Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реорганизация и ликвидация предприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Прекращение деятельности предприятия осуществляется также в соответствии с законодательством РФ и может быть произведено в виде реорганизации или ликвидации этого предприятия. Реорганизация предприятия означает прекращение его деятельности с одновременным переходом его прав и обязанностей к другим (одному или нескольким) лицам. Причиной реорганизации может быть: - решение учредителей (участников); - решение уполномоченного органа юридического лица; - решение уполномоченных государственных органов или суда. Если в срок, определенный уполномоченным государственным органом, учредители не осуществляют реорганизацию предприятия, то суд назначает внешнего управляющего. С этого момента к последнему переходят полномочия по управлению предприятием. Внешний управляющий выступает от имени предприятия в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающими в результате реорганизации. Утверждение судом новых учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц. Реорганизация предприятий может осуществляться в одной из следующих форм. 1. Преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица. Правопреемство на основе передаточного акта переходит к вновь возникшему лицу. Преобразование может быть произведено в следующих случаях: - полное хозяйственное товарищество преобразуется в хозяйственное общество (в течение 6 месяцев), если в нем остается один участник; - хозяйственное товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество при выбытии всех вкладчиков (коммандитистов); - хозяйственное общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью преобразуется в открытое акционерное общество или производственный кооператив по единогласному решению всех участников или в случае увеличения количества учредителей; - открытое акционерное общество преобразуется в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив по решению общего собрания акционеров или при уменьшении уставного капитала. 2. Слияние нескольких юридических лиц с образованием нового юридического лица. Правопреемство переходит к вновь возникшему лицу в соответствии с передаточным актом. 3. Присоединение одного юридического лица к другому юридическому лицу. К последнему переходят права и обязанности присоединяющегося лица в соответствии с передаточным актом. 4. Разделение юридического лица на несколько новых лиц. Права и обязанности этого лица распределяются между вновь возникшими юридическими лицами на основе разделительного баланса. 5. Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. Права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса. Учредители реорганизуемого предприятия обязаны письменно уведомить кредиторов. Кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо. Предприятия, возникающие в результате реорганизации, в обязательном порядке осуществляют процедуру государственной регистрации, как и при создании нового юридического лица. Ликвидация предприятия означает прекращение его прав и обязанностей без перехода их к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по следующимпричинам: - в связи с истечением срока, на которое оно было создано; - в связи с достижением цели его создания; - в связи с признанием судом недействительной его регистрации; - по решению суда в случаях осуществления деятельности, противоречащей закону (например, без лицензии); - по решению учредителей; - по решению суда в случае признания предприятия банкротом (при этом процедуре ликвидации предшествует процедура банкротства). Ликвидация предприятия включает следующие этапы. 1. Создание ликвидационной комиссии. Учредители (участники), принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в регистрационную палату, одновременно назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде. 2. Сообщение о ликвидации. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению дебиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации. 3. Составление промежуточного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также результатов их рассмотрения. При недостаточности денежных средств для удовлетворения кредиторов осуществляется продажа имущества с публичных торгов. 4. Выплаты кредиторам. Порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривает следующую очередность выплат: - первая очередь – граждане, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность по причине вреда жизни и здоровью; - вторая очередь – выходные пособия и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору; - третья очередь – кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого лица; - четвертая очередь – задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; - пятая очередь – прочие кредиторы. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенных из-за недостаточности имущества, считаются погашенными (по решению суда о признании должника банкротом). 5. Составление ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями по согласования с регистрационной палатой. Оставшееся после удовлетворения требований имущество предприятия передается его учредителям, имеющим вещные права на это имущество, пропорционально вкладам в уставный капитал. Ликвидация считается завершенной, а предприятие – прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр. Банкротство предприятия Процедура банкротства (несостоятельности) предприятий регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Банкротство предприятия – это признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается несостоятельным, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, если требования к должникам в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса признаком несостоятельности считается неисполнение обязательств в течение шести месяцев, при этом суммарная величина обязательств превышает балансовую стоимость предприятия-должника. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, кредитор или уполномоченные органы. Должник вправе обратиться в арбитражный суд в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства. В случае банкротства должника по вине его учредителей (преднамеренное банкротство) на них может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов, в котором участвует представитель должника. Уполномоченные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, когда обнаружены признаки преднамеренного банкротства или когда у должника имеются задолженности по обязательным платежам. При рассмотрении дела о банкротстве предусмотрено применение следующих процедур: - досудебная санация; - наблюдение; - финансовое оздоровление; - внешнее управление; - конкурсное производство; - мировое соглашение. Досудебная санация является мерой предупреждения банкротства со стороны учредителей предприятия-должника. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь для погашения денежных обязательств, предоставляемую собственниками, кредиторами, а также за счет средств бюджетов соответствующих уровней. При погашении задолженностей в полном объеме дело о банкротстве предприятия прекращается. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и применяется с целью подготовки мероприятий, направленных либо на оздоровление предприятия либо на его ликвидацию. При этом арбитражным судом назначается временный управляющий, в функции которого входит: обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния; установление всех кредиторов; определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; созыв первого собрания кредиторов. В топливно-энергетическом комплексе управляющий не вправе отказаться от исполнения организацией-должником договора поставок, заключенных с потребителями как в России, так и за рубежом. Введение наблюдения не является причиной отстранения руководителя должника. Однако, он может совершать только с согласия временного управляющего сделки, связанные с распоряжением имуществом, получением и выдачей займов (кредитов). Органы управления не вправе принимать решения: реорганизации и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов; о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; о выходе должника-юридического лица из состава участников предприятия. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий определяет дату первого собрания кредиторов. Это собрание принимает одно из решений: - о введении финансового оздоровления (по ходатайству учредителей); - о введении внешнего управления; - об обращении в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - о заключении мирового соглашения (в этом случае процедура банкротства прекращается). С момента утверждения арбитражным судом принятого решения собрания кредиторов наблюдение прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до назначения другого арбитражного управляющего (в зависимости от начинаемой процедуры). В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей вправе обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления с приложением соответствующих документов (плана финансового оздоровления). Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно утверждаются: - административный управляющий, осуществляющий контроль за ходом финансового оздоровления; - сроки финансового оздоровления (которые не могут быть более двух лет); - график погашения задолженностей; - лица, предоставляющие обеспечение уплаты задолженностей, его размер и способ (залог, ипотека, банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство и др.). Арбитражный суд по итогам результатов финансового оздоровления вправе ввести внешнее управление, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника или имеется ходатайство собрания кредиторов. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления в этом случае не может превышать два года. Внешнее управление может быть введено на основании решения собрания кредиторов без применения процедуры финансового оздоровления с целью восстановления платежеспособности должника, если такая возможность была выявлена в ходе процедуры наблюдения временным управляющим. При этом руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, существовавшим на момент введения внешнего управления. Арбитражным судом назначается внешний управляющий, кандидатуру которого представляет собрание кредиторов. Внешний управляющий имеет право самостоятельно распоряжаться имуществом, заключать от имени должника мировое соглашение, заявлять отказ от исполнения договоров должника. Внешний управляющий обязан разработать и представить на утверждение собрания кредиторов в течение месяца план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника. Мерами по восстановлению платежеспособности могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества унитарного предприятия или третьим лицом; продажа предприятия (бизнеса) должника и др. Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает специализированную организацию. В ТЭК имущество продается на конкурсных торгах, где выставляется единым лотом. После утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов внешний управляющий руководит исполнением плана. Не позднее, чем за 15 дней до истечения установленного срока внешнего управления (который не может быть более 18 месяцев), внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет и вносит одно из следующих предложений: - о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности (в этом случае процедура банкротства прекращается); - о продлении установленного срока внешнего управления (он может быть продлен на срок не более чем 6 месяцев, в ТЭК – до 5 лет по ходатайству органов государственной власти); - о заключении мирового соглашения; - о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом. При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего либо непредставления указанного отчета в установленный срок арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который занимается реализацией процедур, связанных с ликвидацией должника: - осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника; - занимается продажей этого имущества; - уведомляет работников должника о предстоящем увольнении; - производит расчеты с кредиторами и т.д. После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах. Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке очередности, предусмотренной в соответствии с процедурой ликвидации, но вне очереди покрываются судебные расходы и расходы на вознаграждение конкурсного управляющего. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд после рассмотрения отчета выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр записи о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Мировое соглашение заключается в письменной форме и содержит положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами. Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, который выносит определение о прекращении банкротства.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |