Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ внутренней среды организации




Целью анализа внутренней среды является выявление ее сильных и слабых сторон.

Сильные стороны – это то, в чем организация преуспела, или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная технология, известность товарной марки). Сила также может являться результатом альянса или образования совместного предприятия с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании.

Слабые стороны – это отсутствие чего-то важного для функционирования компании, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т.д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой.

Одним из методов анализа внутренней среды исследуемой организации, позволяющим выявить ее сильные и слабые стороны, является SNW-анализ (S – Strength – сильная позиция (сторона); N – Neutral – нейтральная позиция; W – Weakness – слабая позиция (сторона)). При этом в качестве нейтральной позиции фиксируется среднерыночное состояние, то есть состояние как у основных конкурентов; в качестве слабых сторон – худшее, чем у конкурентов состояние; сильных сторон – лучшее, чем у конкурентов. В результате проведения SNW-анализа следует заполнить таблицу 4, при необходимости корректируя (исключая или добавляя) перечень изучаемых стратегических позиций.

Как видно из представленного в первых строках таблицы примера, в каждой строке необходимо дать только одну из трех качественных оценок стратегических позиций: или S, или N, или W.

Таблица 4 - Стратегический SNW-анализ внутренней среды

   

Качественная оценка позиций

    S Сильная N Нейтраль-ная W Слабая
1 2 3 4 5
1. Общая (корпоративная) стратегия +    
2. Бизнес-стратегии (в целом для многопрофильной фирмы), в том числе:   +  
  бизнес №1   +  
  бизнес №2     +
       
  бизнес № m      
3. Организационная структура      
4. Финансы как общее финансовое положение, в том числе:      
  финансы как состояние текущего баланса      
  финансы как уровень бухучета      
  финансы как финструктура      
  финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.п.)      
  финансы как уровень финансового менеджмента      
5. Продукт как конкурентоспособность (в целом), в том числе:      
  продукт №1      
  продукт №2      
       
  продукт t      
6. Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу (в целом), в том числе для многопрофильной фирмы:      
  бизнес №1      
  бизнес №2      
       
  бизнес № m      
7. Дистрибуция как система реализации продукта (в целом), в том числе:      
  как материальная структура      
  как умение торговать      
8. Информационная технология      
9. Инновация как способность к реализации на рынке новых продуктов      
10. Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе:      
  способность к лидерству первого лица организации      
  способность к лидерству всего персонала      
  способность к лидерству как совокупность объективных факторов      
11. Уровень производства (в целом), в том числе:      
  как качество материальной базы      
  как качество ключевых производственных специалистов      
  как качество рабочих (основное производство)      
12. Уровень маркетинга      
13. Уровень менеджмента (то есть качество и способность обеспечить рыночный успех системой менеджмента в целом)      
14. Качество торговой марки      
15. Качество персонала (в целом)      
16. Репутация на рынке      
17. Репутация как работодателя      
18. Отношения с органами власти (в целом), в том числе:      
  с Федеральным правительством      
  с правительством субъекта Федерации      
  с органами местного самоуправления      
  с системой налогового контроля      
       
         
19. Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе:      
  с корпоративным профсоюзом      
  с отраслевым профсоюзом      
20. Отношения со смежниками (качество ключевых звеньев кооперационной сети организации)      
21. Инновации как исследования и разработки      
22. Послепродажное обслуживание      
23. Степень вертикальной интеграции      
24. Корпоративная культура      
25. Стратегические альянсы      

Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)

26.        
27.        
       

Итогом анализа внутренней среды исследуемой организации должен стать список ее сильных и слабых сторон. Для этого результаты SNW-анализа могут быть дополнены или конкретизированы результатами управленческого обследования организации в рамках ее основных функциональных срезов (подсистем): маркетинг, производство, персонал, финансы, организация и общее управление.

