Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Модуль I. ПРИРОДА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

АКТЮБИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. ЖУБАНОВА

Международное и национальное мусульманское право:

 Краткий конспект лекций

Для студентов обучающихся по

Специальности 5В030100 – «Юриспруденция»

Актобе-2015

                                                                                        

СОДЕРЖАНИЕ

    

Модуль I. Природа мусульманского права...................... 7

Соотношение мусульманского права с религиозной системой ....................................................................................  7

Шариат, фикх и мусульманское право............................ 31

Модуль II. Источники и структура мусульманского права................................................................................................... 65

Доктрина — основной источник мусульманского права ................................................................................................... 65

Общая характеристика структуры мусульманского права ................................................................................................... 79

Мусульманское право в действии. Доктрина и практика ................................................................................................... 89

Модуль III.

Основные отрасли и институты мусульманского права. Классическая теория и современная практика                                                    100

Мусульманское право в современных правовых системах. Опыт различных стран.......................................................... 100

Мусульманская концепция государства и современное государственное право стран Востока................................. 112

Мусульманское право и современное семейное законодательство.................................................................... 159

Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран Востока........................................... 182

Мусульманские суды в странах Востока....................... 215

Заключение...................................................................... 229

Список использованной литературы............................ 235

 

 

    Предисловие

           

       «Мусульманское право» юридической наукой и учебной дисциплиной, изучающей систему права государств, объединенных категорией «мусульманская правовая семья». Изучение данной дисциплины направлено на формирование правовой культуры студентов, понятия о мусульманском праве на основе метода критического анализа. В Казахстане более половины населения исповедуют исламскую религию и зачастую в обыденном сознании понятия «ислам», «исламское право» отождествляются с понятием «мусульманское право». Кроме того, большинство населения не имеют представления о различиях между средневековым и современны мусульманским правом. Между тем, современное мусульманское право – это обособленная правовая система, установленная государством и по своему объему полностью не совпадающая с основными религиозными канонами Кораном и Сунной.

    Пререквизиты: теория государства и права, история государства и права зарубежных стран.

    Постреквизиты: международное публичное и международное частное право.

    Цель: углубленное изучение уникальной системы мусульманского права.

    Задачи дисциплины:

- отграничение понятий «ислам» и «мусульманское право» ;

- выявление специфических особенностей формирования норм мусульманского права;

- изучение источников мусульманского права (главных и второстепенных);

- формирование практических навыков применения норм мусульманского права при разрешении казусов;

-  изучение и выявление особенностей отраслей внутреннего мусульманского права;

- составление карты распространения мусульманского права в отдельных странах с мусульманским населением.

    В результате изучения курса студент должен:

    знать:

-сущность и содержание понятия «ислам»;

-сущность и содержание понятия «мусульманское право»;

- сущность и содержание понятия «Фикх».

- основные суннитские масхабы (школы толкования Корана): ханифитский, ханбалистский, маликитский и шафиитский.

- основные шиитские масхабы (школы толкования Корана): зейдитский и хариджитский.

- первичные (основные) источники мусульманского права: Коран и Сунну;

- вторичные (дополнительные) источники мусульманского права: Кияс, иджму, фетву.

- состав государств мусульманской правовой семьи и господствующие в них масхабы.

    уметь:

- различать нормы религии ислам и мусульманского права;

- различать суннитские и щиитские масхабы;

- средневековое и современное мусульманское право;

- работать над повышением уровня правовой культуры на основе изучения источников мусульманского права;

    владеть навыками:

- анализа норм и системы мусульманского права;

- анализа основных правовых концепций мусульмаского права.

   

 

 

        

 

    Введение

    Содержание дисциплины: Учебными планами юридических факультетов ВУЗов предусматриваются такие дисциплины как «Всеобщая история государства и права», «Теория государства и права», «Римское право», в которых основное внимание уделяется англосаксонской (американской), романо-германской (континентальной) правовым системам (семьям). Данные учебные дисциплины, являясь базовыми общеобразовательными, не формируют полного объема понятия «мусульманское право» у будущих юристов. Между тем, мусульманское право – это обособленная правовая система, существующая в течение многих веков как часть мировой правовой культуры. К середине 8 в. уже существовали в качестве самостоятельных правовых дисциплин этой правовой семьи международное, административное, финансовое, процессуальное право. В то же время в других странах практически не существовало четких концепций права как сферы, отличной от этики и политики.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

