Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №2 «Информация, ее свойства и виды»




Тема №1 «Информационное общество»

Понятие и особенности современного информ.общества

1 информ.революция-изобретение письменности

2 ИР-книгопечатание

3 ИР- телеграф

4 ИР- компьютерные сети

Информ.общество- теоретическая концепция постиндустиального общества или историческая фаза возможного развития цивилизации, где главными продуктами производства стали информация и знания.

Отличительные черты:

1.Увеличение роли информации,знаний,информ.технологий в жизни общества

2.Увеличение числа людей, занятых информ.технологиями, коммуникациями, производством информ.продуктов и услуг

3.Возрастающая роль информации в обществе

4.Создание глобального информ.пространства, обеспечивающего:

* эффективное информ.воздействие людей

*доступ людей к мировым информ.ресурсам

*удовлетворение потребностей людей в информ.продуктах и услугах

 Основные характеристики информ.общества определены критериями:

1.Технологический-ключевым фактором являются информ.технологии, широко применяющиеся в производстве, учреждениях, системе образования, быту

2.Социальный-информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни; утверждается «информ.сознание» при широком доступе к информации

3.Экономический-информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости, занятости

4.Политический- основой является свобода информации, ведущая к полит.процессу, характеризующаяся растущим участием и консенсусом(взаимопониманием) между классами и слоями населения.

5.Культурный-признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информ.ценностей в интересах развития индивида и общества

Негативные тенденции:

Один из негативных аспектов информации- утрата устойчивости в информ.обществе.

Причина: распространение недостоверной информации. Из-за ↑ роли информации малые группы оказывают влияние на общество(реклама).

                Технологии, способные вернуть информ.обществу устойчивость:

Биометрия-возможность идентифицировать человека по его биологическим признакам.(ДНК, отпечатки пальцев, сетчатка глаза,поведение,речь)

Криптография-шифрование

2 типа информ.общества:

1.Цифровая диктатура-информация создается для упрочнения управления цифровым гос-вом. Упор на биометрию.

2.Цифровая демократия-строится ради защиты цифровых гражданских прав. Упор на криптографию.

Тема №2 «Информация, ее свойства и виды»

1.Понятие информации

2.Концепция информации

3.Формы передачи, представления и виды информации

4.Свойства информации

5.Понятие количества информации

6.ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

· 1.Понятие информации
Определения информации:
• Информация есть знание переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения
• Информация – это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки
• Информация – это объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющиеся в изменении состояния этих объектов
• Информация- всякое сообщение или передача сведений, о чем либо, что заранее не было известно
• Информация - отражение в сознании людей, объективных причин наследственных связей в окружающем нас реальном мире
• Информация – это содержание процессов отражения
Информация может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому познающему субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям, совокупность которых называют информ. процессами их состав и последовательность определяется в каждом частном случае отдельно.
С понятием информации связаны такие понятия как:
• Сигнал
• Сообщение
• Данные
С точки зрения теории информации эти понятия различны.
Сигнал – это любой процесс несущий информацию
Данные – это величины, факты или идеи, представленные в формализованном виде, преобразование и обработка которых позволяет извлечь информацию
Сообщение – это определенная форма информации, предназначенная для передачи
2.Концепция информации
• Концепция Шеннона-отражая количественно-информ. подход, определяет информацию как меру неопределенности или энтропию событий(в технике связи, вычислительная техника)
• Концепция Глушкова-рассматривает информацию как свойство или атрибут материи. Неприменима в практических плоскостях, где информация неразрывно связана с материальным носителем, не существует вне материи.
• Концепция Афанасьева-информация трактуется как действующая или полезная часть знаний.
Форма передачи информации
• Аналоговая или непрерывная – это величина характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков.( скорость авто от момента старта до торможения может быть разной, но когда равно нулю, то авто останавливается)
• Дискретная форма передачи информации – это последовательность символов, характеризующая прерывистую изменяющуюся величину.( количество домов в центральном районе Воронежа, которое может меняться)
3.Виды информации
1)В зависимости от области возникновения
1. Элементарная или механическая – информация, отражающая процессы и явления неодушевленной природы
2. Биологическая - процессы животного и растительного мира.
3. Социальные – процессы и явления человеческого общества.
2)По способу передачи и восприятию
1. Визуальная – передается видимыми образами и символами.
2. Аудиальная – звуками
3. Тактильная – ощущениями
4. Органолептическая – запахами и вкусами
5. Машинная – средствами вычислительной техника.
3)По общественному назначению
1. Личная
2. Массовая
3. Специальная(для узкого круга)
4)В соответствии со ст.5 ФЗ «об информации, информ.технологиях и о защите информации» выделяют 2 основания для классификации информации:
а)В зависимости от категории доступа:
* Общедоступная
*Конфеденциальная
б)В зависимости от порядка предоставления или распространения информации:
*свободно распространяемая
*предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях
• в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению и распространению.
• распространение в РФ ограничивается или запрещается.
Виды представления информации:

· Представление информации – это внешняя форма изображения информации.
Виды представления информации
• Символьная форма
• Текстовая форма
• Графическая форма
4. Свойства информации
• Ценность – Информация ценна, если актуальна и предназначена именно тому, кто в ней нуждается.
Ценность информации принято определять величиной тех потерь, которые информация предотвращает или величиной затрат на получение данной информации.
• Полезность – Информация полезна, если она уменьшает неопределенность знаний о чем-либо.
• Полнота – Характеризуется достаточностью, недостаточностью, избыточностью.
Достаточно – это минимально необходимый V информации, позволяющий рационально выполнить поставленную задачу.
Недостаточно – это информация, использование которой не обеспечивает возможность решения задачи.
Избыточно – это информация, которая дублирует имеющуюся полезную информацию или включает часть не используемой информации.
• Истинность – информация может быть истинной(достоверной), недостоверной(ложной), вероятностной.
• Ясность(чем проще подача, тем яснее)

· 5 . Измерение количества информации
Существует 2 подхода для измерения количества информации:
• Энтропийный (Ценностный)
Количество информации(при этом подходе) -числовая характеристика, отражающая ту степень неопределенности или неполноты знаний, которая исчезает после получения данного сообщения.
• Объемный способ измерения количества информации
Условно единицы измерения информации при таком подходе можно разделить на 2 группы:
1. Немашинные
2. Машинные

· 6. Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации
Правовым фундаментом, регулирующим отношения в области информации, является конституция РФ (В частности статьи: 23,24,29,44) и другие законы.
Данный закон, а именно №149, был принят 27.07.06. Он регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. При применении информ. технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключение отношений. В области охраны результатов интеллектуальной деятельности =к ним средств индивидуализации.
Ст. 2. Основные понятия:
• Информацией являются любые сведения (Сообщения, данные)
• Информ. технологии – это комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственных коммуникаций, а также все технологии и отрасли, обеспечивающие перечисленные процессы.
Основные виды:
1. Высоко интеллектуальные
2. Вспомогательные информационные технологии (ориентированные на обеспечение выполнения определенных функций)
3. Коммуникационные, информ. технологии
• Информ. система – это технологическая система представляющая совместимость технических, программных и иных средств объединяющих структурно и функционально несколько видов информ. процессов и предоставляющая информ. услуги.
Признаки информ. системы:
1. Выполнение одной или несколько функций в отношении информации
2. Единство системы (наличие общей файловой базы, единых стандартов, единого управления)
3. Возможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданных функций
• Информационно–телекоммуникационная сеть – представляет собой технологическую систему, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
• Обладатель информации – данная конструкция позволяет в условиях законодательства, решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. В законе детализирована передача информации, по договору другому лицу полностью (договор об уступке прав на информацию) или частично (по лицензионному договору).
• Конфиденциальная информация – такое свойство информации как конфиденциальность обусловлено обязательным выполнением лицом, получившим к такой информации доступ, требования не передавать эту информацию третьим лицам без согласия его обладателя.
В соответствии с указом президента №188 от 6.03.97, утвержден перечень сведений конфиденциального характера, в соответствии с которым к конфиденциальной информации относится:
1. О фактах, событиях, обстоятельствах частной жизни гражданина позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные). За исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных ФЗ случаев.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Служебная тайна, гос. тайна. Доступ ограничен органами гос. власти в соответствии с ГК и ФЗ.
4. Профессиональная тайна. Доступ ограничен в соответствии с конституцией и ФЗ
5. Коммерческая тайна. Доступ ограничен ГК и ФЗ
6. Сведения о сущности изобретения полезной модели или промышленного образца, до официальной публикации информации о них.
Данный перечь конфиденциальной информации, знать наизусть

· Тема №3 «Алгоритмы»
• Общее понятие алгоритмов
• Понятие алгоритма для прикладных задач
• Способы задания алгоритмов
• Виды алгоритмических процессов
• Критерии качества алгоритмов
• Применение алгоритмизации в юридической деятельности
1.Общее понятие алгоритмов
В соответствии с теорией алгоритмов, понятие алгоритм может рассматриваться и применяться на 3 уровнях:
• Интуитивно -содержательный
• Формальных уточнений
• Прикладной уровень
На 1м и 2м уровне сфера применения - точные и естественные науки в отличие от 3 уровня.
Не может быть одинакового алгоритма.

· Каждый шаг алгоритма- законченное действие с результатом- конечная последовательность действий.
Алгоритм – это последовательность действий со строго определенными правилами выполнения.
Все алгоритмы делятся:
• Вычислительные
• Не вычислительные
Любой алгоритм состоит из команд.

· Команда – это отдельное указание исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Команды выполняются одна за другой по определенным правилам. Последовательное выполнение всех команд приводит к решению задач.
Основные свойства алгоритма:
• Определенность. Это однозначность предписываемых последовательностей действий, не допускающее произвольного ее толкования.
• Дискретность. Это деление алгоритма на отдельные действия или команды.
• Массовость. Алгоритм можно применять для решения любых задач одного типа, которые отличаются только исходными данными.
• Результативность. При точном выполнении всех команд алгоритма процесс заканчивает получением определенного результата за конечное число шагов. Если задача решения не имеет, это тоже результат.
• Инвариантность по отношению к исполнителю. Алгоритм должен оставаться неизменным независимо от исполнителя. Результат так же должен оставаться неизменным.
2.Понятие алгоритма для прикладных задач
Сферы приложения прикладного уровня, понятие алгоритм являются не математические области знания и практической деятельности, в частности связанные с анализом человеческого поведения и способов переработки человеком воспринимаемой им информации.

· Особенность: «ослабление» жестких классических алгоритмов.
Данное ослабление проявляется в том, что такие свойства алгоритма как определенность и инвариантность, перестают действовать. Во-первых, исполнитель может быть поставлен перед самостоятельным выбором и во-вторых результат исполнения в таких алгоритмах, зависит от исполнителя.
На данном уровне существует 2 типа задач:
• Определенный
• Расплывчатый или стохастические.
Решение таких задач зависит от вероятностно статистической оценки, результатов операций, проведенных над исходными данными и может содержать либо несколько значений, либо являться альтернативными заключениями.
3.Способы задания алгоритма
• Словесный способ – отражает содержание выполняемых действий средствами естественного языка.
Плюсы: Возможность понимания. Возможность описания алгоритма с любой темы детализации
Минусы: Возможность неоднозначного понимания указаний и предписаний. Громоздкость, связанная с избыточностью разговорных языков. Отсутствие наглядности логических связей между частями алгоритмов.
• Формально словесный способ – основан на записи содержаний выполняемых действий, с использованием языка математики, дополненного с целью указания необходимых пояснений, средствами естественного языка.(Паскаль)
• Графический способ (в виде блок схем) –изображение логико-математической структуры алгоритма, где все этапы процесса обработки данных, представляются с помощью набора геометрических фигур.(план следственных мероприятий)

· 4. Виды алгоритмических процессов
• Линейный – процесс, где все действия выполняются последовательно, в порядке их записи. Линейный процесс не содержит никаких логических условий(расписание занятий)
• Разветвляющийся процесс – процесс, где порядок выполнения действий зависит от исхода условий или промежуточных результатов.
• Циклический –процесс, где группа команд многократно повторяется до тех пор, пока выполняется заданное условие.
5. Критерии качества алгоритма
• Связность алгоритмов – определяется количеством промежуточных результатов, которые должны одновременно храниться в памяти исполнителя
• Объем алгоритма – количество операций или шагов, которые необходимо выполнить для получения конечного результата
• Длительность решений – определяется количеством и сложностью шагов алгоритмов
• Разветвленность – характеризует логическую сложность и определяется количеством путей реализации алгоритмов
• Цикличность –фактическое количество операций, которые необходимо выполнить в процессе реализации, превышает количество операций, содержащихся в записи алгоритма. Циклическая запись ↑ наглядность, ↓ число шагов, тем самым ↑ качество алгоритма
6. Применение алгоритмизации в юр. деятельности
Норма права. Алгоритм. Общие черты
Общие черты:
• Общеобязательность правил поведения, составляющих содержание алгоритма или нормы права
• Последовательность реализации предписанных действий или правил поведения
• Формализация процесса реализации правил поведения
• Наличие указания на достижение цели, заложенной в алгоритме или норме права
Исходя из этого норма права, как определенное правило поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное, массовое воплощение фактической жизнедеятельности. Есть алгоритм правового поведения, реализуемый действиями обязанных субъектов.
Правоотношения можно рассматривать как механизм, воспринимающий и выполняющий правила поведения, то есть как алгоритмический процесс.

