Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дидактика формулирует ряд требований к уроку.




Тема «Формы организации учебного процесса»

План.

Семинар.

Лекция.

Практические занятия.

Консультация.

Самостоятельная работа учащихся.

Урок.

Формы организации образовательного процесса:

-урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе;

-лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;

-семинар — практическое занятие всей учебной группы;

-лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;

-учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.;

-групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;

-иные формы организации.

 

Семинар.

Семинар – это всегда непосредственный контакт педагога со студентами, установление между ними доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие особенно эффективно, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, студентам дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления у студентов.

На семинарских занятиях решаются следующие задачи:

– развитие творческого профессионального мышления;

– познавательная мотивация;

– овладение профессиональной терминологией;

– приобретение навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями;

– овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач;

– отстаивание своей точки зрения.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как:

• повторение и закрепление знаний;

• контроль знаний;

• педагогическое общение.

 

Лекция.

Лекция — основной вид учебных занятий, предназначенных для усвоения теоретического материала.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой – все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас – план, которому необходимо строго следовать. Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог.

Лекции проводятся в соответственно оборудованных помещениях — аудиториях для одной или более групп студентов.

К лекции предъявляются следующие требования:

– «научность и информативность (современный научный уровень);

– доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;

– эмоциональность при изложении учебного материала;

– активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

– четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

– методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;

– изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.»

Вышесказанное убеждает нас в том, что лекции сегодня так же необходимы, как и столетия назад, хотя иногда можно слышать высказывания о том, что читать лекции – это несовременно, они не нужны и т.д.

 

3. Практические занятия — форма учебного занятия при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умение и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентом соответственно сформулированных задач.

Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цели практических занятий:

• углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях;

• содействовать выработке навыков профессиональной деятельности;

• развивать научное мышление и речь;

• контролировать процесс усвоения знаний студентами.

Практические занятия проводятся в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения. Вычислительной техникой.

Практическое занятие включает:

· проведение предварительного контроля знаний, умений и навыков студентов;

· постановку общей проблемы преподавателем и ее обсуждение с участием студентов;

· решение задач с их обсуждениями;

· решение контрольных заданий, их проверку, оценку.

Оценки полученные за отдельные практические занятия учитываются при выставлении итоговой оценки по данной учебной дисциплины

.

4. Консультация — форма учебного занятия, при которой студент получает ответы от преподавателя на конкретные вопросы или объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применения.

Консультация может быть индивидуальной или проводится для группы студентов, в зависимости от того, преподаватель консультирует студентов по вопросам, связанным с выполнением индивидуальных заданий, или по теоретическим вопросам учебной дисциплины.

 

5. Самостоятельная работа студента — важная часть учебного процесса в университете. Качество самостоятельной работы в значительной степени обусловливает общее качество в обучении.

Включения самостоятельной работы в содержание учебного плана, определения ее бюджета по видам самостоятельной работы, поиски путей ее рационального использования — одно из важнейших условий организации и планирования учебного процесса.

Самостоятельная работа распределяется:

работа по обеспечению аудиторных занятий — изучение обязательной и дополнительной литературы, материалов лекций, электронных материалов по темам лекций и семинаров, решение заданных задач и упражнений, подготовка докладов по темам семинаров, подготовка к контрольным работам, коллоквиумов и других форм текущего контроля.

выполнение индивидуальных заданий;

научно-исследовательская работа;

обеспечение семестрового контроля по учебным дисциплинам (подготовка к сдаче модулей, дифференцированных зачетов и экзаменов).

Все формы самостоятельной работы направлены на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических и аналитических навыков по проблемам учебной дисциплины во время ее освоения, выполнение индивидуальных заданий и научно-исследовательской работы.

Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по конкретной дисциплине может выполняться в научно-технической библиотеке университета, учебных (методических) кабинетах, лабораториях, компьютерных классах, а также в общежитиях или домашних условиях.

Самостоятельная работа студента обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения конкретной учебной дисциплины: учебник, учебные и методические пособия, конспекты лекций, практикум.

Учебный материал учебной дисциплины, предусмотренный учебной программой для усвоения студентами в процессе самостоятельной работы, выносимые на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который обрабатывается при проведении учебных занятий.

 

Урок.

В настоящее время урок признан основной формой организации учебной работы. Дидактика считает урок основной формой организации учебной работы прежде всего потому, что он позволяет учителю систематически и последовательно излагать преподаваемую дисциплину, сочетая работу учащихся под своим руководством с их самостоятельными занятиями.

Урок дает учителю возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.

На уроке учащиеся овладевают не только системой знаний, но и методами познавательной деятельности. Это является важным условием включения учащихся в активную самостоятельную работу по овладению знаниями.

Находясь в постоянном творческом контакте с учащимися, учитель имеет возможность в ходе урока вести систематические наблюдения за их развитием, фиксировать его результаты, управлять этим процессом.

Каждый учебный предмет призван решать как общие, так и специфические для него задачи воспитания школьников. Эти задачи осуществляются учителем из урока в урок. Образовательные и воспитательные задачи соединяют отдельные звенья учебного процесса — уроки в единую, прочную ткань и обеспечивают формирование целостной личности школьника.

Урок стимулирует другие формы обучения: практические занятия, индивидуальную работу, домашнюю работу детей. Вместе с тем все эти формы, находясь в тесной связи, с уроком, влияют на его построение и проведение.

Структура урока меняется в зависимости от характера основной его цели, определяющей соотношение различных звеньев учебной работы на уроке (сообщение новых знаний, их закрепление, упражнения учащихся), место и значение того или иного вида деятельности и их сочетание.

Решающее влияние оказывают на построение урока возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки к самостоятельным занятиям.

Общепринятой является классификация по основной дидактической цели урока, а также месту отдельного урока в системе уроков. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

Дидактика формулирует ряд требований к уроку.

Урок необходимо рассматривать как единицу, звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Многоплановые задачи урока могут быть решены, если тщательно продумана структура урока, степень трудности материала для учащихся, проанализирован характер нового материала, его подача в учебнике.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения. Это означает, прежде всего, логически последовательное расположение учебного материала, определение последовательности действий всех учащихся или отдельных групп на каждом этапе урока, четкое планирование учителем практической деятельности детей.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается путем доведения цели и плана урока до сознания школьников. Такая организация урока делает работу учащихся целеустремленной, приучает их к планированию своих действий в любой работе, формирует чувство ответственности за ход и результаты урока.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...