Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нормирование, проектирование и расчет искусственного освещения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В основу нормирования производственного освещения положены вид (разряд) зрительной работы, контраст объекта и фона, яркость фона, вид и система освещения (естественное, искусственное, общее, комбинированное). Зрительную функцию характеризует световая, контрастная, цветовая чувствительность и острота зрения. Для зрительного анализатора многообразие окружающего мира представлено различием предметов, объектов, характеризующихся размером, яркостью, контрастом с фоном и удаленностью от глаз. Чем меньше размер объекта и контраст его с фоном и чем ближе его необходимо рассматривать, тем он труднее воспринимается глазом. Таким образом, для нормальной работы зрительного анализатора воспринимаемые объекты должны быть: 1) не менее определенного размера; иметь 2) контраст с фоном не менее определенной величины и 3) освещенность при этом должна быть достаточной. Здесь мы видим явную зависимость между видимым характером зрительной работы и функциональным состоянием зрительным анализатором. Отсюда нормирование производственного освещения определяется взаимоотношением упомянутой выше триады «видимое излучение – зрительный анализатор – зрительная работа». В соответствии с этим все зрительные работы (ЗР) можно разделить на 3 основных вида: 1. ЗР, при выполнении которых не требуется использование оптических приборов (самая многочисленная группа) 2. ЗР с использованием оптических приборов 3. ЗР, связанные с восприятием информации с экрана, предъявляющие особые требования к освещению, а также к объекту восприятия (информация на экране), который в то же время является источником света. При нормировании искусственного освещения для зрительных работ 1-го вида нормируемым параметром является освещенность Е [лк]. Освещенность должна соответствовать характеру работы, определяющемуся 3-мя параметрами: а) объект различения – наименьший размер рассматриваемого предмета, отдельная его часть или дефект, который необходимо различать в процессе работы; при работе с приборами – толщина линии градуировки шкалы; при чертежных работах – толщина самой тонкой линии на чертеже. б) фон – поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения. Характеризуется коэффициентом отражения, зависящим от цвета и фактуры поверхности r = 0,02 ¸ 0,95 r > 0,4 – светлый фон 0,2 £ r £ 0,4 – средний r < 0,2 – темный в) контраст объекта с фоном К Помимо требования соответствия освещенности разряду зрительной работы, фону и контрасту, к производственному освещению предъявляются следующие требования: 1. Необходимо достаточно равномерное распределение яркости на рабочей поверхности и в пределах окружающего пространства, чтобы избежать частой переадаптации глаза. Для этого – комбинированное освещение, светлая окраска потолка и стен; периодическая очистка оконных стекол, загрязнение которых приводит к потере 50% светового потока. 2. Отсутствие резких теней на рабочей поверхности (переадаптация, искажение размеров и формы предметов, движения тени могут приводить к травмам). Для этого – светильники со светорасширяющими, молочными стеклами. На окнах – солнцезащитные устройства, жалюзи, козырьки. 3. В поле зрения должна отсутствовать прямая и отражающая блескость, которая приводит к ухудшению видимости. Показатель ослепленности не должен превышать 20 ¸ 80 ед. (в зависимости от разряда ЗР). 4. Освещенность должна быть постоянна по времени (Е = const). Колебания освещенности характерны для люминесцентных ламп. Они связаны с изменением напряжения в цепи и вызывают переадаптацию глаза и утомление. Постоянство освещенности достигается: а) стабилизацией питающего напряжения б) жестким креплением светильников в) специальными схемами включения газоразрядных ламп. Допустимые коэффициенты пульсаций для газоразрядных ламп Кп£10¸20% (в зависимости от разряда ЗР). 5. Оптимальная направленность светового потока (возможность рассмотреть внутренние поверхности деталей, рельеф поверхности и т.д.). 6. Необходимый спектральный состав света – для правильной цветопередачи, иногда – для усиления цветных контрастов – естественное освещение и искусственные источники со спектральной характеристикой, близкой к солнечной. Для создания цветовых контрастов – монохроматический свет, усиливающий одни цвета и ослабляющий другие. 7. Все элементы осветительных установок (светильники, групповые щитки, понижающие трансформаторы, осветительные сети) должны быть долговечными, электробезопасными, пожаро- и взрывобезопасными. 8. Простота, эстетика.
Распределение светильников по площади производственного помещения: для люминесцентных ламп – вдоль длинной стороны помещения, вдоль окон, параллельно стенам с окнами; для ламп накаливания – в шахматном порядке. В настольной лампе или бра лампочка должна быть не менее 40–60 Вт для людей с нормальным зрением, а пожилым и тем, у кого зрение ослаблено, лучше приобрести лампы мощностью 75–100 Вт. Мощность ламп в светильниках общего освещения определяется из расчета 10–15 Вт на 1 м3 площади помещения. При пользовании люминесцентными лампами не рекомендуются светильники с одной лампой, так как свет в такой лампе пульсирует соответственно изменению напряжения тока в сети. Целесообразно общее освещение устраивать с помощью люминесцентных ламп, а для местного использовать лампы накаливания.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 162. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |