Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Тема №2 «Информация, ее свойства и виды»
Тема №1 «Информационное общество»
Понятие и особенности современного информ.общества
1 информ.революция-изобретение письменности
2 ИР-книгопечатание
3 ИР- телеграф
4 ИР- компьютерные сети
Информ.общество- теоретическая концепция постиндустиального общества или историческая фаза возможного развития цивилизации, где главными продуктами производства стали информация и знания.
Отличительные черты:
1.Увеличение роли информации,знаний,информ.технологий в жизни общества
2.Увеличение числа людей, занятых информ.технологиями, коммуникациями, производством информ.продуктов и услуг
3.Возрастающая роль информации в обществе
4.Создание глобального информ.пространства, обеспечивающего:
* эффективное информ.воздействие людей
*доступ людей к мировым информ.ресурсам
*удовлетворение потребностей людей в информ.продуктах и услугах
Основные характеристики информ.общества определены критериями:
1.Технологический-ключевым фактором являются информ.технологии, широко применяющиеся в производстве, учреждениях, системе образования, быту
2.Социальный-информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни; утверждается «информ.сознание» при широком доступе к информации
3.Экономический-информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости, занятости
4.Политический- основой является свобода информации, ведущая к полит.процессу, характеризующаяся растущим участием и консенсусом(взаимопониманием) между классами и слоями населения.
5.Культурный-признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информ.ценностей в интересах развития индивида и общества
Негативные тенденции:
Один из негативных аспектов информации- утрата устойчивости в информ.обществе.
Причина: распространение недостоверной информации. Из-за ↑ роли информации малые группы оказывают влияние на общество(реклама).
Технологии, способные вернуть информ.обществу устойчивость:
Биометрия-возможность идентифицировать человека по его биологическим признакам.(ДНК, отпечатки пальцев, сетчатка глаза,поведение,речь)
Криптография-шифрование
2 типа информ.общества:
1.Цифровая диктатура-информация создается для упрочнения управления цифровым гос-вом. Упор на биометрию.
2.Цифровая демократия-строится ради защиты цифровых гражданских прав. Упор на криптографию.
Тема №2 «Информация, ее свойства и виды»
1.Понятие информации
2.Концепция информации
3.Формы передачи, представления и виды информации
4.Свойства информации
5.Понятие количества информации
6.ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
· 1.Понятие информации Определения информации: • Информация есть знание переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения • Информация – это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и обработки • Информация – это объективное содержание связи между взаимодействующими материальными объектами, проявляющиеся в изменении состояния этих объектов • Информация- всякое сообщение или передача сведений, о чем либо, что заранее не было известно • Информация - отражение в сознании людей, объективных причин наследственных связей в окружающем нас реальном мире • Информация – это содержание процессов отражения Информация может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому познающему субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям, совокупность которых называют информ. процессами их состав и последовательность определяется в каждом частном случае отдельно. С понятием информации связаны такие понятия как: • Сигнал • Сообщение • Данные С точки зрения теории информации эти понятия различны. Сигнал – это любой процесс несущий информацию Данные – это величины, факты или идеи, представленные в формализованном виде, преобразование и обработка которых позволяет извлечь информацию Сообщение – это определенная форма информации, предназначенная для передачи 2.Концепция информации • Концепция Шеннона-отражая количественно-информ. подход, определяет информацию как меру неопределенности или энтропию событий(в технике связи, вычислительная техника) • Концепция Глушкова-рассматривает информацию как свойство или атрибут материи. Неприменима в практических плоскостях, где информация неразрывно связана с материальным носителем, не существует вне материи. • Концепция Афанасьева-информация трактуется как действующая или полезная часть знаний. Форма передачи информации • Аналоговая или непрерывная – это величина характеризующая процесс, не имеющий перерывов или промежутков.( скорость авто от момента старта до торможения может быть разной, но когда равно нулю, то авто останавливается) • Дискретная форма передачи информации – это последовательность символов, характеризующая прерывистую изменяющуюся величину.( количество домов в центральном районе Воронежа, которое может меняться) 3.Виды информации 1)В зависимости от области возникновения 1. Элементарная или механическая – информация, отражающая процессы и явления неодушевленной природы 2. Биологическая - процессы животного и растительного мира. 3. Социальные – процессы и явления человеческого общества. 2)По способу передачи и восприятию 1. Визуальная – передается видимыми образами и символами. 2. Аудиальная – звуками 3. Тактильная – ощущениями 4. Органолептическая – запахами и вкусами 5. Машинная – средствами вычислительной техника. 3)По общественному назначению 1. Личная 2. Массовая 3. Специальная(для узкого круга) 4)В соответствии со ст.5 ФЗ «об информации, информ.технологиях и о защите информации» выделяют 2 основания для классификации информации: а)В зависимости от категории доступа: * Общедоступная *Конфеденциальная б)В зависимости от порядка предоставления или распространения информации: *свободно распространяемая *предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях • в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению и распространению. • распространение в РФ ограничивается или запрещается. Виды представления информации:
· Представление информации – это внешняя форма изображения информации. Виды представления информации • Символьная форма • Текстовая форма • Графическая форма 4. Свойства информации • Ценность – Информация ценна, если актуальна и предназначена именно тому, кто в ней нуждается. Ценность информации принято определять величиной тех потерь, которые информация предотвращает или величиной затрат на получение данной информации. • Полезность – Информация полезна, если она уменьшает неопределенность знаний о чем-либо. • Полнота – Характеризуется достаточностью, недостаточностью, избыточностью. Достаточно – это минимально необходимый V информации, позволяющий рационально выполнить поставленную задачу. Недостаточно – это информация, использование которой не обеспечивает возможность решения задачи. Избыточно – это информация, которая дублирует имеющуюся полезную информацию или включает часть не используемой информации. • Истинность – информация может быть истинной(достоверной), недостоверной(ложной), вероятностной. • Ясность(чем проще подача, тем яснее)
· 5 . Измерение количества информации Существует 2 подхода для измерения количества информации: • Энтропийный (Ценностный) Количество информации(при этом подходе) -числовая характеристика, отражающая ту степень неопределенности или неполноты знаний, которая исчезает после получения данного сообщения. • Объемный способ измерения количества информации Условно единицы измерения информации при таком подходе можно разделить на 2 группы: 1. Немашинные 2. Машинные
· 6. Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации Правовым фундаментом, регулирующим отношения в области информации, является конституция РФ (В частности статьи: 23,24,29,44) и другие законы. Данный закон, а именно №149, был принят 27.07.06. Он регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. При применении информ. технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключение отношений. В области охраны результатов интеллектуальной деятельности =к ним средств индивидуализации. Ст. 2. Основные понятия: • Информацией являются любые сведения (Сообщения, данные) • Информ. технологии – это комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственных коммуникаций, а также все технологии и отрасли, обеспечивающие перечисленные процессы. Основные виды: 1. Высоко интеллектуальные 2. Вспомогательные информационные технологии (ориентированные на обеспечение выполнения определенных функций) 3. Коммуникационные, информ. технологии • Информ. система – это технологическая система представляющая совместимость технических, программных и иных средств объединяющих структурно и функционально несколько видов информ. процессов и предоставляющая информ. услуги. Признаки информ. системы: 1. Выполнение одной или несколько функций в отношении информации 2. Единство системы (наличие общей файловой базы, единых стандартов, единого управления) 3. Возможность композиции и декомпозиции объектов системы при выполнении заданных функций • Информационно–телекоммуникационная сеть – представляет собой технологическую систему, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. • Обладатель информации – данная конструкция позволяет в условиях законодательства, решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. В законе детализирована передача информации, по договору другому лицу полностью (договор об уступке прав на информацию) или частично (по лицензионному договору). • Конфиденциальная информация – такое свойство информации как конфиденциальность обусловлено обязательным выполнением лицом, получившим к такой информации доступ, требования не передавать эту информацию третьим лицам без согласия его обладателя. В соответствии с указом президента №188 от 6.03.97, утвержден перечень сведений конфиденциального характера, в соответствии с которым к конфиденциальной информации относится: 1. О фактах, событиях, обстоятельствах частной жизни гражданина позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные). За исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных ФЗ случаев. 2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. 3. Служебная тайна, гос. тайна. Доступ ограничен органами гос. власти в соответствии с ГК и ФЗ. 4. Профессиональная тайна. Доступ ограничен в соответствии с конституцией и ФЗ 5. Коммерческая тайна. Доступ ограничен ГК и ФЗ 6. Сведения о сущности изобретения полезной модели или промышленного образца, до официальной публикации информации о них. Данный перечь конфиденциальной информации, знать наизусть
· Тема №3 «Алгоритмы» • Общее понятие алгоритмов • Понятие алгоритма для прикладных задач • Способы задания алгоритмов • Виды алгоритмических процессов • Критерии качества алгоритмов • Применение алгоритмизации в юридической деятельности 1.Общее понятие алгоритмов В соответствии с теорией алгоритмов, понятие алгоритм может рассматриваться и применяться на 3 уровнях: • Интуитивно -содержательный • Формальных уточнений • Прикладной уровень На 1м и 2м уровне сфера применения - точные и естественные науки в отличие от 3 уровня. Не может быть одинакового алгоритма.
