Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационные ресурсы Internet




Основные ресурсы Internet, к которым открывается доступ с помощью провайдера:

1 Гипертекстовая система WWW (World Wide Web) –глобальная система распространения информации, в которой для поиска и просмотра файлов используются гипертекстовые связи.

2 Электронная почта (E-Mail) – средство обмена сообщениями, напоминающее работу обычной почты, но значительно превосходящее ее по скорости доставки сообщений.

3 Списки рассылки (Mail List) –позволяют получать информацию по определённой теме в виде сообщений электронной почты со специальных тематических серверов.

4 Удаленный доступ к сети –обеспечивает доступ к вашему компьютеру с любого компьютера, подключенного к Internet. Вы можете просмотреть пришедшую к вам электронную почту, произвести поиск в базе данных вашего компьютера и т.п.

5 Тематические конференции (Usenet) –представляют собой электронные доски, куда участники конференции могут передавать сообщения и получать ответы на них.

6 Разговор в сети или IRC (Internet Relay Chat) – общение между находящимися на линии собеседниками путем ввода текста с клавиатуры.

7 Голосовое общение и видеоконференции –позволяет двум и большему числу абонентов слышать и видеть друг друга.

8 FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов) – передача программ и файлов данных между компьютерами глобальной сети. Необходимость в передаче файлов возникает, например, при пересылке крупных документов, при передаче архивных файлов, содержащих большие объёмы информации. Существуют FTP-серверы, содержащие файлы с полезной информацией, доступной для всех (с анонимным доступом). Для доступа к такому серверу достаточно в качестве имени пользователя ввести слово: anonymous, а в качестве пароля задать адрес электронной почты.

Режимы информационного обмена. В Internet возможны два режима обмена – это on-line и off-line.Первый терминпереводится как «на линии», а второй – «вне линии». Имеется в виду не просто существование линии (подключение к телефонной линии или к ЛВС, имеющей выход в Internet), а наличие соединения по имеющейся линии связи.

On-line отвечает постоянному соединению пользователя с сервером провайдера. Пользователь может получать информацию из сети и немедленно на него реагировать, поэтому оn-line – это режим реального времени.

Off-line – это режим «отложенной» связи. В этом режиме работает электронная почта. 

 

Адресация в Internet

Очевидно то, что каждый компьютер в такой огромной сети должен иметь адрес или имя. Действительно, причём этих имён два: IP-адрес и доменное имя. IP-адрес это техническое имя, а доменное имя удобно для человеческого восприятия.

IP-адрес представляет собой запись четырех чисел в диапазоне от 0 до 255, отделенных друг от друга точками, например, 220.15. 68. 33.

Запись IP-адреса состоит как бы из двух частей: первая часть обозначает адрес подсети Internet, к которой подключен узел, а вторая часть – адрес локального узла внутри подсети.

IP-адреса серверов должны быть зарегистрированы специальной службой имен. Регистрация заключается в простом внесении IP-адреса и доменного имени в каталог. Индивидуальный IP-адрес присваивается также компьютеру клиента при подключении к провайдеру Internet. Но в этом случае IP-адрес выделяется временно на период соединения, поскольку в распоряжении провайдера адресов, как правило, меньше чем клиентов. Присвоение адреса клиенту происходит автоматически, так что своего IP-адреса клиент может и не знать.

IP-адреса удобны для идентификации компьютера в Internet, однако не приемлемы для пользовательской работы (не наглядны, плохо запоминаются, велика вероятность ошибки при вводе). Поэтому вместо числовых IP-адресов используется буквенная система доменных имен, которая называется DNS (Domain Name Server – доменное имя сервера). Согласно этой системе имя каждого Web-сервера состоит из последовательности слов, разделенных точками, и легко запоминается пользователями.

Доменное имя однозначно определяет сервер в Internet и строится по иерархическому принципу:

1 На самом верхнем уровне (домен верхнего уровня) обычно находится название страны, например, ru (Россия) или by (Беларусь). Но часто вместо названия страны ставится сокращение, отвечающее типу организации, которой принадлежит домен: com (коммерческий домен), gov (правительственный), edu (образовательный), net (сетевой), org (прочих организаций).

2 Cлева от домена верхнего уровня через точку дописывается обозначение города, штата или организации. Однако эта часть имени может отсутствовать.

3 Левее от обозначения города (организации) через точку следует обозначение сервера, которое таким образом занимает крайнюю левую позицию в доменном имени.

В итоге доменное имя сервера (проще говоря, домен) может иметь следующий вид:

Belsut.gomel.by – сервер БелГУТа.

Book-ok.by и oz.by – серверы книготорговых фирм, страна by (Беларусь).

Book.ru – сервер книготорговой фирмы, страна ru (Россия ).

Соответствие между IP-адресами и доменными именами устанавливается с помощью баз данных, которые размещены на специальных DNS-серверах. Серверы DNS – это электронные роботы, которые выполняют повседневную работу, необходимую для функционирования системы доменных имен.

Контрольные вопросы

1  Что собой представляет сеть Internet?

2  Какие компьютеры называются серверами и клиентами Internet?

3  Что такое протокол TCP/IP и каково его назначение?

4  Какие услуги обычно предоставляет провайдер Internet?

5  Перечислите основные информационные ресурсы Internet?

6  Что такое режимы обмена on-line и off-line?

7  Какой принцип адресации принят в Internet?

8  Что представляет собой IP-адрес?

9  Опишите принцип построения доменных имён.

10  Приведите примеры имён серверов.

World Wide Web

World Wide Web– глобальная система распространения гипертекстовой информации, использующая в качестве каналов транспортировки Internet, это единое информационное пространство, состоящее из множества электронных документов, хранящихся на Web-серверах.Это самая популярная служба современного Internet. Её нередко отождествляют с Интернетом, хотя это лишь одна из услуг Internet.

Гипертекст –это способ организации текста, графики и других данных, при котором элементы данных связаны между собой. Связанными могут быть как элементы одного документа, так и элементы различных документов. Гипертекстовая структура лежит в основе World Wide Web.

Связи (links) в гипертекстовой структуре осуществляются с помощью ссылок. Следуя ссылкам, пользователь может из одного документа вызвать другой документ, не указывая явно его адрес, из него следующий документ и т. д.

Достоинства гипертекста:

– возможность размещать на небольшом пространстве огромное количество информации;

– интуитивно-понятный способ поиска информации с помощью ссылок.

Гипертекстовые документы размещаются на Web-серверах, которые обрабатывают клиентские запросы и возвращают клиентам копии затребованных ими документов.

Набор файлов на одном сервере, связанных между собой по смыслу и тесно переплетенных между собой гипертекстовыми ссылками называется страницей или Web-сайтом. Например, страница Internet может содержать информацию о фирме, человеке, учреждении образования и т. п. Web-страница может содержать разнородную информацию: текст, графику, звуки и даже видео. На ней имеются выделенные слова или графические изображения, которые могут подсвечиваться определённым цветом и на которых указатель мыши обычно превращается в изображение руки с поднятым указательным пальцем. Эти выделенные объекты являются ссылками.

Страница имеет свой "входной" файл - титульный лист (англ. home page), адрес которого распространяется через каталоги и рекламу в качестве адреса всей страницы. Титульный лист содержит гипертекстовые ссылки на связанные по смыслу остальные составные части страницы, с помощью которых можно легко к ним перейти и найти нужную информацию.

Программы, отображающие документы Web на экране, называются браузерами. Браузеры позволяют в “ онлайновом” режиме путешествовать по WWW.

Протокол НТТР.Для каждого ресурса Internet существует свой протокол. Для работы в WWW необходим протокол НТТР (Hyper Text Transport Protocol – протокол передачи гипертекста). Для доступа к файловым ресурсам Internet используется протокол FTP, назовём также протоколы: текстовый telnet; телеконференций usenet; баз данных wais; gopher и т. д. Но наибольшую популярность приобрел гипертекстовый протокол.

Взаимодействие клиента с Web-сервером происходит согласно протоколу НТТР. Этот протокол определяет язык, на котором клиентская программа “разговаривает ” с сервером, а также формат ответов сервера клиенту. Поиск и загрузка нужного документа производятся с помощью протокола НТТР. Протокол НТТР – это простейший протокол уровня приложений и он, в отличие от ТСР/IP, не связан с технологией пересылки пакетов данных.

URL.Выше было сказано, что каждый компьютер в сети должен иметь имя (IP-адрес и доменное имя). Каждый документ в пространстве WWW также должен иметь уникальный адрес.

URL (Uniform Resource Locator унифицированный локатор, т. е. указатель, ресурса) это определенная система имён, с помощью которой идентифицируются ресурсы в Internet. Адрес любого файла в Internet определяется его URL.

В записи URL указываются следующие данные (слева направо):

– протокол доступа к ресурсу (НТТР, FTR, GOPHER или другой);

– доменное имя компьютера (сервера), на котором размещён ресурс;

– адрес порта, используемого для связи;

– спецификация ресурса на жестком диске сервера (путь к файлу, имя файла и метка).

Например, URL Web-страницы состоит из следующих основных частей:

http://www.matlab.ru/news.html

1              2             3                     4

 

1 – префикс, который определяет протокол и обязательно отделяется от последующей части URL двоеточием и двойной косой;

2 – тип ресурса (в данном случае www), эта часть в URL не обязательна;

3 – имя сервера, на котором расположена Web-страница;

4 – полное имя файла на данном компьютере.

Имени файла может и не быть. В таком случае с сервера пользователю сети будет прислан заранее установленный для этого случая (по умолчанию) файл.

URL может состоять из латинских букв (a–z), цифр (0–9) и других знаков, кроме символов, имеющих специальное назначение(<>[ ]{}|\’).

 

Контрольные вопросы

1  Что собой представляет Word Wide Web?

2  Дайте определение гипертекстового документа.

3  Каково назначение ссылок в гипертекстовом документе?

4  Что называется Web-страницей?

5  Что такое язык HTML?

6  Каково назначение программ-обозревателей?

7  Какие задачи решают с помощью протокола HTTP?

8  Что такое URL?

9  Как записываются URL Web-страниц?

 

 

Браузер Internet Explorer

 

Необходимость эффективно работать во все более расширяющемся информационном пространстве Internet потребовала создания специальных программных средств для навигации в этом своеобразном информационном океане. Такие программы, получившие название “браузеров”, сегодня должны быть установлены на каждом компьютере, подключенном к “Всемирной паутине” WWW. С их помощью пользователь осуществляет доступ к серверам WWW, получает на свою рабочую станцию выбранные HTML-документы, осуществляет их просмотр, редактирование и печать. При необходимости пользователь может сохранить нужную страницу с рисунками и прочими относящимися к ней файлами.

Название этих программ-обозревателей происходит от английского глагола to browse – просматривать. Наиболее популярными являются Internet Explorer фирмы Microsoft и Netscape фирмы Netscape Communication.

Возможности браузеров:

1 Отображение не только текстовой информации, но и воспроизведение звука, анимации, видео. Браузер Internet Explorer располагает развитыми средствами поддержки динамических Web-страниц.

2 Переход к Web-страницам, которые просматривались ранее (с помощью кнопок Назад и Вперед).

3 Автоматическое составление списка узлов (журнала), которые посещались ранее.

4 Отслеживание избранных Web-страниц путем накопления ярлыков в системной папке Избранное.

5 Поиск Web-узлов по заданным ключевым словам или фразам.

6 Помимо отображения Web-страниц, Internet Explorer поддерживает работу с обычными файлами и папками (аналогично программе Проводник из состава Windows).

Браузер не только открывает пользователю мир гипертекстовых ресурсов Всемирной Паутины. Он также может работать со многими другими службами Сети, такими как FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов), Gopher, WAIS. Вместе с браузером на компьютер обычно устанавливается программа для пользования электронной почтой и чтения новостей.

Окно Internet Explorer.Значок программы Internet Explorer, как правило, располагается на рабочем столе. Меню Internet Explorer состоит из следующих пунктов: Файл, Правка, Вид, Избранное, Сервис, Справка. Ниже меню располагается панель кнопки, которая содержит следующие инструменты:

Назад (Back) - вывод документа Web, который просматривался ранее;

Вперед (Forward) - вывод на экран следующей страницы, если вдруг вы вернулись слишком далеко назад;

Остановить (Stop) - прекращение загрузки текущей Web-страницы;

Обновить (Refresh) - повторная загрузка просматриваемой в данный момент страницы;

Домой (Home) – возврат на основную (домашнюю) страницу;

Поиск (Seach) – открытие панели поиска, предоставляющей доступ к поисковым средствам Web;

Избранное (Favorits) – отображения списка «избранных» ресурсов на панели Избранное в левой части окна;

Журнал (History) – отображение списка ранее просматривавшихся узлов; этот список организован по дням и неделям просмотра;

Почта (Mail) – открывает окно программы электронной почты;

Печать (Print) – печать текущей Web-cтраницы.

Загрузка и просмотр Web-страниц.После запуска Internet Explorer и подключения к сети, браузер попытается загрузить основную (домашнюю) страницу. Если эта страница не нужна, пользователь может отказаться от её загрузки. Для этого следует щёлкнуть по кнопке Остановить на панели инструментов либо ввести в адресную строку URL другого ресурса.

Если пользователь хочет, чтобы в начале работы с программой появлялась другая домашняя страница, нужно изменить адрес домашней страницы, выполнив команду Сервис–Свойства обозревателя–вкладка Общие, в разделе Домашняя страница в поле Адрес ввести адрес страницы.

Если вам известен адрес интересующей вас Web-страницы, то вы можете открыть эту страницу аналогично обычной папке двумя способами: с помощью строки адреса или через меню Файл–Открыть.

Ввод URL с клавиатуры.Для ввода URL щёлкните мышью по строке адреса и наберите любой URL, например, www.computerra.ru. Поскольку Internet Explorer способен различать по началу названия ресурса тип протокола (HTTP, FTP, и т. д.), его при наборе можно опустить. По мере ввода адреса программа будет предлагать адреса из числа тех, которые посещались с помощью Internet Explorer ранее. Если нужный адрес в раскрывающемся списке имеется, укажите его и отпустите кнопку мыши. Сразу после этого начнётся загрузка этого ресурса.

Если страница, которую вы хотите загрузить, посещалась недавно, то её адрес целесообразнее взять из папки Журнал. Адреса страниц, к которым ещё придётся обращаться, удобно поместить в папку Избранное, даже можно сделать на такие адреса закладки.

Для ускорения загрузки страниц можно настроить браузер таким образом, чтобы некоторые элементы мультимедиа (рисунки, видео, звуки, анимация) на страницах не загружались.

