Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика и организационно-технологические особенности выполнения ТО и ТР




Лекция 5

 

Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей

Общая характеристика процессов обеспечения работоспособности автомобилей

 

Технологический процесс – это определенная совокупность воздействий, оказываемых планомерно и последовательно во времени и пространстве на конкретный объект, например, автомобиль, агрегат, узел, механизм, деталь.

Совокупность технологических процессов представляет собой производственный процесс предприятия.

Завершенная часть технологического процесса одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте называется технологической операцией.

Часть операции, характеризуемая неизменностью оборудования или инструмента, называется переходом. Переходы могут быть расчленены на движения исполнителя. Совокупность этих движений представляет собой технологический прием.

Для выполнения технологических процессов необходимы технологическое оборудование, оснастка, инструмент.

Технологическое оборудование подразделяется на специализированное (например, моечные машины, подъемники, диагностические приборы) и общего назначения (например, металлорежущие и деревообрабатывающие станки, прессы, кран-балки).

По назначению технологическое оборудование подразделяется на подъемно-осмотровое (например, осмотровые канавы, эстакады, подъемники, опрокидыватели, гаражные домкраты), подъемно-транспортное (например, передвижные краны, электротельферы, кран-балки, грузовые тележки и конвейеры), специализированное для ТО и специализированное для ТР.

Технологическая оснастка – орудия и средства производства, добавляемые к технологическому оборудованию для выполнения определенной части технологического процесса.

Выполнение технологических процессов осуществляется на автотранспортных предприятиях.

 

Общая характеристика предприятий автомобильного транспорта

 

Автотранспортные предприятия по своему назначению делятся на грузовые, пассажирские, которые в свою очередь бывают автобусные и легковые, смешанные, специальные, например станции скорой помощи.

Комплексные АТП осуществляют перевозочный процесс, хранение, обслуживание и ремонт своего подвижного состава. Крупные комплексные предприятия насчитывающие несколько сотен единиц подвижного состава, называются автокомбинатами. Они могут состоять из головного предприятия и нескольких филиалов, расположенных на других территориях – в районах обслуживания перевозками. Это способствует сокращению нулевых пробегов автомобилей. На головном предприятии для всего подвижного состава выполняют ТО-2, наиболее трудоемкие и сложные виды ТР. В филиалах проводится хранение подвижного состава, техническое обслуживание в объеме ЕО и ТО-1, несложный текущий ремонт.

Специализированные транспортные предприятия («депо») выполняют только перевозочный процесс, а все виды ТО и ТР, иногда и хранение подвижного состава, проводятся на других предприятиях на контрактной основе.

Автообслуживающие предприятия могут представлять собой базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), станции технического обслуживания, ремонтные мастерские, гаражи, стоянки, автозаправочные станции.

БЦТО предназначены для выполнения сложных видов ремонта и обслуживания на договорных условиях.

СТО и автосервисы сориентированы в основном на обслуживание автомобилей индивидуальных владельцев, но могут предоставлять услуги для транспорта юридических владельцев.

Гаражи, стоянки являются предприятиями для хранения автомобилей. Наиболее широко они используются для хранения индивидуальных автомобилей. К этому типу предприятий относятся кемпинги и автогостиницы (мотели), которые могут также выполнять отдельные операции по ТО и ТР автомобилей.

Автозаправочные станции являются предприятиями по снабжению автомобилей эксплуатационными материалами, преимущественно топливом, а также маслами, пластичными смазками, охлаждающей жидкостью и др. В зависимости от мест расположения АЗС могут иметь в своей структуре мастерские по выполнению мелких типовых работ по ТО и ТР.

Авторемонтные предприятия предназначены для проведения капитального ремонта автомобилей в целом или их агрегатов. В настоящее время объемы заказов на ремонт в целом незначительны, поэтому большое распространение получили специализированные ремонтные предприятия под конкретный агрегат, например, двигатель, автоматическую коробку передач, шины.

 

Общая характеристика и организационно-технологические особенности выполнения ТО и ТР

Проведение ТО и ТР агрегатов, узлов и систем автомобиля связано с выполнением ряда специфических работ, различных по своему содержанию, применяемым технологиям и оборудованию, экологическим требованиям и безопасности труда.

Уборочно-моечные работы предназначены для удаления загрязнений кузова, салона, узлов и агрегатов автомобилей, в том числе и для создания благоприятных условий при выполнении других работ ТО и ТР; поддержания требуемого санитарного состояния внутри кузова и салона автомобилей; защиты лакокрасочного покрытия от воздействия внешней среды; поддержания наружных поверхностей кузова в состоянии, отвечающем эстетическим требованиям.

Контрольно-диагностические и регулировочные работы предназначены для определения и обеспечения соответствия автомобиля требованиям безопасности движения и воздействия на окружающую среду, для оценки технического состояния агрегатов, узлов без их разборки. Эти работы являются составной частью процесса технического обслуживания и ремонта.

Крепежные работы предназначены для обеспечения нормальной затяжки резьбовых соединений. В объеме ТО в зависимости от вида ТО и типа подвижного состава эти работы составляют 25-30%. При ТО-1 необходимо проверить и, если требуется, подтянуть несколько десятков соединений. При ТО-2 это количество значительно возрастает. При ТР большинство сборочно-разборочных операций связано с крепежными работами.

Смазочно-заправочные работы предназначены для уменьшения интенсивности изнашивания и сопротивления в узлах трения, а также для обеспечения нормального функционирования систем, содержащих технические жидкости, смазки. Эти работы составляют значительный объем ТО-1 (16-26%) и ТО-2 (9-18%).

Смазочно-заправочные работы состоят в замене или пополнением агрегатов (узлов) маслами, топливом, техническими жидкостями, замене фильтров.

Основным технологическим документом, определяющим содержание смазочных работ, является химмотологическая карта, в которой указывают места и число точек смазки, периодичность смазки, марку масел, их заправочные объемы.

Составной частью смазочно-заправочных работ являются промывочные. При промывке вымываются продукты износа, что обеспечивает лучшие условия работы деталей и вновь заливаемых жидкостей.

Разборочно-сборочные работы являются одними из основных при текущем ремонте автомобиля, его узлов и агрегатов. Выполняются на постах (снятие-установка, частично ремонт); их трудоемкость составляет примерно 80% трудоемкости постовых работ, и на производственных участках, где разборка-сборка составляет 28-37% трудоемкости ремонтных работ.

Составным элементом разборочно-сборочных работ, как и ряда других работ, являются вспомогательные подъемно-транспортные работы.

Слесарно-механические работы включают механическую обработку деталей после наплавки или сварки, растачивание тормозных барабанов, изготовление и растачивание втулок для восстановления гнезд подшипников, протачивание рабочей поверхности нажимных дисков сцепления, фрезерование поврежденных поверхностей, срезание резьбовых соединений (не поддающихся отворачиванию) приспособлениями с высокооборотными абразивными кругами, что характерно для деталей ходовой части и системы выпуска газов, изготовление крепежных деталей (болтов, гаек, шпилек, шайб) и т.п.

В общей трудоемкости ТР трудоемкость слесарно-механических работ составляет 4-12%. Меньшая доля этих работ осуществляется на предприятиях автосервиса или АТП, где предпочтение отдается не ремонту отказавшего узла, а замене его на новый.

Тепловые работы связаны с нагревом ремонтируемых и изготавливаемых элементов конструкций и включают кузнечные, медницкие, сварочные работы.

Кузнечные работы состоят в изготовлении различного вида стремянок, скоб, хомутов, кронштейнов, в пластической обработке металлических деталей. Их объем – примерно 2-3% объема работ по ТР.

Медницкие работы составляют незначительную по объему (до 0,5%), но ответственную часть работ по текущему ремонту. Предназначены для восстановления герметичности деталей, изготовленных из цветных металлов. Например, пайка радиаторов, поплавков карбюраторов, латунных трубопроводов и т.д.

Сварочные работы предназначены для ликвидации трещин, разрывов, поломок, а также крепления различных кронштейнов, уголков и т.д. Сварочные работы, без учета работ по ремонту кузовов легковых автомобилей, кабин грузовых, составляют 1,0-1,5% объема текущего ремонта.

Ремонт повреждений кузовов автобусов и легковых автомобилей составляет примерно 7-9% объема ТР, кабин грузовых – примерно 2,5% объема ТР. Кузовные работы состоят из жестяницких работ, заключающихся в ремонте металлических элементов кузовов (кабин), и окрасочных – в нанесении лакокрасочных покрытий.

Жестяницкие работы обычно включают удаление продуктов коррозии, сварку, правку и выравнивание поверхности, постановку дополнительных деталей.

Окрасочные работы предназначены для создания на автомобиле защитно-декоративных лакокрасочных покрытий. Эти работы относятся к ТР и составляют примерно 5% его объема для грузовых автомобилей и 8% для автобусов и легковых автомобилей.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение – производственный процесс.

2. Назовите составляющие производственного процесса.

3. На какие виды подразделяется технологическое оборудование.

4. Для каких целей необходима технологическая оснастка?

5. Дайте общую характеристику предприятиям автомобильного транспорта.

6. Назовите основные виды работ ТО и ТР.

7. Назовите основные нормативно-технические документы, регламентирующие ТО и ТР.

8. Приведите классификацию рабочих постов.

9. В чём отличие индивидуального и агрегатного способов организации ТР?

10. Назовите основные участки, цехи и отделения для проведения работ по ТО и ТР.

 

 

  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...