Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конкурентные преимущества региона.




Виолентная стратегия.

Предполагает массовое производство и по­ставку на рынок продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчете на значительный объем спро­са. Виолентную стратегию способны проводить крупные организации с устойчивой репутацией, постепенно овладевшие значительными сег­ментами рынка.

Патиентная стратегия.

Рассчитана на завоевание и удержание от­носительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высо­кого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким ценам в расчете на состоятельных покупателей, что дает возможность при небольших объемах продаж получать зна­чительную прибыль. Конкурентоспособность достигается изыскан­ностью товара, удовлетворяющего тонким вкусам и запросам, пока­зателями качества, превосходящими качество аналогичных товаров конкурентов.

Коммутантная стратегия.

Призвана удовлетворять не редкие, а бы­стро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей в това­рах и услугах. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется преж­де всего высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой про­дукции. Обычно такой стратегии придерживаются неспециализированные организации с достаточно универсальными технологиями и ограни­ченными объемами производства, когда при осуществлении данной стратегии не ставится задача достижения высокого качества и прода­жи по высоким ценам.

Эксплерентная стратегия.

Опирается на достижение конкурентных преимуществ организации посредством осуществления конструктив­ных и технологических инноваций, позволяющих опережать конку­рентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции, за счет вложения капитала в многообещающие, но риско­ванные инновационные проекты. Такие проекты в случае успешной реализации позволяют не только превзойти соперников по качеству представленной на рынке продукции, но и создавать новые рынки, где в течение определенного времени они могут не опасаться конкурен­ции, поскольку являются единственными производителями уникаль­ного продукта. Реализация такой стратегии требует наличия значитель­ного начального капитала, научно-производственного потенциала, персонала высокой квалификации.

Построение отраслевой конкурентоспособности.

Отрасль – направление в экономике, специализирующееся на выпуске определенной продукции. Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей.

Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.

Особенности исследования конкурентоспособности регионов.

Под конкурентоспособностью региона следует понимать его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой).

В качестве региона рассматриваются отдельные административно-территориальные единицы России и областей. Регионы различаются по размерам территории, по организации власти и административным функциям (Регион = область, край, автономии и республики).

Важнейшими направлениями, по которым осуществляется конкуренция регионов и крупных городов, являются:

- сохранение и привлечение населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного.

- размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры.

- размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения, развитие системы высшего и профессионального образования.

- привлечение новых инвестиций, в том числе иностранных, в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс.

- привлечение туристических потоков всех типов.

- приращение регионального культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность региона и для жителей, и для приезжих, повышение имиджа региона.

Существуют 2 принципиальных подхода к анализу региональной конкурентоспособности:

· Макроэкономический.

Основан на традиционной экономической модели и постулирует, что конкурентные преимущества регион получает в силу наличия сравнительных преимуществ и при теоретическом подходе региональная конкурентоспособность определяется в терминах региональной эффективности и оценивается с использованием макроэкономических показателей: объем ВРП.

· Микроэкономический.

Характеризуется ориентированностью на конкурентоспособности отдельных экономических субъектов: отраслей, кластеров, отдельных предприятий. Чем больше на территории конкурентоспособных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, тем более высокий уровень конкурентоспособностью региона. Такой подход в большей степени ориентирован в области на формирование в регионах кластеров.

Конкурентоспособность – это многофакторное понятие, которое входит макроэкономические факторы и факторы уровня развития региональной экономики субъектов.

Конкурентные преимущества региона.

Российские исследователи и зарубежные экономисты показывают, что конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:

1) конкурентоспособность страны;

2) природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;

3) предпринимательская и инновационная активность в регионе;

4) уровнем соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;

5) уровнем международной интеграции и кооперирования региона. На основе перечисленных групп факторов каждый регион может сформировать свои конкурентные преимущества для привлечения инвестиций в регион.

На основе этих групп факторов конкурентоспособность региона определяется привлечением инвестиций в регион.

Как вы знаете, по теории Портера конкурентные преимущества достигаются с помощью сочетания 5 конкурентных факторов в отрасли, в которой важную роль отдают местоположению региона. Оно сильно влияют на конкурентоспособность и на выбор типов стратегий, которые приходится осуществлять. Состояние местной инфраструктуры, квалификация местных работников и другие параметры непосредственно воздействуют на операционную эффективность. Важное состояние конкурентных преимуществ – инновационное состояние региона .Практика показывает, что определить качество состояния инновационного состояния региона можно на основе некоторых показателей:

· инновационно- технологический показатель

· численность организаций имеющих возможность ислледования, научной работы

· численность научных работников

· объем научно-технических работ, в том числе оказание научно – техническихуслуг.

· производственный показатель – объем разработок в производстве, число инновационной активности предприятия, стоимость продукции.

· технологическтй показатель 0- число отраслей, сфер и предприятий, внедряющих новые тежнологии, затраты на приобретение лицензии, потентов,объема произведенной продукции с использованием новых технологий.

· инвестиционный показатель – инвестиции в сфере науки и научного обслуживания.

· кадровый показатель - численность научно – технических работников с учетом званий, затраты на переподготовку персонала, на повышение квалификации в научной сфере.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 122.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...