Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок анализа письменных работ.




Методика обучения сочинению.

Специфика сочинения как речевого упражнения заключается в том, что обучающиеся учатся самостоятельно выражать свои мысли в письменной форме.

    Для сочинения важна формулировка темы. Изменение темы влияет на тип речи.

Этапы урока сочинения.

Этапы урока Содержание этапа урока
Предварительная беседа (мотивация и целеполагание) Обсуждение темы сочинения. Выясняется, что известно ученикам о теме. Выясняется замысел «писателя»: «Зачем я хочу об этом написать?» Затем «собирается» материал для будущего сочинения: если сочинение пишется на уроке, то ученики рассказывают всё, что знают по данной теме; если тема обширна, то до урока по специально подобранным вопросам учащиеся разыскивают нужную информацию.
Составление плана текста Обсуждается содержание и композиция будущего сочинения. Обсуждается каждая часть плана, формулируется её главная мысль и выносится в заголовок. На доску записываются необходимые словосочетания, синонимические ряды (глаголы, прилагательные, существительные-термины).
Работа с черновиком Она необходима потому, что, переполняясь эмоциями, ученик не следит за грамотностью изложения. На данном этапе учитель не должен требовать от ученика грамотности, чистоты и точности изложения.
Проверка содержания, редактирование Перечитывается собственная запись ученика с индивидуальной консультацией учителя. Уточняется лексика, построение предложений, соответствие плану замысла, стилю текста.
Орфографическая и пунктуационная подготовка Проверяя сочинение, ученик может задать вопрос учителю или соседу по парте, справиться по словарю, чтобы в сочинении не оказалось ошибок. 
Переписывание начисто Это завершающий этап урока – его можно провести и дома, тем более что ученики могут не только переписать сочинение, но и оформить рисунками.

 

Особого внимания требует методика обучения писать сочинение по картине. Рассматривая с учениками репродукцию картины, по которой предстоит писать текст, учитель обращает внимание на то, что картина – это произведение искусства, и написана она при помощи другого языка – языка живописи, который проявляется при помощи красок, графики, колорита.

    Важным этапом является беседа перед написанием сочинения: выясняется замысел художника, направление в изобразительном искусстве, в котором работает автор картине, цветовая палитра. Важно соотнести жанр картины и тип текста-сочинения.

Если урок отрабатывает умения следует использовать
описывать природу картину - пейзаж
описывать внешний вид предмета (человека, животного и т.д.) картину – натюрморт картину - портрет
описывать действия (события) картину – жанровую сценку
рассуждать о живописи рецензию искусствоведа

 

Урок анализа письменных работ.

Урока анализа письменных работ зависит от характера работы.

Форма работы Изложение Сочинение
Оргмомент (постановка учебной цели) обсуждение учебной задачи урока: научиться выявлять несоответствие текста изложения и текста автора и уметь исправлять ошибки обсуждение учебной задачи урока: научиться выявлять несоответствие текста сочинения теме и замыслу, уметь редактировать и корректировать свой текст

Беседа по содержанию

искажение события, имён или характера персонажа, нарушение порядка действий, причинно-следственных связей в авторском тексте соответствие / несоответствие реальности, искажение фактического материала (слабое знание темы) 
непонимание авторского замысла, идеи отсутствие собственного замысла, чёткого понимания идеи
наличие фактических ошибок нарушение логики событий, поступков или действий в тексте
Беседа по структуре соответствие / несоответствие плану изложения нарушение границ структурных частей
Беседу по лексическому оформлению

исправление тавтологии, плеоназмов, подбор синонимов, слов с лексической сочетаемостью, стилистически адекватных жанру и стилю автора

Беседа по грамматическому оформлению

проверка текста на соответствие видо-временных форм глагола, падежных окончаний имён, форм согласования и управления

Беседа по семантико-пунктуационному оформлению

разбор по смыслу предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки: выяснение смысла предложений, отношений между его членами, выявление служебных слов

 

Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Оценка содержания и речевого оформления.
Отметка «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
Отметка «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущены не более трех ошибок (содержательных или речевых).
Отметка «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6 ошибок (содержательных, речевых). Оценка за грамотность:
«5»- допускается несколько исправлений;
«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
Оценка «2» за сочинение, изложение в начальной школе не ставится. При этом все ошибки исправляются, учитель дает содержательную оценку работе на словах.

Исправление ошибок. Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:

• неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;
• речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.
Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая; V – пунктуационная;С – ошибка в содержании; Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.
Композиционные ошибки:

•несоответствие изложения, сочинения плану;
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

 

 

Логические ошибки:

• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;

• нарушение логической последовательности и обоснованности;

• употребление в одном ряду понятий разных уровней;

• нелепые, парадоксальные суждения, несоответствие названия и содержания сочинения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
• необоснованное повторение одних и тех же слов;
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
• нарушение общепринятой сочетаемости слов;
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
• употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
• употребление диалектных или просторечных форм;
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
•нарушение управления,

• нарушение согласования;
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;

• двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением);
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
• неумение находить границы предложений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1690.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...