Переход между Web-страницами.Содержащиеся в полученной Web-странице текстовые гиперссылки, как правило, даются цветом, отличным от цвета остального текста документа, и подчеркиваются. Ссылки, указывающие на ресурсы, которые пользователь еще не просматривал, и ссылки на уже посещенные ресурсы обычно имеют разный цвет. Изображения также могут функционировать как гиперссылки. Независимо от того, текстовая ссылка или графическая, если навести на нее курсор мыши, его форма изменится. Одновременно в статусной строке браузера появится адрес, на который указывает ссылка. При нажатии на гиперссылку браузер открывает в рабочем окне ресурс, на который она указывает, при этом предыдущий ресурс из него выгружается. Открыть новую страницу по гиперссылке, не закрывая текущей, можно применив команду Открыть в новом окне.

Для перехода между страницами, которые загружались ранее, лучше всего использовать кнопки Назад и Вперёд. Так можно просматривать страницы, не дожидаясь их полной загрузки. Кнопка Обновить дает возможность перезагрузить документ с сервера.

Контрольные вопросы

1 Для чего предназначены программы-браузеры, в частности Internet Explorer, и каковы их возможности?

2 Назовите элементы окна Internet Explorer.

3 Перечислите известные вам способы загрузки Web-страниц.

4 Перечислите способы перехода между Web-страницами в окне Internet Explorer.

5 Для чего предназначены Журнал и папка Избранное?

 

Практические задания

Задание 1. Настройка интерфейса Internet Explorer.

1  Загрузите Internet Explorer: Пуск–Программы–Internet Explorer или двойной щелчок мышью по пиктограмме на рабочем столе.

2  Подключите панели инструментов: Вид–Панели инструментов. Установите флажки Обычные кнопки, Адресная строка, Ссылки.

3  Включите отображение подписей к кнопкам на панели инструментов: Вид–Панели инструментов–Настройка. В поле Текст кнопки: выберите Отображать подписи к кнопкам.

4  Измените адрес домашней страницы: Сервис–Свойства обозревателя– Общие. В разделе Домашняя страница в поле Адрес: введите адрес нужной страницы.

Задание 2. Загрузка Web-страниц. Перемещение по гипертекстовым ссылкам.

1  Откройте домашнюю страницу одного из указанных Web-сайтов: щелчок мышью в поле Адрес, наберите адрес, например, www.ts.by и нажмите Enter.

2  Остановите процесс загрузки: кнопка Остановить.

3  Обновите текущую страницу: кнопка Обновить.

4  Поместите курсор мыши на любую гипертекстовую ссылку открытого документа – в строке состояния отобразится URL ссылки.

5  Перейдите по любой гипертекстовой ссылке: щелчок мышью по гипертекстовой ссылке.

6  Вернитесь к предыдущему документу: кнопка Назад.

7  Еще раз просмотрите документ по той же ссылке: кнопка Вперед.

8  Откройте документ по гипертекстовой ссылке в новом окне: щелкните правой кнопкой мыши по любой ссылке, в контекстном меню выберите Открыть в новом окне (запустится отдельный сеанс работы Internet Explorer).

9  Для ускорения загрузки отключите загрузку мультимедийного содержимого: Сервис–Свойства обозревателя–Дополнительно. В блоке Мультимедиа снимите флажки Воспроизводить анимацию, Воспроизводить видео, Воспроизводить звуки, Отображать рисунки.

Задание 3. Сохранение информации, размещенной на Web-странице. Работа с журналом.

1 Сохраните текущую страницу целиком (текст и объекты, размещенные на Web-странице) в формате HTML в своей рабочей папке: Файл–Сохранить как, выберите Тип файла: Web-страница, полностью (*.htm; *.html). В открывшемся диалоговом окне откройте свою рабочую папку, введите имя файла, выберите Вид кодировки: Кириллица (Windows) и нажмите Сохранить.

2  Скопируйте нужную информацию со страницы в текстовый процессор MS Word, используя буфер обмена, для этого: выделите фрагмент текста, Правка–Копировать. Загрузите MS Word и вставьте фрагмент из буфера обмена Правка–Вставить.

3  Просмотрите список адресов посещенных страниц: кнопка Журнал. Перейдите к любой Web-странице, посещенной сегодня: щелчок мышью по любой ссылке на Web-страницу в разделе Сегодня. Создайте для текущей страницы ярлык на рабочем столе: Файл–Отправить–Ярлык на рабочий стол. Закройте список адресов посещенных страниц: кнопка Журнал.

 

Информационно-поисковые системы

 

Из предыдущих подразделов вы уже достаточно осведомлены об Internet и о приемах работы с программой навигации по Internet. Как же теперь сделать доступной обширную информацию, имеющеюся во всемирной сети. Как провести поиск информации, если вам не известны адреса нужных узлов, а понятно лишь, о чём хотелось бы получить информацию?

На помощь приходят информационно-поисковые системы, называемые также машинами поиска. К ним относятся русскоязычные системы Rambler, Апорт! и Яndex, которые ведут поиск в русской части Internet. Существует множество англоязычных систем: Alta Vista, Yahoo, Excite, Lycos, HotBot и др.

Информационно-поисковая система это приложение БД, которое выбирает информацию на основе переданных ей ключевых слов и выражений.

Основной функцией поисковых систем является предоставление динамически обновляемой информации о Web-узлах и их содержимом.

