Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И спортом, его содержание и периодичность




ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

И САМОКОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Цель и формы проведения врачебного контроля

Врачебный контроль – это комплексное медицинское обсле- дование физического развития и функциональной подготовлен- ности занимающихся физкультурой и спортом. Это самостоя- тельная медицинская дисциплина, являющаяся неотъемлемой составной частью системы физического воспитания, которая на- правлена на изучение состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности занимающихся и влияния на них занятий физическими упражнениями и спортом.

Основная цель врачебного контроля в процессе физическо- го воспитания студентов вузов – содействовать эффективно- му использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья студентов, повышению функциональных возможностей организма, повышению физической работоспо- собности.

Формами проведения врачебного контроля в вузе являются: а) регулярные медицинские обследования: первичные, по-

вторные, дополнительные;

б) врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий, соревнований;

в) самоконтроль в процессе занятий;

г) санитарно-гигиенический контроль за местами занятий и соревнований;

д) медицинское обслуживание массовых спортивных меро- приятий;

е) предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; ж) санитарно-просветительская работа и пропаганда физиче-

ской культуры и спорта в вузе.

Все студенты, занимающиеся физическими упражнениями и спортом, должны проходить медицинское обследование в каби-


нете врачебного контроля или в поликлинике по месту житель- ства или учебы:

а) первичное– проводится на 1-м курсе перед началом за- нятий. При первичном медицинском осмотре врач определяет состояние здоровья, степень приспособляемости организма к стандартной физической нагрузке и с учетом анамнеза, объек- тивных данных обследования определяет состояние здоровья и медицинскую группу. Это связано с тем, что физические упраж- нения, их объем, интенсивность выполнения не всегда могут при- нести пользу, то есть состояние функциональных возможностей организма может не соответствовать уровню здоровья, физиче- скому развитию, физической подготовленности, переносимости физических нагрузок;

б) повторные ежегодные обследованиястудентов, зани- мающихся по учебным программам. Для занимающихся спортом обследования проводятся 3–4 раза в год. Они проводятся с це- лью выявления динамики функциональных сдвигов в организме, которые произошли за прошедший промежуток времени. После повторного обследования уточняются состояние здоровья, сред- ства физической культуры, объем и интенсивность выполнения физической нагрузки;

в) дополнительные врачебные осмотрыпроводятся пе- ред участием в соревнованиях, после перенесенных травм и за- болеваний.

В содержание врачебного контроля входит: изучение анам- неза, физического развития, функционального состояния органов и систем организма, адаптации организма к физической нагрузке. Анамнез. Анамнез является одним из важных методов врачеб- ного контроля. Собираются паспортные данные, сведения о перене- сенных заболеваниях, выявляются жалобы, особенно на сердечно- сосудистую систему (боли в области сердца, сердцебиение и т. д., легочную (одышка при ходьбе, при подъеме по лестнице и т. д.), на перенесенные травмы головы с потерей или без потери сознания, частые головные боли, обморочные состояния и т. д. При изучении двигательного режима следует обратить внимание на такие момен- ты: занимался или нет физической культурой в школе, спортшколе,


самостоятельно, участвовал ли в соревнованиях. Затем они учиты- ваются при заключении о результатах обследования.

Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями



и спортом, его содержание и периодичность

Основная форма врачебного контроля – врачебное обследо- вание. Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены – 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, по- вторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убе- диться, насколько соответствует объем и интенсивность нагруз- ки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к трени- ровкам после перенесенных заболеваний или травм.

Врачи-специалисты, проводя обследование всех органов и систем организма, делают заключение об их морфологиче- ском и функциональном состоянии. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и ее адаптации к физическим на- грузкам оцениваются по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и артериальному давлению (АД) в покое и их реакции на функ- циональную пробу. На основании полученных данных с учетом анамнеза, физического развития, физической подготовленности врачи-специалисты определяют состояние здоровья, медицин- ские группы (основная, специальная медицинская группа «А» и специальная медицинская группа «Б»).

1. Основная группа– лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии. За-


нятия проводятся по учебным программам в полном объеме, сда- ются контрольные нормативы по основной группе.

