Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования




В психолого-педагогическом исследовании активно применяются сравнитель­но-исторические методы. Одним из них является генетический метод, поз­воляющий вести исследование явлений на основе анализа их развития.

В психологии и педагогике важно проследить возникновение явления, ступени его развития, процесс постепенного формирования личностных качеств у студентов, профессиональных знаний и умений, изменений, происшедших в результате применения психолого-педагогических мер воздействия или взаимодействия. Эти задачи и решает генетический метод, выявляя специфику, тенденции развития иссле­дуемого явления, новые подходы к решению задач, определяя результа­тивность этих подходов и делая прогноз развития ситуации.

Реализуется генетический метод чаще в форме срезов, т. е. изме­нение соответствующих показателей устанавливается в определенные вре­менные интервалы. По существу, этот метод представляет собой одну из форм диалектического метода, позволяющего выявить сущностные характе­ристики явлений, определить причинные зависимости и, тем самым, уста­новить оптимальные условия развития личности, ее движущие силы.

В процессе исследования психолого-педагогических явлений широко использует­ся метод сравнения, устанавливающий сходство или различие между пред­метами и явлениями и дающий возможность прийти к синтезированному вы­воду.

Сравнение используется при применении различных методов (наблюде­ния, эксперимента и т.д.), в единстве с генетическим методом. Оно важ­но для объяснения явлений и тогда, когда собственно разъяснения нет, но на первый план выходит сопоставление явлений.

На основе методологического принципа историзма сформировался и применяется в психологии и педагогике сравнительно-исторический метод, обеспечиваю­щий такое изучение психолого-педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии. Например, анализ категории образования в рамках этого метода позволяет объяснить, как это понятие формировалось в прошлом, какие этапы оно прошло в своем развитии; выявить, каким об­разом возникали те или иные концепции образования, каковы их источни­ки, что в этих теориях нуждается в реконструировании; сравнить этапы раз­вития отдельных концепций и т. п. Это дает возможность проследить сходство и различие компонентов, их изменения; показать, в чем заключается ограниченность или односторонность прошлых концепций образования, как они были прео­долены и какие их элементы перешли в новые современные теории. Иначе говоря, углубляя представления о прошлом, сравнительно-исто­рический анализ обогащает понимание современных проблем образования.

К основным методам психолого-педагогического исследования относится истори­ческий метод. Он применяется прежде всего при изучении проблем истории психологии и педагогики. Эта отрасль психолого-педагогической науки раскрывает возникновение, состояние и развитие учебно-воспитательных учреждений, психологических и педагогических теорий в конкретных исторических условиях.

В историко-психологических и историко-педагогических исследованиях также применяются различные об­щенаучные логические методы (анализ и синтез, классификация, индукция и дедукция, сравнительный и сравнительно-исторический), но и используются специфи­ческие для истории психологии и педагогики процедуры: изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных, учебников и учебных по­собий, учетно-отчетной документации и т. п. Источниками разнообразных сведений служат произведения искусства, мемуарная литература, дневни­ки, воспоминания, народное художественное творчество. Поэтому исследо­вателю в области истории психологии и педагогики необходимо знание всеобщей исто­рии, истории философии, культуры, других областей исторического знания.

Оценка того или иного явления с точки зрения его прогрессивности или реакционности должна учитывать характер конкретных исторических условий существования этого явления с точки зрения того, что нового сделали педагоги по сравнению со своими предшественниками.

Таким образом, историзм как метод исследования не может быть све­ден лишь к описанию минувших явлений. Он позволяет выявить внутренний механизм изменений в явлениях, причинные связи на конкретных этапах их развития, проследить, каким образом новое состояние явления возникает из старого.

В процессе исследования анализ истори­ческого развития психолого-педагогических явлений всегда находится в единстве с процессами логического анализа и, напротив, теоретический анализ, про­водимый логически, используется для объяснения исторического развития явлений. Эти методы взаимно переплетаются, дополняют и обогащают друг друга.

В зависимости от цели исследования, познания большее значение придается тому или другому методу, но в любом случае следует избе­гать простого описания и хронологического перечня событий, а необходимо выявлять тенденции, закономерности их развития, различать существенное и несу­щественное, необходимое и случайное, создавать научную основу интерп­ретации исторических фактов, вскрывать перспективы развития психологической и педагоги­ческой теории и практики.

В современные психологические и педагогические понятия, естественно, вошла и их ис­тория. Только зная предшествующее развитие воспитания, обучения, обра­зования и других категорий можно определить пути их дальнейшего разви­тия. Единство логического и исторического анализа обеспечивает качест­венное решение этой задачи в процессе психолого-педагогического исследования.


1 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

1 Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999. 

1 Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999. 

1 Энштейн. А. Физика и реальность. – М., 1965

2 Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: В 2.т. – М., 1992.

1 Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования: Научно-методическое пособие. – М.: Академия ФСБ, 1997.

1 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...