом попросят? 113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? 114. Умеете ли Вы интенсивно работать? 115. Охотно ли Вы меняете места отдыха, развлечения? 116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? 117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях? 118. Воздерживаетесь ли Вы от выкриков, жестов на спортивных матчах, в цирке? 119. Любите ли Вы работу, занятия, требующие частых разговоров с разными людьми? 120. Владеете ли Вы своей мимикой (гримасы, иронические усмешки и т.п.)? - 509 - 121. Любите ли Вы работу, требующую четких, энергичных действий? 122. Считаете ли Вы себя смелым? 123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации? 124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей? 125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы долгое время стоять (сидеть) спокойно? 126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? 127. Легко ли Вы переходите от печали к радости? 128. Легко ли Вас вывести из себя? 129. Соблюдаете ли Вы без особого труда обязательные в Вашей среде правила поведения? 130. Любите ли Вы выступать публично? 131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительной подготовки? 132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? 133. Энергичны ли Ваши движения? 134. Охотно ли Вы выполняете общественную работу? Обработка:подсчитываются баллы на основании совпадения или несовпадения ответов с нижеприведенными кодами. Совпадение оценивается в 2 балла, несовпадение 0 баллов, ответ «Не знаю» -^ 1 балл. Оцениваются: Сила по возбуждению: «+» — 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 37, 39, 45, 46, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134. «—» — 47, 51, 107, 123. Сила по торможению: «+» — 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129. «—» — 18, 34, 36, 128. Подвижность: «+» — 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 85, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131. «—» — 25, 57, 63, 116. Заключение:42 балла по данному свойству — большая концентрация. Уравновешенность по силе: Р — сила по возбуждению/сила по торможению. Чем ближе к единице, тем более высока уравновешенность. Меньше 1 — неуравновешенность в сторону возбуждения, больше 1 — неуравновешенность в сторону торможения. САНГВИНИК — СУП (сильный уравновешенный подвижный), ХОЛЕРИК — СНП (сильный неуравновешенный подвижный), ФЛЕГМАТИК — СУИ (сильный уравновешенный инертный), МЕЛАНХОЛИК — Сл (слабый). Тест Айзенка Предназначен для определения таких индивидуально-психологических особенностей как: экстраверсия, интраверсия, нейротизм. Инструкция:испытуемый должен отметить знаком «+» те утверждения, с которыми согласен, знаком «—» те, с которыми не согласен. (взрослый вариант) 1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение? 2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить? 3. Вы человек беспечный? 4. Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать «нет»? 5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять? 6. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои общения (независимо от того, удобно это Вам ли нет)? 7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? 8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая? 9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин? -511- 10. Сделали бы Вы почти все что угодно на спор? 11. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичным незнакомцем? 12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли? 13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения? 14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь, чего не следовало бы делать или говорить? 15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми? 16. Легко ли Вас обидеть? 17. Любите ли Вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других? 19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так что все горит в руках, а иногда совсем вялы? 20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких к Вам? 21. Часто ли Вы мечтаете? 22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же? 23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины? 24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны? 25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании? 26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным? 27. Считаете ли Вы себя человеком живым и веселым? 28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше? 29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей? 30. Вы иногда сплетничаете? 31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову? 32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочесть книгу об этом нежели спросить? 33. Бывают ли у Вас сердцебиения? 34. Нравится ли Вам работа, которая требует от Вас постоянного внимания? 35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? 36. Всегда ли Вы платите за провоз багажа на транспорте? -512- 37. Вам приятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли Вы? 39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий? 40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти? 41. Вы ходите медленно и неторопливо? 42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу? 43. Часто ли Вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете возможности поговорить с незнакомым человеком? 45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? 46. Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми? 47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? 48. Есть ли среди Ваших знакомы люди, которые Вам не нравятся? 49. Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек? 50. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи? 51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки? 52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? 53. Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию? 54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 55 Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье? 56. Любите ли Вы подшучивать над другими? 57. Страдаете ли Вы от бессонницы? (подростковый вариант) 1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя 2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать 3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят 4 Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь -513- 5. Часто ли у тебя меняется настроение 6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами 7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли 8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят 9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь 10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый и живой человек 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе 13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь 14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет») 15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо 16. Тебе можно доверить любую тайну 17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников 18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце 19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем-нибудь 20. Ты когда-нибудь говорил неправду 21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу 22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории твоим друзьям 23. Ты часто чувствуешь себя усталым 24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом 25. Ты обычно весел и всем доволен 26. Обидчив ли ты 27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами 28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству 29. У тебя бывают головокружения 30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение 31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело 32. Любишь ли ты иногда похвастаться -514- 33. Ты чаше всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей 34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте 35. Ты обычно быстро принимаешь решения 36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя 37. Тебе часто снятся страшные сны 38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей 39. Тебя легко огорчить 40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь 41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание 42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь 43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры 44. Ты всегда ешь то, что тебе подают 45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят 46. Ты любишь часто ходить в гости 47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить 48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями 49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком 50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки 51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье 52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей 53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить 54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким . 55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми 56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить 57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ 58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины 59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников 60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав -515- Обработка:подсчитываются совпадения (как плюсов, так и минусов) с нижеприведенными кодами. За совпадение 1 балл, за несовпадение 0 баллов. Оцениваются: Экстраверсия, интраверсия: (взрослый вариант) «+» — 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 29, 39, 44, 46, 49, -53, 56 «—» — 5, 15, 20, 32, 34, 37, 41, 51 ' (подростковый вариант) «+» — 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 «—» — 6, 33, 51, 55, 59 Нейротизм: (взрослый вариант) «+» — 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 (подростковый вариант) «+» — 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60 Интерпретация: Показатель экстра-интраверсии больше 12 указывает на экстраверсию, меньше 12 — интраверсию, 12 баллов — амбиверрию. Уровень нейротизма: 12 баллов — эмоциональная стабильность, выше 12 баллов — усиление свойств нейротизма. |
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 247. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |