Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАКОННОСТИ




 

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

 

Рассматриваемая сфера государственной жизни отличается прежде всего своей значимостью для государства. Устойчивость государства и целостность его территории и границ, стабильность государственной власти служат индикаторами жизнедеятельности страны. Внешняя функция государства всегда была важнейшей: для обеспечения его самостоятельности, существования и независимости, для отпора агрессоров и захватчиков. Ее выражению служит система специальных государственно-правовых институтов.

 

В административно-правовом плане существенным является, во-первых, предусмотренная возможность введения, изменения и отмены государственных состояний (чрезвычайное положение, состояние войны, мобилизация и т.п.). Во-вторых, в данной сфере существует централизованная система управления, обеспечивающая единообразие и оперативное принятие решений, маневр войсками, материальными и иными ресурсами. Это исключительная компетенция РФ, но ее осуществление предполагает участие субъектов РФ в определенных формах. В-третьих, в этой сфере используются такие структурные образования, как войска. Это единая государственная военная организация со своими иерархическими звеньями, особым правовым статусом и режимами деятельности. В-четвертых, применяется особый режим государственной службы.

 

Функционирование Вооруженных Сил организуется на основе норм конституционного, административного, финансового и даже гражданского и трудового права. Но ядро правового обеспечения составляют нормы административного права и, в частности, военно-административного права, способствующие жесткой централизации в управлении, воинской дисциплине и строжайшему выполнению военных приказов. И все же военная реформа в стране - в повестке дня.

 

Рассмотрим прежде всего организацию управления в области обороны, используя нормативные положения ФЗ «Об обороне». В нем установлены задачи и полномочия, режим взаимодействия многих органов.

 

Парламент выполняет важные функции в сфере обороны страны. Это и утверждение указа о введении военного положения, и решение о возможности использования Вооруженных Сил за пределами РФ, и принятие законов по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы.

 

Особая роль принадлежит Президенту РФ в области обороны.

 

Президент РФ:

 

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

 

утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил РФ, мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны;

 

утверждает государственные программы и планы развития оружия и военной техники в пределах выделяемых средств;

 

санкционирует проведение ядерных и других специальных испытаний в соответствии с программами испытаний;

 

назначает министра обороны РФ и его заместителей, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и его заместителей, командующих видами, территориальными и функциональными командованиями Вооруженных Сил РФ, начальников управлений Минобороны и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, командующих объединениями, командиров соединений, а также освобождает их от должности или принимает их отставку в таком же порядке;

 

присваивает в порядке, установленном законом, воинские звания генералов и адмиралов;

 

утверждает Положение о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ;

 

утверждает План гражданской обороны РФ и Положение о территориальной обороне;

 

утверждает по представлению министра обороны РФ планы дислокации Вооруженных Сил РФ и других войск, размещение военных объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории России;

 

ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ о совместной обороне и военном сотрудничестве, по вопросам коллективной безопасности разоружения;

 

объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию, военное положение на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае внезапного вооруженного нападения на РФ с последующим внесением этих вопросов на рассмотрение Совета Федерации;

 

отдает приказ Вооруженным Силам РФ на ведение военных действий, на применение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения в пределах полномочий, определенных парламентом РФ;

 

вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии с ФКЗ «О военном положении»;

 

издает указы о призыве граждан РФ на военную службу.

 

При Президенте действует Совет обороны.

 

Четко определены полномочия Правительства РФ в области обороны.

 

Правительство РФ:

 

несет ответственность за состояние Вооруженных Сил РФ;

 

руководит деятельностью подведомственных ему органов государственного управления по вопросам обороны; вносит в парламент предложения по проекту оборонного бюджета;

 

организует оснащение Вооруженных Сил РФ и других войск оружием и военной техникой, их обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказали Минобороны РФ;

 

обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, а также подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

 

обеспечивает создание инфраструктуры Вооруженных Сил РФ и других войск;

 

определяет порядок воинского учета и готовит предложения Президенту РФ о контингенте граждан, подлежащих призыву на военную службу, военные сборы и по мобилизации;

 

организует разработку и выполнение мобилизационных планов и заданий, планов накопления мобилизационных и государственных резервов;

 