· Каждый шаг алгоритма- законченное действие с результатом- конечная последовательность действий. Алгоритм – это последовательность действий со строго определенными правилами выполнения. Все алгоритмы делятся: • Вычислительные • Не вычислительные Любой алгоритм состоит из команд.
· Команда – это отдельное указание исполнителю выполнить некоторое законченное действие. Команды выполняются одна за другой по определенным правилам. Последовательное выполнение всех команд приводит к решению задач. Основные свойства алгоритма: • Определенность. Это однозначность предписываемых последовательностей действий, не допускающее произвольного ее толкования. • Дискретность. Это деление алгоритма на отдельные действия или команды. • Массовость. Алгоритм можно применять для решения любых задач одного типа, которые отличаются только исходными данными. • Результативность. При точном выполнении всех команд алгоритма процесс заканчивает получением определенного результата за конечное число шагов. Если задача решения не имеет, это тоже результат. • Инвариантность по отношению к исполнителю. Алгоритм должен оставаться неизменным независимо от исполнителя. Результат так же должен оставаться неизменным. 2.Понятие алгоритма для прикладных задач Сферы приложения прикладного уровня, понятие алгоритм являются не математические области знания и практической деятельности, в частности связанные с анализом человеческого поведения и способов переработки человеком воспринимаемой им информации.
· Особенность: «ослабление» жестких классических алгоритмов. Данное ослабление проявляется в том, что такие свойства алгоритма как определенность и инвариантность, перестают действовать. Во-первых, исполнитель может быть поставлен перед самостоятельным выбором и во-вторых результат исполнения в таких алгоритмах, зависит от исполнителя. На данном уровне существует 2 типа задач: • Определенный • Расплывчатый или стохастические. Решение таких задач зависит от вероятностно статистической оценки, результатов операций, проведенных над исходными данными и может содержать либо несколько значений, либо являться альтернативными заключениями. 3.Способы задания алгоритма • Словесный способ – отражает содержание выполняемых действий средствами естественного языка. Плюсы: Возможность понимания. Возможность описания алгоритма с любой темы детализации Минусы: Возможность неоднозначного понимания указаний и предписаний. Громоздкость, связанная с избыточностью разговорных языков. Отсутствие наглядности логических связей между частями алгоритмов. • Формально словесный способ – основан на записи содержаний выполняемых действий, с использованием языка математики, дополненного с целью указания необходимых пояснений, средствами естественного языка.(Паскаль) • Графический способ (в виде блок схем) –изображение логико-математической структуры алгоритма, где все этапы процесса обработки данных, представляются с помощью набора геометрических фигур.(план следственных мероприятий)
· 4. Виды алгоритмических процессов • Линейный – процесс, где все действия выполняются последовательно, в порядке их записи. Линейный процесс не содержит никаких логических условий(расписание занятий) • Разветвляющийся процесс – процесс, где порядок выполнения действий зависит от исхода условий или промежуточных результатов. • Циклический –процесс, где группа команд многократно повторяется до тех пор, пока выполняется заданное условие. 5. Критерии качества алгоритма • Связность алгоритмов – определяется количеством промежуточных результатов, которые должны одновременно храниться в памяти исполнителя • Объем алгоритма – количество операций или шагов, которые необходимо выполнить для получения конечного результата • Длительность решений – определяется количеством и сложностью шагов алгоритмов • Разветвленность – характеризует логическую сложность и определяется количеством путей реализации алгоритмов • Цикличность –фактическое количество операций, которые необходимо выполнить в процессе реализации, превышает количество операций, содержащихся в записи алгоритма. Циклическая запись ↑ наглядность, ↓ число шагов, тем самым ↑ качество алгоритма 6. Применение алгоритмизации в юр. деятельности Норма права. Алгоритм. Общие черты Общие черты: • Общеобязательность правил поведения, составляющих содержание алгоритма или нормы права • Последовательность реализации предписанных действий или правил поведения • Формализация процесса реализации правил поведения • Наличие указания на достижение цели, заложенной в алгоритме или норме права Исходя из этого норма права, как определенное правило поведения, в виде общих норм, рассчитанных на типичное, массовое воплощение фактической жизнедеятельности. Есть алгоритм правового поведения, реализуемый действиями обязанных субъектов. Правоотношения можно рассматривать как механизм, воспринимающий и выполняющий правила поведения, то есть как алгоритмический процесс.