Например, сильными сторонами в маркетинговой подсистеме могут стать: наличие развитой сбытовой сети, широкой ассортимент выпускаемой продукции; слабыми – отсутствие маркетинговых исследований рынка, негибкая ценовая политика и т.п. В качестве сильных сторон производства могут быть выделены: массовый тип производства, наличие свободных производственных мощностей (это позволит предприятию гибко реагировать на изменения спроса); слабых – значительный уровень брака, устаревшее оборудование. Сильными сторонами финансовой сферы являются: высокая оборачиваемость оборотных средств, финансовая устойчивость; слабыми – значительная дебиторская и кредиторская задолженность и т.п. Кадровая подсистема может характеризоваться такими сильными сторонами, как высокая квалификация работников, значительный опыт, и такими слабыми сторонами, как высокая текучесть кадров, старение персонала и т.д. И наконец, в качестве сильных сторон общего управления могут быть выделены: положительный имидж организации, развитие системы стратегического менеджмента и т.п.; в качестве слабой – невысокий уровень квалификации управленческого персонала.

Результаты проведенного таким образом анализа внутренней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 5.

Таблица 5 - Сильные и слабые стороны организации

Сильные стороны Слабые стороны
1. 2.

Маркетинг

1. 2. . . . 1. 2. . . .

Производство

1. 2. . . . 1. 2. . . .

Продолжение таблицы 5

1. 2.

Финансы

1. 2. . . . 1. 2. . . .

Персонал

1. 2. . . . 1. 2. . . .

Организация и общее управление

1. 2. . . . 1. 2. . . .

Методика swot-анализа

SWOT-анализ (S (strength) - сила, W (weakness) - слабость, O (opportunities) - возможности, T (threats) угрозы) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды и определить стратегию развития фирмы. SWOT-анализ предполагает определение и установление цепочек связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами организации, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования ее стратегии.

Для проведения SWOT-анализа составляется таблица, в которой, исходя из результатов анализа внешней и внутренней среды организации, перечисляются возможности, угрозы, сильные и слабые стороны, а затем определяются вероятные результаты их взаимного действия (таблица 6). Заполняя матрицу SWOT-анализа, следует ограничиться наиболее значимыми возможностями и угрозами и теми сильными и слабыми сторонами организации, которые имеют наибольшую взаимосвязь с факторами ее внешней среды (по 3-5 позиций).

Таблица 6 - Матрица SWOT-анализа

  Возможности: 1. 2. 3. . . Угрозы: 1. 2. 3. . .
Сильные стороны: 1. 2. 3. . . Поле “СИВ” Поле “СИУ”
Слабые стороны: 1. 2. 3. . . Поле “СЛВ” Поле “СЛУ”

Как можно увидеть, на пересечении блоков образуются четыре поля. На каждом из них выбираются парные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии:

Поле СИВ (силы и возможности): стратегия предполагает использование сильных сторон организации для получения максимальной отдачи от возможностей, предоставляемых внешней средой. Например, возможность внешней среды «Рост спроса на выпускаемую продукцию» и сильная сторона «Наличие свободных производственных мощностей» могут составить пару «Расширение производства и сбыта за счет более полной загрузки имеющихся производственных мощностей».

Поле СИУ (силы и угрозы): стратегия предполагает использование сильных сторон организации для предотвращения угроз. Например, угроза внешней среды «Рост конкуренции в отрасли» и сильная сторона «Низкие издержки производства» могут составить пару «Снижение конкурентного давления благодаря снижению цены на выпускаемую продукции».

Поле СЛВ (слабости и возможности): стратегия предполагает определение того, как, используя возможности внешней среды, устранить слабые стороны организации. Например, возможность внешней среды «Снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ» и слабая сторона «Недостаток оборотных средств» могут составить пару «Пополнение оборотных средств за счет привлечения более дешевых кредитных ресурсов».

Поле СЛУ (слабости и угрозы): стратегия определяет, как, устранив свои слабые стороны, организация может защититься от угроз внешней среды. Например, угроза внешней среды «Усиление экономической нестабильности в стране» и слабая сторона «Отсутствие системы стратегического менеджмента» могут составить пару «Внедрение эффективного стратегического менеджмента позволит своевременно отреагировать на изменения в экономической сфере».

.

Методика space-анализа

SPACE-анализ (SPACE (пространство) – Strategic Position and Action Evaluation (оценка стратегического положения и действия) является одним из инструментом диагностики положения фирмы в рыночном пространстве и определения стратегических альтернатив его развития. В основе методики лежит анализ положения фирмы и условий ее функционирования по четырем параметрам:

  1. Конкурентные преимущества фирмы
  2. Финансовое положение фирмы
  3. Привлекательность отрасли
  4. Стабильность экономической среды.

