Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика профессионального обучения, как отрасль педагогического знания, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин




 

Методика–совокупность упорядоченных знаний о принципах, целях, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методика – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

История развития методика профессионального обучения началась с 1846 года появлением первых научно обоснованных программ производственного обучения, которые, благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Макарова и Д.К. Советкина, стали основой русской системы профессионального обучения. В нашей стране она получила целенаправленное развитие с открытием «Центрального института труда» в 1926 году.

Методика профессионального обучения (далее - МПО) занимает одно из центральных мест в подготовке педагога профессионального обучения. Основной целью МПО является подготовка будущих педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях в системах начального, среднего и высшего ПО. В основу курса положено развитие профессионально методического мышления.

Кроме того, курс МПО выполняет связующую функцию между специальной технической и психолого-педагогической подготовкой специалистов, интегрирует все предшествующие виды их подготовки: гуманитарную, естественнонаучную, отраслевую, обще-профессиональную, специальную.

Ее изучение формирует у студентов умение применять всю систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных методических проблем, а именно: как обучать? С помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?

Задачи:

- сформировать у студентов систему знаний о дидактических основах теор. и произв. обучения в образовательных учреждениях;

- сформировать у студентов знания, умения, навыки;

- обеспечить освоение технологий проектирования занятий теоретического и практического обучения;

- сформировать у будущих педагогов ПО комплексно и адекватно применять технические, психологические, педагогические и другие знания и умения при решении методических задач.

Методика профессионального обучения связана с педагогикой (закономерности процессов обучения, воспитания, развития учащихся), с психологией (особенности подросткового возраста, психологические основы усвоения знаний, формирования умений и навыков и т.д.), с физиологией (особенности рабочих движений, вопросы утомляемости и т.д.), с техническими и технологическими дисциплинами, которые представляют содержание профессионального обучения учащихся.

При организации практики обучения МПО базируется на методологических и дидактических основах общей профессиональной педагогики (ОПП), учитывает физическую и умственную работоспособность учащегося в разные периоды его развития, возрастные особенности становления личности, особенности учебно-профессиональной деятельности с опорой на знания о проектировании педагогических ситуаций и основные положения методики воспитательной работы (МВР) и т.д. Изучение МПО также базируется на знаниях не только дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла, но и на знаниях общепрофессионального цикла и отраслевых дисциплин.

 Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагога.

Объектом методики профессионального обучения является процесс обучения основам наук, техники, технологии; формирования умений и навыков, входящих в круг будущей профессиональной деятельности.

Предметом методики является деятельность преподавателя (мастера) по конструированию, применению и развитию специальных технологий, средств обучения с целью формирования у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Условно методику профессионального обучения можно разделить на методику теоретического и производственного обучения. Методика теоретического обучения больше ориентирована на формирование теоретических знаний и интеллектуальных умений, составляющих основу будущей профессиональной деятельности рабочего. Она раскрывает принципы, методы и средства обучения, организацию и методику проектирования и проведения разных типов уроков, учитывая особенности изучаемых теоретических дисциплин и предметов.

Методика производственного обучения ориентирована на формирование производственных умений и навыков. Она рассматривает процесс производственного обучения и его принципы; организационные формы и методы обучения; планирование, организацию и методику проведения занятий в учебных мастерских и на производстве. Методика производственного обучения также рассматривает вопросы организации и использования материальной базы, раскрывает вопросы оснащения мастерских в зависимости от профиля подготовки, рациональное размещение и использование имеющегося оборудования.

Методика профессионального обучения как дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (далее - ОПД).

МПО занимает одно из центральных мест в подготовке педагога профессионального обучения. Вместе с тем ее изучение формирует у студентов умение применять всю систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных методических проблем, а именно: как обучать? С помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?

Опираясь на психологию, физиологию, профессиональную педагогику, черпая из них научное обоснование способов обучения и воспитания, методика профессионального обучения особое внимание уделяет изучению и обобщению передового педагогического опыта работы лучших преподавателей и мастеров производственного обучения и в целом образовательных учреждений.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – основной документ, система основных параметров, которые применяются в качестве государственной нормы образования, отражающие образовательные идеалы и учитывающие возможности личности. Нормы и требования,установленные стандартом понимаются как эталон результатов образования.

Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Элементы государственного стандарта ориентированные на конкретные специальности принимаются на уровне Министерства образования и составляют второй уровень.

Учебный план является основным государственным документом, составной частью государственного стандарта. Он определяет: продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул; полный перечень дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, перечень обязательных экзаменов.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями: общекультурными (ОК), профессиональными (ПК).

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Профессиональная компетентность –характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, способностей и опыта, достаточных для осуществления цели данного рода деятельности, а также нравственную позицию специалиста.

Содержание профессионального обучения определяется на основе государственного образовательного стандарта и отражено в учебных планах, учебных и рабочих программах.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что методика профессионального обучения является одной из важнейших дисциплин в подготовке педагога профессионального обучения, как будущего специалиста, способного решать дидактико-технологические проблемы в учебных заведениях профессионального образования.

МПО подготавливает будущих педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях системы профессионального образования.

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...