· Тема №4 «Информ.системы в праве»
• Понятие системы, ее особенности
Система – это целостное, органично единое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях или связей друг с другом.
Информ. система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность, средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации для достижения поставленных целей.
Для описания системы используются понятия:
• Элемент – это простейшая, неделимая часть системы, отвечающая детальному рассмотрению системы в рамках решаемой задачи.
• Целостность (эмерджентность) – это важнейшая характеристика, которая проявляется в том, что в процессе взаимодействия элементов, входящих в состав системы, проявляется новое свойство, которым не обладает или не обладал не один из входящих в систему элементов.
• Свойство – это сторона любого объекта, обуславливающего его отличия или сходства, по отношению к другим объектам и проявляющееся при его взаимодействии с другими объектами.
Качество – это свойство или совокупность существенных свойств объекта, определяющих его пригодность для использования по назначению.
Целевое назначение – это желаемый и потенциально достижимый результат, получаемый в процессе функционирования системы.
Эффективность –степень соответствии цели системы.
Структура – это совокупность элементов (состав системы) и наиболее устойчивых связей между ними.
• Входы и выходы – это материальные, финансовые и информ. потоки, входящие в систему и выводимые ею.
• Связь – это отношение между элементами системы, фиксирующее ограничение их степени свободы, проявляющиеся в утрачивании ряда свойств, которыми они потенциально обладают, будучи свободными или автономными и одновременно обеспечивающие сохранение структуры и целостности системы, т.е. проявление новых свойств присущих системе в целом.
• Декомпозиция – это разъединение системы на части, в интересах ее исследования или проектирования.
• Подсистема – это независимая часть системы, объединяющие элементы, выделенные при декомпозиции и реализующие выполнение определенной функции, обеспечивающие достижение общей цели системы.
Система не может существовать без управления.

· Управление– изменение состояния системы, ведущая к достижению поставленной цели.

· В основе:информ. обмен, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
• Сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта
• Анализ полученной информации и сравнение текущего состояния объекта с желаемым
• Выработка управляющего воздействия, с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние
• Передача управляющего воздействия объекту
Автоматизированная информационная система (АИС) – комплекс, включающий компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информ. ресурсы, системный персонал, обеспечивающий поддержку данной системы, для удовлетворения информ. потребностей пользователей и для принятия решений.
Структура АИС:
1. Информ. технологии
2. Функциональные подсистемы и приложения
3. Управление

· Классификация АИС (правовых АИС)
По территориальному признаку
• Международные
• Общегосударственные
• Геоинформационные
• Области
• Округи
• Города
• Районы
По сфере применения
В широком смысле
• АИС в экономике
• АИС в промышленности
• АИС в правовой сфере
• АИС в медицине и т.д.
В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Например, все правовые информационные системы можно разбить, на АИС используемые в правотворчестве, на АИС в правоприменительной практике, на АИС в правоохранительной деятельности и на правовое образование, воспитание.
Можно классифицировать правовые информ. системы, с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе функционирования. Например, АИС органов прокуратуры, юстиции, судов.
Правовые информ. системы можно классифицировать по видам обрабатываемой социальной правовой информации:
• Документированная-зафиксированная на материальные носители информация, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
• Фактографическая-это описание выбранных характеристик или свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информ. системе.
Для каждой характеристики, должна быть точно определена ее форма представления в системе.
а)По степени доступа
• Открытые системы
• Системы ограниченного доступа
б)По степени сложности
• Технической
• Вычислительной
• Аналитической
• Логической
Обработки используемой информации.
1. АСОД (Автоматизированные системы обработки данных)-предназначены для решения хорошо структурируемых задач, где имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки
2. АИПС (Автоматизированные информационно-поисковые системы)-автоматизированная информ. правовую систему, предназначенная для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации

·  АИСС (Автоматизированные информационно-справочные системы)-автоматизированная система правовой информации, предназначенная для хранения документированная или фактографической информации и выдачи справок по узким тематическим разделам. Например, система расследования по организации расследования отдельных видов преступления. Например, система сейф, т.е.информ. система по обеспечению расследования по делам о хищения с сейфов.
3. АИЛС (Автоматизированные информационно-логические системы)-предназначены для решения на основе систематизированной правовой информации различного вида простейших логических задач. Например, подсистема «след», разработанная в рамках АСИО в прокуратуре.
4. ЭС (Экспертные системы)-системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решений. Например, ЭС «Блок».
5. АРМ (Автоматизированные рабочие места)-индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалистов. Различают 3 способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения:
• Индивидуального пользования
• Группового пользования
• Сетевой
6. АСУ (автоматизированные системы управления)-комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.
7. АСИО (Автоматизированные системы информационного обеспечения)-система, включающая все вышеназванные системы. Это система обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно -правовых потребностей, различных правовых образований, на основе эффективной организации и использовании информ. ресурсов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...