Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Урок анализа письменных работ.
Методика обучения сочинению.
Специфика сочинения как речевого упражнения заключается в том, что обучающиеся учатся самостоятельно выражать свои мысли в письменной форме.
Для сочинения важна формулировка темы. Изменение темы влияет на тип речи.
Этапы урока сочинения.
Этапы урока
| Содержание этапа урока
| Предварительная беседа (мотивация и целеполагание)
| Обсуждение темы сочинения. Выясняется, что известно ученикам о теме. Выясняется замысел «писателя»: «Зачем я хочу об этом написать?» Затем «собирается» материал для будущего сочинения: если сочинение пишется на уроке, то ученики рассказывают всё, что знают по данной теме; если тема обширна, то до урока по специально подобранным вопросам учащиеся разыскивают нужную информацию.
| Составление плана текста
| Обсуждается содержание и композиция будущего сочинения. Обсуждается каждая часть плана, формулируется её главная мысль и выносится в заголовок. На доску записываются необходимые словосочетания, синонимические ряды (глаголы, прилагательные, существительные-термины).
| Работа с черновиком
| Она необходима потому, что, переполняясь эмоциями, ученик не следит за грамотностью изложения. На данном этапе учитель не должен требовать от ученика грамотности, чистоты и точности изложения.
| Проверка содержания, редактирование
| Перечитывается собственная запись ученика с индивидуальной консультацией учителя. Уточняется лексика, построение предложений, соответствие плану замысла, стилю текста.
| Орфографическая и пунктуационная подготовка
| Проверяя сочинение, ученик может задать вопрос учителю или соседу по парте, справиться по словарю, чтобы в сочинении не оказалось ошибок.
| Переписывание начисто
| Это завершающий этап урока – его можно провести и дома, тем более что ученики могут не только переписать сочинение, но и оформить рисунками.
|
Особого внимания требует методика обучения писать сочинение по картине. Рассматривая с учениками репродукцию картины, по которой предстоит писать текст, учитель обращает внимание на то, что картина – это произведение искусства, и написана она при помощи другого языка – языка живописи, который проявляется при помощи красок, графики, колорита.
Важным этапом является беседа перед написанием сочинения: выясняется замысел художника, направление в изобразительном искусстве, в котором работает автор картине, цветовая палитра. Важно соотнести жанр картины и тип текста-сочинения.
Если урок отрабатывает умения
| следует использовать
| описывать природу
| картину - пейзаж
| описывать внешний вид предмета (человека, животного и т.д.)
| картину – натюрморт
картину - портрет
| описывать действия (события)
| картину – жанровую сценку
| рассуждать о живописи
| рецензию искусствоведа
|
Урок анализа письменных работ.
Урока анализа письменных работ зависит от характера работы.
Форма работы
| Изложение
| Сочинение
| Оргмомент (постановка учебной цели)
| обсуждение учебной задачи урока: научиться выявлять несоответствие текста изложения и текста автора и уметь исправлять ошибки
| обсуждение учебной задачи урока: научиться выявлять несоответствие текста сочинения теме и замыслу, уметь редактировать и корректировать свой текст
| Беседа по содержанию
| искажение события, имён или характера персонажа, нарушение порядка действий, причинно-следственных связей в авторском тексте
| соответствие / несоответствие реальности, искажение фактического материала (слабое знание темы)
| непонимание авторского замысла, идеи
| отсутствие собственного замысла, чёткого понимания идеи
| наличие фактических ошибок
| нарушение логики событий, поступков или действий в тексте
| Беседа по структуре
| соответствие / несоответствие плану изложения
| нарушение границ структурных частей
| Беседу по лексическому оформлению
| исправление тавтологии, плеоназмов, подбор синонимов, слов с лексической сочетаемостью, стилистически адекватных жанру и стилю автора
| Беседа по грамматическому оформлению
| проверка текста на соответствие видо-временных форм глагола, падежных окончаний имён, форм согласования и управления
| Беседа по семантико-пунктуационному оформлению
| разбор по смыслу предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки: выяснение смысла предложений, отношений между его членами, выявление служебных слов
|
Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность. Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).
Оценка содержания и речевого оформления. Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки. Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущены не более трех ошибок (содержательных или речевых). Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых). Оценка за грамотность: «5»- допускается несколько исправлений; «4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная; «3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки. Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.
Исправление ошибок. Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:
• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает; • речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией. Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется. Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками: I – орфографическая; V – пунктуационная;С – ошибка в содержании; Р – речевая ошибка. Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.
Классификация ошибок в содержании. Композиционные ошибки:
•несоответствие изложения, сочинения плану; • неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
• нарушение логической последовательности и обоснованности;
• употребление в одном ряду понятий разных уровней;
• нелепые, парадоксальные суждения, несоответствие названия и содержания сочинения.
Классификация речевых ошибок. Лексико-стилистические (словарные) ошибки: • необоснованное повторение одних и тех же слов; • употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков; • нарушение общепринятой сочетаемости слов; • употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски; • употребление диалектных слов и просторечий. Морфолого-стилистические ошибки: • ошибки в словообразовании (детское словотворчество); • употребление диалектных или просторечных форм; • пропуск морфем (суффиксов, постфиксов); • образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе. Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях): •нарушение управления,
• нарушение согласования; • неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла; • нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
• двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением); • употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида; • неумение находить границы предложений.
|