Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание лекционного курса




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«291000 Безопасность жизнедеятельности»

 

направления подготовки

«металлургия бМЕТЛ21 »

Профиль

______________________»

(для дисциплин, реализуемых в рамках профиля)

 

форма обучения – очная

курс – 1

семестр – 1

зачетных единиц –

часов в неделю – 4

академических часов –65

в том числе:

лекции – 18

практические занятия –36

лабораторные занятия –

самостоятельная работа –8,1

зачет – 1семестр

экзамен –  семестр

РГР – семестр

курсовая работа – семестр

курсовой проект – семестр

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«_» ________ 2013 года,     протокол № _

Зав. кафедрой _____________/______________/

 

Рабочая программа утверждена на заседании УМКС/УМКН

«__» ________ 2013 года,    протокол № _

Председатель УМКС/УМКН _______/______________/

 

Саратов 2013


 1 Цель преподавания дисциплины и место в учебном процессе

 

1.1 Целью курса «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность будущих инженеров использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в своей профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности производственной и природной среды, защиты от негативных факторов возможных чрезвычайных ситуаций рассматриваются в качестве приоритета.

1.2 Задачи изучения дисциплины. Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

• приобретение понимания проблем устойчивого развития безопасной и безвредной трудовой деятельности человека и рисков, связанных с созданием условий для её реализации;

• овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на  обеспечение безопасности и безвредности труда, снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

• формирование:

- навыков обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для обеспечения безопасности и улучшения условий труда;

- культуры безопасности, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы охраны труда, безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

-   мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня охраны труда и культуры безопасности;

- способностей к оценке своего вклада в решение проблем охраны труда и безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения охраны труда и безопасности.

1.3  Дисциплина тесно взаимосвязана с социально-правовыми, экономическими, медицинскими и техническими науками.


Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в профессиональный цикл ООП в его базовой (общепрофессиональной части) и основана на изучении физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.

 

       Дисциплина тесно взаимосвязана с социально-правовыми, экономическими, медицинскими и техническими науками.

Требования к результатам освоения дисциплины

Формирование следующих компетенций:ОК-1,ОК-2,ОК-3,ОК-4,ОК-5,ОК-6,ОК-7,ОК-12,ПК-4,ПК-6,ПК-7,ПК-8,ПК-9,ПК-10,ПК-11,ПК-12,ПК-13,ПК-14,ПК-15,ПК-16,ПК-17,ПК-18.

В результате освоения дисциплины студент должен:

• знать: основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, методологию обучения персонала к действиям в сложных и критических ситуациях, , характер

воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

• уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать

риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности, способы обеспечения комфортных условий труда и жизнедеятельности;

• владеть:  требованиями к безопасности в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области охраны труда и безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения охраны труда, безопасности и защиты окружающей среды.

 

3 Распределение трудоемкости (час.) по темам и видам занятий

 

недели

№ моду-ля

№ темы

 

Наименование темы

 

Всего

часов

Из них часов:

Лекции. Лаб. Практ. СРС.
1 1 1 Введение. Правовые и организационные вопросы безопасности труда. 3 2     1
  1 2 Метрологические условия производственной среды и их влияние на организм человека. 3 2     1
  1 3 Производственные яды и пыль. Шум и вибрация Средства защиты. Производственное освещение. 3 2     1
  1 4 Электротравматизм. Пожарная безопасность. 3 2     1
  2 5 Защита окружающей среды. 2,6 2     0,6
  2 6 Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. 17 2   14 1
  3 7 Обеспечение безопасности на радиационно и химически опасных обьектах   15 2   12 1
  3 8 Обеспечение безопасности на пожаро-взрывоопасных  обьектах     2   6 0,5
  3 9 Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 17 2   4 1

Всего:                                                                              62,1     18                  36  8,1

Содержание лекционного курса

№ темы Всего часов лекций № лекции Тема лекций Вопросы, отрабатываемые на лекции
1 2 1 Введение. Правовые и организационные вопросы безопасности труда.  Общие вопросы безопасности жизнедеятельности. Дисциплина БЖД. Цель, содержание и задачи. Основные понятия. Правила и нормы по охране труда. система стандартов безопасности труда. (ССБТ). Основы законодательства по охране труда. Основные принципы государственной политики в области охраны труда .Органы надзора и контроля. Организация работы по охране труда на предприятиях. Обязанности и ответственность работодателей и ИТР по охране труда .Инструктаж и обучение рабочих и ИТР безопасности труда
2 2 2 Метрологические условия производственной среды и их влияние на организм человека. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда.
3 2 3 Производственные яды и пыль. Шум и вибрация Средства защиты.Производственное освещение Производственная пыль и её влияние на здоровье человека. Классификация вредных веществ. Профилактика профессиональных отравлений. Влияние шума и вибрации на человека и защита от них. Основные светотехнические величины .Естественное и искусственное освещение. Нормы освещённости. Основные методы расчёта искусственного освещения. Анализ производственного травматизма.
4 2 4 Электротравматизм. Пожарная безопасность. Действие тока на организм человека. Пороговые значения токов. Влияние параметров тока и свойств человека на исход поражения электротоком .Величина токов проходящих через человека. Шаговое напряжение. Сущность и виды процесса горения. Самовоспламенение и самовозгорание. Горение и взрывы газо-,паро- и пылевоздушных смесей. Температура вспышки ЛВЖ, ГВЖ. Горючесть и огнестойкость материалов, помещений, зданий.
5 2 5 Защита окружающей среды. Правовые и организационные основы охраны окружающей среды. Правовые и организационные основы охраны окружающей среды. Источники, виды и нормирование загрязнения окружающей среды.
6 2 6 Способы защиты окружающей среды. Защита атмосферы от вредных выбросов и очистка сточных вод. Рациональное использование земель, защита от эрозии почв, оврагов, оползней. Защита окружающей среды от шумового вибрационного загрязнения.
7 2 7 Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.Основные принципы обеспечения безопасности. Классификация и общая характеристика ЧС. Условия возникновения и стадии развития ЧС. Основные поражающие факторы. Очаги поражения, их классификация, прогнозирование и оценка.
8 2 8 Обеспечение безопасности на радиационно и химически опасных обьектах Ионизирующие излучения, виды и источники, единицы активности и дозы. Пределы облучения, естественный фон облучения. Биологическое воздействие ионизирующих излучений. Классификация аварий и их развитие на РОО. Радионуклидный состав аварийных выбросов, зонирование территорий. Опасность обьектов с химической технологией. Основные способы обеспечения безопасности и предотвращения аварий на них. Характеристика сильнодействующих ядовитых веществ(СДЯВ),их поражающие факторы. Характеристика зон заражения. 
 9 2 9 Ликвидация последствий ЧС. Основы организации и ведения неотложных аварийных работ при ликвидации последствий ЧС. Спасательные и другие неотложные работы.
     

Всего18 часов










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 109.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...