Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление, внутришкольное управление, внутришкольныи менеджмент




 

1. 1.В педагогической науке и практике все более усиливается стрем­ление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный ха­рактер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубеж­ных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических. 2. Под управлением вообще понимается деятельность, направ­ленная на выработку решений, организацию, контроль, регули­рование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных сис­тем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. 3. 2.Общеобразовательная школа как сложная динамическая соци­альная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсис­темами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический про­цесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. 4. 3. Внутришкольное управление представляет собой целенаправ­ленное, сознательное взаимодействие участников целостного пе­дагогического процесса на основе познания его объективных за­кономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процес­са складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.

4. Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие обязанности:

u обеспечивает реализацию государственной образовательной политики;

u представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

u организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы педагогического коллектива;

u создает необходимые условия для организации внеклассной и внешкольной работы;

u создает условия для творческого роста педагогических работников, поиска и применения ими эффективных форм и методов обучения и воспитания;

u по согласованию с советом учебного заведения назначает и увольняет своих заместителей, педагогических работников;

u организует в установленном порядке рациональное использование выделенных учебному заведению бюджетных ассигнований;

u несет ответственность за свою деятельность перед учащимися, родителями, педагогическими работниками, и общим собранием (конференцией), основателем, местными органами государственной исполнительной власти.

5.Руководство отдельными направлениями работы в школ и осуществляют заместители директора. Количество заместителей может быть различной и в основном зависит от числа учащихся в школе для эффективной организации учебной и воспитательной работы.

6.В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе входит организация педагогического процесса, выполнение образовательных программ и. Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования, осуществление контроля за качеством знаний учащихся и их поведением; регулирования учебной нагрузки учителей и учеников, составление расписания занятий, руководство методической р работой в школе, внедрения педагогических инноваций, стимулирования деятельности учителей в плане повышения уровня педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в. Уставе школы. В нем обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по воспитательной роботы.

7.Заместитель директора по воспитательной работе (организатор внеклассной и внешкольной работы) отвечает за организацию и качество внеклассных и внешкольных мероприятий. Он планирует, организует и контролирует проведение внеклассных воспитательных дел в школе и по месту жительства. Работает с классными руководителями над усовершенствованием содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказывает им методическую помощь.

8.Общие принципы управления общеобразовательными учебными заведениями. Управленческая деятельность, как и учебная, воспитательная, любая другая деятельность, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуются директор и его заместители при выполнении всех управленческих функциий.

 Принцип управления - это основное положение, вытекающее из закономерностей управленческой деятельности. Закономерности в управлении школой - это устойчивые взаимосвязи, взаимозависимости между процессом управления и внешними относительно него общественными системами и условиями, между компонентами процесса управления и компонентами педагогического процесса, между компонентами процесса управления.

9.К основным принципам относятся: принцип прогнозируемости внутришкольного управления; единства государственных и внутришкольных механизмов управления; демократизации и гуманизации управления; рационального под объединения централизации и децентрализации; единства единоначальства и коллегиальности; информационной достаточности; системности в управлении.

10.Принцип прогнозируемости внутришкольного управления. Одним из наиболее значимых характеристик общеобразовательного учебного заведения является его тесные специфические взаимосвязи с внешней средой. Ни одно учебное заведение не может быть"островом в себе". Он также зависит от внешней среды: экономических условий, социальных, культурных, политических факторов и под. Принцип означает, что школа должна изучать особенности воздействия внешней среды, раз разно способы взаимодействия с ним, перестраивать учебно-воспитательный процесс.

11. Принцип единства государственных и внутришкольных механизмов управления. Принцип означает, что внутришкольного управления должно обеспечивать полное использование условий, созданных государством для функционирования общеобразовательной школы: законов, постановлений, нормативных требований; стандартов, в состав которых входят учебные планы, программы, требования к уровню образованности учащихся; положений прогностики, педагогики, психологии, теории управления, школьной гигиены, юридической науки, медицины, экономической теории.

12.Принцип демократизации и гуманизации управления ориентирует на:

1) делегирование определенной части прав и полномочий администрации таким общественно-государственным структурам, как. Совет школы, педагогический совет, методические объединения, ученическое самоуправление, обеспечение выбоорности и отчетности этих управленческих структур

2) максимальное использование самодеятельности и инициативы учителей, учащихся, родителей, широкой общественности, проявления их творческих сил;

3) установление, функционирование и развитие демократических отношений между руководителями, учителями, воспитателями, учащимися и родителями;

4) установление оптимального спиввидношеньня целенаправленных управленческих воздействий, сотрудничества, соуправления и самоуправления.

