Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Нарушение процесса воспитания в семье
Бланк ответов
Ф.И.О. ______________________________________________________________________ Фамилия и имя сына (дочери)___________________________________________________ Сколько ему (ей) лет___________________________________________________________ Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_____________________________________
Бланк для ответов
| ДЗ (*)
| 1
| 21
| 41
| 61
| 81
| Г+
| 7
| 2
| 22
| 42
| 62
| 82
| Г–
| 8
| 3
| 23
| 43
| 63
| 83
| У+
| 8
| 4
| 24
| 44
| 64
| 84
| У–
| 4
| 5
| 25
| 45
| 65
| 85
| Т+
| 4
| 6
| 26
| 46
| 66
| 86
| Т–
| 4
| 7
| 27
| 47
| 67
| 87
| З+
| 4
| 8
| 28
| 48
| 68
| 88
| З–
| 3
| 9
| 29
| 49
| 69
| 89
| С+
| 4
| 10
| 30
| 50
| 70
| 90
| С–
| 4
| 11
| 31
| 51
| 71
| 91
| Н
| 5
| 12
| 32
| 52
| 72
| 92
| РРЧ
| 6
| 13
| 33
| 53
| 73
| 93
| ПДК
| 4
| 14
| 34
| 54
| 74
| 94
| ВН
| 5
| 15
| 35
| 55
| 75
| 95
| ФУ
| 6
| 16
| 36
| 56
| 76
| 96
| НРЧ
| 7
| 17
| 37
| 57
| 77
| 97
| ПНК
| 4
| 18
| 38
| 58
| 78
| 98
| ВК
| 4
| 19
| 39
| 59
| 79
| 99
| ПЖК
| 4
| 20
| 40
| 60
| 80
| 100
| ПМК
| 4
| 101
| 107
| 113
| 119
| 125
| Г+
|
| 102
| 108
| 114
| 120
| 126
| Г–
|
| 103
| 109
| 115
| 121
| 127
| У+
|
| 104
| 110
| 116
| 122
| 128
| РРЧ
|
| 105
| 111
| 117
| 123
| 129
| ФУ
|
| 106
| 112
| 118
| 124
| 130
| НРЧ
|
|
Диагностика типов негармоничного семейного воспитания
Тип воспитания
| Выраженность черт воспитательного процесса
| Уровень протекции
| Полнота удовлетворения потребностей
| Степень предъявления требований
| Степень запретов
| Строгость санкций
| П (Г+,Г-)
| У
| Т
| 3
| С
| Потворствующая гиперпротекция
| +
| +
| —
| —
| —
| Доминирующая гиперпротекция
| +
| ±
| ±
| +
| +
| Повышенная моральная ответственность
| +
| —
| +
| ±
| ±
| Эмоциональное отвержение
| —
| —
| ±
| ±
| ±
| Жестокое обращение
| —
| —
| ±
| ±
| +
| Гипопротекция
| —
| —
| —
| —
| ±
| В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как «семейная психотерапия» и «диагностика семейных отношений». Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка. В построении адекватного семейного диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения в настоящий момент путем сопоставления и сравнения оценок одних и тех же ситуаций, сделанных разными членами семьи и психотерапевтом («семья глазами ребенка», «семья глазами родителей», «семья глазами психотерапевта»). Самую ценную информацию о функционировании семьи предоставляет метод включенного наблюдения, представляющий собой разновидность естественного эксперимента в понимании А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего совершенствования диагностики семейных отношений является разработка психологических методик, предназначенных для анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Такие методики дают возможность на основе обобщения клинического опыта обеспечить более строгое, объективное и поддающееся квантификации исследование семьи. Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.
Нарушение процесса воспитания в семье
Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.
|