Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федеральное законодательство и охрана атмосферного воздуха




Защита окружающей среды есть конституционный долг каждого гражданина России. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1989 г.) определил систему мер по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, имеющую целью защитить человека и ОПС от вредных воздействий, снизить ущерб, наносимый материальным ценностям. При этом ответственность за состояние атмосферного воздуха указанный закон возложил на органы государственной власти, руководителей субъектов Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

Обязанностями центральных органов власти России являются:

формирование и проведение на территории страны единой государственной политики, разработка федеральных законов и обеспечение реализации научно-технических программ в этой области;

нормирование качества атмосферного воздуха и определение порядка разработки и утверждения технических нормативов выбросов загрязняющих веществ, а также определение порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на их выбросы;

установка порядка определения и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и, при необходимости, установление порядка ограничения, приостановления и прекращения деятельности объектов- загрязнителей.

При строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции и технической реконструкции предприятий должны предусматриваться меры по улавливанию, обезвреживанию вредных веществ, снижению или полному исключению загрязняющих выбросов в атмосферу. При этом указывается на необходимость соблюдения нормативов ПДВ, имея в виду, что совокупность выбросов от проектируемых и действующих предприятий не должна ухудшать качество атмосферного воздуха. Особо подчеркивается, что введение в эксплуатацию любых технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, независимо от того, произведены они на территории России или ввезены из-за рубежа, допускается только при наличии специальных сертификатов, подтверждающих их соответствие установленным экологическим нормативам.

Важно подчеркнуть, что загрязняющие и потенциально опасные вещества подлежат обязательной государственной регистрации. Предварительно Минприроды России осуществляет организацию регистрационных испытаний загрязняющих и потенциально опасных веществ.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу допускается на основании разрешения, которое выдано территориальным органом Минприроды России в порядке, определенном Правительством РФ. В указанном разрешении определяются ПДВ и другие условия, которые должны обеспечить охрану атмосферного воздуха.

Минприроды России осуществляет свою деятельность в области охраны атмосферного воздуха совместно с Министерством здравоохранения РФ, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Минприроды РФ, его территориальные органы должны разрабатывать федеральные целевые программы, программы субъектов Феерации, а также местные программы охраны атмосферного воздуха. При этом учитываются мероприятия по снижению выбросов, данные мониторинга воздуха, результаты контроля выбросов загрязняющих веществ и т.п.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства в области атмосферного воздуха, которое повлекло за собой тяжелые прямые или косвенные последствия для здоровья населения или ОПС, могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной, в соответствия с Уголовным кодексом РФ.

Экологизация технологических процессов

Это направление можно считать наиболее эффективным в системе мер по охране воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами. К нему относится, прежде всего, создание замкнутых технологических циклов, безотходных и малоотходных технологий, которые исключают или существенно снижают попадание в воздух вредных веществ. Например, производство феррита (магнитного оксида железа, широко применяемого при изготовлении магнитных носителей информации в ЭВМ, теле- и радиотехнике) основано на прокаливании сульфата железа:

 

Fe2(SО4)3 = Fe2О3 + SО2

 

и сопровождается выделением больших количеств вредного соединения — диоксида серы. Однако в случае замены сульфата на карбонат образование газообразных компонентов, опасных для здоровья человека, исключается:

 

Fe2(CО3)3 = Fe2О3 + CО2.

 

При проведении предварительного обессеривания твердого (каменного угля) или жидкого (мазута) топлива перед подачей его в топку тепловых электростанций возможно существенное понижение содержания SO2 в дымовых газах.

Вполне эффективны методы подавления генерации NOx в зоне горения топлива на предприятиях тепловой энергетики (двухстадийное сжигание топлива, рециркуляция дымовых газов). Так удается почти наполовину сократить выбросы оксидов азота с дымовыми газами.

Подобное направление природоохранных мероприятий предусматривает также создание непрерывных технологических процессов (по принципу «отходы одних являются сырьем для других предприятий»), замену сети мелких котельных установок на централизованное теплоснабжение, замену угля и мазута на природный газ и т.п.

Санитарно-защитные зоны

Исходя из Санитарных норм и правил 2.2.1.5/2.1.1.567-96 «Санитарнозашитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», любые объекты, которые являются источниками выбросов в ОПС вредных веществ, а также источниками шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества, необходимо в обязательном порядке отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Поэтому СЗЗ стали ныне обязательными составными компонентами промышленного предприятия или иного объекта, являющихся источниками химического, биологического или физического воздей­ствия на ОПС и здоровье человека.

СЗЗ — это зона пространства и растительности, специально выделенная между промышленным предприятием и районом проживания населения. Обеспечивая пространство для безопасного рассеивания вредных выбросов, она должна быть надлежащим образом озеленена и удовлетворять специальным гигиеническим требованиям.

В зависимости от концентрации объектов на данной территории, их мощности, условий эксплуатации, характера и количества выбрасываемых в атмосферу токсических веществ и т.п. для предприятий, производств и иных объектов установлены следующие минимальные размеры СЗЗ: предприятия 1-го класса опасности — 2000 м; 2-го — 1000 м; 3-ro — 500 м; 4-го — 300 м; 5-го — 100 м. Допускается размер СЗЗ 50 м для предприятий пищевой промышленности, общественного питания, зрелищных и культурных объектов.

СЗЗ является полосой, отделяющей промышленное предприятие от селитебной территории. Селитебная зона, или жилая, — район населенного пункта, в пределах которого размещены жилые дома и в котором запрещено строительство промышленных, транспортных и иных предприятий, загрязняющих окружающую человека среду.

Функции зеленых насаждений многообразны. Они не только обогащают воздух кислородом, создают благоприятный микроклимат, но и способствуют рассеиванию вредных веществ и поглощают их.

При озеленении территории промышленных предприятий и их СЗЗ, обочин дорог обычно выбирают древесные, кустарниковые, цветочные и газонные растения в зависимости от климатического района, характера производства и эффективности данной породы для очистки воздуха, а также ее устойчивости к вредным газам. Установлено, что наиболее стойкими являются, например, акация белая, атлант высокий, клен яснелистовый.

Эффективность озеленения характеризуют следующие данные: хвоя одного гектара елового леса улавливает 32 т пыли, листва букового леса — 68 т. На расстоянии 500 м от предприятия при отсутствии озеленения загрязнение воздуха диоксидом серы, сероводородом и диоксидом азота в 2 раза ниже, чем непосредственно у источника за­грязнения, а при наличии озеленения ниже в 3—4 раза.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...