принимает решения о создании, перепрофилировании и упразднении государственных оборонных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, военных академий, институтов и училищ, а также определяет порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям и офицерских кадров;

 

организует в пределах предоставленных полномочий выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах РФ по вопросам обороны;

 

организует работу подведомственных органов по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

 

устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и других войск, а также для рабочих и служащих оборонных предприятий, учреждений и организаций в зависимости от условий их труда;

 

определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны, а также контроль за выполнением утвержденных планов;

 

организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения;

 

ведет международные переговоры по военным вопросам, определяет меры по укреплению доверия между государствами и взаимному понижению уровня военной опасности, созданию коллективной безопасности.

 

Урегулированы, полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны.

 

Они во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей территории:

 

обеспечивают выполнение законодательных и иных нормативных актов РФ в области обороны и социально-правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

 

проводят мероприятия по подготовке территории и коммуникаций в целях обороны;

 

организуют воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и по мобилизации;

 

обеспечивают потребности воинских формирований и учреждений Минобороны в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами;

 

реализуют выполнение мобилизационных планов и заданий;

 

участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне; вносят в высшие органы государственной власти и управления предложения по улучшению организации обороны.

 

Установлен статус Вооруженных Сил РФ. Вооруженные Силы - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессора, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами РФ.

 

Привлечение частей, подразделений и других формирований Вооруженных Сил к выполнению задач, не связанных с их предназначением, допускается только на основании закона или по постановлению парламента РФ.

 

Вооруженные Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ. Часть Вооруженных Сил входит в состав объединенных вооруженных сил или находится под объединенным командованием в соответствии с международными договорами РФ. В состав Вооруженных Сил могут входить части, подразделения и другие воинские формирования, деятельность которых не связана с предназначением Вооруженных Сил РФ и обеспечением их жизнедеятельности.

 

Общее руководство Вооруженными Силами РФ осуществляют парламент, Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Правительство РФ в пределах их полномочий, определенных Конституцией РФ.

 

Непосредственное руководство Вооруженными Силами страны осуществляет министр обороны РФ через Минобороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил является Генеральный штаб Вооруженных Сил.

 

Должности министра обороны РФ, его заместителей и других должностных лиц в Вооруженных Силах могут замещаться гражданскими лицами.

 

Функции министра обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ определяются названным ФЗ «Об обороне», Положением о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ. Для их осуществления в Минобороны и Генеральном штабе создаются соответствующие управления и службы.

 

Управление видами Вооруженных Сил РФ осуществляется через соответствующие штабы. Для управления группировками Вооруженных Сил могут создаваться функциональные и территориальные командования.

 

Подробно урегулированы функции Минобороны.

 

Министерство:

 

реализует политику в области строительства Вооруженных Сил РФ в соответствии с решениями высших органов РФ;

 

участвует в разработке предложений парламенту, Президенту РФ по военной политике и военной доктрине РФ;

 

разрабатывает предложения по проекту оборонного бюджета и представляет их Правительству РФ;

 

разрабатывает проекты долгосрочных государственных программ и годовых планов работ в интересах обеспечения обороны;

 

координирует, финансирует и в пределах своей компетенции контролирует работы, выполняемые в интересах обороны;

 

заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны., производство и закупку оружия и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и .иных ресурсов, а также подрядные работы и услуги для нужд Вооруженных Сил в пределах выделенных на эти цели средств;

 

финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе общественные организации, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил;

 

осуществляет финансовое, техническое и тыловое обеспечение Вооруженных Сил;

 

организует в соответствии с законодательством прохождение военной службы и обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

 

сотрудничает с военными ведомствами других государств; вносит предложения в Правительство РФ по использованию возможностей Вооруженных Сил в интересах социально-экономического развития страны;

 

организует военно-научные исследования; осуществляет другие полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ.

 

Определены функции Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

 

Генеральный штаб:

 

разрабатывает планы применения Вооруженных Сил РФ и мобилизационные планы, а также план оперативного оборудования территории РФ в интересах обороны;

 

разрабатывает предложения по военной доктрине РФ, структуре, составу, дислокациям и задачам Вооруженных Сил, их оснащению оружием и военной техникой, по подготовке военных кадров и оборонному бюджету;

 

осуществляют оперативное управление войсками и силами флота Вооруженных Сил; осуществляет разведывательную деятельность в интересах обороны и безопасности;

 

организует мобилизационную подготовку и развертывание Вооруженных Сил;

 

поддерживает необходимую боевую готовность Вооруженных Сил;

 

организует военно-научные исследования оперативно-стратегического характера.

 

Для обеспечения необходимого правового режима в Вооруженных Силах важное значение имеют Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» и ФЗ «О статусе военнослужащих», а также правовые акты о социальном, пенсионном и ином обеспечении военнослужащих.

 

Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях.

 

Военнослужащие проходят военную службу в воинских частях, в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе». К ним относятся офицеры, прапорщики и мичманы,, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

 

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

 

Военнослужащим выдаются установленные для граждан РФ документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащего.

 

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

 

Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются законом и компенсируются военнослужащим льготами.

 

Особенности статуса военнослужащего в военное время и в условиях чрезвычайного положения устанавливаются законами о военном положении, о мобилизации и о чрезвычайном положении.

 

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации могут устанавливать дополнительные льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

 

Граждане РФ приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Сроки военной службы устанавливаются Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе».

 

Большое значение имеет мобилизационная подготовка, представляющая собой комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в военное время в соответствии с ФЗ «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

 

Под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики страны, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в РФ может быть общей или частичной.

 

Функции государственных органов в данной сфере четко урегулированы.

 

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

 

организуют и обеспечивают, мобилизационную подготовку и мобилизацию;

 

руководят мобилизационной подготовкой организаций, функции которых связаны с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

 

создают мобилизационные органы; определяют необходимые объемы, финансирования работ по мобилизационной подготовке;

 

разрабатывают мобилизационные планы;

 

проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

 

заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

 

при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;

 

вносят в Правительство РФ предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

 

организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством РФ;

 

организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию,

 

руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

 

создают мобилизационные органы;

 

разрабатывают мобилизационные планы;

 

проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований;

 

проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

 

заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки субъектов РФ и муниципальных образований;

 

при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

 

оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

 

организуют в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;

 

организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления и организациях.

 

Наше государство уделяет серьезное внимание обеспечению безопасности. Речь идет о безопасности личности, общества и государства. Система и режимы безопасности установлены в Законе РФ «О безопасности». Действует ФЗ «О федеральных органах государственной безопасности». Указанные правовые акты создают юридическую основу организации управления в сфере безопасности, в рамках которой определены функции государственных органов и их взаимодействие.

 

Отметим прежде всего функции всех органов исполнительной власти. Эти органы обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в данной сфере, организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности, осуществляют меры в данной сфере в пределах своей компетенции, в соответствии с законами создают, реорганизуют органы обеспечения безопасности.

 

Цель и средства обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы, обеспечения безопасности высших государственных органов и должностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пограничные войска и др. Происходит эволюция специальных органов - от Комитета государственной безопасности наблюдается переход к Министерству безопасности, а в настоящее время - к Федеральной службе безопасности и Службе внешней разведки РФ. Это - централизованная, иерархически построенная система звеньев.

 

Охарактеризуем функции органов государственной безопасности.

 

Они вправе в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции участвовать в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхоЭа из него, въезда и выезда за пределы РФ иностранных граждан, лиц без гражданства, а также в обеспечении режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ; участвовать в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за соблюдением правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также таможенного режима.

 

Эти органы могут участвовать в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с посягательством на конституционнъш строй РФ, организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и наркобизнесом, а также осуществлять разведывательную деятельность.

 

Они проводят в соответствии с законами дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, а также участвуют в расследовании преступлений, связанных с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и наркобизнесом.

 

Представители этих органов могут беспрепятственно входить в жилые помещения и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности, и преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, а также для обеспечения государственной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

 

Органы безопасности осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством, административное задержание лиц, совершивших нарушение режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, таможенного режима, и лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов.

 

Важную роль играет Совет Безопасности РФ, образуемый в соответствии с п. «ж» ст. 23 Конституции РФ. Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответствен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и-внутренних угроз. До принятия закона о Совете Безопасности действует Положение о нем, утвержденное Президентом.

 

Совет Безопасности РФ формируется на основании Конституции и Закона РФ «О безопасности».

 

В состав Совета Безопасности РФ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является по должности Президент РФ. В число постоянных членов Совета Безопасности РФ входят по должности: председатели палат Федерального Собрания и Председатель Правительства РФ. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности и назначается Президентом РФ.

 

Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств - экономики, финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, Службы внешней разведки, - а также иные должностные лица, назначенные Президентом РФ. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц. При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик, краев, областей и других субъектов Федерации для участия в работе Совета Безопасности привлекаются их полномочные представители.

 

Основными задачами Совета Безопасности РФ являются:

 

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

 

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

 

подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

 

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации.

 

подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

 

разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

 

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

 

Заседания Совета Безопасности РФ проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводится внеочередные заседания.

 

Решения Совета Безопасности по вопросам обеспечения безопасноemu оформляются указами Президента РФ.

 

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. Советом Безопасности могут создаваться межведомственные комиссии. Порядок формирования межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом РФ. По решению Совета Безопасности РФ постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета Безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств РФ, их заместителями либо лицами, уполномоченными на то Президентом РФ. В августе 1997 г. создан Научный совет при Совете Безопасности РФ для научного обеспечения его деятельности. В составе Научного совета представители государственных органов, научных учреждений. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности осуществляет его аппарат, возглавляемый Секретарем Совета Безопасности.

 

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который: возглавляет Совет Безопасности РФ; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; обеспечивает руководство соответствующими государственными органами; организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами, другими подведомственными ему органами субъектов Федерации.

 

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента и постановлениями Правительства РФ обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета Безопасности.

 

Добавим к сказанному и несколько слов о Войсках гражданской обороны. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время. А их немало в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий. 27 мая 1996 г. Президент РФ утвердил Положение о Войсках гражданской обороны. Действуют Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Оно располагает мобильными подразделениями^ техникой, средствами.

 

Охрана Государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности страны и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по: недопущению противоправного изменения прохождения Государственной границы; обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; защите на Государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

 

Россия сотрудничает с иностранными государствами в сфере охраны Государственной границы на основе международных договоров.

 

Полномочия органов государственной власти и управления в сфере охраны Государственной границы определяются Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», другими законодательными актами РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, также законодательством субъектов Федерации.

 

Определены задачи и полномочия государственных органов в сфере охраны Государственной границы. Это прежде всего специальные органы госбезопасности.

 

Указанные органы:

 

обеспечивают защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства на Государственной границе в общей системе обеспечения безопасности РФ;

 

осуществляют анализ и прогнозирование политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в приграничных районах РФ, на канале международных сообщений, а также кризисных ситуаций в сопредельных государствах, затрагивающих безопасность РФ на Государственной границе, организуют получение информации в этих целях;

 

направляют оперативно-розыскную работу федеральных органов государственной безопасности по выявлению, предупреждению и пресечению нелегальной деятельности через Государственную границу иностранных специальных служб и организаций, преступных групп и отдельных лиц;

 

взаимодействуют, осуществляют контакты со специальными службами иностранных государств в интересах охраны Государственной границы;

 

участвуют в обеспечении безопасности при проведении на Государственной границе и в приграничных районах РФ массовых мероприятий федерального или международного характера.

 

К режиму Государственной границы имеют отношение и другие органы. Так, МИД РФ: на основе решений высших органов государственной власти и управления РФ ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы и режима Государственной границы, готовит необходимые документы и .материалы; осуществ-ляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение охраны Государственной границы; оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в РФ и выезда из РФ гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства; разрешает вопросы соблюдения режима Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не урегулированные пограничными представителями РФ или Минобороны РФ.

 

Минобороны РФ несет ответственность за охрану Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде. Оно: обеспечивает участие Вооруженных Сил РФ в охране Государственной границы в случаях и порядке, определенных законом; разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы; оказывает содействие Пограничным войскам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении охраны Государственной границы на основе законодательства РФ и межведомст-веннъьх соглашений.

 

Министерства и ведомства РФ, осуществляющие на Государственной границе таможенный, санитарно-карантийный, ветеринарный, фитосанитарный и иные виды контроля: организуют и проводят мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства; издают в пределах своей компетенции нормативные акты и осуществляют ряд других функций.

 

Определены также функции государственных органов субъектов Федерации (обеспечение условий для охраны границы, выделение земельных участков для нужд охраны, информирование об обстановке и др.) и местных органов.

 

Действует Указ Президента РФ «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации». Указом предусмотрено образование Пограничных войск РФ в составе Министерства безопасности РФ за счет численности Комитета по охране государственной границы и подчиненных ему войск. Командующий Пограничными войсками РФ одновременно является заместителем министра безопасности РФ.

 

Пограничным войскам РФ приказано в своей деятельности руководствоваться договорами, соглашениями по пограничным вопросам государств - участников СНГ, Конституцией РФ, законами РФ и правовыми актами бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству РФ.

 

Регулируются полномочия Пограничных войск, которые охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу.

 

Пограничные войска: обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности; осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, проводят оперативно-розыскную, контрразведывателъную и разведывательную деятельность; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению законодательством РФ, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним; ведут дознание по делам, отнесенным законодательством РФ к их ведению; осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию Пограничных войск; участвуют в деятельности пограничных представителей РФ; проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

 

Военная организация государства приводится в соответствие с потребностями обороны и безопасности и с реальными экономическими возможностями страны.

 

В сфере обороны и безопасности РФ решается комплекс вопросов, требующих усилий целого ряда государственных органов. Основой для их совместной деятельности служат указы Президента, с помощью которых реализуются конституционные полномочия Главы государства и Верховного Главнокомандующего.

 

Речь идет об Указе от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» (решено, в частности, преобразовать постепенно некоторые роды войск), об Указе от 28 июля 1997 г. «О некоторых мерах по совершенствованию системы управления военно-техническим сотрудничеством с иностранными государствами» (Государственная компания по экспорту и импорту вооруженной и военной техники «Росвооружение» подчинено Правительству РФ), об Указе от 20 августа 1997 г. «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (утверждены Положения о порядке деятельности, создан Координационный межведомственный Совет). Действует Межведомственная Комиссия по защите государственной тайны.

 

Таковы некоторые характеристики органов управления в сфере обороны и безопасности России.

 

Поддержанию правового порядка, безопасности и устойчивости нашего государства способствует деятельность Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Основными задачами МЧС России являются:

 

1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

2) осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

3) осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

 

4) осуществление государственного управления и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

5) осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена ею.

 

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

 

1) разрабатывает предложения по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

 

2) организует разработку и вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

 

3) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны и осуществляет контроль за их исполнением и др.

 

МЧС России в пределах своей компетенции:

 

1) принимает, решения, обязательные для исполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

 

2) проводит в установленном порядке проверки федеральных органов исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;

 

3) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

 

4) запрашивает и получает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;

 

5) привлекает в установленном порядке специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы проектов, оценки и контроля потенциально опасных объектов и производств и решения других задач.

 

§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРАВОПОРЯДКА И ЮСТИЦИИ

 

В условиях формирующегося правового государства крайне важен действующий механизм укрепления правопорядка и законности, обеспечения юридического обслуживания граждан и юридических лиц. Руководящие функции в данной сфере осуществляют Президент и Правительство РФ - на федеральном уровне, президенты, правительства, губернаторы и главы администраций - на уровне субъектов Федерации. В этот механизм входят две самостоятельных и взаимодействующих системы - Министерство внутренних дел и Министерство юстиции.

 

Рассмотрим подробнее их устройство и функционирование. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации утверждено Президентом 18 июля 1996 г. Каков статус МВД РФ? Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ.

 

Министерство подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ.

 

МВД РФ возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, Государственная противопожарная служба, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. В систему министерства также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних дел, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.

 

Органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему МВД РФ.

 

Основными задачами министерства являются:

 

а) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

 

б) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

 

в) обеспечение исполнения уголовных наказаний;

 

г) руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

 

д) совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;

 

е) совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы министерства;

 

ж) развитие и укрепление материлъно-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

 

В соответствии с этими задачами подробно регламентируются функции МВД РФ - их 44, причем допускается осуществление иных полномочий, отнесенных к его ведению. Не ставя своей целью их характеристику, рассмотрим подробнее полномочия министра. Ведь в этой системе административное единообразие в организации управления выражено особенно ярко.

 

Министр внутренних дел:

 

несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска;

 

организует работу министерства, руководит деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск;

 

устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы министерства;

 

утверждает штатное расписание центрального аппарата министерства, положения о главных управлениях, управлениях и иных структурных подразделениях центрального аппарата министерства, а также о подведомственных ему учреждениях, типовые положения о министерствах внутренних дел, главных управлениях, управлениях внутренних дел субъектов РФ;

 

утверждает структуру центрального аппарата министерства, определяет типовые структуры, и типовые штаты органов, подразделений и учреждений системы министерства, устанавливает нормативы их штатной численности в пределах средств, выделяемых на эти цели, а также внутренний распорядок работы министерства;

 

издает на основании и во исполнение законодательства РФ и Положения о МВД РФ обязательные для исполнения в системе министерства приказы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные акты, издает распоряжения, в т.ч. совместно или по согласованию с руководителями органов государственной власти РФ;

 

издает в пределах предоставленных ему полномочий в установленном порядке обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами нормативные правовые акты, утверждает стандарты, нормы и правила по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции министерства;

 

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента, Правительства РФ проекты нормативных правовых актов и предложений по вопросам организации и деятельности министерства;

 

утверждает перечни должностей рядового, начальствующего состава, воинских должностей и соответствующих этим должностям специальных и воинских званий;

 

определяет перечень (номенклатуру) должностей в системе министерства, назначение на которые и освобождение от которых осуществляют руководители министерства;

 

решает в установленном законодательством РФ порядке вопросы о назначении на должность и освобождении от должности министров внутренних дел, начальников главных управлений, управлений внутренних дел субъектное РФ;

 

отменяет противоречащие законодательству РФ приказы и распоряжения, изданные руководителями органов, подразделений и учреждений системы министерства, командующим внутренними войсками и его заместителями, а также приказы и распоряжения министров внутренних дел, начальников главных управлений, управлений внутренних дел субъектов РФ;

 

определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности; устанавливает нормативы штатной численности этих подразделений;

 

определяет порядок и условия заключения контрактов о прохождении службы (военной службы), назначения на должность по конкурсу; присваивает первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, первичные офицерские воинские звания, а также специальные звания до полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и воинские звания до полковника (капитана первого ранга) включительно.

 

В МВД РФ образуется коллегия, в состав которой входят министр (председатель коллегии), первые заместители министра и заместители министра по должности, а также руководящие сотрудники и военнослужащие системы министерства. Общая численность коллегии устанавливается Президентом РФ. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решение коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами министра. Примечательно: решения, принятые на совместных заседаниях коллегии МВД РФ и органов государственной власти РФ, оформляются протоколами и проводятся в жизнь совместными приказами министра и руководителей соответствующих органов государственной власти РФ.

 

В систему МВД РФ входят внутренние войска, предназначенные для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Их статус определяет ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 

На внутренние войска возлагаются следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана вaжнъLX государственных объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; участие в территориальной обороне РФ; оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране Государственной границы. Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.

 

Выполнение указанных задач осуществляется: органами управления внутренними войсками; соединениями и воинскими частями оперативного назначения; специальными моторизованными соединениями и воинскими частями; соединениями и воинскими частями по охране государственных объектов и специальных грузов; воинскими частями (подразделениями) по конвоированию; авиационными воинскими частями; морскими воинскими частями; военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования; разведывательными воинскими частями (подразделениями); учреждениями (медицинскими, научными и др.) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебными, связи и др.).

