Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы протекания конфликта. Основные способы разрешения социальных конфликтов.




Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, как правило, не бывает.

Предконфликтная стадия — это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать (материальные ценности, информация, власть, связи, престиж и т.д.) В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте – это период формирования каждой стороной своей стратегии действий. Под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта, формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и выбор способа воздействия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.

Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.

2.Непосредственно конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта.

Действия в непосредственном конфликте могут быть весьма разнообразными — открытыми, скрытыми, непосредственными, опосредованными, физическими, психологическими и идеологическими.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению.

После прохождения критической точки ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Руководителю лучше воздействовать на ход развития конфликта либо до критического состояния, либо после него.

3. Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, позволяющей погасить конфликт, т.е. устранить причину конфликта. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Такой конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец или в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Методы разрешения социальных конфликтов. Завершение конфликта не всегда является его разрешением. Разрешение конфликта - это решение его участников (третьей стороны) о прекращении противоборства.

Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Так или иначе, окончание связано с конкретным способом разрешения конфликта.

Возможности разрешения конфликта существуют во всех его стадиях, но лучше всего это сделать еще в процессе формирования конфликтной ситуации, упреждая обмен конфликтными действиями, т.е. по сути избежать конфликтной ситуации.

Поскольку основа конфликта - противоречие между интересами оппонентов, то лучшим способом является устранение этого противоречия. Однако, это не всегда возможно. Для устранения социального конфликта используются различные методы устранения противоречий:

- изъятие объекта конфликта;

- раздел объекта между сторонами, компромисс;

- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;

- разделение сторон конфликта (расселение соседей, семейный развод, перевод конфликтующих сотрудников в разные отделы и т.д.);

- изменение ранговых позиций оппонентов, реорганизация групп, учреждений, политических организаций;

- перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление общего интереса;

- локализация и фрагментация конфликта, если не удается его окончательно разрешить;

- переговоры, арбитражный суд и посредничество.

Многие исследователи признают консенсус оптимальным способом разрешения всех конфликтов - от семейных до международных. С точки зрения социологии - это согласие значимого большинства представителей некоего сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях. Консенсус - не единогласие, так как полного совпадения позиций сторон здесь не требуется, допускается нейтральная позиция, воздержание от голосования, отдельные оговорки, но не прямые возражения. Он возможен по отношению к существу дела или правилам разрешения конфликта.

Независимо от масштабности конфликта достижение консенсуса предполагает освобождение предмета конфликта от сопутствующих наслоений, эмоциональных оценок, участие второстепенных персонажей. Здесь полезен перерыв в конфликтных действиях. Например, переговоры о политическом урегулировании обычно начинаются после прекращения огня и разъединения воюющих сторон. Любая консенсуальная процедура должна исключать доминирование одной из сторон и обеспечивать использование объективных критериев в оценке ситуации. В последние годы широкое признание у конфликтологов получила концепция достижения соглашения путем переговоров, разработанная американскими специалистами Р.Фишером и У.Юри.

Переговоры позволяют избежать применения насилия. В прцессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прейти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов.

Осмысление природы и содержание общественных конфликтов позволило социологом выработать рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:

 - во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержанию конфликта;

 - стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

 - необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

 - участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

 - все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т.е. к согласию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...