Приведем адреса наиболее популярных и мощных поисковых систем: www.rambler.ru (Рамблер), www.yandex.ru (Яндекс), www.aport.ru (Апорт!), www.google.com (Google), www.altavista.com (Alta Vista), www.yahoo.com (Yahoo), www.excite.com (Excite), www.lycos.com (Lycos), www.hotbot.com (HotBot). Если вы ищете страницы на английском языке, то надо пользоваться иностранными поисковыми системами. Для поиска на русском языке лучше подходят русские поисковики. К тому же они способны учитывать разные формы русских слов, так что при задании критерия поиска можно не обращать внимания на падежи существительных и время глагола.

Эти системы вызываются набором URL в адресной строке браузера. Однако можно начинать поиск непосредственно из окна Internet Explorer.

Результаты поиска отображаются в виде списка ссылок.

Методы поиска.В современных поисковых системах имеется два основных средства поиска. Это поиск по ключевым словам и с помощью Web-каталогов.

В текстовое поле поисковой системы, которое обычно располагается в верхней части страницы, нужно ввести ключевые слова. Они должны максимально точно отражать суть вашего вопроса. Нельзя задавать какое-то одно ключевое слово, имеющее общий смысл, например, музыка или информатика. Лучше конкретизировать запрос, то есть ограничивать область поиска с помощью дополнительных ключевых слов. Можете задавать для поиска целые выражения, например, научно-техническая конференция студентов и аспирантов 2005 или психоанализ Фрейда. Искусство пользования поисковыми машинами заключается, прежде всего, в умении сузить область поиска.

Для каждой поисковой системы существует свой синтаксис запросов. Сформируем основные правила записи ключевых слов, которые являются общими для систем Рамблер и Яндекс:

1 В запросах старайтесь использовать строчные буквы. Набирайте с большой буквы только имена собственные (фамилии, имена и отчества, географические названия и т. д.).

2 Пробел между словами означает, что оба слова должны входить в искомый документ. Например, задание слов прикладная математика даст документы, в которых одновременно имеются оба эти слова, но необязательно они стоят рядом.

3 Если нужно найти документы с любым из указанных слов, используется знак «|». Например, ключевые слова информатика вуз | техникум в результате поиска дадут страницы, содержащие слово информатика и любое из слов вуз или техникум (либо оба одновременно).

4 Цитаты в ключевых словах заключаются в кавычки. Например, при задании фразы «Интернет. Информационно-поисковые системы» будет произведен поиск этих слов именно в такой форме и в таком порядке.

5 Запрос можно сделать на «обычном языке». Лингвистический анализатор поисковика сам выделит ключевые слова, а предлоги и иные служебные слова отбросит.

6 Для задания других ограничений на область поиска используйте расширенный поиск. С помощью него можно составить более сложный запрос с использованием логических операторов И, ИЛИ и НЕ, можно задать интервал дат, язык документа, область поиска ключевых слов в документе и другое.

Web-каталоги.Поиск можно вести не по ключевым словам, а по Web-каталогу, которым располагают большинство современных поисковых систем. Поиск в таком случае начинается с подбора подходящей рубрики.

Web-каталог - это узел, на котором размещены ссылки на Web-страницы, классифицированные по определенной иерархической системе. Эта классификация напоминает системный каталог в обычной библиотеке. Например, на верхнем уровне Web-каталога могут находиться темы: Бизнес и экономика, Авто/мото, Банки, Медицина, Досуг и т. д. Вы щелкаете мышью по нужной теме – перед вами раскрывается следующий, более подробный уровень каталога. Вы находите в нем следующую тему и раскрываете ее. Таким образом, вы движетесь в глубь каталога, пока не доходите до ссылок на интересные вам Web-страницы. Щелкнув по такой ссылке, вы раскроете ее в окне браузера. Как правило, страницы открываются в отдельном окне. Если же этого не происходит, щелкните по ссылке правой кнопкой мыши и выберете в меню ссылки команду Открыть в новом окне.

Каталоги также снабжены поисковым инструментом.

Контрольные вопросы

1 Для чего предназначены информационно-поисковые системы?

2 Перечислите известные вам информационно-поисковые системы.

3 Какие правила поиска по ключевым словам?

4 Как выполняется поиск по Web-каталогу?

Практические задания

Задание 1. Поиск информации по ключевым словам с помощью поисковой системы.

1  Запустите программу Internet Explorer (Пуск–Программы–Internet Explorer).

2  На панели Адрес введите: http:/www.rambler.ru.

3  Внимательно рассмотрите загруженную страницу, найдите поле для ввода ключевых слов и кнопку запуска поиска. Допустим нас интересуют Web-страницы, посвященные транспортным вузам.

4  В поле для ввода ключевых слов введите университет транспорта.

5  Щелкните на кнопку Поиск (Search).

6  Просмотрите результаты поиска. Отсортируйте список различными способами (по степени соответствия запросу, по дате, сгруппировав по сайтам).

7  Щелкните на гиперссылке с номером 1.

8  Просмотрите загруженную страницу.

