Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уровни организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По организации системы профилактики Жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, Пострадавшим от жестокого обращения
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Таким образом, специалисты образовательных учреждений должны уметь распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда. Естественно, что распознавание и обнаружение признаков жестокого обращения с детьми, оказание помощи и фиксация – это прерогатива медика и судебно-медицинского эксперта. Вместе с тем классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-психологу необходимо знать основные признаки, наличие которых может свидетельствовать о серьезной проблеме – насилием над ребенком.
Основные цели деятельности по предотвращению жестокого обращения в отношении детей: -реализация права ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения; -формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения в отношении детей; -создание системы межведомственного (межсекторального) взаимодействия органов и учреждений, вовлеченных в сферу защиты детства, всех организационно-правовых форм по выявлению, учету и сопровождению детей и семей с высоким риском и/или случаями жестокого обращения; -создание эффективной социальной инфраструктуры для детей по оказанию своевременной качественной юридической, социально-психолого-педагогической и медицинской помощи детям, подвергшимся жестокому обращению; -вовлечение детей в работу по предотвращению жестокого обращения как полноправных субъектов деятельности. Для достижения обозначенных целей в процессе планирования деятельности, осуществления и оценки программ и действий, направленных на защиту детей от жестокого обращения, приоритетное внимание необходимо уделять: -формированию культуры ненасильственных, толерантных отношений в обществе и семье, повышению ответственности родителей за противоправные действия, направленные против детей; -разработке и внедрению эффективных технологий и методик работы с семьей и детьми, в целом с населением, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми; -обеспечению доступности и своевременности в получении несовершеннолетними необходимых медицинских, социально-реабилитационных и социально-правовых услуг, созданию необходимых служб, обеспечивающих оказание своевременной помощи несовершеннолетним, размещение их в местах, доступных для обращения детей; -созданию условий для оказания экстренной помощи и реабилитационных услуг детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств; предупреждению и профилактике сексуальных преступлений среди несовершеннолетних; -профилактике суицидальных проявлений в подростковой среде; -снижению эмоционального напряжения и конфликтных ситуаций -обучению и профессиональному сопровождению (супервизии) специалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих с семьей и детьми навыкам работы по предотвращению жестокого обращения, с пострадавшими детьми и т.д., созданию информационно-методического обеспечения решения данной проблемы; -повышению уровня информированности населения о правилах безопасности для несовершеннолетних, ответственности за действия, направленные против детей; -проведению информационно-просветительской работы, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания несовершеннолетних, условиях обеспечения безопасного поведения детей, а также мерах ответственности за проявления жестокости в отношении несовершеннолетних; -совершенствованию информационно-просветительской деятельности среди детей и подростков, направленной на профилактику жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения и доступности получения необходимой экстренной помощи в случае жестокого обращения и насилия; -совершенствованию системы информирования несовершеннолетних о местах и видах необходимой помощи в случаях проявленной в отношении них жестокости со стороны взрослых, а также условиях безопасного поведения; -развитию института уполномоченного по правам ребенка; -созданию необходимых условий и доступности для оперативного сообщения гражданами компетентным органам о случаях жестокого обращения с детьми, для обращения детей, пострадавших от насилия, с целью немедленного оказания им помощи и принятия мер защиты; -развитию системы социальных услуг и обеспечению их доступности для детей, пострадавших от жестокого обращения и их семей (социального окружения), внедрению и тиражированию инновационных практик и эффективных методик помощи; -привлечению волонтеров (в первую очередь детей и подростков, молодежи) к работе с детьми (их семьями), пострадавшими от жестокого обращения; -нормативно-правовому закреплению деятельности по предотвращению жестокого обращения, в частности, - стандартизации процесса выявления, учета, реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения; -созданию учетных баз данных, проведению мониторинговых исследований по выявлению случаев жестокого обращения в отношении детей, а также реализации региональных (муниципальных) стратегий противодействия жестокому обращению в отношении детей. Уровни организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей. Первичная профилактика Концепция системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения должен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансирование этой деятельности. Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения является первичная профилактика - предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.). Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое - разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, деятельность института уполномоченного по правам ребенка, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветительское - работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные кампании по защите прав детей, проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов о вреде жестокого обращения, тренинги ненасильственных отношений, развитие ответственного (позитивного) родительства. Особенное значение приобретают организационно-управленческие действия, осуществляемые на муниципальном уровне с целью предотвращения жестокого обращения, в связи с непосредственной близостью услуг профилактики и помощи к детям и семьям. Именно на этом уровне заинтересованные лица получают помощь согласно их потребностям и характеристикам. Вместе с тем, целесообразнее разрабатывать и утверждать единые подходы к решению проблем жестокого обращения на региональном уровне: общие стандарты оказания услуг, контроль их соблюдения, обучение и методическая поддержка специалистов, обмен опытом и передовыми практиками, сбор и анализ данных о случаях жестокого обращения, разработка, осуществление и мониторинг профилактических мер, финансирование (софинансирование) реализации комплекса мер по предотвращению жестокого обращения и т.д. Важная роль отводится обучению специалистов (специалисты социальных служб, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений, приемные родители, сотрудники органов внутренних дел, судьи, специалисты по работе с молодежью, руководители образовательных учреждений, тренеры спортивных секций, специалисты учреждений дополнительного образования) вопросам предупреждения, раннего выявления потенциальных рисков жестокого обращения для детей, оценки и уведомления о случаях жестокого обращения в отношении детей, а также их защиты и попечения. Это позволит расширить функционал специалистов, их должностные инструкции за счет включения обязательств по выявлению жестокого обращения, т.к. все специалисты, вступающие в контакт с детьми в процессе своей работы, должны быть знакомы с методиками работы и подходами по защите детей от жестокого обращения и помощи им, включая умение внимательно и активно выслушивать ребенка. Кроме того, должны обладать навыками по предупреждению, выявлению и эффективному реагированию на случаи жестокого обращения в отношении детей. Необходимо предусмотреть создание системы работы с персоналом учреждений и организаций, работающих с детьми: не только обучение и/или инструктаж, но и обязательные супервизии, стажировки, конференции, семинары по обмену опытом, признание важности труда и заслуг, материальное стимулирование и т.д. Роль просветительских и образовательных программ для детей (и вместе с детьми), для родителей, а также широких слоев населения заключается в информировании о способах ненасильственных коммуникаций, вреде и недопустимости проявления жестокого обращения, способах выявления и реагирования в случаях жестокого обращения. Дети и взрослые должны иметь одинаковый (адекватный возрасту и другим особенностям) доступ к информации, рассказывающей, какое поведение является жестоким обращением и каким образом, кого и как нужно уведомлять в подобных случаях. Основными задачами просветительских программ являются: отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия жестокому обращению с детьми; разработать и внедрить формы просвещения и информированности, привлечения внимания общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми; создать формат постоянного взаимодействия служб системы профилактики с прокуратурой, общественными организациями, инспекциями по делам несовершеннолетних и т.д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми; повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав; организовать систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания. Для достижения поставленных задач в план действий по предотвращению жестокого обращения в отношении детей необходимо включать мероприятия по повышению уровня общественной информированности о действиях, предпринимаемых с целью предупреждения жестокого обращения. В том числе при помощи информационных кампаний о правах ребенка, включая право на защиту от всех форм жестокого обращения, на уважение человеческого достоинства и на физическую неприкосновенность, а также на право выражения своих взглядов и должное к ним уважение. Услуги должны быть ориентированы на оказание поддержки семьям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей; принятие (по возможности) превентивных мер в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением; содействие формированию позитивным и