Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Язык программирования Паскаль




Язык программирования Паскаль был создан Николаусом Виртом в 1968-1970 гг. С тех пор язык неоднократно модифицировался, но и в настоящее время является одним из наиболее популярных языков алгоритмического программирования.

 

Алфавит языка Паскаль

В алфавит языка Паскаль входят:

- латинские буквы;

- цифры от 0 до 9;

- специальные знаки +, -, ., ,, (), [], {};

-служебные слова.

Кроме того, в комментариях и текстовых константах допускается применение букв русского алфавита.

Язык Паскаль не различает прописные и строчные буквы. Поэтому допускается использование для одного и того же слова в одном месте программы прописных, а в другом месте строчных букв.

 

Элементы языка

Константа – величина, которая не изменяется в процессе вычисления.

Различают именованные и обычные константы. Именованная константа – константа, которой в начале программы в разделе описаний дается имя. Обычные константы записываются непосредственно в тексте программы.

Переменная – величина, к которой обращаются с помощью символического имени и которая может принимать любые значения в процессе выполнения программы. Имя переменной всегда должно начинаться с буквы, далее можно записывать цифры, буквы и символ подчеркивания. Не допускается использование пробела в имени переменной. Имя переменной не должно совпадать со служебным словом.

Различают простые переменные и структурированные. Простая переменная – это величина, имеющая одно текущее значение. Структурированная переменная – группа величин, обозначенная символическим именем.

Арифметические выражения – это константы, переменные и функции, соединенные знаками арифметических операций. Для указания порядка вычислений используются круглые скобки. Выражения вычисляются слева направо с учетом приоритета операций. Приоритет операций в порядке убывания таков:

- вычисление выражения в скобках; вычисление функций;

- умножение и деление;

- сложение и вычитание.

Функции языка Паскаль

=abs(x)   Lgx=ln(x)/ln(10)
=sqrt(x)   =ln(b)/ln(a)
=sqr(x)   =exp(n*ln(x))
Sinx=sin(x)   Tgx=sin(x)/cos(x)
Cosx=cos(x)   Round(x)
Lnx=ln(x)   Trunk(x)
=exp(X)    
Arctanx=arctan(x)    

 

Структура программы

Структура программы на языке Паскаль содержит две части: описательную и исполнительную. Общий вид программы:

Program {имя программы};

Раздел описания меток;

Раздел описания констант;

Раздел описания типов;

Раздел описания переменных;

Процедуры и функции;

Begin {начало программного блока};

Текст программы;

End. {конец программы}

В заголовке программы, после служебного слова program приводится имя программы. Имя может иметь любую длину, из них имеют значение первые 63 символа. Имя обязательно должно начинаться с буквы и не содержать пробелов.

РАЗДЕЛ ОПИСАНИЯ МЕТОК. Метка – это последовательность цифр и букв, сотоящих перед любым исполняемым оператором и выделенных символом «:». Все используемые метки должны быть описаны. Например:

Label 5, M10, Iter;

РАЗДЕЛ ОПИСАНИЯ КОНСТАНТ. Описываются все именованные константы, значения которых в ходе выполнения программы постоянны. Например:

Const a=2; PI=3.14; R=9.8;

РАЗДЕЛ ОПИСАНИЕ ТИПОВ. Тип переменной описывает все множество значений, которые может принимать величина, если она относится к данному типу.

Типы данных в Паскале делятся на простые и структурные.

Короткий целый ShortInt -128…127
Байтовый Byte 0…255
Слово Word 0…65535
Целый Integer -32768…32767
Длинный целый LongInt -2147483648…2147483647
Символьный Char Кода ASCII
Логический Boolean True, false
Вещественный real 2.9*10e-39…1.7*10e38
С одинарной точностью Single 1.5*10e-45…3.4*12e38
С двойной точностью Double 5*10e-324…1,7*10e308
С повышенной точностью Extended 1.9*10e-4951…1.1*10e4932
сложный Comp -2e63+1…2e63-1

В некоторых случаях программа может быть упрощена введением нестандартных типов, явно описываемых в программе. Например:

Type days=1..31;

Mouth=(gan, feb, …, dec);

РАЗДЕЛ ОПИСАНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ. Все используемые в программе переменные также должны быть описаны. С помощью описания устанавливается не только сам факт существования переменной, но и задается ее тип. Тип переменной определяет характер и вид обработки и хранения данных в памяти машины. Например:

Var I, g, k: integer;

C, d, max: real;

Z: Boolean;

Ch: char;

 

Оператор присваивания

Оператор присваивания предназначен для вычисления арифметических или логических выражений и записывания полученного знания в простой или индексной переменной с учетом ее типа. Общая форма оператора:

а := b;

Здесь а – простая или индексная переменная; b – арифметическое или логическое выражение. Пример:

B3:=r/z; i:=i+1; x[k]:=y[1, j]*g;

 

Ввод-вывод данных

Ввод данных осуществляется с клавиатуры, при этом числовые данные отделяются друг от друга пробелами, кроме данных символьного и строкового типов. Ввод данных осуществляется с использованием операторов:

Read(список ввода);

Readln(список ввода);

Если список ввода содержит несколько имен переменных, то при выполнении этого оператора программа ожидает ввода значений для каждой их тих переменных. Если используется оператор read, то после ввода последнего значения курсор остается в той же строке; а при использовании readln курсор переводится на новую строку.

Вывод результатов осуществляется с помощью операторов:

Write(список вывода);

Writeln(список вывода);

Список вывода может содержать имена переменных, выражения, текст, заключенный в апострофах. Вместо имен и выражений выводятся их значения, а текст выводится полностью. При использовании оператора writeln по окончании вывода осуществляется перевод на новую строку.

Например:

Write(‘k=’, k:3, ’x=’, x:6:2, ‘y=’,y:5:0);

На экран дисплея выводится значение переменной целого типа к, для которой отводятся три позиции, переменных X и Y вещественного типа, занимающих 6 и 5 позиций соответственно. При этом под дробную часть переменной X отводятся 2 позиции; у переменной Y выводится только целая часть. Перед численными значениями переменных выводятся поясняющая их информация, состоящая из имен переменных.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...