Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы с основными компонентами содержания обучения с позиции СДП.




Роль и место темы в ШКМ.

Понятие функции - одно из фундаментальных и приоритетных математических понятии. Оно непосредственно связано с реальной действительностью. В школьном курсе математики содержится богатый материал непосредственно функционального содержания. Овладение этим материалом имеет исключительное значение для осознанности знаний учащихся почти во всех разделах школьного курса математики. Функциональная линия школьного курса математики является в настоящее время одной из ведущих, определяющих стиль изучения многих тем и разделов алгебры и начала анализа. Наиболее заметной особенностью материала этой линии является то, что с его помощью, возможно, установить разнообразные связи в обучении. Некоторые задания устанавливают связи курсов алгебры и геометрии на основании координатного метода. Изучение графиков сочетается с числовыми расчетами. График позволяет найти точки, значение координат которых позволяет найти ответ, а использование неравенств приводит к их определению. Это при графическом решении уравнений и неравенств, а также при решении систем уравнений.

Серьезная постановка изучения функций позволяет раскрыть внутренние связи между понятием функции и другими понятиями школьного курса математики, осуществлять межпредметные связи. Функциональные представления находят широкое применение при изучении других предметов, в частности физики.

Понятие функции – это довольно сложное понятие. Поэтому успешно овладеть им учащиеся могут только в результате длительного накопления конкретных представлений и фактов.

В результате изучения курса математики учащиеся должны понимать, что функции – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами. Что конкретные темы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная, квадратная функции) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Изучение функций начинается с 7 класса.

Последовательность изучения функции:

1) Линейная функция y=kx+b

2) y=│x│

3) y= x²

В школьном курсе 7 класса в главе «Функции», рассматривается тема «Линейная функция и её график».

Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной главе начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

На изучение главы «Функция» выделено 10 часов 5 из которых отводится на тему «Линейная функция».

 

Планируемые результаты обучения в соответствии с ФГОС.

Личностными результатами обучения являются:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

Метапредметными результатами обучения являются:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Общими предметными результатами обучения являются:

1) овладение базовым понятиями и представлением об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

3) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

4) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

образовательные: сформировать знания учащихся по теме; научить их строить и исследовать график линейной функции; учить мыслить самостоятельно и делать выводы;

развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, обще-учебные умения, умение сравнивать, обобщать;

воспитательные: воспитывать математическую культуру, трудолюбие, взаимопомощь, умение контролировать свои действия.

 

Методика работы с основными компонентами содержания обучения с позиции СДП.

3.1. Мотивация:

– Математика, как и другие науки, занимается описанием окружающего мира с помощью своего определенного аппарата. Многие процессы в нашей жизни могут быть описаны с помощью математических моделей.

Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда отключают свет в квартире, а на дворе уже темно? Как вы тогда боретесь с темнотой? Зажигаете свечи (как один из вариантов). С каким математическим понятием связан процесс горения свечи? (Рисунок 1 – подсказка) А где еще используется понятие функции?

 

рисунок 1

 

3.2. Актуализация:

Разберем задачу:

В бассейне было 200 л воды. В течение tмин в бассейн каждую минуту поступало 80 л воды. Тогда объемV воды в бассейне вычисляется по формуле:

V=80t+200, где t≥0

Эта формула задается функциональной зависимостью переменной V от переменной t.

Разберем другую задачу:

Первая бригада собрала 25 ящиков яблок; каждый рабочий второй бригады собрал по 2 ящика. Пусть во второй бригаде было x рабочих. Обозначим число всех ящиков, собранных двумя бригадами, буквой у. Тогда зависимость переменной у от переменной х выражается формулой

у=2х+25, где х – натуральное число

 

В этих примерах мы сконструировали функции, описывающие две разные реальные ситуации. Однако эти функции похожи тем, что формулы их задающие, имеют вид у=kx+b.

 

3.3. Выделяем существенные свойства определения:

Рассмотрим наши формулы подробнее.

у=kx+bV=80t+200у=2х+25

- Чем в данной формуле является kявляется?

- Чем b?

Из этого можно сказать что k и bнекоторые числа?

Тогда чем будет являться х? (неизвестная переменная)

Если построить графики функций к 1 и 2 задачам, то что можно увидеть? (прямую, линию)

 

3.4. Формируем определение:

Функцию, которую можно задать формулой вида у=kx+b, где k и b- некоторые числа, х – неизвестная переменная, называют линейной.

 

3.5. Первичное закрепление изученного материала:

Среди заданных уравнений укажите линейные уравнения:

1) 5y = x

2) 3y = 0

3) y 2+ 16x2 = 0

4) 3х+12=у

5) 1/8 x + y =4

6) y = -5x + 11

7)у=5х

В выбранных вами линейных функциях можно увидеть, что областью определения являются все числа.

 

 

Построим график функции у=2х+1

Составим таблицу значений этой функции для некоторых значений аргумента:

 

Х -3 -2 -1 0 1 2 3
у 7 5 3 1 -3 -5 -7

Отметим получившиеся точки на графике и увидим, что все эти точки лежат на одной прямой, которая и является графиком функции у=2х+1.

 

3.6. Решение заданий из учебника:

Предлагается выполнить задание в учебнике №849 на стр. 166 устно. Затем письменно задания №851, №852, №853 на стр. 167.

 

4. Методические продукты, разработанные самостоятельно:

Работа в парах по индивидуальным карточкам

4.1.Ответьте на вопрос, какие из построенных графиков являются графиками линейной функции, сколько точек достаточно для того, чтобы построить график линейной функции?

 

 

    4.2.Решите задачу:

Численность зубров в заповеднике может быть найдена по формуле:

y = 50 +3t, где y - количество особей, а t - время (в годах). Найдите сколько особей будет в данном заповеднике через 3 года. Через сколько лет в этом заповеднике особей будет 65 штук?

    4.3. Ответьте на вопросы

    Используя график зависимости веса M, г рыбки от массы корма m, г ответьте на вопросы.

- Является ли функция M(m) линейной?

- Какой вес будет иметь рыбка, поедающая 15 г сухого корма, и рыбка, поедающая 15 г живого корма?

- Сделать вывод о зависимости M(m)? Одинакова ли эта зависимость для рыбки на сухом корме и рыбки на живом корме?

 

    5. Возможные трудности, с которыми могут встретится обучающие:

 

Существует несколько способов решения линейных функций. Чаще всего используется пошаговый метод подстановки. В одном из уравнений необходимо выразить одну переменную через другую, и подставить в другое уравнение, в этом могут появиться первые трудности. Еще одной трудностью может стать ход построения графика линейной функции.

Для того чтобы не было таких трудностей надо отработать навыки: выражать одну переменную через другую, и в практических заданиях на построение соблюдать все пропорции маштаба.

 

6. Наиболее перспективные виды деятельности:

6.1. Различные виды деятельности учащихся на уроках способны вызвать интерес к изучаемому материалу. Одной из форм активного обучения являются игры. Это такой вид деятельности можно применить организовав физ. минутку. Для закрепления материала можно называть функции и при произнесении учителем линейной функции дети наклоняются вправо, если не линейная, то в лево. Так учащиеся могут закрепить представление о том, что линейная функция имеет видеу=kx+b.

6.2. Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. Данный вид деятельности поможет доосмыслить тему, особенно детям стесняющимся своего недопонимания. Реализовать данный вид деятельности можно при решении и построении линейных функций у доски, при помощи презентации.

        

    7. Наиболее эффективные методы рефлексии:

    7.1. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

    7.2. «Три лица».Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению до начала урока и по окончанию его.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 403.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...