Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 4.            Пути решения глобальных проблем.




1. (!!!)проблема «пределов человеческого роста» и человеческого развития, по мнению А. Печчеи, является, по сути, проблемой культурной - поскольку возникает раз­рыв между материальными возможностями человека и его культурой

2. имеется множество альтернатив (= «альтернативная цивилизация»), новых образов жизни, производства и потребления

3. (!)грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической => восстановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого баланса, демографического баланса, восстановление эко­логии планеты, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей

приоритетность в решении глобальных проблем

1.проблема мира и разоружения, предотвращение мировой войны

2.экологическая

3.энергетическая

4.продовольственная

5.преодоление отсталости развивающихся стран

6.демографическая

7.сырьевая

8.использование мирового океана

9.освоение космоса

Основные направления разрешения глобальных проблем

1.формирование нового планетарного сознания

2.всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

3.концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем

4.вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

5.наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете

6.четкая международная система прогнозирования

Вопрос 5.                     Философия и современный мир.

-X. Ортега-и-Гассет книга «Восстание масс» => анализ причин кризиса западного общества: победа демократии, парламен­таризма, развитие техники, увеличение населения планеты, исчезла нрав­ственная требовательность, чувство ответственности перед настоящим и будущим, уважение к труду и традиционным моральным ценностям, (-) генная инженерия и применение психо­тропных средств => феномен «восстания масс»

- современная история характеризуется до­минированием Запада («вестернизация») --->  через государственные структуры, и через умы людей => привлекательными для всех на­родов: идея ценности человече­ской личности, соблюдения прав и свобод гражданина, возможности самореализации

- обостряется проблема отношений Запада и модернизирующегося Востока, где, с одной стороны, появляются современные общества, конкурирующие с Западом (Япония, Китай), а, с другой сторо­ны, существуют страны, процесс модернизации которых идет весьма болезненно и противоречиво (исламский мир)

- слабости «западного пути развития» => «отлучив человека от всего остального мироздания, западный индивидуализм лишил его защиты. Человек, верящий в безгранич­ность своих возможностей, обречен на самоуничтожение» (К. Леви-Строс)

- конец «белой интермедии» (господство белых над остальным миром) =>  будет замена «техноцветным будущим» (А. Тоффлер)

- следующий виток развития на Востоке (Китай); Россия - важное место в становлении планетарной цивилизации ---> Россия представляет собой мост, связывающий Запад и Восток (А. Тойнби) =>

Тихий океан (= Средиземное море бу­дущего) => на берегах которого располагаются Ки­тай, Россия, Япония, США

- экология - «наука о доме» => человечество не знает путей выхода из экологического кризиса => главная проблема ---> в ценностях, этических представлениях чело­века и общества => принципы экогума­низма

- принцип антропоцентризма должен быть заменен биоцентризмом, где ценностью является не только чело­век, но и любое живое существо планеты (= биосфера) => принцип «биоцентризма» предполагает изменение сознания людей

- медицинская этика

ПР:в рамках традиционных культур была создана традиционная медицина, лечившая не болезнь, а человека. Уделялось внимание физическому состоянию человека, возможностям психорегуляции, контролю над бессознательным, гар­монизации сексуальных отношений. Техническая цивилизация созда­ет техническую медицину, и появляются новые проблемы, связанные с воспроизводством человека: вмешательство в естественный отбор, трансплантация органов, смена пола у взрослого и выбор пола ребен­ка, экстракорпоральное зачатие, смена типов заболеваний, генная ин­женерия и ее возможности, в частности клонирование и продление жизни. В философии появились новые направления: экологическая этика, биоэтика и медицинская этика, в число вопросов которых входят такие, как отношение к умирающим и новорожденным с неизлечимы­ми наследственными болезнями, имеет ли человек право на аборты, на эвтаназию (убийство из милосердия)

- «массовая куль­тура» => информационные процессы => уникальность человеческой жиз­ни и судьбы => на первый план человека (даже такая катего­рия, как бытие, рассматривается не онтологически, в связи с категори­ями «материя» и «сознание», а антропологически, через категорию человеческого существования, «экзистенции») => перспективность «гуманизации культуры» (Г. Маркузе, Э.Фромм, Ф. Франк) => «философия культуры»

- «мировая деревня», где так же, как и в обычной деревне, люди воспри­нимают слухи и толки

- «на смену книж­ному типу культуры идет культура экранная» (Ортега-и-Гассет, 1940-е гг.)  => особенность экранной культуры в том, что она тяготеет к образу, а не логическому понятию => игровой характер культуры (Й. Хейзинг)

                                                       => проблема - вандализация культуры

- возрастает роль образования (мировоззрен­ческая программа ---> гуманитаризация общего об­разования осознается как приоритетная задача) - «то, как нас учат думать, не менее важно, чем то, над чем нас учат думать»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...