Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы изучения семьи педагогом ДОУ




 

Каждая семья по-своему уникальна и неповторима, и ее влияние на ребенка также сугубо индивидуально. Мы не можем не учитывать этот фактор, так как влияние семьи является определяющим для ребенка.

С целью обеспечения единых подходов к воспитанию и развитию малыша педагогу необходимо знать особенности каждой семьи воспитанников группы. Среди методов изучения семьи успешно используются опросы, анкетирование, интервьюирование, домашние визиты, рисунок «Моя семья», мини-собрания на дому и др. Раскроем некоторые из них.

Анкетирование. Довольно часто мы используем анкеты закрытого типа, когда к вопросам даются возможные варианты ответов, анкеты открытого типа, содержащие вопросы, на которые предстоит ответить, а также смешанные анкеты, где предлагаются возможные ответы и представляется родителям право сформулировать некоторые ответы по-своему. Конечно, нет гарантии, что все родители искренне ответят на заданные вопросы, поэтому лучше, если анкеты останутся не подписанные респондентами. В таком случае, к сожалению, мы утратим возможность адресно работать с конкретной семьей.

Заполненные родителями анкеты необходимо изучить, проанализировать и использовать полученную информацию для планирования работы с семьей, на родительских собраниях и других мероприятиях.

Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Лучше, когда интервью проводятся в неформальной обстановке: в семье, в родительской комнате, когда обе стороны настроены на позитивный разговор.

Интервьюирование — это способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью:

· свободное. Оно не регламентируется темой и формой беседы;

· стандартизированное. Близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером (или его помощником) или механическим способом (на плёнку магнитофона, диктофона и т. п.).

Требования к проведению интервью:

· правильный выбор места проведения интервью;

· обязательное краткое слово интервьюера (перед началом интервью), в котором чётко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса;

· соблюдение нейтральной позиции интервьюера;

· организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Особенности беседы, её подготовка и проведение:

· более свободный характер организации, содержания, отношений между собеседниками в отличие от интервью;

· составление плана беседы с выделением ключевых вопросов;

· умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины;

· умение педагога обращать внимание не только на слова родителей, но и на интонации, мимику, пантомимику, жесты, эмоциональные реакции;

· проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей;

· умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитания ребёнка;

· фиксирование хода и содержания беседы с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.;

· непременное сопоставление результатов беседы с результатами других методов.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания. В процессе наблюдения:

· ставится задача;

· составляется план;

· идёт фиксация данных;

· следует обработка зафиксированных данных;

· делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения, например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестёр) к братьям (сёстрам); речевое обращение детей к матери, отцу, другим членам семьи и др.

На основании зарегистрированных данных производится количественный учёт данного явления, затем ему даётся соответствующая оценка.

Наблюдения необходимо дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, и др.).

Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определённые умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности.

Темы тренингов:

· Как вести себя с гиперактивным ребёнком.

· Особенности воспитания приёмного ребёнка.

· Особенности воспитания единственного ребёнка.

· Как воспитывать близнецов.

· Особенности общения с больным ребёнком.

Выполнение ребёнком в доу в присутствии матери, отца (бабушки, дедушки) определённого практического задания. Например, педагог создаёт ситуацию: перед приходом матери (отца и т. д.) ребёнку предлагается разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог наблюдает реакцию родителей (бабушки, дедушки) на выполнение ребёнком задания, характер их помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д.

Рисуночная методика «Моя семья». Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, используя цветные карандаши. При этом не даётся никаких комментариев относительно того, как это необходимо делать: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые сведения о членах семьи:

· Кого ты нарисовал?

· Что делает ваша семья?

· Кто самый счастливый на твоём рисунке? Почему?

· Кто несчастливый в семье? Почему?

Педагог обращает внимание на такие детали:

· как расположены члены семьи;

· насколько они удалены друг от друга;

· каково место нахождения самого ребёнка среди всех членов семьи;

· с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем закончил;

· кто выше ростом, а кто ниже;

· кто большой по размерам, а кто — маленький;

· кто в каких красках нарисован.

Метод комментирования картинок. Ребёнку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни. Ему предлагается описать, «что нарисовано». Например:

· Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?

· Как ты думаешь, что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?

· И т. д.

Данная методика поможет педагогу увидеть стиль отношений и общения в семье ребёнка.

Довольно эффективной формой взаимодействия с родителями, представляющей возможность лучше узнать семью, являются мини-собрания. Они могут проходить в группе, на участке дошкольного учреждения, на дому. Чаще всего мини-собрания охватывают несколько семей (две – четыре), которых интересует какая-либо общая проблема: например, воспитание ребенка в неполной семье, в многодетной семье, закаливание часто болеющих детей и др. По сути дела, эти родители превращаются в группу самопомощи, взаимоподдержки.

Родители обсуждают проблему, ищут пути ее решения. Хорошо, если на мини-собраниях присутствуют воспитатели группы или социальный педагог. Тогда у участников есть реальная возможность слышать разные точки зрения, корректировать свои взгляды и позиции, обмениваться опытом, знаниями. Многие родители проникаются симпатиями друг к другу и начинают чаще общаться, дружить семьями, что благоприятно сказывается на семейном воспитании. (А. Гуз)

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 999.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...