ненасильственным методам воспитания детей; Вторичная профилактика Создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на случай Для достижения наибольшего эффекта защиты детей механизм выявления и заявления (уведомления) о факте жестокого обращения должен быть ориентирован на интересы и потребности ребенка и являться частью более широкой системы, включающей службы выявления, реагирования и оказания помощи. Основным принципом такой системы должно быть уважение к правам ребенка и возможность обеспечения для ребенка (для его семьи) необходимой защиты без лишнего промедления. Создание сети служб (многоканальной) экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков (детский телефон доверия). Детский телефон доверия (единый общефедеральный номер - 8-800-2000-122) является одним из первых и важных звеньев в системе предотвращения жестокого обращения в отношении детей, так как в силу своей доступности и анонимности дает возможность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Сигналы о случаях жестокого обращения, принятые на телефоне доверия, могут быть переданы в органы опеки и попечительства или в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) местного уровня. Именно эти органы в дальнейшем планируют меры по защите ребенка, например, по их решению по указанному адресу возможно направить мобильную рабочую группу (бригаду специалистов) для проверки сигнала и определения степени риска пребывания ребенка в семье. В случае подтверждения информации это станет началом серьезной индивидуальной, продолжительной по времени работы по восстановлению семейных функций и защиты ребенка от жестокого обращения. Информация о работе детского телефона доверия должна быть максимально доступна и интенсивна для детей и взрослых. Третичная профилактика Инфраструктура услуг по реабилитации пострадавших, а также совершивших жестокое обращение, предполагает создание условий для проведения социально-психологической реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, а также расширение сети служб по оказанию социальных услуг по предоставлению временного приюта женщинам с детьми, пострадавшим от жестокого обращения. Реализация комплекса услуг по помощи пострадавшим от жестокого обращения детям возможна при четкой координации деятельности межведомственных структур, что порой затруднительно. Успешность реализации такой модели зависит от личностного фактора специалистов и руководителя. Предпочтительным является создание структурной единицы оказания такой помощи на уровне муниципалитета - кризисной службы для детей и подростков, являющейся системообразующей единицей всей реабилитационной работы пострадавших от жестокого обращения детей на конкретной территории. Основными задачами кризисной службы являются: предоставление условий для временного проживания несовершеннолетних, попавших в экстренную, опасную жизненную ситуацию, угрожающую их физическому и психическому здоровью; оказание экстренной социально-психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения и насилия.
Основные понятия Детский телефон доверия - служба экстренной психологической помощи по телефону детям и подросткам, переживающим трудную жизненную ситуацию, а также взрослым (родители, заменяющие их лица, специалисты, работающие с детьми и в сфере родительско-детских отношений). Жестокое обращение с ребенком - это все формы физического и/ или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти (ВОЗ, 1999). Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Реабилитационный план (программа) - комплекс индивидуальных специфических мер, способствующих улучшению качества жизни человека (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, содержащий оценку потребностей и возможностей социально-психологической ситуации данного человека (клиента), порядок действий и/или мероприятий по решению актуальных проблем клиента, их частота и продолжительность, а также способы (методы) контроля их исполнения и оценки качества. Ребенок- в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия заранее. Ребенок (дети), находящийся в экстремальной ситуации - дети, в отношении которых применены арест, задержание, заключение под стражу, условно-досрочное освобождение, после выхода из колонии находящиеся в конфликте с законом, а также находящиеся в лечебном учреждении и др. Работа со случаем - индивидуальное комплексное (медико-юридически-социально-психолого-педагогическое) сопровождение ребенка (и/ или семьи), применяемое при защите ребенка от жестокого обращения и пренебрежения его нуждами, представляющее собой метод координации всего комплекса мер и мероприятий помощи ребенку, разработанный специалистами различных ведомств и профессиональных секторов, направленных на достижение наилучших интересов ребенка. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Служба детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером - детский телефон доверия, принимающий обращения по общероссийскому номеру телефона 8-800-2000-122. Трудная жизненная ситуация (ТЖС) - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно...»
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |