Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровень участия страны в мировой экономике




    Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интернационализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей.

    Прежде всего это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экс­порта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП – только, по добавленной стоимости. Тем не менее величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики. Часто экспортную квоту исчисляют только по экспорту товаров (рассчитанная подобным образом экспортная квота для России в 1997 г. составила около 8,5%, если ВВП России переводить в доллары по ППС). Нередко также определяют импортную квоту, а иногда складывают экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны, называя полученную величину внешнеторговой кво­той. По данным Всемирного банка, во второй половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила у США 24%, Франции – 45, Южной Кореи – 67, Канады – 76, Бельгии – 137%, т.е. раз­мер этой квоты коррелируется с размерами внутреннего рынка страны.

    Из других относительных показателей интернационализа­ции на базе внешней торговли нередко определяют долю импорта в розничном товарообороте, которая у России находится на уров­не 40%. Наконец, иногда сопоставляют долю страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно страна участвует в международной торговле. У России этот показатель со­ставляет 0,5 (1,6% : 3,0%), США – 0,7 (14% : 21%), Японии – 0,9 (8% : 9%).

    Важны и абсолютные показатели интернационализации, на­пример, стоимостной объем экспорта товаров и услуг надушу населения. У России он составляет около 700 долл., у США – свыше 3200 долл., у Китая – примерно 150 долл.

    При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве не­обходимо обращаться не только к международной торговле, но и международному движению факторов производства. Так, показателями участия страны в международном движении капитала яв­ляются объем накопленных зарубежных капиталовложений в стране по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране ино­странных инвестиций по отношению к ее ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем внешнего долга страны по отношению к ее ВВП и объем платежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлениям от экс­порта товаров и услуг.

    Показателями участия страны в международном движений других факторов производства могут быть доля иностранной ра­бочей силы в общей численности занятых или численность заня­той за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов и лицензий в общей численности зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта тех­нологии и управленческих услуг.

Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот процесс идет не прямолинейно. Так, уровень экспорт­ной квоты, характерный для России и США в первые два деся­тилетия XX в., восстановился только в 70–80-е гг. До сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено существовавшее соотно­шение между вывозом капитала и внутренними капиталовложе­ниями в ведущих странах Западной Европы (накануне Первой ми­ровой войны Великобритания экспортировала капитала больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же процесс интернаци­онализации идет с различной скоростью в разных регионах мира. Вероятно, сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах – Восточной и Юго-Восточной Азии.           

    Уровень транснационализации национальных экономик рас­тет во многом в результате деятельности транснациональных кор­пораций (ТНК), по-другому называемых многонациональными корпорациями, международными монополиями. К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские ком­пании и их зарубежные филиалы. Родительской (материнской) называют ту компанию, которая частично или полностью кон­тролирует активы других компаний за рубежом, для чего обычно ей нужно владеть не менее 10% их уставного капитала. Подобные фирмы называют зарубежными филиалами ТНК и подразделяют на дочерние компании (в них родительская компания владеет более 50% уставного капитала), ассоциированные (от 10 до 50% уставного капитала) и отделения (не являются юридическими ли­цами).

    В начале XX в. уже существовало немало ТНК. Однако мас­совым явлением, которое определяет ход экономического развития мира, ТНК становятся во второй половине XX в. К концу его насчитывается около 50 тыс. родительских компаний и примерно 300 тыс. зарубежных филиалов. Подавляющая часть родительских компаний размещается в развитых странах, намного меньше – в развивающихся, и незначительная часть – в странах с переходной экономикой (примерами могут быть «Лукойл», «Газпром», «Авто-ВАЗ», «Ингосстрах» и другие российские ТНК.

    Несмотря на все более свободный доступ товаров назарубежные рынки и широкие возможности выбора способов выхода на эти рынки (через внешнюю торговлю, передачу технологии), ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или мало­мобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к ним свои собственные ресурсы (капитал, знания, предприниматель­ские способности), ТНК получают возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффек­тивность собственную производственную и сбытовую сеть.

    В настоящее время ТНК, по оценке, контролируют от 1/5 до ¼ части мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами приходится 1/3 ми­ровой торговли. В результате ТНК становятся важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интересы, могущие совпадать или не совпа­дать с интересами других составных частей механизма мировой экономики – национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций. Отсюда часто насторожен­ное отношение к ним со стороны не только стран, где размещены их зарубежные филиалы, но и стран, где расположены штаб-квар­тиры родительских компаний. Ведь собственные производствен­но-сбытовые сети ТНК не только содействуют развитию внешнеэкономической деятельности стран их происхождения и раз­мещения, но и нередко оказываются неподвластными государст­венному регулированию со стороны этих стран.

    ТНК – это новая сила в мировой экономике, в настоящее время они являются прежде всего главным двигателем интерна­ционализации. Причем в современной внешнеэкономической деятельности доминирует уже не внешняя торговля, а организа­ция производства и сбыта товаров и услуг непосредственно на за­рубежных рынках. Ведь объем организованных таким образом про­даж (т.е. продаж зарубежных филиалов) превышает объем мирово­го экспорта товаров и услуг (соответственно 9,5 и 6,4 трлн. долл.), а сам по себе мировой экспорт все больше становится внутрифир­менной торговлей между различными подразделениями ТНК. Можно сделать вывод, что деятельность ТНК все больше превра­щает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

    Под глобализацией хозяйственной деятельности понимают процесс превращения мирового хозяй­ства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и знаний. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие: мир ста­новится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все регионы открыты для их деятельности.

    Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных рынков, но и с национального рынка, как это произошло в 90-е гг. со многими российскими компаниями, особенно по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными кор­порациями в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так как оно приводит к гибели или «прозябанию» многих национальных компаний, которым ранее на рынке своей страны могла грозить конкуренция только со сто­роны других национальных фирм. Глобализация делает между­народную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...