Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные качества и работа менеджера




МЕНЕДЖМЕНТ

 

Тема 6. Эффективный менеджер

Занятие 1. Психология менеджмента и управление конфликтами

Метод: устное изложение материала.

Время: 2 ч.

Учебно-познавательные и воспитательные цели:

- изучить учебный материал темы №6 согласно учебной программе;

- раскрыть основное содержание понятий «влияние», «власть», модели и способы влияния руководителя на подчиненных;

- охарактеризовать и классифицировать стили руководства, показать их характерные черты, проанализировать причины и источники конфликтов в коллективе, методы управления ими;

- формировать у курсантов теоретически необходимые качества руководителя с учетом специфики военной организации;

- воспитывать у курсантов элементы управленческой культуры при осуществлении руководящей деятельности по должностному предназначению.

Литература:

а) основная

1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ТОО «Остожье», 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. изд-во, 1995.

3. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003.

4. Коречков Ю.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Ярославль: ЯВВФУ, 1994.

б) дополнительная

1. Горгола Е.В. Теория менеджмента и особенности применения современных методов управления организацией в сфере Вооруженных сил Российской Федерации. Часть II. Ярославль – Кострома: ВФЭУ – КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003.

2. Ахутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. - М., 1998.

3. Бородин Ф.М. Коряк Н. Н. Внимание: конфликт М,1989.

Технические средства обучения: Лектор – 2000.

Учебные вопросы:

1. Основные качества и работа менеджера – 40 мин.

2. Психология менеджмента: авторитет и стили руководства – 20 мин.

3. Управление конфликтами – 20 мин.

 

Текст лекции

 

Введение

Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти очень много, у других ее нет совсем. Иногда, кажется, что некоторые люди не могут получать столько власти, сколько им надо, поэтому они борются за то, чтобы ее обрести, и еще ожесточеннее борются за то, чтобы удержать то, что имеют. Таким образом, власть и манипулирование ей является задачами управления. И считаться с этим должны и руководители, и подчиненные. Многим кажется, что обладание властью - что прерогатива только руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний способностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую сказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

 

Учебные вопросы (основная часть):

Основные качества и работа менеджера

Управленческая работа принадлежит к числу видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной, а при отсутствии таковых – профессионально непригодной к работе в должности менеджера.

Кто же такой менеджер? Менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Следует иметь в виду, что есть профессии, которые может освоить любой человек независимо от данных ему природой психофизических характеристик. Однако существуют профессии, для которых помимо профессиональных знаний обязательно наличие совокупности психофизиологических свойств. К таким профессиям относится и профессия менеджера.

Менеджер – самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Способствовать тому, чтобы результаты достигались самими сотрудниками, может только менеджер, а все другие специалисты выполняют конкретные задачи, но только не задачи руководителя (например, врач, бухгалтер, продавец, юрист и т.д.).

Менеджер– это человек, прошедший большую специальную подготовку и добивающийся результатов посредством других людей. Это признанный лидер любого коллектива. Следовательно, менеджер– это профессия, которой нужно специально учиться.

Следует различать в связи с этим роль и место менеджера и предпринимателя в организации.

Менеджеры– это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющиенепосредственно подчиненных им работников.

Предприниматель–владелец собственного дела, чаще всего какого-тонового, несущий весь риск его претворения в жизнь.

Предприниматель, в деле которого участвуют подчиненные ему работники, выполняет все функции менеджера.

Качество Описание
1. Инициативность и постоянный поиск новых деловых возможностей Видит раньше других и использует новые и оригинальные деловые возможности. Действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства
2. Целеустремленность Имеет долгосрочное видение, ясно выражает цели, постоянно ставит и своевременно корректирует краткосрочные задачи
3. Упорство и настойчивость Меняет стратегии и тактику, чтобы достичь целей, готов к неординарным усилиям, чтобы преодолеть любые препятствия
4. Готовность к взвешенному риску Постоянно готов к ситуации «вызова» или умеренного риска. Предпринимает действия, чтобы уменьшить риск и контролировать результаты
5. Ориентация на эффективный контроль Стремится во всем достичь совершенства, находит пути делать все лучше, быстрее, дешевле
6. Ответственность Принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения необходимой работы.
7. Систематическое планирование и эффективный контроль Уделяет достаточное внимание планированию, использует эффективные процедуры слежения за выполнением наиболее важных работ, контролирует основные показатели деятельности
8. Стремление быть информированным Наряду с получением необходимых сведений по формально установленным каналам стремится лично получать информацию от клиентов, поставщиков, конкурентов, с рабочих мест
9. Способность убеждать Обладает способностью оказывать влияние на людей, умело пользуется этим в деловых и личных контактах.
10. Независимость и уверенность в себе Стремится к самостоятельности и независимости от других людей, верит в свои способности справиться с самыми трудными задачами

 

Рис. 1. Важнейшие качества удачливых предпринимателей и управленцев

 

Отличие предпринимателя от менеджера может состоять лишь в степени самостоятельности и ответственности. Менеджеры высшего уровня почти ничем не отличаются от предпринимателей. Если политика высшего менеджмента направлена на достижение максимальной децентрализации управления, обязанности и функции менеджеров среднего уровня приближаются по своему характеру к предпринимательскому.

Исследователи называют следующие важнейшие качества удачливых предпринимателей и управленцев (рис. 1).

В зависимости от уровней управления менеджеры решают следующие специфические задачи (рис. 2).

Уровень управления Кто конкретно относится Основные задачи
Высший Руководитель организации и его заместители Формулирование целей организаций и подразделений, разработка долгосрочных планов, адаптация организации к различным переменам, взаимодействие организации с внешней средой
Средний Все остальные руководители организации, не отнесенные к высшему и низовому уровням Координация работы нижестоящих руководителей организации, руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями
Нижний Руководители, не имеющие в подчинении руководителей Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования

Рис. 2. Основные задачи менеджеров

 

Однако, независимо от иерархии, руководители на каждом уровне выполняют фактически одни и те же задачи, но с разным объемом и степенью ответственности.

Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. При этом личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание (рис. 3).

 

Роли Описание Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей

Межличностные роли

Образец для подражания Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Интегратор Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами (периодические издания, ознакомительные поездки)

Информационные роли

Собиратель информации Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распределитель информации Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передач информации подчиненным (обзоры, беседы)
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам

Роли, связанные с принятием решений

Предприниматель Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
Менеджер кризисных ситуаций Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений решений Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распределитель ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значимых решений организации Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах Ведение переговоров

Рис. 3. Описание ролей менеджера

 

Практика показывает, что одни руководители умело, ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, выполняя свои роли, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, – свидетельство тому, что у дилера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:

1) понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;

2) способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;

3) ораторские способности и умение выражать мысли;

4) владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;

5) способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

6) способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;

7) умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.

Выводы по 1 вопросу:

1. К современному управленцу, организующему экономическую деятельность в условиях рыночной экономики предъявляются самые жесткие требования как в области его профессиональной подготовки, так и в плане его психологической готовности к работе с людьми.

2. Конкретные требования к специалисту ФЭС ВС РФ в области его управленческой подготовки реализованное в квалификационных характеристиках выпускника института, которые и должны быть ориентиром для каждого курсанта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...