Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ




ПСИХОЛОГИИ........................................................................14

1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии........... 14

1.2. Общие и специфические закономерности психиче­ского развития........................................................................... 18

1.3. Динамика психического развития в условиях

недостаточности функций ....................................................... 25

ГЛАВА 2.УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ ......................................... 34

2.1. Определение понятия. Причины нарушений интел­лектуального развития у детей ................................................34

2.2. История психолого-педагогического изучения умственно

отсталых детей ...........................................................................43

2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно

отсталых детей на современном этапе развития общества ....48

2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых

детей ...........................................................................................49

Моторика ...................................................................................49

Внимание ...................................................................................50

Интересы.................................................................................... 51

Восприятие ................................................................................53

Память........................................................................................ 55

Мышление .................................................................................57

Речь ............................................................................................62

Личность умственно отсталого ребенка ..................................68

Деятельность.............................................................................. 72

Мотивационно-потребностная сфера...................................... 76

Самооценка и уровень притязаний .........................................77

2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом .................79

ГЛАВА 3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.........................82

3.1. Определение. Причины. Классификация ................................82

3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте ....87

Сенсорно-перцептивные функции ..........................................91

Особенности моторики............................................................. 94

Внимание ...................................................................................95

Память........................................................................................ 96

Особенности мышления ...........................................................98

Особенности речевого развития ............................................ 104

Игровая деятельность ............................................................. 106

 

 


Особенности эмоциональной сферы..................................... 109

3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном

возрасте.................................................................................... 110

Особенности внимания .......................................................... 111

Восприятие .............................................................................. 112

Память...................................................................................... 115

Мышление ............................................................................... 120

Особенности речевого развития ............................................ 126

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности...... 133

ГЛАВА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА..................................... 138

4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии ..... 138

Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии ...................................... 139

Методы сурдопсихологии ....................................................... 143

Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.

Значение сурдопсихологии для других отраслей

психологии............................................................................... 149

4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном

возрасте.................................................................................... 150

Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка ........................... 150

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни ................................................................. 151

4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем

дошкольном возрасте ............................................................. 155

4.4. Характеристика психического развития глухих детей

в школьном возрасте .............................................................. 163

4.5. Жестовая речь глухих ............................................................. 177

4.6. Особенности психического развития слабослышащих

детей......................................................................................... 179

4.7. Особенности психического развития глухих детей,

имеющих другие первичные нарушения развития.............. 183

ГЛАВА 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.................................. 194

5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях

психического развития слепых и слабовидящих ................. 194

5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста ....................................................................................201

5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях

зрения ......................................................................................221

5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения .................. 233

Деятельность при нарушениях зрения................................... 233

Внимание при нарушениях зрения .......................................238

5.5. Особенности познавательной деятельности у детей

с нарушением зрения............................................................. 245

5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным

зрением и использование его в процессе обучения ........... 253

5.7. Осязание .................................................................................. 258

5.8. Представления......................................................................... 262


5.9. Пространственные представления и пространственная

ориентировка слепых и слабовидящих................................. 267

5.10.     Память .....................................................................................277

Узнавание наглядного материала ..........................................278

Непроизвольное запоминание наглядного материала .........281

Вербальная память.................................................................. 284

Отсроченное воспроизведение............................................... 291

Запоминание рассказов .......................................................... 291

5.11. Мышление детей с недостатками зрения ............................296

Наглядно-действенное мышление......................................... 299

Наглядно-образное мышление .............................................. 308

Понятийное (словесно-логическое) мышление .................. 313

Мыслительные операции ....................................................... 322

5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях

зрения ......................................................................................327

Взаимодействие анализаторов в процессе формирования

образов внешнего мира при глубоких поражениях

зрения....................................................................................... 328

Формирование зрительных образов внешнего мира

на основе остаточного и нарушенного зрения

при слепоте и слабовидении ..................................................331

5.13. Формирование системных слуховых образов у детей

с нарушением зрения............................................................. 335

5.14. Речь и общение при нарушениях зрения .............................338

5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.

Особенности эмоций и чувств у слепых .............................. 345

Эмоциональные состояния ....................................................351

Воля слепых............................................................................. 352

5.16. Психологические особенности умственно отсталых

детей с нарушениями зрения ................................................355

ГЛАВА 6. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.......................367

6.1. Определение, этиология, основные формы........................ 367

6.2. Психическое развитие при детском церебральном

параличе ...................................................................................369

6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом .............378

6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике

и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом ...................................................380

ГЛАВА 7. СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ .......................................................... 391



ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ .....................................................................407

8.1. Направления практического применения психоло­гических исследований........................................................... 407

8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций ................409

8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей ................416

8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях ...............................................438


Учебное издание


Лубовский Владимир Иванович, Розанова Татьяна Всеволодовна, Солнцева Людмила Ивановна и др.

Специальная психология Учебное пособие Под редакцией В.И.Лубовского

Редактор У. Г. Макухина Ответственный редактор С.А.Шаренкова Технический редактор Е. Ф. Коржуева Компьютерная верстка: Н.А.Пехова Корректоры В. Н. Рейбекель, Э. Г. Юрга, Н. В. Козлова

Диапозитивы предоставлены издательством

Изд. № A-59-II. Подписано в печать 27.10.2004. Формат 60Х90/16. Гарнитура «Таймс». Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 29,0. Тираж 10000 экз. Заказ №14032.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 328. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...