Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение платы за выбросы от стационарных источников




Введенная в России с 1.01.91 г. система платежей за загрязнение окружающей среды предусматривает платежи:

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе за выбросы из стационарных и нестационарных источников загрязнения;

за сбросы в поверхностные водоемы;

за размещение отходов.

Основанием для введения таких платежей является Постановление СМ России № 13 от 9.05.92, изменившее существующий порядок взимания платежей. Данное Постановление определило ставки платежей за каждый из контролируемых загрязнителей. Для выбросов в атмосферу были установлены платежи по 211 загрязняющим веществам, а для сбросов в поверхностные водные источники — по 92. Эти ставки, установленные для каждого загрязняющего вещества считаются базовыми. Они учитывают степень опасности загрязняющих веществ для окружающей среды и здоровья населения.

В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой особый вид косвенного налогообложения. Здесь облагаемой величиной является масса выбросов или сбросов, а также размещаемых отходов. При этом платежи за загрязнение не следует рассматривать как компенсацию за наносимый экологический ущерб.

Неучет отрицательного влияния отходов производства на окружающую среду в виде наносимого экономического ущерба позволяет производить много и дешево, так как нет затрат на уменьшение отходов и загрязнения окружающей среды. Учет антропогенного фактора в затратах производства не позволяет производить много и дешево. Сейчас не существует рынка, который экономически связал бы производство и отходы производства. Плата за загрязнение позволяет решить этот вопрос экономическими методами. Здесь необходимо понимать, что платежи за загрязнение (налоги) — это убыток для экономики, но государство должно регулировать отрицательный эффект производства, т.е. уровень антропогенного воздействия, этими экономическими методами, так как рыночные регуляторы здесь не всегда срабатывают. В общем случае любой налог или плата, вводимая в экономике, вредны, так как понижают уровень и общий объем производства и снижают мотивацию. Государство должно устанавливать оптимальные размеры налога или платы, которые не снижали бы объемы экономической деятельности и мотивации.

Базовые нормативы платы за загрязнения и размещение отходов, которые устанавливает государство, должны корректироваться на поправочные коэффициенты. Эти поправки к базовым нормативам платы отражают различия в экологических условиях, которые складываются в отдельных местах.

К экологическим условиям, или факторам, относят:

природно-климатические особенности территорий;

значимость природных и социально-культурных объектов.

Для воздушной среды в России выделены 11 регионов с соответствующими поправочными коэффициентами. Например, для Восточной Сибири 1,0; а для Урала 2,0. Для водных источников предложено 99 различных регионов. Для них установлены соответствующие коэффициенты например, в бассейне Белого и Баренцева морей 1,0; для рек Ростовской области ав = 1,26—1,85.

Коэффициенты экологических факторов могут повышаться: — для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районов Крайнего Севера, территорий национальных парков, а также на территориях, включенных в международные конвенции, - в два раза; для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.

Таким образом, дифференцированные ставки платы за загрязнения по конкретным территориям определяются умножением базовых нормативов на соответствующие поправочные коэффициенты.

Согласно постановлению правительства № 632 (1992 г.) устанавливаются два вида базовых нормативов оплаты: платежи за выбросы в пределах установленных предельных нормативов и платежи в пределах установленных временно согласованных нормативов выбросов или сбросов.

Базовые ставки платежей за выбросы и сбросы должны постоянно корректироваться и успевать за темпами инфляции в стране. Сейчас рост ставок платежей существенно отстает (в 2—2,5 раза) от темпов инфляции и роста курса доллара США/ Платежи за выбросы или сбросы в пределах установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а платежи за превышение установленных нормативов — на счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Начисление платежей за выбросы или сбросы от стационарных источников производится в соответствии с данными о фактических выбросах по вилам загрязнений для каждого предприятия. Указанная информация содержится в годовых формах статистической отчетности 2-ТП (водхоз) и 2 ТП (воздух), по которым отчитываются природо- пользователи. Эти две формы статистической отчетности, а также балансы отходов в настоящее время и составляют основу экологического мониторинга в России. В этом случае важное значение для эффективности введенной системы платежей за загрязнения природной среды имеет правильное определение облагаемой величины выбросов или сбросов. Для стационарных источников необходимо обеспечить достаточную точность оценки фактической массы загрязнений.

На предприятиях в большинстве случаев отсутствует учет фактических выбросов или сбросов по данным инструментальных замеров. Учет проводится расчетным путем на основе проектных данных или технологических регламентов, но состояние оборудования и режимы его работы часто не соответствуют штатному состоянию и регламентам. В результате расчетные значения выбросов загрязнений отличаются от фактических. Для решения этой проблемы соответствующими органами должны проводиться моментные наблюдения (оперативный экологический мониторинг). Для этого в случайный момент времени производятся инструментальные замеры выбросов или сбросов и на их основе расчетным путем определяется фактическая масса загрязнений по вредный веществам. Если расчетные значения больше отчетных величин, то неучтенная в отчетности масса выбросов должна приравниваться к несанкционированному выбросу и облагаться по штрафным ставкам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...