Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Базовый анализ действия тарифов




Тема: Национальное регулирование международной торговли

Внешнеэкономическая политика

Базовый анализ действия тарифов

Тарифные методы регулирования международной торговли

Нетарифные методы регулирования международной торговли

Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономическая политика – это политика, проводимая государством в области внешнеэкономических связей, которая охватывает систему мер, направленных на обеспечение свободы экономической деятельности отдельных субъектов экономики на международном рынке, создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, защиту интересов и безопасности страны, стимулирование экономически выгодных для страны внешнеторговых операций.

Виды внешнеэкономической политики:

1) Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

2) Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные— все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.

Преимущества протекционизма:

· сдерживание импорта помогает уравновесить торговый баланс;

· защита национальной экономики от демпинга. Демпинг – это экспорт продукции по ценам, значительно ниже средних, целью которого является избавление от излишков материальных запасов, подавление конкурентов и завоевание новых рынков.

· торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство;

· осуществляется защита новых отраслей, которые еще не конкурентоспособны и нуждаются в государственной поддержке;

· обеспечивается более высокий уровень занятости населения и соответственно более высокий жизненный уровень;

· осуществляется защита национальной безопасности.

Недостатки протекционизма:

· ослабляется конкуренция в экономике, в результате чего снижается эффективность производства;

· в полной степени не используются преимущества международного разделения труда;

· подрываются возможности экспорта, так как ограничение импорта сдерживает и будущий экспорт.

 

Базовый анализ действия тарифов

Экономисты единодушны в том, что свободная международная торговля увеличивает благосостояние в мире. Но фактом остается и то, что издавна и до сих пор остаются торговые ограничения. Это связано с тем, что торговые ограничения, уменьшая общее благосостояние, могут увеличить доходы отдельных групп населения, которые лоббируют подобные политические решения.

Действие торговых ограничений искажает цены, последствия такого искажения лучше всего видны на примере введения тарифа. Тариф по форме похож на транспортные расходы – при достаточно большой ставке становится невыгодным заниматься международной торговлей (цена не окупает издержки).

Введение тарифа имеет смысл, если цены зарубежных конкурентов ниже цен равновесия внутри страны на данный товар (рис. ). Тогда тариф как надбавка к цене защитит внутренних производителей от конкуренции извне.

 

Рис. Последствия введения тарифа для благосостояния экономики

(совокупного излишка)

 

Выигрыш благосостояния от введения тарифа: производители выигрывают площадь “а, правительство – “с” (поступления от тарифа в казну).

Потери благосостояния от введения тарифа: потребители теряют площадь потребительского излишка “a + b + c + d”. Чистые потери благосостояния национальной (мировой) экономики – “b + d – e”:

• “b” – потери эффективности производства (покупатели вынуждены дотировать неэффективное производство (с более высокими издержками), покупая у “своих” производителей по более высокой цене; для производителей эти дотации не превращаются в доходы – это то, что благодаря тарифу “вылетает в трубу”);

• “d” – потери эффективности в потреблении (производители даже по завышенной цене не производят столько, сколько раньше потреблялось поэтому потребители покупают меньше и дороже (чем могли бы по мировым ценам – внутренняя то цена оказывается выше мировой));

• “e” – выигрыш на условиях торговли в случае уступки в цене на импорт со стороны Внешнего мира (если Домашняя страна – малая открытая экономика, площадь “e” равна нулю).

Чистые потери национальной экономики могут быть меньше, если страна является большой открытой экономикой – то есть, если объем импорта данной страны влияет на уровень мировых цен. Тогда снижение импорта заставит зарубежных поставщиков снизить цены на величину тарифа (крайний случай – парадокс Л. Метцлера). В результате страна получает выигрыш в условиях торговли по сравнению с другими покупателями аналогичных товаров, который компенсирует потери потребительского излишка.

Оптимальная ставка тарифа равна величине, обратной эластичности предложения импорта. Размер ущерба мирового хозяйства от введения тарифа превышает выигрыш отдельной страны, применяющей тариф. Тариф теряет свойство оптимальности, если другие страны применяют ответные протекционистские меры.

Чистые потери будут больше, если против страны будут предприняты ответные меры по ограничению международной торговли.

Поддержка национального производства импортными тарифами применяется с целью расширения производства товаров, внутреннее потребление которых в данный момент обеспечивается импортом. В пользу такой политики обычно приводятся такие доводы, как необходимость защиты новых отраслей, создание новых рабочих мест, обеспечение национальной безопасности.

Поддержка национального производства внутренними субсидиями (в форме государственных дотаций предприятиям или снижения налогов) приносит аналогичный эффект расширения производства, однако не снижает объем общественного потребления (см. рис. ), потребители не теряют область d. Следовательно, субсидирование производства по сравнению с импортной защитой оказывает больший стимулирующий эффект на национальную экономику.

Политика тарифной защиты наиболее эффективна в бедных странах, где тарифные поступления рассматриваются как важнейший источник финансирования экономики. Применение таможенных пошлин для выравнивания структурных диспропорций неэффективно, так как ведет к чистым потерям.

В целом в результате обложения импорта тарифом возникают две группы экономических эффектов – перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления):

Эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор.

Эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Перераспределительные эффекты не приводят к ухуд­шению экономического положения страны в целом;

Эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами.

Эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. Потребители из-за введения тарифа не могут приобретать товар по более низкой мировой цене.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 158.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...