Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Органы управления общественными финансами в РФ




Управление общественными финансами: сущность и функции.

Органы управления общественными финансами в РФ.

Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовый контроль: назначение, формы и методы проведения.

Управление общественными финансами: сущность и функции 

Управление финансами – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

В процессе управления финансами органами управления осуществляются следующие функции:

- финансовое планирование;

- оперативное управление финансами;

- финансовый контроль.

Финансовое планирование предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов. В управлении общественными финансами осуществляется составление сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций.

Оперативное управление финансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами.

Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования. 

Управление финансами находится в темной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, с действующим финансовым механизмом.

В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.

Это нашло выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.

Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования).

Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Федеральная налоговая служба, Счетная палата и др.).

Все это не могло не отразиться на процессе управления финансами. Этот процесс осуществляется в первую очередь учреждениями, относящимися к представительным и исполнительным органам власти.

Представительными органами власти, участвующими в процессе управления общественными финансами, являются государственная, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.

Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, территориальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

 

Органы управления общественными финансами в РФ

На федеральном уровне.Непосредственное управление финансами осуществляется Министерством финансов РФ, учреждениями, входящими в систему Министерства финансов РФ, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отраслевыми подразделениями исполнительных органов.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ № 237 от 6 марта 1998 г. на Министерство финансов РФ возложены следующие основные функции:

·  подготовка предложений и реализация мер по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;

·  разработка проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

·  исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

·  осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета;

·  подготовка предложений и реализация мер, направленных на совершенствование структуры государственных расходов;

·  совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление методического руководства в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

·  разработка и реализация единой политики формирования структуры государственных заимствований; осуществление в установленном порядке эмиссии государственных ценных бумаг;

·  лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью; ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

·  реализация необходимых мер по выполнению обязательств Российской Федерации по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

·  установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций, форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Министерство финансов РФ принимает участие:

·  в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

·  в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

·  в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

·  в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

·  в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;

·  в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их структуры;

·  в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

·  в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

·  в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации;

·  в подготовке проектов межправительственным и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

·  разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

·  составление проекта и исполнение федерального бюджета;

·  обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

·  концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

·  разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках ее погашения;

·  совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

·  осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ имеет следующую структуру:

1. Центральный аппарат Министерства финансов РФ;

2. Федеральная служба по финансовому мониторингу;

3. Федеральная налоговая служба;

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

5. Федеральная служба страхового надзора;

6. Федеральное казначейство.

Финансовое планирование и прогнозирование

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования.

Объектом финансового планирования являются фонды денежных средств. Финансовым планированием обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему финансовых планов входят:

1. Сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;

2. Перспективные финансовые планы;

3. Федеральный и территориальные бюджеты;

4. Финансовые планы коммерческих организаций;

5. Финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.

 

Сводное финансовое планирование

Сводный финансовый баланс — это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, А.М. Ляндо, Н.С. Марголин, В.С. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

 

 Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)

   
Доходы  
Прибыль  
% ВВП  
Амортизация  
%ВВП  
Налоговые доходы  
% ВВП  
в т.ч.:  
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации  
% ВВП  
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  
% ВВП  
Налог на совокупный доход  
% ВВП  
Налоги на имущество  
% ВВП  
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  
% ВВП  
Налоги и взносы на социальные нужды  
% ВВП  
Неналоговые доходы  
% ВВП  
в т.ч.:  
Доходы от внешнеэкономической деятельности  
% ВВП  
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности  
% ВВП  
Прочие неналоговые доходы  
% ВВП  
Средства государственных внебюджетных фондов  
% ВВП  
Итого доходов  
% ВВП  
Расходы  
Средства, оставшиеся в распоряжении организаций  
% ВВП  
Общегосударственные вопросы  
% ВВП  
Национальная оборона  
% ВВП  
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  
% ВВП  
Национальная экономика  
% ВВП  
Образование  
% ВВП  
Культура, кинематография, средства массовой информации  
% ВВП  
Здравоохранение и спорт  
% ВВП  
Социальная политика  
% ВВП  
Прочие расходы  
% ВВП  
Расходы государственных внебюджетных фондов   
% ВВП  
Всего расходов  
% ВВП  
Превышение доходов над расходами  
% ВВП  
Справочно: ВВП  

 

Территориальное сводное финансовое планирование. Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Хотя первые попытки подготовки сводных финансовых балансов в союзных республиках СССР были сделаны еще в 30-х годах, разрабатываемые в них финансовые балансы охватили лишь финансовые ресурсы, создаваемые и используемые в хозяйстве, подведомственном республиканским исполнительным органам власти.

Вопрос о разработке сводного финансового баланса, отражающего движение всех финансовых ресурсов на территории, стал ставиться экономистами лишь в 70-е годы. Существенный вклад в создание методологии разработки сводных финансовых балансов союзных республик внесли И.А. Аветисян, О.Д. Василик, Т.Т. Тулебаев.

Еще сложнее обстояло дело с разработкой сводного финансового баланса на областном, городском, районном уровнях. Только в середине 70-х годов в НИФИ Минфина СССР Г.Б. Поляк приступил к разработке методических основ составления такого баланса. Подготовленные им впервые в 1978 г. в нашей стране Методические рекомендации по составлению сводного финансового баланса города прошли экспериментальную апробацию в отдельных городах и послужили основой составления таких балансов для областного, районного и городского уровней. В середине 80-х годов такие балансы стали составляться во всех автономных республиках, краях, областях и крупных городах СССР.