Результатом анализа должна стать экспертная оценка каждого из указанных параметров, определяющих стратегическую позицию фирмы, по 6-ти балльной шкале (таблица 7) и их графическая интерпретация (рисунок 1).

Таблица 7 - Значения параметров, определяющих стратегическую позицию фирмы

Параметры, определяющие стратегическую позицию фирмы

Шкала балльных оценок

Конкурентные преимущества малые 0 1 2 3 4 5 6 значительные
Финансовое положение плохое 0 1 2 3 4 5 6 хорошее
Привлекательность отрасли низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая
Стабильность экономической среды низкая 0 1 2 3 4 5 6 высокая

А) Агрессивная позиция характерна для привлекательных отраслей в стабильном окружении. Анализируемая организация имеет несомненное конкурентное преимущество и может сохранить его использованием имеющегося финансового потенциала.

Критический фактор – способность противостоять появлению новых конкурентов.

Рекомендуемые стратегии:

Поиск кандидатов на поглощение в собственной и смежной отраслях;

Увеличение доли рынка;

Концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих наибольшее преимущество над конкурентами.

Поведение фирмы – это поведение разведчика, предполагающее стремление исследовать как можно больше альтернатив, нежесткий, децентрализованный контроль, не всегда полное использование ресурсов.

Б) Конкурентная позиция характерна для привлекательных отраслей в сравнительно нестабильном окружении.

Критический фактор – способность сохранить и упрочить финансовое положение фирмы.

Рекомендуемые стратегии:

Аккумулирование дополнительных финансовых ресурсов для усиления рыночного потенциала;

Укрепление службы реализации (продаж);

Расширение и/или корректировка ассортимента выпускаемой продукции;

Инвестирование в повышение производительности;

Сокращение издержек;

Мероприятия по защите и сохранению конкурентного преимущества на сокращающемся рынке;

Слияние с компанией, обладающей значительными ресурсами денежных средств.

Поведение фирмы – это линия глубокого реагирования. Как следствие, эта позиция оказывается стратегически неустойчивой и часто приводит к краху.

В) Консервативная позиция характерна для стабильный, медленно растущих рынков.

Критический фактор – конкурентоспособность продукта.

Рекомендуемые стратегии:

Сокращение ассортимента;

Сокращение издержек;

Концентрация на управлении потоком платежей;

Дополнительная защита конкурентоспособных продуктов;

Разработка новых продуктов;

Попытка проникновения на более привлекательные рынки.

Поведение фирмы – это поведение аналитика. Политика фирмы основана на тщательном анализе имеющихся на рынке возможностей и осторожном их использовании.

Г) Защитная позиция характерна для малопривлекательных отраслей, в которых компаниям не хватает как конкурентоспособных продуктов, так и финансовых ресурсов.

Критический фактор – конкурентоспособность фирмы в целом.

Рекомендуемые стратегии:

Уход с рынка;

Прекращение выпуска малоприбыльных продуктов;

Агрессивное сокращение издержек;

Сокращение излишних производственных мощностей;

Воздержание от инвестиций или минимизация их.

Поведение фирмы – это поведение защитника: стремление выделить узкую область своих интересов и защищать ее. Отсюда – концентрация ресурсов, централизация управления.

Более точная оценка стратегической позиции фирмы требует изучения совокупности факторов или показателей, характеризующих конкурентные преимущества фирмы и ее финансовое положение, привлекательность отрасли и стабильность экономической среды.

1. Конкурентное преимущество фирмы может быть охарактеризовано следующими показателями:

Доля рынка – это относительная доля рынка, которая может быть измерена отношением объема продаж за некоторый период времени к объему продаж ведущего конкурента исследуемого предприятия.

Качество продукта – относительная экспертная оценка качества продукта исследуемого предприятия по сравнению с продукцией конкурентов.

