Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагогическое мастерство исследователя




Лекция 8. ПедагогическОЕ мастерство

И культура исследователя1

Вопросы:

8.1. Педагогическое мастерство исследователя.

8.2. Научная добросовестность и этика исследователя.

8.3. Искусство общения и культура поведения педагога-исследователя. 

 

Педагогическое мастерство исследователя

Научно-исследовательская деятельность известна с древнейших времен. Человек всегда стремился познать мир, в котором он живет. Социаль­ная значимость и потребность в науке не преходяща, она вечна.

Исследователь, организуя и проводя свои изыскания выполняет две основные функции: во-первых, систематизирует, ак­кумулирует знания, накопленные человечеством, во-вторых, познает новое неизве­данное, что пополняет, обогащает науку. Эти функции остаются во все времена, изменяется лишь их содержание по мере изменений, происходящих в общественной жизни, изу­чаемых проблемах, методах работы. Для реализации названных функций исследователю необходимо обладать рядом качеств, создающих прочный фундамент его личности.

Научная работа – исключительно напряженный, творческий труд, ко­торый требует полной самоотдачи, упорства, терпения, самоотверженнос­ти, творческого мышления, чувства нового, стремления познать неведомое. В истории науки было немало попыток перечислить наиболее важные качества ученого-исследователя.

Так, К. Э. Циолковский считал, что основными чертами личности ученого-исследователя должны быть: хорошая память, умение сосредоточиться, уйти в себя, научная фантазия, интеллектуальная независимость, т. е. самостоятельность мышления, увлеченность, страстность, одержимость в науке, настойчи­вость.

В. А. Обручев выделяет три основных принципа пло­дотворной научной деятельности: планомерность, аккуратность и любовь к творчеству.

И. П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследо­вателя относил: научную последовательность, прочность познания азов на­уки и стремление идти от них к вершинам человеческих знаний, сдержанность, терпение, готовность и умение делать черновую работу, терпеливо накапливать факты, научную скромность, готовность отдать науке всю жизнь.

К. И. Скрябин отмечал особую значимость в научном твор­честве любви к науке, избранной специальности.

Как видим, к личности исследователя предъявлялись и предъявляются исключительно высокие тре­бования, находящиеся на пределе возможностей человека как личности, требующие от него полной самоотдачи.

Конечно, в рамках данных требований формируется индивидуальный стиль научной деятельности. У каждого исследователя структура наиболее важных качеств личности, обеспечивающая успех исследования, индивидуальна.

Вместе с тем общепризнанно, что прежде всего речь должна идти о его гражданской ответственности, о том чтобы быть не просто профессио­налом-исследователем, но и, в первую очередь, патриотом своей страны, решающим приоритетные для России научные проблемы. Важным качеством исследователя является психолого-педагогическая направленность, проявляющаяся в постоянном стремлении к достижению главной цели – формирования и развития личности обучающегося, повышения качества его воспитания и обучения.

Исходя из сказанного, к важным качествам педагога-исследователя следует отнести: оптимизм – веру в возможность улучшить положение дел, выработать опти­мальные варианты творческого развития обучающихся, гуманизм, предполагающий доброту, отзывчивость, сердеч­ность к людям, исключающий злую иронию, оскорбления и унижение челове­ка; справедливость, уравновешенность, терпи­мость, сдержанность, самообладание; умение вести исследовательскую работу честно, согласуясь со своей совестью. Это в свою очередь предполагает требовательность исследователя к себе и людям, т. е. следование нор­мам морали, добросовестное исполнение своего профессио­нального долга. Наконец, существенное значение в исследовательской ра­боте имеет общительность и коммуникабельность педагога-исследователя.

Все названные профессионально-значимые личностные качества определяют авторитет исследователя, слагаемыми которого являются: глубокие разносторонние специальные знания; владение профессиональными и исследовательскими навыками; наличие психолого-педагогических способностей; общая педагогическая культура; умение общаться с людьми; поведение в соответствии с нормами профессиональ­ной психолого-педагогической этики.

Обобщая основные профессионально-значимые качества личности педагога-исследователя правомерно представить их в следующем виде:

1. Общие психолого-педагогические качества:

– профессиональная психолого-педагогическая направленность;

– социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, гуманизм, оптимизм, стабильный интерес к науч­но-исследовательскому труду, справедливость и доброжела­тельность к людям; общительность, требовательность к себе и людям.

2. Профессиональные психолого-педагогические качества:

– психолого-педагогическая, теоретическая, методическая и практическая подготовленность;

– развитые психолого-педагогические способности: коммуникативные, пер­цептивные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструк­тивные, дидактические, организаторские, познавательные, экспрессив­но-речевые, творческие (креативные).

3. Индивидуальные профессиональные психолого-педагогические качества:

 – психолого-педагогическая направленность психических процессов: познавательных и эмоциональных, волевых;

– эмоциональная отзывчивость (эмпатия);

– развитость воли;

– рефлексия.

Следовательно педагогическое мастерство исследователя проявляется через развитие у него следующих профессиональных способностей:

– интеллектуальные (развитость научного психолого-педагогического мышления), определяющие умение анализировать и объяснять изучаемое, отделять существенное от несущественного; проводить психологический и педагогический эксперименты; осуществлять научный поиск в гностическом цикле: факты – модель – гипотеза – следствия – проверка; строить на основе опытных данных теоретическую (идеализированную) модель, находить связи между количественными и ка­чественными сторонами исследуемого явления, формулировать правомерные выводы, устанавливать границы их применимости; рассматривать процессы и явления во взаимосвязи, вскрывать их сущность и противоречия; абстра­гироваться, анализировать и обобщать исследовательский материал; интуиция, дар предвидения, обширность знаний;

– перцептивные, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир человека; необыкновенная напряженность внимания, впечатлитель­ность, восприимчивость и т.п.;

– коммуникативные, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса исследования;

– конструктивные, даю­щие возможность предвидеть ход, развитие и результаты образовательного процесса;

– суггестивные, нацеленные на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, ав­торитета, идущего от участников исследовательского или педагогического процесса;

– эмоционально-волевые, позволяющие управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением;

– дидактические, проявляющиеся в умении излагать материал, тол­ковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, ар­гументировано;

– организаторские, позволяющие организовать познавательную деятельность обучающихся, а также свою собственную работу педагога-иссле­дователя, высокая самоорганизация, большая работоспособность;

– научно-познавательные, дающие возможность оперативно овладевать новой информацией;

– творческие (креативные), позволяющие творчески решать психолого-педаго­гические и исследовательские задачи: уклонение от шаблона, оригиналь­ность, инициативность, удовлетворение не столько от достижения цели исследования, сколько от самого его процесса, непреодолимое стремление к творческой деятельности.

Таковы основные профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя, опре­деляющие его лицо как подлинного ученого, новатора.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 181.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...