Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АННОТИРОВАНИЕ И РЕФЕРИРОВАНИЕ




МОНИТОРИНГ СМИ

Лекция 1

Документальные источники.

В социологии документом является носитель любой информации, зафиксированной в печатных или рукописных текстах, на фотопленке, кинопленке, магнитной ленте. Отметим, что общеупотребительное значение термина «документ» значительно уже и включает в себя только официальные тексты и материалы.

Изучение документальных источников – один из старейших методов сбора информации о жизни общества. Технический прогресс постоянно расширяет возможности этого метода, создавая все новые, более совершенные и разнообразные средства фиксации социологической информации.

Документы многообразны по форме, содержанию, функциям. В зависимости от способа фиксации информации различаются печатные и рукописные документы, кино– и фотопленки, магнитные записи. С точки зрения типа авторства, степени персонификации документы делятся наличные и безличные (общественные). К личным документам относят письма, дневники, заявления, автобиографии, мемуары, карточки индивидуального учета, характеристики. Безличными документами являются статистические данные, протоколы собраний, архивные материалы государственных и общественных организаций.

Документальные источники в зависимости от статуса подразделяются на официальные и неофициальные. В группу официальных документальных источников входят материалы государственных и общественных организаций, различных учреждений и предприятий, данные государственной статистики, стенограммы официальных заседаний, деловая переписка организаций, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и многие другие. К неофициальным документам следует отнести личные документы, а также безличные документы, имеющие частный характер (например, статистические данные, составленные на основе личных наблюдений).

В зависимости от источника информации документы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные документы составляются на основе прямой, непосредственной регистрации информации о событиях. Появление вторичных документов связано с обобщением, обработкой информации, почерпнутой из первичных документов. Некоторые из вторичных документов целенаправленно, «по заказу» создаются для конкретного исследования.

Материалы средств массовой информации (журналов и газет, радио и телевидения, кино– и видеоматериалы) составляют особую группу документов в силу многообразия их форм, содержания, функций.

В отличие от наблюдения изучение документальных источников как метод сбора социологической информации значительно чаще и шире применяется в социально‑правовых исследованиях. Они служат незаменимым средством получения сведений об объекте изучения на этапах знакомства с ним, на начальных стадиях работы исследователя. С анализа документации, имеющейся по исследовательской проблеме, как правило, начинается любое эмпирическое социально‑правовое исследование. Особую ценность здесь представляют материалы различных архивов.

Для социально‑правовых исследований значительный интерес представляют официальные юридические документы: законы и нормативные правовые акты, формы статистической отчетности, протоколы судебных заседаний и уголовные дела, документы первичного учета в органах суда, Министерства внутренних дел, прокуратуры, юстиции. Эти документы отличает четко установленная, порой единообразная форма, периодичность, определенность и систематичность содержащейся в них информации, официальный характер105.

Работа социолога с этими документами имеет свои особенности. Как и правовед, социолог осуществляет логико‑правовой анализ текстов юридических документов, цель которого – выявить характер используемых правовых норм, специфику правового регулирования конкретных социальных отношений. Наряду с этим социолога интересует и более широкий социальный контекст возникновения и функционирования юридических документов. В частности, важно выявить, интересы каких социальных групп выражают те или иные правовые нормы, в какой мере они отвечают общественным запросам, какие политические, экономические и другие социальные факторы способствуют или препятствуют их реализации.

В 70–80‑е годы широкое распространение получили социально‑правовые исследования эффективности действия законов и нормативно‑правовых актов. В их основе – анализ правового акта как юридического документа, выявление социальных целей правовых норм, определение общественных условий их реализации106.

Большие традиции имеют социально‑правовые исследования, базирующиеся на изучении данных официальной статистики, особенно в сфере правонарушений. Статистические документы открывают большие возможности для научного анализа. В качестве примера можно привести фундаментальное исследование В.В. Лунеева «Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции» (М., 1997). Собрав и обобщив обширные статистические материалы, автор сделал ряд глубоких выводов, имеющих важное значение для криминологической науки и практики. В частности, он указывает на такие общие мировые тенденции, как неуклонный рост преступности и повышение ее общественной опасности, отставание на этом фоне социально‑правового контроля, несоблюдение законов многими представителями властных структур, руководствующихся двойной моралью: свобода для себя и необходимость для других.

Важным источником социально‑правовой информации являются документы неофициального и личного характера, к которым относятся заявления, предложения и жалобы граждан, направляемые в органы государственной власти и редакции средств массовой информации, личные дневники, биографические записки, воспоминания. Интерес социологов к таким документам возрастает107.

Информация, полученная с помощью документов неофициального и личного характера, позволяет проанализировать состояние «неорганизованного» общественного мнения отдельных групп населения, тесно связанного с его насущными потребностями и интересами. Такая информация дает возможность оценить непосредственное отношение населения к деятельности различных органов государственной власти, уровень правопорядка, эффективность борьбы с нарушениями закона, коррупцией чиновников, наркоманией, пьянством и другими негативными явлениями в обществе.

Личные, «человеческие» документы незаменимы при изучении замкнутых общностей: «дна» общества, социальных элит, маргинальных групп. При этом речь идет не только о письмах, дневниках, автобиографических записках. Например, для социологического изучения особенностей асоциальной субкультуры важное значение имеют документальные свидетельства об уголовном (воровском) жаргоне, поощряемых нормах поведения и видах табу у заключенных, содержании и формах татуировки («наколок»), кличках, блатном фольклоре108.

Анализ документальной информации начинается с установления подлинности самого документа. Такой анализ особенно важен для оценки принадлежности личных документов, качества вторичных документальных источников.

Убедившись в подлинности документов, социолог может приступить к анализу достоверности содержащейся в них информации. При этом следует учесть ряд правил, прошедших практическую проверку. Прежде всего, надо отличать описания событий от их оценки. Большей достоверностью обладают описания реальных явлений и событий, нежели мнения о них, их интерпретация. Немаловажную роль в определении достоверности документальной информации играют намерения составителя документа, способы получения им информации, обстановка, в которой создавался документ.

Из сведений, которые содержат личные документы, более достоверны те, которые не затрагивают интересов автора документа, имеют общеизвестный характер, являются, по мнению составителя документа, несущественными.

В силу специфики содержания документальных источников их анализ предполагает использование двух групп методов: традиционных и формализованных. В группу традиционных включаются исторические, этнографические, психологические, юридические и другие методы, в основе которых лежит качественный анализ информации. Общим для них является подробное описание свойств отдельных социальных явлений и последующая теоретическая интерпретация полученных данных с позиций определенной научной концепции. Таким образом, поступает исследователь, когда имеет дело с уникальными документами.

Качественный анализ документов не избавляет от субъективных ошибок. В целях повышения уровня объективности социально‑правовых исследований следует обратиться к формализованным методам изучения документальной информации. В числе этих методов важнейшее место занимает контент‑анализ, который возник на практике в процессе изучения материалов средств массовой информации, и прежде всего материалов прессы.

Контент‑анализ представляет собой метод, с помощью которого текстовая информация переводится в количественные показатели . Основные операции статистического анализа материалов прессы были разработаны американскими учеными Г. Лассуэлом и Б. Берельсоном. Исходным пунктом контент‑анализа является выделение в тексте документального источника некоторых ключевых позиций – смысловых единиц. В качестве смысловых единиц могут выступать понятия, выраженные в отдельных терминах; темы, представленные в частях текстов и статьях; имена исторических деятелей, политиков, ученых, артистов и т. д.; целостные общественные события.

Ярким примером применения контент‑анализа считается исследование, выполненное Лассуэлом и Лейтсом в 1943 г. Объектом исследования явилась газета «Истинный американец», которая подозревалась в профашистской ориентации. Подсчитав прогерманские и антиамериканские высказывания на страницах газеты, исследователи убедительно показали непатриотическую направленность ее публикаций. В результате газета была закрыта по решению Верховного суда США.

Процедура контент‑анализа включает ряд последовательных операций: 1) выделение смысловых единиц; 2) определение их индикаторов (конкретных выражений, признаков) или единиц счета; 3) статистическую обработку или определение частоты употребления единиц счета и смысловых единиц.

Опыт социально‑правовых исследований показывает, что процесс выделения смысловых единиц и их эмпирических индикаторов при изучении документальных текстов всегда является сложной творческой задачей. Наряду с теоретическим обоснованием выбранных смысловых единиц перед исследователем остро стоит вопрос о доказательстве необходимого и достаточного состава индикаторов. Так, при изучении качества рассмотрения уголовных дел, закончившихся вынесением обвинительного приговора, авторы исследования остановились на 7 смысловых единицах и 41 индикаторе, считая их число оптимальным109.

Метод контент‑анализа, применявшийся вначале для изучения материалов СМИ, в наши дни все активнее используется при анализе различных официальных и неофициальных документов. В частности, с его помощью изучаются письма, поступающие в органы государственного управления, материалы судебных заседаний, тексты правовых актов. Новые возможности в применении контент‑анализа появляются в связи с использованием для этих целей компьютерной техники.

● Средства массовой информации (далее - СМИ или масс-медиа) являются

источником разнообразной информации: событийной, ориентационной, концеп-

туальной, научной, индивидуально-личностной и собственно журналистской.

Степень актуальности медиасообщений, как свидетельствуют результаты науч-

ных исследований, напрямую зависит от оперативности поступления информа-

ции потребителю и его заинтересованности в получении тех или иных сведений.

В тоже время медиаматериалы имеют свойство переходить из категории инфор-

мационных в разряд исторических источников. Тексты средств массовой инфор-

мации, преимущественно газетно-журнальные, используются учеными как осо-

бый синтетический источник, формировавшийся и функционировавший в кон-

кретных исторических условиях.

В настоящее время в процессе анализа материалов СМИ исследователи, по

мнению автора, могут столкнуться с некоторыми сложностями, которые обу-

словлены рядом факторов. Обозначим основные из них.

Во-первых, в последние два десятилетия дореволюционный и советский пе-

риоды истории России были подвержены серьезной переоценке, изменилась

трактовка различных фактов, событий, действий активных персон истории и в

целом политики руководства страны. Это подтолкнуло ученых к поиску иных

подходов к изучению отечественной истории, новому прочтению и анализу ис-

торических источников, в том числе материалов масс-медиа.

Во-вторых, история самих российских СМИ также подверглась сущест-

венному переосмыслению. Это, в первую очередь, отразилось на трактовке роли

масс-медиа как массового информатора и коммуникатора, а не только агитатора

и пропагандиста. Игнорирование, зачастую, намеренное, принципа партийности

советской прессы или наоборот – излишнее акцентирование на нем внимания

привело к тому, что среди некоторых исследователей стало бытовать мнение о

непригодности использования материалов средств массовой информации в виду

их высокой степени политизации, идеологизации, субъективизма, жесткого цен-

зурирования и т.д. Так, в частности, высказывается мнение о том, что из-за

большого объема публикаций, которые местные газеты перепечатывали из цен-

тральных изданий или создавали «по их образу и подобию», региональные СМИ

не могут рассматриваться в качестве самостоятельного, ценного и объективного

источника.

В-третьих, при работе с материалами масс-медиа историку необходимо

анализировать содержащуюся в них информацию с учетом типологических ха-

рактеристик издания. Но типологизация прессы – процесс сложный и отчасти

спорный, поскольку на смену стройной типологической системе печатных СМИ

советского периода пришли разнообразные авторские типологии, например:

Я.Н. Засурского, Б.И. Есина, М.В. Шкондина и др., в контексте которых пере-

смотру подвергаются и характеристики советских изданий, что, в свою очередь,

создает трудности и путаницу при определении типа изучаемых изданий и оцен-

ке их материалов.

В-четвертых, работу историков с текстами СМИ, в частности, советского

периода, затрудняет трансформации системы журналистских жанров. Отчасти

она происходит в результате появления новых «синтетических» жанров, соеди-

няющих различные жанровые признаки, отчасти из-за стремления исследовате-

лей «улучшить», усовершенствовать прежнюю систему, предложить свое виде-

ние классификации медиаматериалов. Это ставит историков перед выбором: ис-

пользовать типологию жанров, принятую в советской теории журналистики, ли-

бо отдавать предпочтение современным авторским типологиям, позволяющим

более точно определить жанр произведения, но не получившим всеобщего при-

знания в научном сообществе.

В-пятых, при анализе так называемых «авторских» материалов исследова-

телю, по мнению автора, необходимо учитывать особенности работы редакций с

внештатным активом, т.е. с рабочими и сельскими корреспондентами. Но в на-

стоящее время отсутствуют исследования, в которых был бы представлен объек-

тивно-научный анализ как самого рабселькоровского движения, так и деятельно-

сти советских СМИ по организации, подготовке и презентации (публикации) ма-

териалов рабселькоров, созданных ими самостоятельно или при активной «по-

мощи» профессиональных журналистов. Это вынуждает историков отвлекаться

на проведение собственных изысканий по данному вопросу, но чаще всего при-

водит к игнорированию исследователями особенностей подготовки авторских

публикаций, что не позволяет полноценно использовать их как источник.

В-шестых, публикации СМИ, являясь подлинными историческими источ-

никами, обладающими физической доступностью для исследователя и массой

копий (в зависимости от тиража издания), тем не менее, имеют и недостатки, за-

трудняющие их использование. Одним из главных, на взгляд автора, является

«относительная достоверность» медиаматериалов, обусловленная субъективиз-

мом журналистов или их недостаточным уровнем профессиональной подготов-

ки, влиянием на творческий и публикаторский процесс различных факторов

(прямая и косвенная цензура, давление со стороны учредителей, коммерческий

или политический «заказ», этические правила журналистской деятельности, ин-

формационные запросы аудитории и т.д.). Это заставляет историка не только

тщательно перепроверять полученные факты, сопоставлять их со сведениями из

других источников, но и учитывать авторство материалов, условия их создания,

состав учредителей, характеристики аудитории и проч. Без этого публикации

СМИ могут использоваться разве что в качестве иллюстративного материала, ко-

торый «украшает» научную работу, но не влияет на ее содержание.

Необходимо также отметить, что трансформации подвергается и сама ис-

торическая методология. История, являясь «синтетической наукой», активно

«впитывает» в себя достижения других социально-гуманитарных наук, поэтому

исследователи все чаще отдают предпочтение междисциплинарным методам в

изучении различных явлений современности или прошлого. В связи с этим пред-

ставляется продуктивным при исследовании освещения какой-либо сложной те-

мы в СМИ использовать как традиционные методы исторической науки, так и

синтезированные на основе методов, заимствованных из других наук. Автор счи-

тает, что такой подход наиболее эффективен при изучении в исторической пер-

спективе социально-культурных явлений.

В качестве примера рассмотрим некоторые теоретико-методологические

аспекты применения данного подхода в процессе исследования истории развития

межнациональных отношений.

Под межэтническими (межнациональными) отношениями чаще всего по-

нимают отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы обще-

ственной жизни, а также межличностные отношения людей различной этниче-

ской принадлежности. Сложность определения изучаемого термина обусловлена

его многоаспектностью, которая проявляется в том, что межнациональные отно-

шения, по мнению автора, можно рассматривать как:

– состояние общества, для которого характерно взаимодействие его от-

дельных составляющих – этнических групп, национальных сообществ;

– процесс коммуникации - взаимодействие в различных сферах и на раз-

личных уровнях отдельных субъектов или групп, в процессе которого на первый

план выходит этническая принадлежность коммуникантов;

– условия коммуникации – сферу вербализированного и невербального

взаимодействия представителей разных национальностей;

– феномен, обусловленный, в первую очередь, историческими и географи-

ческими условиями существования народов;

– результат физического и культурного столкновения (соприкосновения)

народов и отдельных их представителей;

– причину различных процессов и явлений, происходящих в политической,

экономической, культурной, религиозной, социальной и других сферах (кон-

фронтация, война, обмен культурными ценностями, духовное обогащение лич-

ности).

Этот список, безусловно, может быть дополнен и другими пунктами, для

нас же важно определить межнациональные отношения, прежде всего, как куль-

турно-исторический феномен, содержание и характеристики которого обуслов-

лены различными факторами (политическими, национальными, культурными,

религиозными и др.), который, в свою очередь, оказывает влияние самого раз-

личного характера на все сферы общественной жизни.

Межнациональные отношения, на взгляд автора, являются коллективизи-

рованным, а не персонифицированным действием, имеющим место там, где про-

исходит столкновение (соприкосновение) представителей различных народов.