 

Президент РФ: осуществляет руководство внутренними войсками; утверждает состав, численность и структуру внутренних войск; принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск; принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения; назначает на должность по представлению министра внутренних дел РФ главнокомандующего внутренними войскажи, и освобождает его от должности; устанавливает количество должностей во внутренних войсках, подлежащих замещению высшими офицерами; назначает военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров; присваивают в установленном порядке высшие воинские звания; увольняет с военной службы высших офицеров; утверждают положение о Главном командовании внутренних войск МВД РФ и положение о военных советах; определяет количество граждан, подлежащих призыву на военную службу и военные сборы во внутренние войска; утверждает военную форму одежды и знаки различия для военнослужащих внутренних войск; утверждает Устав внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; принимает меры по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы во внутренних войсках (далее - граждане, уволенные с военной службы), членов их семей и гражданского персонала внутренних войск (далее - гражданский персонал); осуществляет иные полномочия в сфере деятельности внутренних войск.

 

Правительство РФ: осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности внутренних войск в пределах сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов; утверждает перечень видов оружия и боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, и правила их применения; обеспечивает оснащение внутренних войск; устанавливает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям задания по подготовке и передаче во внутренние войска транспортных средств, средств связи и иных материально-технических средств в связи с объявлением мобилизации, введением режимов чрезвычайного положения и военного положения, а также устанавливает другие мобилизационные задания; принимает решения о создании, перепрофилировании и об упразднении научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск; осуществляет мероприятия по социальной защите, материальному и бытовому обеспечению военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и гражданского персонала.

 

Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий: участвуют в рассмотрении предложений министра внутренних дел РФ по формированию воинских частей, созданию военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск; создают внутренним войскам условия для их деятельности в соответствии с законодательством; организуют призыв граждан на военную службу во внутренние войска в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе и обеспечивают потребности внутренних войск в комплектовании их гражданами, подлежащими призыву на военную службу; привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий с немедленным уведомлением об этом министра внутренних дел РФ. Примечательно, что решения о дислокации соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений на территориях субъектов РФ согласовываются с органами власти субъектов РФ.

 

Важное место в механизме охраны правопорядка, прав и интересов граждан занимает милиция. Это особым образом организованная система органов и организаций, входящая в систему МВД РФ. Ей присуща известная структурная автономия, отражающая специфику функций милиции. Закон РСФСР «О милиции» устанавливает ее статус, хотя фактически за последние годы в нем произошли изменения.

 

Сначала охарактеризуем систему милиции. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

 

В своей деятельности милиция подчиняется МВД РФ, министерствам внутренних дел республик, а милиция общественной безопасности (местная милиция), кроме того, - соответствующим местным органам.

 

Министр внутренних дел России осуществляет руководство всей милицией страны. Руководство милицией в республиках осуществляют министры внутренних дел этих республик, назначаемые и освобождаемые от должности по согласованию с министром внутренних дел России. В других субъектах Федерации милицией руководят начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые министром внутренних дел России по согласованию с главами администраций, губернаторами с последующим утверждением на сессии региональных парламентов.

 

В районах, городах, районах городов милицией руководят начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей и др.

 

Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

 

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).

 

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений криминальной милиции осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Начальники криминальной милиции республик, краев, областей и др. назначаются на должность и освобождаются от нее министром внутренних дел России и являются по должности заместите-•лями соответствующих министров внутренних дел республик или начальников органов внутренних дел. Начальники криминальной милиции районов, городов, районов в городах назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей и др. и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

 

Начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел России.

 

Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах компетенции милиции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.

 

В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания заключенных и заключенных под стражу лиц и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач.

 

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции) по охране объектов по договорам осуществляется в порядке, определяемом министром внутренних дел России. Перечень объектов собственности, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции, устанавливается Правительством РФ.

 

Начальники милиции общественной безопасности (местной милиции) районов, городов, районов в городах, областей, краев, автономных образований, республик утверждаются в должности и освобождаются от нее исполнительными органами субъектов Федерации по представлению начальников соответствующих органов внутренних дел и министров внутренних дел республик и являются по должности заместителями этих министров или начальников.

 

Но предстоят и- перемены в сфере организации и деятельности служб милиции и правопорядка.

 

Рассмотрим обязанности и права милиции.

 

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

 

предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

 

оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

 

принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

 

выявлять и раскрывать преступления;

 

возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

 

разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;

 

обеспечивать правопорядок на улицах и других общественных местах;

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...