Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По организации системы профилактики

Жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям,

Пострадавшим от жестокого обращения

 

 

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты образовательных учреждений должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда.

Естественно, что распознавание и обнаружение признаков жестокого обращения с детьми, оказание помощи и фиксация – это прерогатива медика и судебно-медицинского эксперта. Вместе с тем классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу необходимо знать основные признаки, наличие которых может свидетельствовать о серьезной проблеме – насилием над ребенком.

 

Основные цели деятельности по предотвращению жестокого обращения в отношении детей:

-реализация права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения;

-формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения в отношении детей;

-создание системы межведомственного (межсекторального) взаи­модействия органов и учреждений, вовлеченных в сферу защиты детства, всех организационно-правовых форм по выявлению, учету и сопровожде­нию детей и семей с высоким риском и/или случаями жестокого обращения;

-создание эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной качественной юридической, социально-психо­лого-педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жесто­кому обращению;

-вовлечение детей в работу по предотвращению жестокого обраще­ния как полноправных субъектов деятельности.

Для достижения обозначенных целей в процессе планирования дея­тельности, осуществления и оценки программ и действий, направленных на защиту детей от жестокого обращения, приоритетное внимание необ­ходимо уделять:

-формированию культуры ненасильственных, толерантных отноше­ний в обществе и семье, повышению ответственности родителей за проти­воправные действия, направленные против детей;

-разработке и внедрению эффективных технологий и методик работы с семьей и детьми, в целом с населением, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми;

-обеспечению доступности и своевременности в получении несовер­шеннолетними необходимых медицинских, социально-реабилитационных и социально-правовых услуг, созданию необходимых служб, обеспечиваю­щих оказание своевременной помощи несовершеннолетним, размещение их в местах, доступных для обращения детей;

-созданию условий для оказания экстренной помощи и реабилитаци­онных услуг детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств;

предупреждению и профилактике сексуальных преступлений среди несовершеннолетних;

-профилактике суицидальных проявлений в подростковой среде;

-снижению эмоционального напряжения и конфликтных ситуаций
среди подростков и юношества;

-обучению и профессиональному сопровождению (супервизии) спе­циалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих с семьей и детьми навыкам работы по предотвращению жестокого обраще­ния, с пострадавшими детьми и т.д., созданию информационно-методиче­ского обеспечения решения данной проблемы;

-повышению уровня информированности населения о правилах без­опасности для несовершеннолетних, ответственности за действия, направ­ленные против детей;

-проведению информационно-просветительской работы, направ­ленной на повышение компетентности родителей в вопросах воспита­ния несовершеннолетних, условиях обеспечения безопасного поведения детей, а также мерах ответственности за проявления жестокости в отно­шении несовершеннолетних;

-совершенствованию информационно-просветительской деятель­ности среди детей и подростков, направленной на профилактику жесто­кого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения и доступности получения необходимой экстренной помощи в случае жесто­кого обращения и насилия;

-совершенствованию системы информирования несовершенно­летних о местах и видах необходимой помощи в случаях проявленной в отношении них жестокости со стороны взрослых, а также условиях без­опасного поведения;

-развитию института уполномоченного по правам ребенка;

-созданию необходимых условий и доступности для оперативного сообщения гражданами компетентным органам о случаях жестокого обра­щения с детьми, для обращения детей, пострадавших от насилия, с целью немедленного оказания им помощи и принятия мер защиты;

-развитию системы социальных услуг и обеспечению их доступности для детей, пострадавших от жестокого обращения и их семей (социаль­ного окружения), внедрению и тиражированию инновационных практик и эффективных методик помощи;

-привлечению волонтеров (в первую очередь детей и подростков, молодежи) к работе с детьми (их семьями), пострадавшими от жестокого обращения;

-нормативно-правовому закреплению деятельности по предотвраще­нию жестокого обращения, в частности, - стандартизации процесса выяв­ления, учета, реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения;

-созданию учетных баз данных, проведению мониторинговых иссле­дований по выявлению случаев жестокого обращения в отношении детей, а также реализации региональных (муниципальных) стратегий противо­действия жестокому обращению в отношении детей.