13. Принцип сочетания централизации и децентрализации. В условиях чрезмерной централизации в управлении усиливается администрирование, сковуеться инициатива руководителей низших уровней, учителей, учащихся, превращает их в простых исполнителей, принятых без них решений. Происходит дублирование управленческих функций, перегрузка как руководителей, так и исполнителий.

Децентрализация управления также может привести к снижению эффективности деятельности учебного заведения. Уменьшение роли руководителя и администрации приводит к потере аналитических и контролирующих функций и управления, что, в свою очередь, создает серьезные проблемы в жизни и деятельности педагогического коллектива, вызывает конфликты, недоразумения, неоправданное противостояния административных и общественных органов управления.

14.Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении. Его реализация направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении педагогическим процессом. Единоначалие базируется на знаниях педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся родителей. Она обеспечивает четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса, дисциплину и порядок.

Коллегиальность предполагает опору на опыт и знания членов педагогического коллектива, их участие в подготовке, разработке и обсуждении решений, сопоставление разных точек зрения, принятия оптимального решения.

Реализация принципа единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различных советов, комиссий, действующих на общественных началах; в работе конференций, взлетов, съездов, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятое решение.

15.Принцип объективности и полноты информации в управлении общеобразовательным учреждением ориентирует на наличие объективной и полной информации о функционировании педагогического процесса: успеваемость учащихся, качество их знаний, состояние преподавания учебных пре едметив, состояние воспитательной работы и уровень воспитанности учащихся, работа с педагогическими кадрами, работа с родителями, общественностью; материально-техническая база и и.

16.Принцип системности в управлении предполагает понимание системной природы педагогического процесса. Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь четкое представление о школе как систему: п основные компоненты (основные части), структуры (ее связи и отношения, которые складываются или разрушаются между этими частями), интегративную свойство системы, которая является результатом взаимодействия компонентов, а не свойств отдельных из них. Устойчивость интегративной свойства зависит от целостности системы.

Принцип подчеркивает, что управленческая деятельность логическая, последовательная, все ее функции важны.

17. Все общеобразовательные учебные заведения являются открытыми системами. Они, как мы уже отмечали, характеризуются взаимодействием с внешней средой. Поэтому внешняя среда является важной переменной в управлении.

Функционирование общеобразовательного учебного заведения направлено на достижение цели, обусловленной потребностями личности и общества. Она должна быть достигнута в строго определенное время (9-12 лет). Меета заведения определяет содержание педагогической системы, который, в свою очередь, предполагает разнообразие форм и методов его реализации. Уровень достигнутых результатов характеризует действенность и результативность системы. Поэтому факторы цели и результата является система образующими факторами педагогической системы

18.Я убежден, если перед коллективом не стоит цель, то нельзя найти способа его организации

А. С. Макаренко

19. Функционирование педагогической системы возможно при наличии соответствующих условий. Под условиями функционирования педагогической системы понимают стойкие обстоятельства, влияющие на ее развитие. В управлении школой принято выделять, как минимум, две группы условий: общие и специфические. к общей: условий относятся: социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия: к специфических - особенности социально-демографического состава учащихся, местонахождение школы (городская или сельская), материальные возможности школы, воспитательные возможности окружающей среды.

20. Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности структурных компонентов педагогической системы. Структурные компоненты представлены двумя подсистемами - управляющей (администрация, педагогический коллектив) и подсистемой, управляемой (ученический коллектив), а также содержанием, формами, методами и средствами педаагогичнои деятельности.

21.Решающая роль принадлежит управляющей подсистеме. Структура этой подсистемы большинстве общеобразовательных учебных заведений имеет четыре уровня управления

Первый уровень - директор школы, назначен государственным органом или выбранный коллективом, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители директора школы, социальный педагог, школьный психолог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора по хозяйственной части ини, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции в отношении учащихся и родителей, детских объединений, кружков в системе внеклассной работы

Четвертый уровень - органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Этот уровень свидетельствует о субъект-субъектный характер отношений между педагогами и учениками

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...