· Тема №4 «Информ.системы в праве» • Понятие системы, ее особенности Система – это целостное, органично единое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях или связей друг с другом. Информ. система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность, средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации для достижения поставленных целей. Для описания системы используются понятия: • Элемент – это простейшая, неделимая часть системы, отвечающая детальному рассмотрению системы в рамках решаемой задачи. • Целостность (эмерджентность) – это важнейшая характеристика, которая проявляется в том, что в процессе взаимодействия элементов, входящих в состав системы, проявляется новое свойство, которым не обладает или не обладал не один из входящих в систему элементов. • Свойство – это сторона любого объекта, обуславливающего его отличия или сходства, по отношению к другим объектам и проявляющееся при его взаимодействии с другими объектами. • Качество – это свойство или совокупность существенных свойств объекта, определяющих его пригодность для использования по назначению. • Целевое назначение – это желаемый и потенциально достижимый результат, получаемый в процессе функционирования системы. • Эффективность –степень соответствии цели системы. • Структура – это совокупность элементов (состав системы) и наиболее устойчивых связей между ними. • Входы и выходы – это материальные, финансовые и информ. потоки, входящие в систему и выводимые ею. • Связь – это отношение между элементами системы, фиксирующее ограничение их степени свободы, проявляющиеся в утрачивании ряда свойств, которыми они потенциально обладают, будучи свободными или автономными и одновременно обеспечивающие сохранение структуры и целостности системы, т.е. проявление новых свойств присущих системе в целом. • Декомпозиция – это разъединение системы на части, в интересах ее исследования или проектирования. • Подсистема – это независимая часть системы, объединяющие элементы, выделенные при декомпозиции и реализующие выполнение определенной функции, обеспечивающие достижение общей цели системы. Система не может существовать без управления.
· Управление– изменение состояния системы, ведущая к достижению поставленной цели.
· В основе:информ. обмен, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур: • Сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта • Анализ полученной информации и сравнение текущего состояния объекта с желаемым • Выработка управляющего воздействия, с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние • Передача управляющего воздействия объекту Автоматизированная информационная система (АИС) – комплекс, включающий компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информ. ресурсы, системный персонал, обеспечивающий поддержку данной системы, для удовлетворения информ. потребностей пользователей и для принятия решений. Структура АИС: 1. Информ. технологии 2. Функциональные подсистемы и приложения 3. Управление
· Классификация АИС (правовых АИС) По территориальному признаку • Международные • Общегосударственные • Геоинформационные • Области • Округи • Города • Районы По сфере применения В широком смысле • АИС в экономике • АИС в промышленности • АИС в правовой сфере • АИС в медицине и т.д. В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Например, все правовые информационные системы можно разбить, на АИС используемые в правотворчестве, на АИС в правоприменительной практике, на АИС в правоохранительной деятельности и на правовое образование, воспитание. Можно классифицировать правовые информ. системы, с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе функционирования. Например, АИС органов прокуратуры, юстиции, судов. Правовые информ. системы можно классифицировать по видам обрабатываемой социальной правовой информации: • Документированная-зафиксированная на материальные носители информация, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. • Фактографическая-это описание выбранных характеристик или свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информ. системе. Для каждой характеристики, должна быть точно определена ее форма представления в системе. а)По степени доступа • Открытые системы • Системы ограниченного доступа б)По степени сложности • Технической • Вычислительной • Аналитической • Логической Обработки используемой информации. 1. АСОД (Автоматизированные системы обработки данных)-предназначены для решения хорошо структурируемых задач, где имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки 2. АИПС (Автоматизированные информационно-поисковые системы)-автоматизированная информ. правовую систему, предназначенная для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации
· АИСС (Автоматизированные информационно-справочные системы)-автоматизированная система правовой информации, предназначенная для хранения документированная или фактографической информации и выдачи справок по узким тематическим разделам. Например, система расследования по организации расследования отдельных видов преступления. Например, система сейф, т.е.информ. система по обеспечению расследования по делам о хищения с сейфов. 3. АИЛС (Автоматизированные информационно-логические системы)-предназначены для решения на основе систематизированной правовой информации различного вида простейших логических задач. Например, подсистема «след», разработанная в рамках АСИО в прокуратуре. 4. ЭС (Экспертные системы)-системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решений. Например, ЭС «Блок». 5. АРМ (Автоматизированные рабочие места)-индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалистов. Различают 3 способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения: • Индивидуального пользования • Группового пользования • Сетевой 6. АСУ (автоматизированные системы управления)-комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами. 7. АСИО (Автоматизированные системы информационного обеспечения)-система, включающая все вышеназванные системы. Это система обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно -правовых потребностей, различных правовых образований, на основе эффективной организации и использовании информ. ресурсов.
|