9  Щелкните на кнопке Назад (Back) на панели инструментов.

10  Повторяйте действия п.п. 7-9, просмотрите всю первую группу из десяти ссылок на найденные страницы.

11  Повторите задание 1, используя поисковую систему Яндекс.

12  Сравните результаты поиска.

 

Задание 2. Поиск информации по ключевым словам с помощью встроенной в Internet Explorer панели Поиск и непосредственно с панели Адрес.

1  Щелкните на кнопке Поиск на панели инструментов программы Internet Explorer.

2  Введите набор ключевых слов университет транспорта в поле панели Поиск.

3  Щелкните на кнопке Начало поиска.

4  Сравните результаты поиска.

5  Расширьте область поиска, изменив набор ключевых слов следующим образом: университет | институт | колледж транспорта.

6  Просмотрите результаты поиска.

7  Сузьте область поиска, изменив набор ключевых слов следующим образом: университет | институт | колледж транспорта научно-исследовательская работа студентов. Позаботьтесь, чтобы поиск производился среди найденного в предыдущем поиске.

8  Проанализируйте результаты поиска.

9  Опять ограничьте область поиска, используя Расширенный поиск. Введите ограничение на дату: нас интересует информация о научной деятельности студентов, начиная с 01.01 2000 г.

10   Теперь осуществите тот же поиск, который произвели в п. 7, задав ключевые слова прямо в строке Адрес программы Internet Explorer. На панели Адрес введите слово find и набор ключевых слов из п. 7. Щелкните на кнопке Переход.

11 Сравните результаты поиска.

 

 

Электронная почта

Электронная почта (Electronik mail, или сокращённо E-mail) это способ отправки и получения сообщений с помощью компьютерной сети.

Это самая эффективная из служб Internet в смысле затрат – если вы платите Internet-провайдеру только за время соединения, то можете вести большую переписку со всем миром всего за несколько долларов в месяц. Обычно электронная почта достигает любой точки земного шара за несколько минут. Так же, как факс, она позволяет передавать не только текст, но и изображение, но при этом вы не используете междугородную или международную телефонную связь, и качество изображения не ухудшается при передаче.

Существует очень много почтовых программ, значительная часть из них бесплатна: Internet Mail, Outlook Express, Netscape Messenger, Exchange Mail, The Bat! Также услуги электронной почты предоставляют и информационно-поисковые системы.

Каждый абонент, подключённый к почтовому серверу, имеет свой электронный адрес или, образно говоря, почтовый ящик. Доступ к этому ящику защищён паролем абонента. Благодаря электронному адресу можно идентифицировать любого абонента в сети (все адреса должны быть оригинальными).

Сообщение электронной почты находит своего адресата с помощью почтового адреса (E-mail). Этот адрес состоит из двух частей, разделённых знаком @:

имя_пользователя @ имя_домена

Левая часть адреса – это локальное имя пользователя (имя почтового ящика пользователя), а правая часть – имя домена. Значок @ обозначает предлог at («в», «при») и называется попросту «собака».

Например, адрес kozak@mailbox.riga.lv можно прочитать буквально: ящик kozak в домене mailbox.riga.lv. Большие и маленькие буквы в почтовом адресе не различаются.

Когда сообщение прибывает на сервер назначения, адресат при очередном соединении с сервером получает уведомление о поступлении почты. Таким образом, чтобы получить сообщение пользователю не нужно держать включённым свой компьютер. Включить компьютер и подключиться к сети он сможет в любой момент, когда пожелает получить или отправить сообщение. Такой режим работы, как известно, называется off-line.

Работа с электронной почтой в программе Outlook Express.В дальнейшем рассмотрим работу с электронной почтой, выполняемой в программе Outlook Express фирмы Microsoft. Такие программы ещё называются почтовыми клиентами. Перечислим основные возможности, предоставляемые пользователю этой популярной программой:

1 Оприходование и чтение писем. Программа позволяет одновременно просматривать список сообщений и читать отдельные сообщения.

2 Ведение адресной книги, используемой для поиска и хранения адресов. При отправке ответа на любое сообщение автоматически создаётся новая запись в адресной книге.

3 Рациональный просмотр сообщений. Просмотреть отдельное сообщение и ответы на него можно, не читая всего списка сообщений.

4 Работа с группой новостей. Outlook Express позволяет участвовать в режиме off-line в телеконференциях, предназначенных для обсуждения определённых тем.

5 Работа с Web-страницами. Программа Outlook Express автоматически выделяет ссылки на Web-узлы, имеющиеся в приходящих сообщениях. Нажатие на ссылку приводит к запуску броузера Internet Explorer и загрузке Web-документа.

6 Экономия времени, проводимого в сети. В автономном режиме, предусмотренном в Outlook Express, можно составлять сообщения без подключения к сети. Читать сообщения и группы новостей можно после их загрузки и отключения сети.