    В настоящее время общая численность мусульман, проживающих в зарубежных странах, составляет около 800 млн. человек. Причем из более чем 120 стран мира, где имеются мусульманские общины, почти в 40 последователи ислама представляют большинство населения, а в ряде других государств представляют весьма заметное и влиятельное меньшинство (например, в Индии мусульманская община насчитывает примерно 100 млн. человек). Более того, приблизительно в 30 странах мира Азии и Африки ислам признан государственной религией, которые объединены в Организацию Исламская Конференция, регулируют свои общественные отношения нормами мусульманского права. Одна пятая часть населения Земли является мусульманской. К ней присоединяется и большинство населения Республики Казахстан, граничащей или находящейся в многосторонних отношениях с мусульманскими государствами. Эти факторы обуславливают актуальность и значимость изучения спец. курса «мусульманское право», что способствует познанию истоков, исторических корней правового менталитета монголоидных и тюркских народов, воспринявших ислам.

    Исламские страны отличаются друг от друга как по социально-экономическим и политическим характеристикам, так и по масштабам и направленности влияния ислама и мусульманского права на их государственно-правовое развитие. Наряду с общими чертами, характеризующими такое влияние в большинстве из них, можно обнаружить и особенности, присущие лишь отдельным рассматриваемым странам.   Однако в целом роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

    Важное значение мусульманского правя в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию его специфических черт как самостоятельной (правовой системы. Особую актуальность приобретает анализ того места, которое занимает мусульманское право (в правовом развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение ело теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. При этом важная задача состоит в установлении юридических характеристик, отличающих его от других крупнейших правовых систем современности, а значит, определении места мусульманского права среди названных систем.

    Указанные проблемы не привлекли должного внимания советской юридической науки. Этот оробел в определенной степени восполняют работы советских историков, посвященные изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама. Среди них выделяются труды В. В. Бартольда, Е. А. Беляева, Л. С. Васильева, П. А. Гряз-невича, Д. Е. Еремеева, Н. А. Иванова, А. И. Ионовой, Л. И. Климовича, 3. И. Левина, Л. И. Надирадзе, И. П. Петрушевского, М. Б. Пиотровского, Л. Р. Полонской, С. М. Прозорова, М. Т. Степанянц и др. Однако исследования исторического, а также философского профилей, посвященные исламу как религиозной системе, не могут компенсировать недостатков в изучении мусульманского трава. Главная причина заключается в том, что авторы большинства таких работ рассматривают мусульманское право не как юридический феномен, не как право со всеми присущими ему чертами, а в качестве неотъемлемого элемента мусульманской религии. В результате мусульманское право отождествляется с шариатом или даже сводится только к предписаниям Корана, на него распространяется та характеристика, которая дается исламу в целом, а его особенности как юридического регулятора остаются в тени.

    Такой подход (позволяет выявить некоторые моменты происхождения, природы и политической роли мусульманского права, но не дает возможность в полной мере раскрыть его специфику как юридического явления. Дело в том, что мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные травила поведения, а также обычаи. В жизни при опосредовании общественных отношений все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Однако, как свидетельствует практика (правового развития исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении, которое и является (предметом настоящего исследования.

    Естественно, особенности мусульманского права как юридического явления должны быть раскрыты прежде всего с позиций общей теории права. В советской юридической литературе имеются исследования, в которых затрагиваются отдельные аспекты истории и теории мусульманского (права в указанном понимании, дается характеристика его отдельных отраслей, В частности, этим вопросам специально посвящены монографии М. И. Садагдара и М. Муллаева, касается их и работа Г. М. Керимова. Конкретным вкладом в изучение мусульманского права как юридического феномена являются труды А. И. Асадова, А. С. Боголюбова, А. Л. Могилевского, Г. И. Муромцева, М. С. Хайдаровой, Ф. Ш. Шабанова, О. К. Юлдашевой. Тем не менее проблематика теории и практики мусульманского права остается недостаточно разработанной -в советском правоведении. B частности, слабой стороной имеющихся исследований является то, что в них зачастую не проводится различие между исламской правовой идеологией (учениями и теориями мусульманских юристов) и самим мусульманским правом— системой действующих юридических норм, поддерживаемых государством и выражающих интересы господствующих социально-политических сил.

    Другой часто встречающийся недостаток состоит в том, что многие ключевые проблемы мусульманского права рассматриваются сквозь призму (концепций мусульманских юристов, а не на основе положений социалистической общей теории права. В указанной литературе по существу обойдены такие принципиальные вопросы, как особенности формы (источников) мусульманского права, механизма его действия, структуры, а также изменения, которые претерпевает мусульманское право в результате включения его положений в современное законодательство.

    Комплексные исследования теории и практики мусульманского права в юридическом смысле редки и в зарубежной литературе, хотя буржуазные правоведы — прежде всего Н. Агнайдес, Дж. Андерсон, Р. Давид, Н. Коулсон, А. Кремер, X. Лайбесии, Л. Мийо, С. Фицджеральд, Р. Шарль, И. Шахт - внесли существенный вклад в разработку указанной проблематики. Не потеряли своего значения и «работы крупных западных исламоведов (С. Гойтейна, И. Гольдциера, (Г. Грюнебаума, А. Массэ, У. Уотта и др.), в (которых затрагиваются вопросы истории и теории мусульманского права. Однако многие важные проблемы (например, соотношения мусульманского права с государством или его роли в современных правовых системах) изучены в этих трудах (недостаточно полно. Некоторые вопросы, связанные с анализом юридических особенностей мусульманского права, в них вообще не ставятся.

    В то же время огромное число работ по мусульманскому праву, издаваемых в исламских странах, прежде всего на Арабском Востоке, отличается тем, что их авторы либо некритически воспроизводят традиционные мусульманско-правовые концепции, либо сосредоточивают основное внимание на формальном сравнении норм мусульманского права и современного законодательства. Такой методологический подход создает очевидные препятствия для объективного анализа мусульманского права, его роли в современном правовом развитии стран Востока

    Все это предопределило цель настоящего спецкурса, который заключается в изучении отдельных юридических особенностей мусульманского права, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, анализе его источников и правотворческой деятельности мусульманского государства. Кроме того, в задачу спецкурса входит рассмотрение характерных черт механизма действия мусульманского права и его структуры. На этой основе показано место мусульманского права в современных правовых системах, дан анализ некоторых его отраслей и институтов как в том виде, в котором они разработаны мусульманско-правовой доктриной, так и в форме действующих в настоящее время юридических норм. В центре спецкурса находятся проблемы общей теории мусульманского права как юридического феномена. Их анализ ведется преимущественно на примере правового развития арабских стран, на основе изучения трудов, прежде всего арабских юристов.

    Естественно, большой и сложный комплекс проблем теории и практики мусульманского права в юридическом понимании не может быть решен в одном спецкурсе. Отдельные вопросы в нем рассмотрены лишь частично, другие только поставлены. Кроме того, выводы и суждения по некоторым из них носят дискуссионный характер и сформулированы в порядке постановки вопроса. Дальнейшее их изучение вместе с углубленным анализом ряда проблем, которые остались за рамками настоящего спецкурса, будет способствовать всестороннему осмыслению мусульманского права как юридического явления и разработке его общей теории.

Вместе с тем, в обыденном сознании зачастую отождествляются понятия с разным объемом содержания: ислам как религия и мусульманское право как система правовых норм, опирающаяся на ислам (точнее на часть шариата – фикх, правовые строфы Корана, сунну, доктринальные предписания), но полностью с ним не сливающаяся.

  Знания, полученные в предлагаемом спецкурсе на основе сравнительно-правового метода, анализа и синтеза, позволят ликвидировать пробел учебного плана, создадут базу для овладения международным публичным и частным правом, банковским и нефтяным законодательством мусульманских государств.

Традиционно мусульманское право, как совокупность правовых норм, подразделяется на внутреннее и международное.

Объектом изучения дисциплины«Международное право»  являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения норм государственного, деликтного, уголовного, семейного и гражданского права.

Форма и методы изучения дисциплины«Международное право»: лекция (1 кредит), семинар (1 кредит) с применением интерактивных практикоориентированных инновационных технологий, таких как: кейс-стади, дебаты, мозговой штурм, коучинг, копинг-стратегии, тренинг и другие интерактивные формы и методы обучения с учетом особенностей специальности и траектории обучения.

 

 

Модуль I. ПРИРОДА МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Тема 1. Предмет и метод «мусульманского права» как науки, отрасли права и учебной дисциплины.

Место мусульманского права в системе юридических и общественных наук традиционного толка, правовых системах мира. Соотношение понятий «исламская религия» , «мусульманское право». Понятие предмета и метода регулирования в мусульманском праве . Теория и практика исламского права . Значение изучения курса «мусульманское право» в современных условиях .

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...