Уровни организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей.

Первичная профилактика

Концепция системы профилактики жестокого обращения в отно­шении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направ­лена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения дол­жен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторич­ных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведом­ственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосу­дия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансиро­вание этой деятельности.

Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жесто­кого обращения является первичная профилактика - предупреждение воз­никновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспе­чение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродук­тивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое - разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, деятельность института уполномоченного по правам ребенка, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветитель­ское - работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, меропри­ятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов о вреде жестокого обращения, тренинги ненасильственных отношений, развитие ответственного (позитивного) родительства.

Особенное значение приобретают организационно-управленческие действия, осуществляемые на муниципальном уровне с целью предотвра­щения жестокого обращения, в связи с непосредственной близостью услуг профилактики и помощи к детям и семьям. Именно на этом уровне заин­тересованные лица получают помощь согласно их потребностям и харак­теристикам. Вместе с тем, целесообразнее разрабатывать и утверждать единые подходы к решению проблем жестокого обращения на региональ­ном уровне: общие стандарты оказания услуг, контроль их соблюдения, обучение и методическая поддержка специалистов, обмен опытом и пере­довыми практиками, сбор и анализ данных о случаях жестокого обраще­ния, разработка, осуществление и мониторинг профилактических мер, финансирование (софинансирование) реализации комплекса мер по пре­дотвращению жестокого обращения и т.д.

Важная роль отводится обучению специалистов (специалисты социальных служб, педа­гоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, приемные родители, сотрудники органов внутренних дел, судьи, специалисты по работе с моло­дежью, руководители образовательных учреждений, тренеры спортивных секций, специалисты учреждений дополнительного образования) вопросам предупреждения, раннего выявления потенциальных рисков жестокого обращения для детей, оценки и уве­домления о случаях жестокого обращения в отношении детей, а также их защиты и попечения. Это позволит расширить функционал специалистов, их должностные инструкции за счет включения обязательств по выявле­нию жестокого обращения, т.к. все специалисты, вступающие в контакт с детьми в процессе своей работы, должны быть знакомы с методиками работы и подходами по защите детей от жестокого обращения и помощи им, включая умение внимательно и активно выслушивать ребенка. Кроме того, должны обладать навыками по предупреждению, выявлению и эффективному реагированию на случаи жестокого обращения в отноше­нии детей. Необходимо предусмотреть создание системы работы с пер­соналом учреждений и организаций, работающих с детьми: не только обучение и/или инструктаж, но и обязательные супервизии, стажировки, конференции, семинары по обмену опытом, признание важности труда и заслуг, материальное стимулирование и т.д.

Роль просветительских и образовательных программ для детей (и вместе с детьми), для родителей, а также широких слоев населения заключается в информировании о способах ненасильственных коммуникаций, вреде и недо­пустимости проявления жестокого обращения, способах выявления и реагирования в случаях жестокого обращения. Дети и взрослые должны иметь одинаковый (адекватный возрасту и другим особенностям) доступ к информации, рассказывающей, какое поведение является жестоким обращением и каким образом, кого и как нужно уведомлять в подобных случаях.

Основными задачами просветительских программ являются:

отработать механизм информирования населения по вопросам про­тиводействия жестокому обращению с детьми;

разработать и внедрить формы просвещения и информированности, привлечения внимания общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми;

создать формат постоянного взаимодействия служб системы профи­лактики с прокуратурой, общественными организациями, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми;

повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав;

организовать систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных мето­дов воспитания.

Для достижения поставленных задач в план действий по предотвра­щению жестокого обращения в отношении детей необходимо включать мероприятия по повышению уровня общественной информированности о действиях, предпринимаемых с целью предупреждения жестокого обра­щения. В том числе при помощи информационных кампаний о правах ребенка, включая право на защиту от всех форм жестокого обращения, на уважение человеческого достоинства и на физическую неприкосновен­ность, а также на право выражения своих взглядов и должное к ним уваже­ние. Услуги должны быть ориентированы на оказание поддержки семьям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей; принятие (по возможности) превентивных мер в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением; содействие формированию позитивным и нена­сильственным методам воспитания детей;

Вторичная профилактика

Создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жесто­кого обращения для реагирования на случай

Для достижения наибольшего эффекта защиты детей механизм выяв­ления и заявления (уведомления) о факте жестокого обращения должен быть ориентирован на интересы и потребности ребенка и являться частью более широкой системы, включающей службы выявления, реагирования и оказания помощи. Основным принципом такой системы должно быть ува­жение к правам ребенка и возможность обеспечения для ребенка (для его семьи) необходимой защиты без лишнего промедления.