Все сообщения, с которыми работает пользователь, хранятся в нескольких папках. Их можно увидеть в списке Папки:

– Входящие – в эту папку попадают все поступающие сообщения. Список сообщений находится в правой части окна. Чтобы его просмотреть, требуется подвести курсор к сообщению и нажать на левую кнопку мыши, сообщение появится в окне предпросмотра. Если вы хотите посмотреть его в полной форме в отдельном окне, дважды щёлкните по названию сообщения. Для перемещения используйте полосу прокрутки. Вверху окна располагается панель, с помощью которой можно произвести некоторые действия с сообщением (ответить, переслать, распечатать и т. д.). Из главного окна программы Outlook Express для тех же целей можно использовать контекстное меню (нажатие правой кнопки мыши на выделенном сообщении). После прочтения сообщение остается там же, но уже помечается как прочитанное. Сообщения хранятся в папке входящие до тех пор, пока пользователь не удалит их или не переместит в другую папку;

– Исходящие – папка для временного хранения сообщений, которые пользователь отправил, но не переслал на почтовый сервер. Сообщения из этой папки могут отсылаться автоматически либо отсылаться по команде Отправить (Получить). Автоматическая пересылка выполняется при очередном подключении к сети;

– Отправленные – это папка, содержащая копии отправленных сообщений. Удобство папки Отправленные состоит в том, что пользователь может уточнить дату отправления письма, освежить в памяти его содержание, а также при необходимости отправить письмо повторно;

– Удалённые – в эту папку автоматически помещаются объекты, удалённые из других папок. Эти документы могут быть восстановлены на прежнее место;

– Черновики – папка, в которой содержатся все незаконченные и неотправленные сообщения. Пользователь может открыть сообщение в этой папке, доработать его и затем отправить.

Для работы с электронной почтой нужно создать учётную запись, воспользовавшись услугами Мастера подключения к Internet.

Создав учётную запись, можно приступить к освоению алгоритма переписки. В первую очередь следует найти две кнопки: одна позволяет проверить почту, другая – создать новое сообщение. Нажмите на вторую из них – появится новое окно. Здесь вы заполняете следующие поля:

Кому: (To) – понятно само собой;Копия: (Cc:) – другие адресаты;Bcc: – кому еще, но так, чтобы про это не знал основной адресат;Тема: (Subject:) – о чем ваше письмо, заполнять не обязательно, но очень желательно.

Большое поле под перечисленными выше служит для самого текста письма. К сообщению можно добавить вложенный файл – для этого найдите соответствующую кнопку (часто она обозначена скрепкой), которая позволит выбрать любой файл с вашего жесткого диска. В качестве приложения можно посылать любые файлы: программы; звуковые, графические и т. д. Если теперь, не закрывая почтовой программы, соединитесь с провайдером и нажмете на кнопку Послать, то ваше письмо уйдет к адресату.

Нажав на кнопку проверки почты, вы получите сообщения. Они попадут в папку для входящих писем. Откройте пришедшее сообщение, дважды щелкнув по нему мышью, и изучите имеющиеся здесь элементы управления. Наиболее важные кнопки – Ответить и Переслать. Первая избавляет от необходимости вводить адрес того, кому вы отвечаете, а вторая позволяет переслать письмо кому-то еще. Не цитируйте в ответе все письмо, на которое отвечаете.

Все остальное в почтовой программе относится к категории удобств. Можете создавать дополнительные папки, чтобы сортировать по ним приходящую почту, заводить одну или несколько адресных книг с часто используемыми адресами, автоматически фильтровать входящую почту (например, автоматически направлять в мусорную корзину письма с определенного адреса) и т. п. Эти дополнительные возможности стоит изучать по мере необходимости и по мере роста объема вашей переписки. Они подробно описаны в документации на вашу почтовую программу, в пункте меню Справка.

Контрольные вопросы

1  Для чего предназначена электронная почта?

2  Какую структуру имеет адрес в электронной почте? Должен ли он быть уникальным?

3  Перечислите возможности, предоставляемые пользователю почтовым клиентом.

4  С какими папками сообщений работает пользователь программы Outlook Express?

Практические задания

Задание 1. Создание учетной записи электронной почты

1 Запустите программу Outlook Express.

2 Дайте команду Сервис–Учетные записи.

3 Щелкните на кнопке Добавить и выберите в открывшемся меню пункт Почта.

4 В поле Введите Имя введите свои имя и фамилию. Щелкните на кнопке Далее.

5 Установите переключатель У меня уже есть учетная запись и введите в поле Адрес электронной почты заданный адрес электронной почты. Щелкните на кнопке Далее.

6 Введите заданные Имена серверов для Входящей и Исходящей почты. Если используется только один сервер, введите одно и то же имя в оба поля. Щелкните на кнопке Далее.

7 Введите заданные Имя пользователя и Пароль для доступа к электронной почте. Установите флажок Запомнить пароль. Щелкните на кнопке Далее, на кнопке Готово.

8 Откройте вкладку почта. Убедитесь, что учетная запись действительно создана. Щелкните на кнопке Закрыть.

Задание 2. Отправка и получение электронной почты

1 Запустите программу Outlook Express.

2 На панели Папки выберите папку Входящие.

3 Щелкните на кнопке Создать сообщение на панели инструментов.

4 В поле Тема введите слово: Тренировка.

