Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление профессионализма




1. Общая характеристика понятия профессионализм. Стороны и

уровни профессионализма.

2. Профессиональное и личностное самоопределение.

3. Социализация и профессионализация.

4. Профессионализм и карьера.

5. Профессионализм и возраст.

6. Профессионализм и индивидуальность.

7. Успех в профессиональной деятельности.

 

Понятие «профессионализм»используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования к профессии к личности человека – «нормативный профессионализм», в других – обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека – «реальный профессионализм». Профессиональное выполнение труда – это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Компетентность – это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности можно по результатам труда человека. Компетентность нельзя свести к старанию или к образованности человека.

Различают следующие виды профессиональной компетентности:

- специальная компетентность – владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

- социальная компетентность – владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность – владение приемами личного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

- индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению. Умение рационально организовать свой труд.

Названные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке. Он может быть хорошим специалистом в своей области, но не уметь общаться. То есть можно сказать, что компетентность конкретного человека у́же, чем его профессионализм. Обычно рассматривают две стороны профессионализма: мотивационную и операционную.

Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии:

- направленность профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии;

- мотивация высоких уровней достижений в своем труде;

- сильное профессиональное целеполагание;

- отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;

- внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха – неуспеха в себе самом;

- отсутствие перегрузок, стрессов, срывов.

Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

- развитое профессиональное сознание;

- высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

- профессиональная обучаемость и открытость;

- творческое отношение к профессии.

Выделяют следующие уровни профессионализма:

- Допрофессионализм – уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.

- Профессионализм – уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала). Внутри этого уровня выделяют этапы: адаптации человека к профессии, самоактуализации человека в профессии, свободное владение профессией в форме мастерства.

- Суперпрофессионализм – уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

- Псевдопрофессионализм – уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.

- Послепрофессионализм – этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.

Самоопределениеэто сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют.

Жизненное самоопределение – это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения. Личностное самоопределение – это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

Социальное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

Профессиональное самоопределениеэто определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека. Все виды самоопределения взаимосвязаны.

Много общего имеют, например, профессиональное и личностное самоопределение. Но в то же время между ними существуют и принципиальные отличия:

- профессиональное самоопределение более конкретное, его проще оформить (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение более сложное;

- профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи…) Правда, и в благополучные эпохи согласного со всем «молчаливого» большинства, все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем. Такие люди в благополучные эпохи сами создают для себя дополнительные сложности, то есть условия для подлинного личностного саморазвития.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.

Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения «как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. Определяется профессионализация как целостный непрерывный процесс становления личности и профессионала, которыйдлится в течение всей профессиональной жизни. Стадиями профессионализации называют: профориентацию, профотбор, профобразование, профадаптацию, включение человека в профессиональнуюдеятельность, специализацию, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом,профессионализация – это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала один из аспектов развития личности. Социализацияэто процесс становления личности.

Социализация предполагает:

- усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

- активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;

- становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;

- участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

- воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.

Различают стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. Характеристики этих стадий подробно изложены в работах Г.М. Андреевой, И.С. Кона и др..

Рассмотрим возможные этапы и варианты динамики соотношения социального и профессионального на примере личностного и профессионального самоопределения и саморазвития.

- Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение - это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию.

- Профессиональное самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

- Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное.

Вид профессии может определить личность человека. Общие профессиональные цели, похожие условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния. Профессионального и социального роста – все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности общения, даже манера одеваться. Таким образом, профессия сама накладывает отпечаток на человека. Но, в некоторых случаях, например, при появлении у личности новых потребностей, человек может менять профессию. На основании обобщения эмпирического опыта взаимодействия с разными группами клиентов Н.С. Пряжников, выделил типичные варианты самоопределения [9.С. 26–31]. Каждый вариант, подчеркивает автор, по-своему хорош для тех или иных людей, иначе все варианты не были бы столь живучи. Главное в работе профконсультанта преодолеть определенный стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры.

Карьераопределяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или иной области. Мы будем говорить о профессиональной карьере. Различают широкое понимание карьеры как профессиональное продвижение, профессиональный рост, как этапы восхождения к профессионализму. Результатом карьеры в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса.

В более узком понимании карьера – это должностное продвижение. Здесь не только овладение уровнями и ступенями профессионализма. Но и достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально признанных стандартов в профессиональной деятельности. Результатом этого вида карьеры являются определенный социальный статус и должность.

Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру как в профессиональном, так и в должностном плане. У одного и того же человека эти стороны карьеры могут и не совпадать. Так, подлинный профессионал может не сделать служебную карьеру, и напротив, человек на высокой должности может не достичь столь же высокого уровня профессионализма. Карьера первого рода требует профессиональной компетентности, карьера второго рода – социальной компетентности.

Различают виды карьеры по характеру ее динамики:

- обычная карьера как профессиональное развитие с прохождением всех основных этапов профессиональной жизни;

- стабильная карьера как прямое продвижение от профессионального обучения к единственному постоянному типу работы;

- нестабильная карьера, в которой после этапов проб и уточнений следуют новые пробы. Эти пробы могут быть вынужденными (потеря трудоспособности), добровольными (смена интересов) или вызванными переопределением профессии без интереса и приложения усилий («перекати-поле»);

- комбинированная карьера, когда короткие периоды стабильной профессиональной жизни сменяют этапы вынужденной безработицы или смены профессии, доучивания.

На карьеру человека влияют, прежде всего, внутренние факторы – мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Чем более зрелым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру могут влиять и внешние факторы – социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, а также банальная случайность. Так, например, профессиональная среда может, осознанно иди неосознанно, тормозить профессиональный рост и карьеру, «отсекая» как некомпетентных, так и сверхкомпетентных работников.

Известная в современном менеджменте концепция по общим вопросам карьеры выделяет четыре стадии в жизни карьеры: «разведка боем», становление, процветание, затухание (табл. 3). Каждая из этих стадий характеризуется своими задачами, действиями и сферами отношений. Кроме того, на каждой стадии обозначается ориентировочный возраст и выслуга лет работника, способного решать возникающие здесь проблемы.

В современных компаниях деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами и консалтинговыми фирмами, позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодными для себя и организации способом. Их необходимость связана с тем, что большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому во многих фирмах обязательным является планирование карьеры, то есть определение путей, ведущих к достижению ее целей.

Таблица

 

  Стадия «разведка боем» Стадия становления Стадия процветания Стадия затухания
Задачи Овладение навыками; привыкание к работе Продвижение; рост; обретение стиля жизни Достижение успехов; Овладение мастерством Подготовка к выходу на пенсию
Действия Получение помощи; следование инструкциям Самостоятельная работа Обучение других лиц; оказание влияния на политику организации Повременная работа
Взаимоотношения с другими Как молодой работник Как коллега Как наставник Как советник
Возраст До 30 лет 30-45 лет 45-60 лет Старше 60 лет
Выслуга лет До 2 лет 2-10 лет Свыше 10 лет Свыше 10 лет

 

Основой планирования карьеры часто становятся так называемые карьерограммы. Этот документ составляется на 5–10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой стороны, - обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства. Профессиональная жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его жизни. Профессиональным возрастным развитиемназывается процесс профессионального становления личности, опосредованный его возрастом. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития.

Для возрастного развития характерны следующие закономерности:

- Качественное своеобразие каждого возраста. В каждом возрасте складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие.

- Неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность).

- Необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст.

- Преемственность. Все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь.

- Сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям.

- Наличие кризисов. В критический период развитие не прекращает своей созидательной работы (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

Эти и другие закономерности подробно рассматриваются в возрастной психологии. Особенно хотелось бы отметить работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э. Эриксона. В контексте общей логики профессионального возрастного развития возможны большие индивидуальные «разбросы».

Процесс индивидуализации в трудеможет иметь разные выражения:

- индивидуальные различия как фрагментарные проявления непохожести людей в профессиональной деятельности; индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда;

- индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

- индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности человека в труде.

Очень важно, чтобы каждый человек нашел свое место в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям.

Успех в профессиональной деятельностипроявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий ее пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который состоит в следующем:

- необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности;

- проанализировав профессиональную ситуацию, выделить две группы условий – способствующих и препятствующих достижению цели;

- из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые сокращают время и дают возможность сберечь силы;

- из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают;

- если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать;

- условия, которые препятствуют и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны;

- если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...