Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации по подготовке и проведению научного




 исследования с целью сбора материала для написания отчета по практике

Преддипломная практика является базой для эмпирического исследования, отдельной группа методов, включающей в себя опосредованный или непосредственный сбор данных, получаемых в ходе изучения какого-либо явления. К другим методам относятся организационные, интерпретационные и методы обработки данных. Также следует отметить, что научное эмпирическое исследование важно отличать от теоретического. Различия между эмпирическим и теоретическим исследованием Дословно "эмпирический" означает "получаемый опытным путем", то есть эмпирическое исследование - это сбор полученных в ходе изучения объекта конкретных данных.

 Таким образом, в эмпирическом исследовании происходит непосредственный контакт исследователя с изучаемым объектом. Теоретическое исследование происходит, грубо говоря, на мысленном уровне. В качестве основных методов исследования эмпирическое познание использует в основном эксперимент и наблюдение за реальными объектами (непосредственное воздействие или наблюдение изучаемых явлений).

 Эмпирическое исследование - это, в первую очередь, максимальное исключение воздействия субъективных компонентов на результат познания. Теоретическое познание в этом плане характеризуется большей субъективностью, оперированием идеальными образами и объектами.

Эмпирическое исследование, как и любой другой метод научного познания, состоит из нескольких шагов, каждый из которых важен для получения объективных данных.

Перечислим основные этапы эмпирического исследования. После того как была поставлена цель, сформулированы задачи исследования, выдвинута гипотеза, исследователь переходит непосредственно к процессу добывания фактов. Это первый этап эмпирического исследования, когда данные наблюдения или эксперимента фиксируются в процессе работы. На данном этапе полученные результаты строго оцениваются; экспериментатор старается сделать данные максимально объективными, очищая их от побочных эффектов.

На втором этапе эмпирического исследования проводится обработка полученных в ходе первого этапа результатов. На данной стадии результаты проходят первичную обработку с целью нахождения различных закономерностей, связей. Здесь данные классифицируют, относят к различным типам, описывают полученные результаты при помощи специальной научной терминологии. Таким образом, эмпирическое исследование какого-либо явления или объекта чрезвычайно информативно. В ходе такого познания

реальности можно вывести важные закономерности, составить определенную классификацию, выявить очевидные связи между объектами.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового; это способ достижения цели исследования; «путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему. В науке оснований деления методов на группы может быть несколько.

Метод научного познания – это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования, существуют общие методы научного познания, которые, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы можно условно подразделить на эмпирические (практические) и теоретические. Суть эмпирического метода состоит в фиксации и описания явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретический метод предполагает глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др. Исторически эмпирическое знание предшествовало теоретическому.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, классификация, систематизация. Теоретическое знание дает возможность переносить выводы, полученные в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты, в том числе еще и не существующие, проектируемые, создаваемые пока мысленно, в воображении. Результатом применения теоретических методов является знание о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

Анализ – заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельное изучение этих частей как элементов целого.

Синтез – играет ведущую роль в исследовании, т.к. позволяет соединить части в целое, воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое, взаимодействующее с составными частями.

Моделирование – создание на основе простой схемы модели более сложного объекта, т.е. перенос реального объекта, процесса в условно создаваемую ситуацию, модель.

Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.

Классификация – распределение информации на основе сравнения.

Эмпирические - практические методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (изучение литературных источников и ресурсов Интернета; наблюдение, опрос, беседа, интервью, анкетирование, тестирование; измерение; эксперимент; графические методы; метод экспертных оценок – использование мнения экспертов в оценке качества исследуемого объекта; анализ документов, контент-анализ; шкалирование, ранжирование, рейтинг.

Результатом исследовательской работы на уровне эмпирики является получение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация; получение данных,

фиксирующих состояния объекта показаниями приборов, отражающие результаты деятельности и т.п.; обобщение полученного опыта, формирование норм и правил.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях – это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.

Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Необходимо упомянуть два основных принципа выбора методов для решения конкретных исследовательских задач. Первый их них – принцип множества методов исследования означает, что для решения любой научной проблемы используется не один, а несколько методов. При этом сами методы реконструируются исследователем в расчёте на согласование их с природой исследуемого явления. Второй – принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен.

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога. К вопросам, в разрешении которых учащимся необходима помощь научного руководителя, относятся:

– отбор необходимых методик исследования;

– ознакомления начинающего исследователя с арсеналом традиционно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.

Общие критерии отбора методов исследования:

♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

♦ соответствие современным принципам научного исследования;

♦ прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

♦ соответствие логическому этапу исследования;

♦ комплексная взаимосвязь с другими методами.

Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач. Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл». Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 171.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...