Создание сети служб (многоканальной) экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков (детский телефон доверия).

Детский телефон доверия (единый общефедеральный номер - 8-800-2000-122) является одним из первых и важных звеньев в системе предотвращения жестокого обращения в отно­шении детей, так как в силу своей доступности и анонимности дает воз­можность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Сигналы о случаях жестокого обращения, принятые на телефоне доверия, могут быть переданы в органы опеки и попечительства или в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) местного уровня. Именно эти органы в дальнейшем планируют меры по защите ребенка, например, по их решению по указанному адресу воз­можно направить мобильную рабочую группу (бригаду специалистов) для проверки сигнала и определения степени риска пребывания ребенка в семье. В случае подтверждения информации это станет началом серьез­ной индивидуальной, продолжительной по времени работы по восстанов­лению семейных функций и защиты ребенка от жестокого обращения.

Информация о работе детского телефона доверия должна быть мак­симально доступна и интенсивна для детей и взрослых.


Третичная профилактика

Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадав­ших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также рас­ширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения.

Реализация комплекса услуг по помощи пострадавшим от жестокого обращения детям возможна при четкой координации деятельности меж­ведомственных структур, что порой затруднительно. Успешность реа­лизации такой модели зависит от личностного фактора специалистов и руководителя. Предпочтительным является создание структурной еди­ницы оказания такой помощи на уровне муниципалитета - кризисной службы для детей и подростков, являющейся системообразующей еди­ницей всей реабилитационной работы пострадавших от жестокого обра­щения детей на конкретной территории. Основными задачами кризисной службы являются:

предоставление условий для временного проживания несовершен­нолетних, попавших в экстренную, опасную жизненную ситуацию, угрожа­ющую их физическому и психическому здоровью;

оказание экстренной социально-психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения и насилия.

 

Основные понятия

Детский телефон доверия - служба экстренной психологической помощи по телефону детям и подросткам, переживающим трудную жиз­ненную ситуацию, а также взрослым (родители, заменяющие их лица, специалисты, работающие с детьми и в сфере родительско-детских отношений).

Жестокое обращение с ребенком - это все формы физического и/ или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, спо­собные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отноше­ний ответственности, доверия или власти (ВОЗ, 1999).

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по сво­евременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Реабилитационный план (программа) - комплекс индивидуальных специфических мер, способствующих улучшению качества жизни чело­века (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, содержащий оценку потребностей и возможностей социально-психологической ситуа­ции данного человека (клиента), порядок действий и/или мероприятий по решению актуальных проблем клиента, их частота и продолжительность, а также способы (методы) контроля их исполнения и оценки качества.

Ребенок- в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ребен­ком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия заранее.

Ребенок (дети), находящийся в экстремальной ситуации - дети, в отношении которых применены арест, задержание, заключение под стражу, условно-досрочное освобождение, после выхода из колонии находящиеся в конфликте с законом, а также находящиеся в лечебном учреждении и др.

Работа со случаем - индивидуальное комплексное (медико-юридически-социально-психолого-педагогическое) сопровождение ребенка (и/ или семьи), применяемое при защите ребенка от жестокого обращения и пренебрежения его нуждами, представляющее собой метод координации всего комплекса мер и мероприятий помощи ребенку, разработанный спе­циалистами различных ведомств и профессиональных секторов, направ­ленных на достижение наилучших интересов ребенка.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Служба детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером - детский телефон доверия, принимающий обращения по общероссийскому номеру телефона 8-800-2000-122.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - ситуация, объективно нару­шающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сирот­ство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно...»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...