5 В поле Кому введите ваш адрес электронной почты.

6 В тело сообщения введите произвольный текст.

7 Щелкните на кнопке Отправить на панели инструментов.

8 Щелкните на кнопке Доставить почту на панели инструментов.

9 Проследите за процессом отправки созданного сообщения и поиском на сервере поступивших сообщений, ход которых отображается в открывшемся окне.

10 Убедитесь, что только что отправленное сообщение появилось в списке поступивших сообщений.

11 Выберите это сообщение в списке и ознакомьтесь с его содержанием на нижней панели.

12 Дважды щелкните на заголовке сообщения, чтобы открыть его в отдельном окне.

13 Закройте окно сообщения.

Задание 3. Использование Адресной книги

1 Запустите программу Outlook Express.

2 Создайте вручную запись в Адресной книге для своего адреса электронной почты. Для этого на панели Контакты дайте команду Контакты–Создать контакт.

3 На вкладке имя введите свою фамилию, имя, отчество.

4 Укажите адрес электронной почты и щелкните на кнопке Добавить.

5 По желанию занесите данные о себе на вкладки Домашние, Служебные и Личные. Щелкните на кнопке ОК.

6 Убедитесь, что данные занесены в Адресную книгу, на панели Контакты должен появиться новый значок.

7 Откройте папку Входящие.

8 Щелкните на заголовке входящего сообщения правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт Добавить отправителя в адресную книгу.

9 Убедитесь, что данные занесены в Адресную книгу, на панели Контакты должен появиться новый значок.

10 Щелкните на кнопке Создать сообщение на панели инструментов.

11 Щелкните на кнопке Кому рядом с полем ввода адреса.

12 Выберите в адресной книге собственный адрес и щелкните ОК.

13 Убедитесь, что имя адресата внесено в поле Кому. Обратите внимание, что использовано именно имя, а не адрес. Обратите внимание, что имя подчеркнуто, что подтверждает наличие адреса в Адресной книге.

14 Произвольным образом заполните поле Тема, а также введите текст сообщения.

15 Отправьте созданное сообщение и убедитесь, что оно доставлено правильно (см. п. 6).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Леонтьев,  В. П.  Новейшая  энциклопедия  персонального  компьютера / В. П. Леонтьев - М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. - 734 с.

2 Информатика. Базовый курс / под ред. С. В. Симоновича. - СПб. : Питер, 2006. - 640 с.

3 Основы информатики : учеб. пособие / А. Н. Морозевич [и др.] ; под общ. ред. А. Н. Морозевича. – Минск : БГЭУ, 2003 – 560 с.

4 Шибут, М. С. Технологии работы с текстами и электронными таблицами (Word, Excel) / М. С. Шибут; под ред. И. Ф. Богдановой. – Минск : Молодёжное научное общество, 2000. – 144 с.

5 Комягин, В.Б. Современный  самоучитель работы  на  ПК. Быстрый старт / В. Б. Комякин, А. О. Коцюбинский. - М. : Триумф, 2004. - 400 с.

6 Максимова, А. П. Информатика : учеб.-практ. курс /А. П. Максимова. – Минск : ТетраСистемс, 2005. - 128 с.

7 Информатика : практикум по технологии работы на компьютере / Н. В. Макаренко [и др.] ; под ред. Н. В. Макаровой. – М. : Финансы и статистика, 2004. - 256 с.

8 Гораев, О. П. Операционная система Windows. Операционные оболочки: практикум по компьютерным технологиям / О. П. Гораев, Ю. П. Лыч. - Гомель : БелГУТ, 2003. – 67 с.

9 Гораев, О. П. Текстовый процессор MS Word: практикум по компьютерным технологиям/ О. П. Гораев. - Гомель : БелГУТ, 2003. – 68 с.

10 Гораев, О. П. Электронные таблицы MS Excel: практикум по компьютерным технологиям / О. П. Гораев, Ю. П. Лыч. - Гомель : БелГУТ, 2003. – 67 с.

11 Лыч, Ю. П.Электронные таблицы : учеб. пособие / Ю. П. Лыч. – Гомель : БелГУТ, 2000. – 123 с.

12 Курбатова, Е. А. Microsoft Excel 2003. Краткое руководство / Е. А. Курбатова. – Издательский дом «Вильямс», 2005. – 288 с.

13 Информатика и информационные технологии : учеб. пособие / И. Г. Лесничая [и др.]. – 2-е изд. – М. : Изд-во «Эксмо», 2006. – 544 с. – (Высшее экономическое образование).

14  Степанов, А. Н. Информатика : учеб. для вузов / А. Н. Степанов. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2005. - 684 с.

15 Шушкевич, Г. Ч. Введение в Mathcad 2000 :  учеб. пособие / Г. Ч. Шушкевич, С. В. Шушкевич. – Гродно : ГрГУ, 2001. – 140 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Примерное содержание дисциплины


Введение

Роль информации и средств её обработки в развитии общества. Содержание дисциплины "Информатика" и ее значение для инженерного образования. Связь дисциплины с другими областями знаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...