Стадия жизненного цикла продукта – понятие, широко используемое в стратегическом планировании. В большинстве случаев принято выделять четыре стадии: стадию введения (называемую также эмбриональной), стадию роста, стадию зрелости и стадию упадка. Стадия ведения продукта на рынок характеризуется, прежде всего, распространением среди потенциальных потребителей осведомленности о существовании нового продукта. Дифференциация в этот период мала, спрос неэластичен по цене, экономия на масштабах незначительна. Стадия зрелости характеризуется быстрым ростом объемов продаж. Увеличивается дифференциация продуктов конкурентов, растет экономия на масштабах, спрос становится все более эластичным по цене. Стадия зрелости характеризуется высокой степенью дифференциации продукта, выраженной сегментацией рынка, значительной экономией на масштабах производства, эластичностью спроса по цене. Стадия упадка характеризуется интенсификацией ценовой конкуренции, исключительно высокой эластичностью, сохраняющейся значительной экономии на масштабах производства.

В методике SPACE жизненный цикл продукта аналогично другим показателям оценивается по шкале 0-6, что делает возможным более тонко оценивать положение в рассматриваемом измерении.

Цикл замены продукта – характеристика степени определенности срока жизни продукта (длительности его жизненного цикла).

Приверженность потребителей – характеристика степени верности клиентов торговой марке.

Использование производственных мощностей у конкурентов.

Технологическое ноу-хау – характеристика технологической экспертизы (знаний, опыта), находящейся в исключительном распоряжении данной компании.

Степень вертикальной интеграции – под вертикальной интеграцией понимается объединение в рамках одной организации звеньев одной и той же производственной цепи. Например, производитель мебели приобретает лесозаготовительный бизнес (обратная вертикальная интеграция) или мебельный магазин (прямая вертикальная интеграция).

2. Финансовое положение фирмы характеризуется следующими показателями:

Отдача на вложенный капитал (ROI) исчисляется как отношение прибыли к вложенному капиталу (собственному).

Финансовый рычаг измеряется отношением собственного капитала к заемным средствам.

Ликвидность – в качестве измерителя можно воспользоваться показателями текущей или абсолютной ликвидности. Стоит подчеркнуть, что авторы методики исходят из тезиса о том, что максимальная ликвидность.

Степень удовлетворения потребностей в капитале – качественная оценка степени удовлетворения потребностей фирмы в капитале. Может быть произведена вычислением отношения имеющегося капитала к необходимому.

Поток платежей в пользу фирмы – имеются в виду реальные перечисления.

Простота выхода с рынка – под ней понимается величина финансовых потерь, связанных с уходом рынка и перепрофилированием компании.

Рискованность бизнеса – оценка должна учитывать как рыночные, так и политические факторы риска в деятельности компании.

Оборачиваемость запасов – один из возможных дополнительных факторов в оценке деятельности компании.

3. Параметры отрасли (факторы, определяющие ее привлекательность) в методике SPACE используются следующие.

Потенциал роста – связан с оценкой общей емкости рынка и наличием соответствующих производственных ресурсов.

Потенциальная прибыльность – оценка нормы прибыли, которая может сложиться в отрасли.

Финансовая стабильность – имеются в виду условия функционирования среднего, типичного предприятия данной отрасли.

Технологическое know-how – качественная характеристика уровня технологической экспертизы, необходимой для работы в отрасли.

Использование ресурсов – оценка эффективности использования ресурсов на предприятиях отрасли (в сравнении с другими отраслями).

Капиталоемкость.

Легкость вхождения на рынок – качественная оценка фактора с учетом всего комплекса действий. Которые должны быть предприняты для вхождения на рынок: осуществление единовременных капитальных затрат, создание имиджа и т.п.

Производительность, использование мощностей.

4. Факторы, определяющие стабильность среды, следующие:

Технологические изменения – качественная оценка множественности происходящих технологических нововведений.

Темп инфляции.

Вариация спроса – характеристика стабильности спроса.

Разброс цен конкурирующих продуктов – важная характеристика степени зрелости рынка и уровня ценовой конкуренции.

Барьеры (ограничения) для вхождения на рынок – необходимые лицензии, требования к квалификации, исключительные права, уже предоставленные другим фирмам и т.п.

Давление конкурентов – общая характеристика уровня конкуренции в отрасли.

Эластичность спроса по цене – статистически оцениваемая степень влияния изменения цены на спрос.

Каждый фактор также оценивается по 6-балльной шкале, для чего используется нижеприведенная таблица (таблица 8).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...