Они возникают лишь при условии непосредственного или опосредованного кон-

такта между представителями различных этносов, что позволяет в качестве ин-

варианта изучаемого терминосочетания использовать словосочетание «межэтни-

ческое взаимодействие». Они тесно связаны с культурой, религией, идеологией,

менталитетом и другими аспектами общественно-культурной жизни, носят фи-

зический и духовный, но далеко не всегда вербализированный характер и прояв-

ляются через сравнение определенных внешних (тип лица, пигментация кожи,

волос, глаз, одежда, традиции), в том числе поведенческих признаков (жесты,

мимика), а также особенностей речи и языка. Спецификой межнациональных от-

ношений, в отличие от межличностных, является то, что в результате подобных

сопоставлений выявляются различия, которые воспринимаются «иной» стороной

контакта как национальные особенности и переносятся (проецируются) в целом

на другой народ.

Однако трактовка межнациональных отношений в разные периоды истории

России была различной. Последовательно проследить трансформацию представ-

лений о межнациональных отношениях в советский и постсоветский период воз-

можно, например, анализируя материалы прессы, в которых нашли отражение

как официальные трактовки этого аспекта национальной политики государства,

так и личные (бытовые) представления граждан о процессах, характере и резуль-

татах межэтнического взаимодействия. Наиболее благодатным для историка эм-

пирическим материалом может служить пресса национального региона, в мате-

риалах которой изложены позиции представителей различных национальностей,

в частности, титульного и не титульных этносов, проживавших в нем в иссле-

дуемый период.

При изучении отражения темы межэтнического взаимодействия в прессе в

качестве основных методологических принципов автором статьи были выбраны

принципы системности и научности. Системное рассмотрение межнациональ-

ных отношений позволяет определить целостность составляющих их компонен-

тов, проанализировать их как сложно организованный объект, имеющий много-

образные связи с другими объектами. Изучение с позиций научности исключает

субъективизм в оценке процесса такого взаимодействия и средств его репрезен-

тации в прессе в различные исторические периоды.

Особо следует выделить принцип пространственности, который заключа-

ется в определении СМИ, аудитории, авторов публикаций и информации (ме-

диаматериалов) в качестве основных системных элементов медиакультурного

пространства, в котором происходит функционирование масс-медиа. Любое яв-

ление, факт, результаты деятельности личности или коллектива, рассматривае-

мые сквозь призму пересечения векторов взаимодействия этих так называемых

«опорных точек», приобретают «объемность» и многогранность, необходимые

для их всестороннего изучения и глубокого понимания [см. подробно: 1]. При-

менение данного принципа позволяет вывести абстрактное понятие «межнацио-

нальные отношения» на пространственный уровень и рассмотреть трансформа-

цию межэтнических отношений в определенных временных и территориальных

рамках конкретного региона с разных позиций и под разными углами зрения.

Участники межэтнического взаимодействия могут выступать как в качест-

ве адресантов (авторов статей СМИ), так и адресатов медиасообщений (аудито-

рии). Использование методов контент-анализа и интент-анализа медиатекстов

помогает выявить особенности таких взаимоотношений, проходящих в про-

странстве масс-медиа. Контент-анализ используется для углубленного понима-

ния содержания текста, выявления отношения автора к сообщаемой информации

и описываемым фактам. Интент-анализ применяется для изучения опосредован-

ного (через газетные публикации) речевого взаимодействия субъектов коммуни-

кации, в том числе, межэтнической, – авторов и представителей аудитории, вы-

явления их социально-психологических отношений, а также индивидуальных ва-

риантов конфликтного речевого общения.

Также возможно применение сравнительно-сопоставительного метода и

метода обобщения. Отметим, что анализ освещения в газете темы межнацио-

нальных отношений логично проводить на основе сплошной выборки материа-

лов за достаточно длительный период (например, несколько десятилетий), что

позволяет выявить частотность и специфику раскрытия исследуемой темы в раз-

ные исторические периоды. Сравнивая и сопоставляя способы и средства ее ос-

вещения в различные временные отрезки истории конкретного национально-

государственного образования, возможно выявить особенности, характерные для

данной репрезентации в контексте исторических периодов и событий, происхо-

дивших в регионе.

Однако широкий временной охват исследуемых медиаматериалов вызыва-

ет необходимость использования метода комплексного анализа, который, по

мнению автора, можно назвать историко-концептным.

Первая часть этого определения указывает на то, что предмет изучения

рассматривается в исторической перспективе, с учетом хронологии событий, их

исторической и социальной значимости, в контексте причин, развития и послед-

ствий различных явлений, оказывавших влияние на трансформацию стиля, форм

и средств освещения темы межнациональных отношений в прессе. Это позволяет

выделить общие закономерности данного процесса, его взаимосвязь с политиче-

скими, экономическими, культурными и другими процессами, происходившими

в стране и в исследуемом регионе. Выявление такой зависимости делает возмож-

ным расширение представления по недостаточно изученным периодам истории.

Разрабатывая методику историко-концептного анализа, автор статьи взяла

за основу собственно исторический метод, включая его разновидности – исто-

рико-сравнительный, ретроспективный, метод исторической периодизации и ди-

ахронического анализа. Это позволило исследовать освещение указанной темы в

развитии и хронологической последовательности, со всеми присущими ей чер-

тами и особенностями, характерными для различных исторических периодов,

выявить особенности, общие закономерности и логику изменений средств и

форм подачи материалов национальной тематики в прессе. Благодаря этому уда-

лось достичь углубленного понимания сути изучаемой проблемы и сформулиро-

вать рекомендации по освещению межнациональной темы в средствах массовой

информации.

Вторая часть в названии историко-концептного анализа содержания СМИ

указывает на использование нетрадиционного специального исторического ме-

тода, который условно можно назвать лингвистическим. Такая оговорка вызвана

тем, что концептный анализ в настоящее время используется не только в лин-

гвистике, но и других социально-гуманитарных науках, в частности, в политоло-

гии, социологии, психологии и др.

Исследование различных явлений через категорию концептов пока не по-

лучило широкого распространения в научной практике, но применяется отдель-

ными исследователями. Наиболее интересными в этом направлении представля-

ются работы современного политолога и философа В.Г. Ледяева, который изуча-

ет политическую власть и ее формы через соотношение понятий «власть» и «по-

литическая власть» [3]. Исследуя сущность интеллигенции, он справедливо ука-

зывает на то, что неопределенность дефиниции «интеллигенция» приводит к

трудностям в понимании особенностей этой социальной группы населения, оп-

ределении принадлежности к ней тех или иных представителей общества, выра-

ботке типологических характеристик и критериев классификации. В качестве

средства устранения этих недостатков ученый предлагает использование концеп-

туального анализа изучаемого понятия [2]. При этом он вместо термина «кон-

цепт» предпочитает использовать слово «понятие». Однако В.Г. Ледяев доста-

точно четко выделяет основные характеристики исследуемых понятий, что по-

зволяет автору данной статьи рассматривать его методику концептуального ана-

лиза как один из вариантов анализа концептного.

В связи с многозначностью понятия «концепт» и отсутствием общеприня-

того определения данного термина, автор сочла возможным провести небольшой

экскурс в теорию концептологии. В лингвистике в настоящее время сформирова-

лось пять основных подходов к пониманию сущности концепта. Исследователи

предлагают рассматривать его как: лингвокогнитивное явление (Е.С. Кубрякова);

психолингвистическое явление (А.А. Залевская); абстрактное научное понятие

(А. Соломоник); базовую единицу культуры (Ю.С. Степанов); лингвокультурное

явление (В.М. Маслова, Г.Г. Слышкин, В.И. Карасик и др.).

Автор придерживается точки зрения ряда ученых, полагающих, что взаи-

мосвязи представителей разных народов (наций, этносов) – это лингвокультур-

ное явление, поскольку межэтническое взаимодействие – не столько социаль-

ный, сколько культурный феномен, описание которого находит свое отражение в

языке. Данный подход позволяет рассматривать межнациональные отношения

как понятие практической (и даже обыденной) философии, как элемент наивной

картины мира, а также как культурное явление. В виду важности той роли, кото-

рую они играют в социально-политической и культурной жизни общества, их

можно назвать одним из значимых концептов культуры.

Каждый этнос, имея собственный язык или характерное именно для этого

народа наречие, обладает и собственным лингвоменталитетом, формирование

которого происходит в контексте этнической культуры, но, в то же время, под-

вержено влиянию исторических событий, происходящих как с участием предста-

вителей данной национальности, так и на территории компактного проживания

народа. Можно предположить, что в результате этого воздействия подвергается

трансформации не только язык, культура, менталитет, но и содержание и струк-

тура концептов, соединяющих в себе языковые и культурные составляющие. Та-

кие изменения обусловлены исторически и происходят в языковой картине мира

любого народа. Следовательно, можно говорить о том, что изучение трансфор-

мации содержания, способов репрезентации концепта в исторической перспекти-

ве позволяет проследить и изменения, происходящие не только в языке, языко-

вой картине мира, но и культуре этноса. А соотнесение этих изменений с кон-

кретными историческими событиями делает возможным выявление последствий

влияния политических, экономических, культурных факторов в исторической

проекции на язык и сознание его носителей. Системное изучение этого процесса

помогает определить общие закономерности таких трансформаций и прогнози-

ровать их.

Освещение темы межнациональных отношений в прессе, презентация их

как концепта может происходить с использованием различных средств: лексем,

фразем, свободных сочетаний слов, синтаксических конструкций, текстов или

совокупностей текстов. Тема может репрезентироваться в СМИ посредством ис-

пользования комплекса, или отдельных аспектов, или сочетания нескольких

сущностных элементов данного концепта.

Исследование, проведенное автором статьи, показало, что из-за специфики

средств массовой информации в медийных текстах или группах текстов, объеди-

ненных в рубрики, тематические выпуски может отсутствовать эксплицитная

(явная, прямая) отсылка к вопросам, касающимся межнациональной сферы, но в

совокупности такие материалы имплицитно (скрыто, неявно, косвенно) оказы-

вают влияние на формирование межэтнических и поведенческих стереотипов,

представлений о характере и результатах межнационального взаимодействия и в

целом на сознание медиааудитории.

Поскольку межнациональные отношения являют собой сложный процесс,

подверженный сильному влиянию политического, экономического, культурного

и других факторов, средства представления в прессе темы межнациональных от-

ношений в различные исторические периоды могут быть разными. Выявление

этих различий и их изучение в хронологической последовательности, анализ в

контексте важнейших исторических событий и составляет суть историко-

концептного анализа. Использование его, по мнению автора, позволяет расши-

рить методологию исторического исследования, более активно включать в ис-

точниковую базу материалы СМИ, выявлять ранее скрытые смыслы, содержа-

щиеся в медийных текстах и, тем самым, более успешно восстанавливать карти-

ну прошлого и судить о представлениях людей, характерных для различных ис-

торических периодов.

 

● Аналитико-синтетическая переработка информации

Анализ (греч. «analysis» – разложение) – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Аналитические методы широко распространены в социуме, поэтому термин «Анализ» часто воспринимается как синоним исследования вообще и особенно при решении познавательных задач. Анализа является составной частью любого научного исследования, образуя, как правило, его первую стадию, когда исследователь выявляет в описании изучаемого объекта его строение, состав, свойства, признаки и т.п. Он используется как метод получения новых результатов в процессе мыслительной деятельности человека.

Мыслительный анализ совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках. Такой анализ ориентирован на выявление структуры целого, предполагая фиксацию его частей и установление отношений между ними.

В современном обществе важным средством оформления, фиксации, сохранения, передачи информации и обмена ею являются документы. В данном пособии рассматриваются вопросы, связанные с анализом информации (текстов документов, представляющих, как правило, результат осмысления и определённого оформления знаний в какой-либо предметной области, их отношения к другим структурам, сферам и т.д.).

Более 33% отечественных топ-менеджеров к перспективным информационным технологиям, предназначенным для решения инновационных задач, относят сбор и анализ информации. Предполагая с их помощью «ускорить решение таких задач, как прогнозирование тенденций и выявление изменений в поведении и в требованиях клиентов».

Анализ документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.

Анализ текста – это процесс получения на естественном языке высококачественной информации из этого текста.

Такой анализ осуществляет практически каждый человек не задумываясь, что он делает именно это. Например, любой читатель книги анализирует содержание, читая её по частям. Одной из наиболее популярных форм анализа текстов является подготовка аналитических справок.

Аналитические справки обычно делятся на два вида. Первые представляют справки с выводами (например, какого-нибудь контрольного органа или эксперта); вторые – с вариантами решений (действий) в предполагаемой ситуации и оценкой последствий каждого варианта. С помощью таких аналитических справок лицо, принимающее решение (ЛПР) видит сущность проблемы и получает информацию, необходимую для принятия решения. Такая справка, кроме текстового описательного материала, может содержать в себе таблицы, диаграммы и графики.

В общем случае всем, особенно трудоспособному населению, постоянно приходится работать с текстовыми и иными видами документов, явно или неявно анализируя их содержание и другие компоненты, например, качество изготовление, форму, размер и т.д. Таким образом, важной задачей практически любых индивидов является нахождение (получение) нужных им документов, а также анализ их содержания на предмет подготовки различных документов (рефератов, аннотаций, справок, отчётов, учебных работ, производственных заданий и др.). При этом нередко возникают ситуации, когда в течение незначительного периода времени необходимо подготовить некоторый (как правило, аналитический) материал.

Анализ текстов на естественном языке (ЕЯ) был актуальным практически с момента их появления. При таком анализе необходимо определить правила, с помощью которых, по мнению специалистов, «формальная система (набор структурных элементов текста) преобразуется в систему содержательную (осмысленное сообщение».

Анализ текста использовался и продолжает использоваться для классификации текстов, содержащихся в них слов и словосочетаний (например, для определения частоты встречаемости тех или иных терминов в определённых текстах), аннотирования и реферирования текстов, проведения семантически ориентированного поиска текстов по заданным концептам, определения авторского права претендента на соответствующий текст и др.

Считается, что в реальной жизни правила чтения текстов не формализуются. Человек постигает их годами, активно работая в определённой сфере деятельности и предметной области. Специалисты отмечают, что разные контексты порождают различные правила их прочтения, которые со временем меняются, поэтому трудно научить таким правилам компьютер, а значит автоматически учитывать содержательные аспекты обрабатываемого текста. В результате для выполнения заданного набора операций производят сопряжение информационного и семантического пространств с пространством формальных правил чтения текстов. При этом информационное пространство порождается семантическим.

Методы анализа документов многообразны. Они постоянно совершенствуются. Так, методы анализа логической структуры текста позволяют при чтении черпать из текста документа больше, чем её содержится в самом документе, а при составлении на его основе сжатого текста – делать его логически стройным, легко понимаемым и убедительным.

Особенность анализа текстового материала заключается в потребности исследователя проникать в смысл рассматриваемого им произведения и в акцентировании подвижной структуры текста. Предлагается в процессе анализа теста, для получения семантического представления, рассматривать его как некоторую иерархическую структуру. Как правило, для этого применяется метод шаблонов: входной текст разделяется с помощью шаблонов, затем производится обработка полученных данных.

Таким образом, очевидно, что используются различные варианты анализа текстовых материалов документов, в которых выделяют два основных типа:
1. Традиционный, или классический.
2. Формализованный, или количественный (например, контент-анализ).

Различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать недостатки каждого.

Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика).

Он включает многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ является самостоятельным, творческим процессом, зависящим от:
1) содержания и направленности исследуемого документа;
2) условий, целей и задач проводимого исследования;
3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (в этом случае он таит в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа).

Проведение такого анализа заключается в преобразовании первоначальной формы исследуемой информации в необходимую с точки зрения исследователя. Фактически такой способ означает интерпретацию содержания документа, то есть его толкование исследователем при выполнении поставленной перед ним задачи.

Традиционный классический анализ позволяет охватывать скрытые части содержания документа, поскольку исследователь может, а порой и должен, проникать вглубь документа, исчерпывая его содержание.

Различают внешний и внутренний традиционный анализ.

Внешний анализ предназначен для установления вида документа, формы, времени и места его появления, автора, цели создания, надёжности и достоверности, его контекста. Фактически основные его компоненты входят в состав библиографического описания документа. Пренебрежение таким анализом может привести к неверному толкованию содержания документа.

Внутренний анализ ориентирован на исследование содержания документа. Отмечается, что анализ документа в рамках этого метода представляет самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания исследуемого документа, целей и условий проведения исследования, опыта и творческой интуиции исследователя. Примером такого анализа является аннотирование документов.

Основная слабость данного метода – субъективность, ибо любая интерпретация документа исследователем в большей или меньшей степени субъективна. Попытки избавиться от субъективности традиционного анализа привели к появлению формализованных, количественных методов анализа документов – к контент-анализу.






АННОТИРОВАНИЕ И РЕФЕРИРОВАНИЕ

Любой специалист должен иметь устойчивые навыки работы (обработки) с текстами. При этом, конечно, можно говорить об умении пользоваться всеми информационными процессами. Наиболее важным и трудным в рассматриваемом случае является процедура, включающая одновременно несколько информационных процессов, нацеленная на определённый способ переработки текста, позволяющий без искажений содержания (сущности) документа-источника получить из него вторичный документ в сжатом (свёрнутом) виде. Такая деятельность определяется как аннотирование и реферирование, а применяемый способ – аналитико-синтетическая переработка.

Дадим определение этим понятиям.

Аннотация (лат. «аnnatatiо» – замечание) – краткая характеристика документа (или совокупности документов), раскрывающая его содержание, вид, структуру, назначение и другие особенности.

Она является разновидностью информационного свертывания в результате аналитико-синтетической переработки документа, вторичным документом и используется в частности в библиотечном деле. Аннотация может быть элементом библиографической записи, оформления публикации материалов и др. Отмечается, что в среднем аннотация должна содержать от 150 до 200 знаков [БЭ].

Массовым традиционным аналитическим информационным процессом считается преобразование извлечённых сведений в краткий (примерно до 1500 символов) текст реферата.

Реферат по латыни «Refere» означает – докладываю, сообщаю. По реферату обычно можно легко и быстро установить необходимость для пользователя, описанного в нём документа.

Реферат является одной из самых древних информационных технологий сжатия информации. В России первую инструкцию по реферированию составил М.В. Ломоносов5. В ней он определил общие процессы документооборота в Академии наук России и разработал требования подготовки сжатого текста – реферата.

Как было сформулировано в России в 1950-е годы: «реферат выражает центральную тему или предмет публикации, но имеет объём не превышающий 3% объёма исходного текста». И ранее и ныне используются различные варианты реферирования. В конце прошлого столетия систематизация компонентов реферата вошла в состав ГОСТ 7.9-95 СИБИД «Реферат и аннотация. Общие требования». В нём даны рассматриваемые далее общие определения.

Реферат – это краткое и точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата (согласно ГОСТ 7.9-95).

Отметим, что целью реферирования является включение наибольшего количества информации в ограниченный объём. Специалисты выделяют различные виды рефератов: перевод, рецензия, иллюстрация, таблица, фрагмент и др.6.

Сводный реферат – это реферат, составленный на основе двух и более исходных документов (ГОСТ 7.9-95). При этом результаты поиска в отдельных документах группируются, как правило, по категориям.

Реферирование можно охарактеризовать как:
1) разновидность свертывания информации;
2) процесс аналитико-синтетической переработки информации, результатами которого являются различного рода рефераты.

Реферирование делится на два типа – вторичное (сжатое) документирование и обзорная деятельность в рамках заданной тематики.

Примером первого процесса может быть составление автореферата диссертации, а второго – вводной части диссертации, подразумевающей ознакомление с множеством работ по разрабатываемой теме. При этом обзорное реферирование зачастую сводится к процессу реферирования каждого из источников, представляющих интерес для исследования, и сведению результатов в обзорный реферат.

Вторичное документирование определённого текста позволяет выявлять ключевые его фрагменты и устанавливать между ними структурные связи. Результат такой работы представляет интерес с точки зрения возможности оперативного ознакомления с содержанием объёмных текстов по документу (реферату), полученному в процессе вторичного кодирования (информационного сжатия). Его можно использовать для перевода в более структурированный вид слабо упорядоченных материалов текстов.

В ГОСТ 7.9-95 (см. Приложение) указано, что реферат документа должен включать в себя:

 предмет, тему и цель работы;

 метод и методологию проведения работы;

 результат работы;

 область применения результатов;

 выводы;

 дополнительную информацию.

Там же отмечается, что «предмет, тему и цель работы указывают в том случае, если они не ясны из заглавия документа» (п. 5.1.2), а «метод и методологию проведения работы описывают в случае, когда они отличаются новизной или представляют интерес с точки зрения данной работы (п. 5.1.3). При этом область применения результатов указывается только для патентных документов (п. 5.1.5), а дополнительная информация главным образом используется для характеристики данных, не связанных с основной темой исследования, но имеющих значение (п. 5.1.7).

В ГОСТ 7.9-95 так же говорится, что текст реферата должен отличаться лаконичностью, чёткостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации (п. 5.2.2.). В нём следует использовать значимые слова из текста исходного документа для обе6спечения автоматизированного поиска (п. 5.2.6).

Как видно, данный ГОСТ достаточно полно выдвигает требования к тому «что?» должно быть отражено в реферате. Однако в нём, а также во многих, порождённых им отраслевых инструкциях, практически отсутствует «как?» провести анализ рассматриваемого (исследуемого) документа, чтобы обеспечить выполнение указанных в ГОСТе требований.

Реферирование относятся к узкопрофессиональной информационно-аналитической деятельности. При этом в учебно-научной, научной и научно-практической, а также профессиональной деятельности специалистам и обучающимся достаточно часто приходится не только пользоваться рефератами, но и самим их создавать, что характеризует потребность индивидов формализовать определённые аспекты творческого процесса.

Так, например, студентам при подготовке курсовых и дипломных работ, а аспирантам и докторантам при проведении соответствующих научных исследований приходится использовать большое количество документов-источников, переработка которых приводит к созданию собственных материалов. Зачастую студентов обязывают исследовать заданный документ или документы по определённой теме, представив выполненную работу в форме реферата или эссе.

Ныне практически все письменные работы выполняются студентами на компьютерах. Аспиранты и диссертанты перед защитой своих работ обязаны опубликовать их в сжатой форме, то есть в виде автореферата.

Автореферат – это реферат произведения, созданный его автором.

Наиболее распространённый его вид – автореферат диссертации, в котором излагаются основные положения исследования, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Существуют рекомендации по подготовке различных видов научных и научно-исследовательских работ. Так, на сайте Московской финансово-промышленной академии (http//:www.mifp.ru) представлены материалы под названием «Введение в научное исследование».

В 1980-е годы в нашей стране появляются типовые структуры рефератов (TCP), потребность в которых остро ощущалась в частности при подготовке реферативных журналов (РЖ) в ВИНИТИ. По оценке специалистов этой организации, нарастающие массивы необходимой для обработки информации вызвали появление информационных перегрузок как у работников ВИНИТИ и аналогичных организаций, так и у пользователей. Последнее обстоятельство приводило к неадекватному восприятию информации и грубым ошибкам в процессе принятия решений.

Рассмотрим основные аспекты аналитико-синтетической переработки информации.



Контент СМИ

Контент СМИ или с англ. содержание в медиаиндустрии определяется как данные в виде текста, звука, зрительных образов или объединения мультимедийных данных. Они представлены в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях. Сюда можно отнести бумагу, магнитные или оптические запоминающие устройства, а также микрофильмы[9]. Контент предоставляет широкий спектр содержания текстовых единиц, фотографий, видео, инфографики, аудио-подкастов. Сегодня информация доходит до потребителя именно в том формате, в каком он захочет её принять.

Понятие «новые медиа» вошли в нашу жизнь с появлением цифровых, информационных, компьютерных, сетевых технологий и коммуникаций. Под «новыми медиа» понимается «любая медиапродукция, являющаяся интерактивной, и распространяемая цифровыми методами»[8]. Сегодня представлены основные критерии, по которым можно определить и разделить медиа на традиционные и «новые». Это, в первую очередь, доступность и способы доставки конечного продукта потребителю, а также интерактивность, которая является ключевой характеристикой «новых медиа». Так же нельзя не учитывать важность Интернета в становлении «новых медиа». Именно развитие Интернета предоставило новые возможности для распространения информационного продукта: аудио-, видео-, изображение, текст, графику.

Мультимедийная история 

Благодаря влиянию интернет-технологий многие традиционные жанры стали мультимедийными. В результате появились новые «гибридные жанры» в интернет-журналистике. Процесс влияния интернета на традиционный журналистский текст, в первую очередь, привел к возникновению именно такого гибридного жанра как мультимедийная история. Информационный атом — это наименьшая единица информации. Она может быть выражена в виде текста, фотографии или рисунка, аудио- или видеоматериал. При сочетании атомов образуется инфомолекула.[3]. Мультимедийная история или статья — это информационный жанр онлайн-журналистики, сочетающий в себе элементы медиаконвергенции, обладающий свойством интерактивности, состоящей из информационных единиц разных жанров. Феномен мультимедийной истории предполагает, что новостная информация состоит из элементов различных языков: визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных. Если радио позволяет узнать что произошло, телевидение позволяет увидеть как это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать почему это произошло, то благодаря влиянию интернета ответы на все эти вопросы содержатся в одном журналистском тексте. В итоге мы получаем совершенно новый продукт, обладающий уникальными свойствами, технологией производства, особенностями восприятия.

Мультимедийная история может включать в себя:

· текст с гиперссылками,

· видео,

· фото,

· слайд-шоу,

· аудио,

· инфографика,

· карикатура,

· интерактивные формы (голосование, комментарии, рейтинги).

Их удобно классифицировать на первичные и вторичные компоненты. К первичным можно отнести текст с ссылками на другие ресурсы, фото, видео или аудио. Без этого не обходится не один материал. Все остальные являются второстепенными. Если в традиционном жанре заметки текст выполняет первостепенную роль, то в мультимедийной заметке это не обязательно так. Основную информацию может нести картинка, фоторяд. Текст же выполняет роль комментария, уточнения, заголовка и т. д. Становление информационного общества и стремительное развитие технологий кардинально изменили инфокоммуникационный процесс. Появление и распространение интернета создало уникальную информационную среду, в которой могут синтезироваться различные виды вербальных, визуальных и аудиальных сведений. В свою очередь, психологический портрет аудитории из пассивных потребителей трансформировался в активных участников, которые посредством современных технических средств активно влияют на информационное поле. Кроме этого, в условиях ускоренного ритма жизни характер потребления массовой информации значительно изменился. Пользователь стремится к индивидуализированному получению сведений в интернете посредством компьютера и мобильных устройств, при этом предпочитает самостоятельно выбирать формат и объем необходимой ему информации. Для удержания изменившейся аудитории современные масс-медиа пересматривают традиционные модели функционирования, происходит процесс конвергенции, создаются высокотехнологичные ньюсрумы для производства совершенно нового журналистского продукта. Таким образом, процесс конвергенции распространяется абсолютно на все области журналистики, начиная от слияния медиапредприятий, заканчивая объединением вербальных, визуальных и аудиальных форматов в одном произведении. Трансформация медиатекста в интернет-пространство значительно изменяет его структуру. Это приводит к появлению совершенно новых форматов предъявления сведений, приоритетное место среди которых занимает жанр «мультимедийная статья». Этот молодой и очень объемный жанр заключает в себе все существующие выразительные возможности журналистики, объединяет усилия целой команды универсальных журналистов, создается посредством самых современных информационных технологий, повышая ценность и действенность информации для современной активной аудитории. Эффективность и необходимость реализации мультимедийной статьи для любой конвергентной редакции очевидна. В этом и заключается актуальность мультимедийной журналистики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...