Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование естественных классификаций в средней школе




В ходе изучения любого школьного предмета учащимся при­ходится иметь дело с классификацией. Проанализируем некото­рые из естественных классификаций, имеющихся в русском языке, в котором различаются части речи: самостоятельные, служебные и междометия. Самостоятельные части речи — это имя сущест­вительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наре­чие, местоимение. Служебные части речи: предлоги, союзы, ча­стицы, модальные слова. Отдельную группу составляют меж­дометия. Итак, перечисляется 11 видов частей речи. В учебнике по русскому языку кроме этих 11 видов предусматриваются и переходные случаи. «Границы между отдельными разрядами слов очень подвижны: при изучении отдельных частей речи будут отмечены различные переходные случаи»16. Характеризуя осо­бенности естественной классификации, мы отмечали и наличие переходных (промежуточных) видов классифицируемых объек­тов. Хорошим средством наглядного представления классифика­ции выступают древовидные графы (или деревья). Вышеприве­денная классификация понятая «плод» была дана в форме древо­видного графа.

Примерами естественных классификаций, изучаемых в сред­ней школе, могут быть следующие: классификация зон раститель­ности, защитных окрасок животных, групп крови; геохронологи­ческая таблица временных эр (кайнозойская, мезозойская и др.) и периодов в каждой эре; классификация природных зон (тундра, тайга, лесостепь и др.); классификация направлений в литературе конца XIX — начала XX в.; видов и жанров искусства; типов ЭВМ; классификация систем нумераций; классификация нера­венств, видов плоских фигур, сферических тел (в математике); видов умозаключений, суждений, понятий (в логике) и многие другие.

Ни один школьный предмет не может обойтись без соответст­вующих классификаций. При этом и учителя, и учащиеся должны знать общие правила, соблюдение которых поможет избежать ошибок в конкретных классификациях.

Вспомогательная классификация — это распределение пред­метов по группам (классам) на основании их несущественных признаков. Она применяется для более легкого отыскания предме­та (или термина). Вспомогательная классификация не дает возмо­жности судить о свойствах предметов (например, список фами­лий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Предметные или предметно-именные указа­тели, а также справочники лекарственных препаратов, располо­женные в алфавитном порядке, представляют примеры вспомога­тельных классификаций. Вспомогательная классификация исполь­зована при составлении списка наиболее употребительных назва­ний ярких звезд, расположенных по алфавиту. Примером вспомо­гательной классификации служит любой предметный указатель.

 

ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ

 

Предположим, мы знаем, что некто — ученый, и хотим уточ­нить наши знания о нем. Уточняем: это русский ученый, выда­ющийся русский ученый-физиолог И. П. Павлов.

Произведенная логическая операция есть операция ограниче­ния понятия. Приведем еще пример. Дано понятие «населенный пункт». Ограничив его, получим понятия: «город», «столица», «столица Индии».

Мы видим, что при ограничении происходит переход от поня­тия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, т. е. от рода к его виду и от вида к подвиду. При этом добавляются новые признаки, позволяющие сузить объем данного понятия.

Ограничение — это логическая операция перехода от родово­го понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.

Пределом ограничения является единичное понятие; в приве­денных выше примерах это были понятия: «выдающийся русский ученый-физиолог И. П. Павлов» и «столица Индии».

Обратная ограничению операция обобщения понятия состоит в переходе от видового понятия к его родовому понятию, т. е. от понятия с меньшим объемом к понятию большим объемом. Эта операция совершается путем отбрасывания видообразующего признака (признаков). Например, обобщая понятие «сиамская домашняя кошка», получим следующие понятия: «домашняя кошка», «кошка», «млеко­питающее животное», «позвоночное животное», «животное», "организм".

Обобщение — это логическая операция перехода от видового «снятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака (признаков).

Пределом обобщения являются категории.

Категории в философии — это предельно общие, фундамен­тальные понятия, отражающие наиболее существенные, законо­мерные связи и отношения реальной действительности и позна­ния. К ним относятся категории: материя и движение, простран­ство и время, сознание, отражение, истина, тождество и проти­воречие, содержание и форма, количество и качество, необходи­мость и случайность, причина и следствие и др.

В каждой науке имеются свои категории, используются кате­гории философии, а также общенаучные категории (например, информация, симметрия и др.). В научном познании выделяют категории, которые определяют предмет конкретной науки (на­пример, вид, организм в биологии).

Произведем обобщение и ограничение понятия «волк».

 

Волк

 

Обобщение Ограничение
1.Хищное млекопитающее семейства собачих (Canidae) 2.Хищное млекопитающее 3.Млекопитающее 4.Позвоночное животное 5.Животное 6.Организм 1.Североамериканский койот (Canis latrans) 2.Североамериканский койот, обитающий в североамериканских прериях 3.Североамериканский койот, живущий в настоящее время в североамериканских прериях

 

В процессе обобщения и ограничения понятий следует от­личать переходы от рода к виду, от отношений целого к части (и наоборот). Так, например, неправильно обобщать понятие «центр города» до понятия «город» или ограничивать понятие «завод» до понятия «цех», так как в обоих случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отношении части и целого.

В средней школе логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например, «Имя существительное — это часть речи...», «Натрий — это химичес­кий элемент» или лучше (через ближайший род) «Натрий — это металл...».

Приведем примеры из русского языка. Ограничением понятия «предложение» будут следующие понятия: «простое предложе­ние», «односоставное предложение», «односоставное предложе­ние с главным членом сказуемым», «безличное предложение». На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограниче­ния с операцией классификации понятия «предложение».

На уроках химии учитель может произвести операцию обо­бщения и ограничения понятия «кислота», например, следующим способом. Обобщение: «сложное химическое вещество», «хими­ческое вещество», «вещество». Ограничение: «неорганическая кис­лота», «бескислородная неорганическая кислота», «НСL».

 

ОПЕРАЦИИ С КЛАССАМИ (ОБЪЕМАМИ ПОНЯТИЙ)

 

Операции с классами — это такие логические действия, кото­рые приводят нас к образованию нового (в общем случае) класса.

Существуют следующие операции с классами: объединение, пересечение, вычитание, дополнение.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...