Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектическое видение развития: законы и принципы




Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2003.

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­тa. - M., 1999.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2010

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.

8. Современный философский словарь. — М.,2010.

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века c природой. — M., 1986.

11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2006

12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2003.

 

 

Вопрос 1.                         Многообразие картин мира.

Религиозно-мифологическая картина мира

- мифо­логия ---> зачатки религии, философии, искусства, знаний

-  религиозно - мифологическое мышление: устное выражение, письменный текст, действия - обряды, ритуалы, песни, танцы

- (!) у разных народов повторяется ряд тем, образов, мотивов => типы мифов:

(космогонические, теогонические, антропогонические и т.д.)

ПР: человек --->  хотя и творение богов, но существо земное: боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифо­логия), из различных частей своего тела (индийский миф о Пуруше)

- мышление: 1) образно-символическо­е, эмоциональное, конкретное, тесно связано с искусством, 2) не существует причинно-следственных связей => заменены образцом, 3) многовариантность объясненияодного и того же явления, 4) природа персони­фицируется (боги - символы явлений природы), 5) все отношения субъект – субъектные, 6) мир - един и неотделим от человека =>

мир преломлен через систему субъективных образов и оказывается сконструированной реальностью => собственная логика,7) представление о существовании воображаемой реальности, 8) слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирова­ние образного восприятия мира, 9) психотерапевтическая функция, 10) культурно – ценностная функция

 - мифология - исходная точка для возникновения религии

-религиозно -  мифологическое мышление и свойственная ему картина мира сохраняются в сознании людей (ПР: распространение мифов мировых религий (буддизма, хрис­тианства, ислама), появление «неомифологии»)

Философская картина мира

- представляет мир в системе понятий => свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению

- рациональное объяснение

- доказательный тип мышления => логика =>

- проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием и доказательством утверждений

ПР: (!) в античной философии (философия – «античное чудо») проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия; философия в ее истинном значении реализовалась в Древней Греции

- единой философской картины мира не существует => различные «модели мира»

- философия ---> принципы доказательности и обоснования

- (!) в философии сохраняется установка на сознательное конструирование осо­бых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (прове­ряться) действительностью

Научная картина мира

- наука - сфера деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация объективных знаний о действи­тельности

- построение знания в теоре­тической форме, логическая доказательность выводов

- научная картина мира создает целостный образ предмета исследо­вания, формируя его с помощью фундаментальных принципов и по­нятий науки

особенности научного познания

1) систематизированность - научные знания существуют не в разрозненном, а в обоб­щенном, систематизированном виде, в виде теорий

2) самоконтроль - выражающийся в наличии методологии (обосновании применяемых методов по­знания)

3) стремление к формализации - выражает­ся в строгости языка науки

- научные знания фикси­руются в виде точных понятий

- суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов

- стремление к точности языка науки приводит к ее математизации (т.е. замена словесных поня­тий ---> математическими символами и формулами)

- процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов

- наука существует и как социальный институт

- 2-ва уровня научного познания: эмпирический  (сбор данных, фиксация фактов, их первичная система­тизация, создание понятий) и теоретический

- факт(от лат. - сделанное, со­вершенное) - объективно существующее событие или явление

- научный факт - описание факта на языке науки (знание об единичном событии или явлении); еди­ничные факты собираются, систематизируются (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. п.) и подводят под понятия, т. е. частные факты группируются вокруг одного правила

- научное понятие- утвержде­ние о существенных признаках объектов (понятия системати­зируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипоте­зы, создаются научные теории)

- научные утверждения 2-х видов: основные (исходные) и вывод­ные

- научный принцип(от лат.- первоначало) - исходный пункт теории или концепции

 - научные законы - объективно существующие необходимые связи мира (при помощи научных понятий), отражение в науке существенных, необходимых связей в объективном мире

- теория(от греч.- наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) - система обобщенного знания о су­щественных закономерностях какой-либо отдельной части действи­тельности

Вывод: научная картина мира не остается неизменной => представление о приращении научного знания как о линей­ном прогрессе => научный прогресс делится на 2-ве фазы: 1) длительный период продвижения в пределах име­ющейся парадигмы,2)короткий период революционных перемен и смены парадигмы

ПР: в физики смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна

 

Вопрос 2.           Современные теории самоорганизации мира:

        диалектика и синергетика

диалектическое видение развития: законы и принципы

- диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития

- понятие «диалектики» в истории философии

Сократ - «диалектика» искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий
Платон - «диалектика» - логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим
софисты - «диалектика» - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное
Аристотель - «диалектика» - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна
Кант - «диалектика» - логика видимости, которая не приводит к истине
Гегель - «диалектика» - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике => основывается на разумном познании => рассматривает предмет в единстве его противоположных определений
марксизм - «диалектика» - теория и метод познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий => признание постоянного становления, развития явлений материального мира
современная философия - «диалектика» - форма осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих жизнь, сознание, историю человечества => - различные варианты толкования диалектики ---> различные принципы взаимоотношений противоположностей: от гармонического синтеза до противостояния (!) но главная ---> потребность объединения - человек

 

- исторические формы диалектики и альтернативы

- философия - создает общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке (системе социальных и природных связей, центр которой человек) => 2-ва способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический

- явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития

- диалектика ---> тенденция к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания

«содержание» диалектики «форма» диалектики
- категории, во взаимосвязи которых содержание - представляет единство всех составных элементов объекта, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций (подвижная, динамичная сторона целого) - способ существования и выражения внутренней организации содержания и связан с понятием «структура» (система устойчивых связей предмета)  

- отношения «содержания» и «формы» - характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, но это единство относительно

- «развитие» => «несоответствие» - разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию

  - развивающаяся и становящаяся структура

- взаимопереход «содержания» и «формы» и «наполнение» старой формы новым содержанием => способы разрешения противоречий

1) полное отбрасывание старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию

2) использование старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание

- «диалектическое мышление» - результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений

- мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой

- «диалектика» - никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступая в различных исторических формах

- смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала все ценное, что содержала предыдущая

Диалектика Гегеля

- сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве

- диалектическое мышление - единственное средство обретения истины

- противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается

- (!) но диалектика Гегеля идеалистична – «диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека»

Гегель ---> 3-ри закона диалектики:

1. закон перехода количества в качество

2. закон единства и борьбы противоположностей

3. закон отрицания отрицания

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...