Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единая транспортная система




Введение: предмет, цели и задачи, содержание и структура курса, связь курса с другими дисциплинами. Единая транспортная система и ее концепция.

 

Место дисциплины «Транспортные средства на видах транспорта» в структуре основной образовательной программы направления бакалаврской подготовки «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» определяется как дисциплина по выбору профессионального цикла.

Цель дисциплины

Понять роль транспортного рынка в экономике страны, особенности и показатели работы различных видов транспорта

Задачи дисциплины.

Знать устройство и сферы применения различных видов транспорта. Состав необходимой инфраструктуры для обеспечения деятельности каждого вида транспорта. Формы и методы взаимодействия различных видов транспорта, их конкурентные преимущества.  

Знать все виды магистрального, промышленного, специализированного транспорта. Состав и классификацию транспортных единиц каждого вида транспорта. Их преимущества для выполнения транспортировки отдельных видов груза. 

Уметь применять логистический подход к организации транспортного процесса.

 

Введение: предмет, цели и задачи, содержание и структура курса, связь курса с другими дисциплинами.
Единая транспортная система и ее концепция.
Классификация видов транспорта. Роль каждого вида в транспортной системе
Транспорт и его составляющие. Основные понятия о транспорте
Классификация, состав и технические характеристики транспортных средств. Транспортно-технологические комплексы.
Автомобильный транспорт. Значение и технический состав автомобильного транспорта. Специализация автомобильного транспорта. Строительные машины.
Железнодорожный транспорт. Пути и станции. Подвижной состав. Локомотивы и вагоны общего назначения. Специализированные вагоны, полувагоны, платформы
Воздушный транспорт. Аэропорты и средства загрузки самолетов.  Грузовые и пассажирские самолеты.
Водный транспорт. Морские порты и их оборудование. Морские транспортные и вспомогательные суда. Речные суда. Суда смешанного плавания.
Трубопроводный транспорт. Особенности его эксплуатации.
Основные критерии и показатели работы транспорта. Эксплуатационные показатели оценки технических средств транспортировки. Экономические показатели оценки работы транспортных средств

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Единая транспортная система

Существование любого государства невозможно без развитого транспорта. Особенно велика роль транспорта для России.

Экономика России, несмотря на современное состояние, имеет широкие перспективы развития. Численность населения России составляет 3% от населения мира, при этом страна обладает гигантскими ресурсами единственная из крупных держав полностью обеспечивает себя всеми энергоресурсами. Страна обладает 13% мировых запасов нефти, 42% запасов газа, 43% запасов угля, крупномасштабными аграрными, промышленными, строительными и транспортными потенциалами.

В недавнем прошлом транспорт СССР был единым. Основой этого составляла общественная форма собственности на транспортные ресурсы. Единая транспортная система представляла собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках. Это была общая сеть путей сообщения с общей протяженностью более 2 миллионов километров, большую часть которых составлял воздушный и автомобильный транспорт.

В связи с проведением рыночных реформ и приватизации транспортных средств понятие единства исчезло. Был приватизирован автомобильный, речной, воздушный, морской и частично железнодорожный транспорт.

В ходе реформирования упор делается на конкуренцию между видами транспорта. Рынок – это не анархия, а вполне регулируемый государственный механизм. Главное – это положительный результат для человека.

Специфика транспорта в России заключается в том, что в силу сложившейся геополитических условий для транспорта нет конкурентного рынка, а есть во многих регионах какой-нибудь один вид транспорта, а другие дополняют его.

 

Единая Транспортная Система (ЕТС) представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта, путей сообщения и транспортных средств (с производственно-управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

Единая транспортная система России представляет собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономической и социальной потребности страны в перевозках. Базовой основой единой транспортной системы является сеть путей сообщения – железнодорожных, автодорожных, водных, трубопроводных, воздушных. Это общая сеть путей сообщения с общей протяженностью более 2 миллионов километров, большую часть которых (75%) составляет воздушный и автомобильный транспорт. Доли других видов транспорта не так значительны

В транспортный комплекс страны входят также предприятия транспортного машиностроения, строительства, транспортно-экспедиторские фирмы, структуры по подготовке и переподготовке кадров. Каждый вид транспорта занимает определенную долю в общей структуре перевозок. Величина этой доли определяется спросом на перевозки, зависит от качества, надежности и регулярности.

Ни один из видов транспорта нельзя полностью признать монопольным, т.к. он в определенных пунктах своей сети стыкуется с другими видами транспорта, которые продолжают процесс перевозки до пункта назначения.

Например, для отправки груза железнодорожным, водным, воздушным транспортом его для начала подвозят автотранспортом к станции, порту, аэропорту, а затем перегружают на соответствующий подвижной состав перевозки.

 

Главной задачей ЕТС должно стать наилучшее удовлетворение потребностей транспортных услуг на основе эффективного взаимодействия транспортно-дорожного комплекса с учетом экологичности, надежности, безопасности и социальной справедливости транспортного обслуживания.

Для решения этой задачи создан единый управляющий орган – Министерство транспорта Российской Федерации.

Создание ЕТС позволяет:

- установить рациональное соотношение между всеми видами транспорта на всевозможных направлениях перевозок и

- предотвратить необоснованное дублирование линий различными видами транспорта, что практически неизбежно при изолированном анализе отдельных транспортных систем.

Такой подход к решению транспортных проблем практикуется довольно редко, и это связано с еще существующей ведомственной разобщенностью нашего транспорта. Различные виды транспорта должны функционировать во взаимосвязи, обеспечивая единообразие транспортного обслуживания клиентов.

Единство транспортной системы достигается в:

- технической сфере взаимодействия, которая предполагает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств разных видов транспорта, а также пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих систем;

- технологической сфере взаимодействия, которая обеспечивается единством технологии, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов;

- информационной сфере взаимодействия, которая обеспечивает совместимость информации по содержанию, формам представления, скорости и своевременной выдаче информации одним видом транспорта для принятия решений на другом;

- правовой сфере взаимодействия, основу которой составляет разработка согласованных нормативных документов, регулирующих деятельность различных видов транспорта (Устав железнодорожного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта, сборник правил перевозок и тарифов, правила планирования перевозок);

- экономической сфере взаимодействия, основу которой составляет единая система планирования, распределение перевозок по видам транспорта, наличие или отсутствие ресурсов;

- использование наработанного опыта взаимодействия разных видов транспорта в узлах.

При этом каждый вид транспорта осуществляет перевозки в наивыгоднейшей для него сфере, а комплексная ЕТС в целом призвана обеспечивать полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров.

 



Контрольные вопросы

  1. Что изучает дисциплина «Транспортные средства на видах транспорта»? Каковы цели, задачи и содержание курса?
  2. Назовите предпосылки развития транспортной системы в России.
  3. Назовите основные принципы организации деятельности на транспорте в мировой транспортной системе.
  4. Что представляет собой единая транспортная система? Какова её главная задача?
  5. Что обеспечивает единство транспортной системы в различных сферах деятельности?

 

Литература

1. Мейлер Л.Е. Общий курс транспорта: Учебное пособие. – Калининград: БГАРФ, 2005. – 84с.

2. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система. 2 – е изд. – М.: Академия, 2004. – 240 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...