Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»




Методика «Простые аналогии»

1. Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять задан­ный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных за­дач. Методика заимствована из психологии труда.

 

2. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.

Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.

 

3. Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, — говорят больному, — здесь написано два слова — сверху ло­шадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок—детеныш лоша­ди. А здесь, справа тоже сверху одно слово — корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относить­ся к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ) и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример: вот здесь слева – яйцо - скорлупа. Связь такая: что­бы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа — картофель и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нужных слов справа одно такое, которое отно­сится к верхнему, как это нижнее - к этому верхнему (показ слов слева)».

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, что­бы больной ее хорошо усвоил.

 

4. В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если больной, имеющий образо­вание 7 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруд­нены.

Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, больной просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Номер задачи Ответ Объяснения
     

Примечание. Так же, как в задании «Существенные признаки», в протоколе должно быть указано, когда велось обсуждение — сразу, в порядке решения задач, либо после ре­шения последней задачи. Кроме того, протокол может быть неравномерным по точности. Многие задачи, решавшиеся правильно, могут быть записаны только крестиком, но если по поводу какой-либо задачи завязалась интересная дискуссия с больным, эту дискуссию следует записать как можно более подробно, в виде диалога.

Так, например, в задаче

ухо   зубы
слышать   видеть, лечить, рот, щетка, жевать

 

больной выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3—4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспе­риментатора, возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчи­вость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости больных, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофреническо­го генеза. Существуют, однако, некоторые отличия между особенностями реше­ний больных. При органической слабости больные мгновенно «спохватывают­ся» и исправляют свои ошибки, как только замечают, что экспериментатор недо­волен их ответами. Сам экспериментатор может, напомнив инструкцию и на­стойчиво потребовав от больного внимательной работы и несколько задев при этом его самолюбие, добиться от больного-органика (с травматическим, сосу­дистым или легким интоксикационным процессом) безошибочного продолже­ния работы. Между тем ошибки больного шизофренией обусловлены слабос­тью побуждений, рыхлостью и ненаправленностью ассоциаций. Поэтому «со­скальзывания» мысли больных обычно не поддаются коррекции, от них часто не удается добиться безупречных решений даже при повторных решениях тех же задач. Ошибки они допускают не в трудных, а сплошь и рядом в легких задачах. У больных не выявляется «предпочтения истины», т. е., выяснив с помощью экспе­риментатора правильное решение задачи, больной считает одинаково право­мерным и прежнее, ошибочное, и другое, правильное.

Помимо такой «хрупкости», неустойчивости и непоследовательности реше­ний, больные шизофренией обнаруживают при выполнении этого задания бо­лее выраженную расплывчатость мышления. Обилие слов, которыми им прихо­дится оперировать, вызывает у них множество ассоциаций. Больные начинают связывать между собой слова одних задач со словами других задач и совершен­но теряются в возникшей мешанине связей.

Если, однако, больной безупречно выполняет все задание, решив все 30—35 задач быстро и без ошибок, это еще не дает психологу основания утвер­ждать, что мышление больного не нарушено. Данная методика может не выя­вить тонких, мало выраженных расстройств.

Некоторые больные, даже понявшие инструкцию и умеющие объяснить ее, тем не менее, в каждой следующей задаче ошибаются, поддаются провоцирую­щему влиянию тех слов, написанных под чертой справа, которые обладают наи­большей конкретной, «притягательной» силой. Если экспериментатор говорит больному «подумайте», то больной тут же может дать правильный ответ, но уже в следующей задаче снова «собьется». При этом больной сам не огорчается, иногда даже смеется, считает свои ошибки несущественными. Такого рода без­заботность, некритичность, а главное, непроизвольность мышления наблюдают­ся при паралитических синдромах.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

 

Источники:

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии М., 2010;

Балашова Е.Ю., Ковязина М.С.Нейропсихологическая диагностика: Классические стимульные материалы. Стимульные материалы. – 6-еизд.М.:: Генезис: 2016.

 

1

лошадь корова
жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок, бык

 

2

тонкий безобразный
толстый красивый, жирный, грязный, урод, веселый

 

3

свинец пух
тяжелый трудный, перина, перья, легкий, куриный

 

4

ложка вилка
каша масло, нож, тарелка, мясо, посуда

 

5

яйцо картофель
скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха

 

6

коньки лодка
зима лед, каток, весло, лето, река

 

7

ухо зубы
слышать видеть, лечить, рот, щетка, жевать

 

8

собака щука
шерсть овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

 

9

пробка камень
плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

 

10

чай суп
сахар вода, тарелка, крупа, соль, ложка

 

11

дерево рука
сук топор, перчатка, нога, работа, палец

 

12

дождь мороз
зонтик палка, холод, сани, зима, шуба

 

13

школа больница
обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

 

14

песня картина
глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной

 

15

нож стол
сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть

 

16

рыба муха
сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина

 

17

птица человек
гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом

 

18

хлеб дом
пекарь вагон, город, жилище, строитель, дверь

 

19

пальто ботинок
пуговица портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

 

20

коса бритва
трава сено, волосы, острая, сталь, инструменты

 

21

нога рука
сапог галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

 

22

вода пища
жажда пить, голод, хлеб, рот, еда

 

23

электричество пар
проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

 

24

паровоз конь
вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

 

25

алмаз железо
редкий драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный

 

26

бежать кричать
стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

 

27

волк птица
пасть воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

 

28

растение птица
семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

 

29

театр библиотека
зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель

 

30

утро зима
ночь мороз, день, январь, осень, сани

 

31

железо дерево
кузнец пень, пила, столяр, кора, листья

 

32

нога глаза
костыль галка, очки, слезы, зрение, нос

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Номер задачи Ответ Объяснения
     

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1061.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...