Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды  внеурочной деятельности.




Лекция № 4-2. Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству.

                          План:

1.Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания.

2.Виды внеклассной работы, ее задачи.

3.Формы и методы внеклассной работы по изобразительному искусству.

 Литература:

1.  Ростовцев Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 2000.

2. Пидкасистый И.Н. Педагогика. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2002 (Диагностика стр. 543). 

3. Педагогика начальной школы./ Под ред. И.П. Подласого.- М.: ВЛАДОС, 2000.

     

Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания.

 Компетентностный подход к содержанию общего образования – новое явление для отечественной дидактики.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для продуктивного воздействия по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к предмету деятельности. Эти понятия (компетенция и компетентность) почти синонимичны. Первое чаще применяется для обозначения результата, выражающегося в реальном владении методами, средствами деятельности, и такой формой сочетания знаний, умений и навыков, которые позволяют ставить и достигнуть цели по преобразованию окружающего мира. Владение той или иной образовательной компетенцией предполагает, что ученик усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую совокупность определённых видов деятельности.

Компетентностный подход не отрицает значение знаний, но делает акцент на умениях самостоятельно приобретать, перерабатывать и использовать полученные знания, т.е. существенно не то, что нового узнал, а чему научился. Одной из главных целей личностно-ориентированного обучения является развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе.

Сопереживая и сочувствуя, и к своим переживаниям и чувствам относимся по-человечески, т.е. с учётом их связи с действиями и жизнью других людей. Собственная чувственность существует только через другого человека. Знания, искусство, игровая деятельность на уроках дают возможность усвоить с помощью образов основные понятия взаимопонимания. Искусство становится  «дверью» в царство положительных эмоций, добрых слов, чистых чувств. Искусство приглашает на встречу с прекрастным, чтобы научить выражать и проявлять свою любовь. Искусство – язык любви, мостик, невидимой связью соединяющий людей.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (изобразительное искусство )».

-Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно - просветительской деятельности (ПК-11);

-создает благоприятные условия для развития творческих возможностей каждого ребенка (СК-17);

-способен применять знание теоретических основ и навыки практической деятельности начального художественно-эстетического (в том числе понимать значение эстетики, видеть и отличать красивое от безобразного)(СК-24).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

-основные закономерности получения изображений объектов окружающей действительности; (СК-24);

-особенности различных программ по предмету «Изобрази­тельное искусство» для начальной школы (ПК-11), (СК-17);

-терминологию и средства художественной выразительнос­ти, применяемые в процессе изобразительной деятельности (ПК-11) (СК-24);

-роль и значение уроков изобразительного искусства в сис­теме эстетического воспитания младших школьников (ПК-11), (ОК-1);

Уметь:

- использовать изобразительную деятельность как средство для эстетического воспитания и художественного образо­вания младших школьников (ПК-11), (СК-17);

 - применять на практике педагогические приемы и методы для активизации творческих способностей детей; (ОК-1), (ПК-11);

- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обуче­ния для конкретного урока изобразительного искусства; (ОК-1);

-разрабатывать структуру проведения урока ИЗО, подби­рать к нему необходимый дидактический материал; )(СК-24);

Владеть:

- необходимыми навыками для выполнения реалистических изобра­жений в различных художественных материалах; (СК-24);

- в достаточной степени владеть приемами и методами педа­гогического рисования (СК-24).

Полноценным и разносторонним может быть художественное воспитание средствами изобразительного искусства лишь тогда, когда оно осуществляется не только на уроках изобразительного искусства, но и во время внеурочных и внеклассных занятиях, на которых учащиеся имеют возможности полнее проявить свои творческие способности в области изобразительного искусства.

Виды  внеурочной деятельности.

В современных условиях в соответствии с принятием последнего Федерального Государственного образовательного стандарта начальной школы возрастает роль внеурочной деятельности в воспитании личности младшего школьника. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Понятие внеурочной деятельности широко и неоднозначно. Оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. В связи с этим возникает необходимость в дифференциации понятия «внеклассная работа», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная работа» и «внеурочная работа».

Лизинский В.М. пишет, внеурочной деятельности - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время. Внеурочная деятельность ( внеклассная работа) - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть системы образования. Внеурочной деятельности (внеклассная работа) ставит перед собой очень важную цель - это формирование и развитие творческой личности учащегося .

Под внеурочной деятельностью  понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Суть этой работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы.

Внеклассная работа - система совместной деятельности, содержание которой лежит за рамками образовательной учебной программы начального образования. Внеурочная деятельность - одно из звеньев процесса воспитания.

Большинство авторов считают, что внеурочной деятельности  - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса (О.В. Джежелей, В.П. Конавалова, Н.Н. Светловская и др.).

Внеурочная деятельность - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Л.М. Панчешникова считает, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной начальной школы.

Внеучебная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися и учащимися, которым интересно заниматься изобразительным искусством. Внеучебная работа - это те внеклассные занятия, которые ведутся главным образом в ученических коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности учащихся при направляющей роли учителей, классных руководителей. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Классные занятия обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными. Понятие «внеклассные» указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий.

В общеобразовательной школе учитель начальных классов, при проведении уроков изобразительного искусства, проводит с детьми и большую внеклассную работу.

Внеклассная работа по изобразительному искусству – это проведение бесед, лекций, докладов, руководство изокружками и факультативами по рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству; истории искусств, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок, оформление школы к различным праздникам.

Кружок (по рисунку, живописи, лепке, ДПИ, художественному труду, по работе с природным материалом, дизайн и т.д.)

Экскурсии в музеи, на выставки, в мастерские художников

Беседы, с показами репродукций

Выезды на пленерили выходы однодневные или многодневные

Просмотр кинофильмов

Организация тематических вечеров – концертово жизни и творчестве художников, скульпторов

Нетрадиционные виды «Поле чудес», «КВН» и т.д. по материалам изобразительного искусства, видам, жанрам и т.д.

Внеклассная работа преследует в основном те же цели и задачи, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

 Задача педагога развивать эстетический вкус ребенка и его творческие задатки.

Основные задачи внеклассной работы с младшими школьниками по изобразительному искусству.

1.Осуществлять разностороннее художественно – эстетическое развитие детей различными средствами изобразительного искусства.

2.Развивать интерес и любовь детей к изобразительному искусству, приобщать их к миру прекрасного, через знакомство с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.

3.Продолжать совершенствовать и развивать те знания, умения и навыки, которыми овладевают школьники на уроках, через работу разными графическими материалами (пастель, уголь) и разными техниками (граттаж, монотипия, объемная бумажная пластика, коллаж и т.д.).

4. Выявлять и развивать художественные способности и таланты детей.

5.Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе, содействовать всестороннему развитию личности.

Эти задачи могут успешно решаться, если внеклассная работа по эстетическому воспитанию средствами искусства проводится в определенной системе в котором каждое звено тесно связано с другим.

Для успешного руководства внеклассной и внешкольной работой необходимо составить план всех мероприятий при этом необходимо учитывать: время, возрастные особенности учащихся, тематику мероприятий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...