Необходимость разработки территориальных сводных финансовых балансов обусловлена рядом факторов:

1) разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

2) значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;

3) необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Информационной базой при разработке сводного финансового баланса региона являются: данные территориальных экономических, финансовых, статистических органов, функциональных подразделений территориальных органов власти, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели проектов планов экономического и социального развития территории, данные территориального бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Сводный финансовый баланс на территориальном уровне имеет следующий состав показателей:

Доходы Расходы
1. Прибыль 1. Затраты на инвестиции (кроме инвестиций, осуществляемых за счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий), в том числе: за счет средств федерального бюджета; за счет средств региональных и местных бюджетов; за счет прочих источников
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы 2. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
3. Подоходный налог с физических лиц 3. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений), из них: народное образование, профессиональная подготовка кадров; культура, искусство и средства массовой информации; здравоохранение и физкультура; социальное обеспечение; государственные пособия и компенсационные выплаты населению
4. Налоги на имущество 4. Расходы на содержание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства за счет средств бюджета и внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
5. Доходы от приватизации и коммерческого использования объектов государственной и муниципальной собственности 5. Расходы на научно-исследовательские работы (без капитальных вложений)
6. Ресурсные платежи 6. Расходы на содержание правоохранительных органов (без капитальных вложений)
7. Региональные и местные налоги 7. Расходы на содержание органов государственной власти и управления (без капитальных вложений)
8. Амортизационные отчисления 8. Текущие расходы на целевые программы, в том числе: региональные; местные
9. Средства для образования государственных и других специальных бюджетных и внебюджетных фондов – всего в том числе: Пенсионного фонда Фонда социального страхования Фонда страховой медицины Фонда занятости населения Дорожных фондов Экологических фондов Муниципальных фондов 9. Резервные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
10. Прочие налоги и доходы 10. Погашение долгосрочных кредитов, выданных на капитальные вложения
11. Долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений 11. Прочие расходы
Итого доходов: Средства, выделяемые: 1. Из вышестоящих бюджетов, в том числе: дотации и субвенции средства Федерального фонда финансовой поддержки регионов средства Фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 2. Из государственных и муниципальных внебюджетных фондов Всего доходов Итого расходов: Взносы средств: 1. В вышестоящие бюджеты – всего, в том числе: налог на добавленную стоимость акцизы налог на прибыль подоходный налог с физических лиц прочие 2. Отчисления в государственные и другие специальные бюджетные и внебюджетные фонды     Всего расходов и использования средств

 

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

- достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

- точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

- сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

- повысить качество бюджетного планирования;

- скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

- концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;

- изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

- наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;

- осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

- активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

- добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Финансовое планирование в коммерческих организациях

Роль внутрифирменного финансового планирования.В рыночной экономике планирование на предприятии — внутрифирменное планирование — не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое  планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов (блоков):

• анализ финансовой ситуации и проблем;

• прогнозирование будущих финансовых условий;

• постановка финансовых задач;

• выбор оптимального варианта;

• составление финансового плана;

• корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

• выполнение финансового плана;

• анализ и контроль выполнения плана.

Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.

Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которых будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов прогнозируются будущие возможные финансовые результаты.

Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

Корректировка, увязка и конкретизация финансового планасостоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделений предприятия и конкретных исполнителей.

Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

Анализ и контроль заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

Методы финансового планирования.Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. При этом используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Расчетно-аналитический метод — один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:

Он+П=Р+Ок

где Он — остатки средств на начало года;

П поступления средств в планируемом периоде;

Р — расходы в планируемом периоде;

Ок — остаток средств на конец планового периода.

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, Медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

• органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

• ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

• предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

Объектом финансового планирования являются:

- выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

- амортизационные отчисления;

- объем оборотных активов и их прирост;

- ресурсы в капитальном строительстве;

- платежи в бюджет;

- взносы во внебюджетные фонды.

Финансовый план предприятия.В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

• определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;

• увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

• выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;

• определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе. 

Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.

Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов и расходов со следующей структурой:

 

Наименование показателей

Код

стр.

Планируемый период

I кв. II кв. III кв. IV кв. 
Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов) 010        
Себестоимость реализованной продукции 020        
Коммерческие расходы 030        
Управленческие расходы 040        
Прибыль (убыток) от реализации (строки 010 - 020 - 030 - 040) 050        
Проценты к получению 060        
Проценты к уплате 070        
Доходы от участия в других организациях 080        
Прочие операционные доходы 090        
Прочие операционные расходы 100        
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100)   110        
Прочие внереализационные доходы 120        
Прочие внереализационные расходы 130        
Прибыль (убыток) планового периода (строки 110 + 120 - 130) 140        
Налог на прибыль 150        
Отвлеченные средства 160        
Чистая прибыль(убыток) планируемого периода (строки 140 - 150 - 160)   170        

Финансовое планирование в составе бизнес-плана.Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Он предназначен, во-первых, для внутрифирменного планирования, во-вторых, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения предприятия. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа плани­руемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной.

В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план состоит из трех разделов:

I. Резюме (выводы)

II. Основная часть

III. Стратегия финансирования

В I разделе "Резюме" в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.

Во II раздел "Основная часть" включаются следующие подразделы:

• описание вида деятельности;

• описание продукции (услуги);

• оценка отрасли;

• рынок;

• маркетинг;

• план производства;

• организационный план;

• юридический план;

• анализ рисков;

• финансовый план.

Финансовый планявляется важнейшей частью бизнес-плана,в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, дивидендов, каков срок окупаемости и возврата.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов. В их числе:

1. Прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг).

2. План доходов и расходов.

3. План денежных поступлений и выплат.

4. Баланс активов и пассивов.

5. План по источникам и использованию средств.

6. Расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...