2. Специальная медицинская группа «А»– лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного ха- рактера, требующие ограничения физических нагрузок, допущен- ные к выполнению учебной и производственной работы. Занятия проводятся по специальным учебным программам, сдаются кон- трольные нормативы, утвержденные Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством просвеще- ния и согласованные с Министерством здравоохранения.

3. Специальная медицинская группа «Б»– лица с выра- женными нарушениями функций опорно-двигательного и нервно- мышечного аппарата, со значительными нарушениями здоровья, препятствующими групповым занятиям в условиях учебного за- ведения. Студенты направляются на занятия лечебной физкульту- рой в лечебно-профилактические учреждения, они освобождаются от сдачи контрольных нормативов, сдают зачет по специальным программам, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством просвещения и со- гласованным с Министерством здравоохранения.

Перевод из одной медицинской группы в другую произво- дится после дополнительного обследования.

Оценка физического развития и физической подготовленности

Исследование физического развития проводится по данным наружного осмотра и антропометрическим показателям, которые в той или иной мере оказывают влияние на самочувствие, здоро- вье и в целом на физическое состояние организма.

Наружный осмотр позволяет изучить особенности осанки, телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата. При наружном осмотре определяется положение головы, плечевого пояса, позвоночника, форма грудной клетки, форма рук, ног, стопы, подвижность суставов, развитие мускулатуры, форма живота, кожно-жировая складка и т. д. Полученные данные на-


ружного осмотра оцениваются по совокупности внешних пока- зателей и в целом по осанке и телосложению.

Осанка – это первичная поза человека, манера держаться стоя и сидя. В положении стоя при правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи раз- вернуты и слегка опущены на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника выражены нормально, грудь слегка выпукла, живот втянут, ноги выпрямлены в колен- ных и тазобедренных суставах.

Телосложение. Среди различных классификаций типов телос- ложения человека в повседневной практике наиболее часто выде- ляют 3 типа: астенический, нормостенический и гиперстенический. Астенический тип. Характеризуется преобладанием про- дольных размеров тела над поперечными. Это люди высокие, стройные, с тонкими и длинными конечностями, слабо развитой

мускулатурой, узкой грудной клеткой.

Нормостенический тип. У них отмечается пропорциональ- ное соотношение продольных и поперечных размеров тела с уме- ренно или хорошо развитой мускулатурой тела.

Гиперстенический тип. У них отмечается преобладание по- перечных размеров тела над продольными. Как правило, они от- носятся к лицам среднего и ниже среднего роста, туловище длин- ное, конечности короткие, грудная клетка широкая.

Антропометрические показатели – это комплекс морфо- логических и функциональных данных, характеризующих воз- растные и половые особенности физического развития, с уче- том которых в дальнейшем дается оценка состояния и функции жизнедеятельности различных органов и систем организма. Для определения физического развития наиболее важными показа- телями, как правило, являются: масса тела, длина тела, динамо- метрия, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др. Физическое развитие оценивается по данным на- ружного осмотра, антропометрическим показателям, индексам физического развития, оценочным таблицам, расчетным форму- лам. Оно зависит от возраста, пола, особенностей телосложения, уровня тренированности и т. д.


Индексы физического развития. Расчет идеального веса по Броку-Бекерту. Из длины тела вычитается при росте до 165 см – 100; при росте 166–175 см –105 и при росте выше 176 см – 110.

Индекс Кетле. Соотношение между массой тела в граммах и длиной тела в сантиметрах.

В норме у лиц молодого возраста он равен у мужчин 340–400 г/см, у женщин 325–375 г/см.

Жизненный индекс. Соотношение между ЖЕЛ (мл) и массой тела (кг).

В норме у лиц молодого возраста он равен у мужчин 67–70 мл/кг, у женщин 55–60 мл/кг.

Силовой индекс. Соотношение кистевой (сильнейшей руки) мышеч-ной силы в кг к массе тела в кг, выраженное в процентах. Пример: сила кисти 45 кг, масса тела 67 кг х 100 = 67,1%.

В среднем у лиц молодого возраста он равен: у мужчин 65–80%, у женщин 48–50%. В практике работы реже используются оценоч- ные таблицы и другие методы.

Самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом

Под самоконтролем понимается ряд мероприятий, прово- димых самим занимающимся в целях активного наблюдения за переносимостью физической нагрузки, состоянием своего здоро- вья во время занятий различными видами физических упражне- ний. В зависимости от поставленной задачи изучается срочный, отставленный и кумулятивный эффект на физическую нагрузку. Под срочным эффектом понимается изучение воздействия фи- зических упражнений непосредственно в процессе занятий при выполнении упражнений и на следующий день (оперативное ис- следование). Под отставленным эффектом – после занятий в по- следующие дни (текущее обследование). Под кумулятивным – в течение длительного времени с учетом срочного и отставленного эффекта, через 3, 6, 12 месяцев и т. д. (этапное обследование). Для того чтобы проверить, какое воздействие на организм ока- зывает одно занятие при срочном эффекте, следует учиты-вать четыре основных момента:


а) показатели самоконтроля, полученные утром;

б) показатели самоконтроля, полученные перед занятием;

в) показатели самоконтроля, полученные сразу после занятий; г) показатели самоконтроля, полученные утром следующе-

го дня. При этом очень важно, чтобы первая и четвертая записи были сделаны в одно и то же время, лучше всего до завтрака. При соответствии уровня физической нагрузки уровню функцио- нальных возможностей организма к утру следующего дня физио- логические показатели (ЧСС, АД, ЧД и т. д.) полностью восста- навливаются.

При самоконтроле, проводимом непосредственно после физической нагрузки, нужно соблюдать определенную очеред- ность в измерении и записи показателей. Раньше других восста- навливаются частота пульса, дыхания, артериальное давление, поэтому их следует учитывать в первую очередь, затем другие показатели, например динамометрию, вес тела, жизненную ем- кость легких и т. д. Результаты самоконтроля заносятся в днев- ник самоконтроля. Первое время дневник самоконтроля следует вести ежедневно, затем реже, один раз в неделю или только после больших физических нагрузок и т. д. Для оценки переносимости физической нагрузки рекомендуется использовать субъективные и объективные методы самоконтроля.

Субъективные методы самоконтроля

Субъективными показателями являются самочувствие, на- строение, чувство утомления и усталости, желание или нежела- ние заниматься физическими упражнениями, нарушение сна и аппетита и др.

Наблюдения проводятся утром – после сна, до и после оче- редного занятия, а также утром следующего дня для выявления последствий занятия и быстроты восстановления организма.

Самочувствие. Самочувствие является одним из важных по- казателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся физической культу- рой плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей орга-


низма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание за- ниматься), удовлетворительное (вялость, упадок сил), неудо- влетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и АД в покое и др.). Если плохое самочувствие наблюдается на протяжении значительного промежутка времени, в таких случаях необходимо обратиться к врачу.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления ра- ботоспособности организма после занятий физическими упраж- нениями является сон. Во время сна восстанавливается работо- способность. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу – действует освежающе на организм, вызывает чувство бодрости, прилив сил.

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимаете физи- ческими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потеря энергетических веществ в организме увеличивается. Ап- петит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недо- моганиях и болезнях, при переутомлении. При большой и систе- матической физической нагрузке аппетит может резко снизиться. Следовательно, на основании аппетита, студент может судить о соответствии физических нагрузок индивидуальным возмож- ностям организма. Питание должно быть регулярным, 3–5 раз в день, сбалансированным. Аппетит может быть оценен как хоро- ший, удовлетворительный и плохой (отсутствие аппетита, отвра- щение к еде).

Утомление. Утомление – это физиологический процесс, нормально протекающий в организме, и чем больше утомление, тем активнее процессы восстановления. Оно является средством тренировки, средством повышения работоспособности. Утомле- ние проходит через 2–3 часа после занятий. Если оно держится больше, то это следует расценивать как выполнение на занятиях большой физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в состояние переутомле- ния, когда оно не исчезает на следующее утро после тренировки. Одним из важных и трудных моментов оценки состояния утомле-


ния является общий эмоциональный фон человека. В состоянии повышенных эмоций, интересной игры и т. д. студенты часто не замечают утомления.

Работоспособность может быть повышенная, нормальная, пони-женная. При правильной организации занятий, соответ- ствии объема и интенсивности физических нагрузок возмож- ностям организма, в динамике физическая работоспособность должна возрастать.

Объективные методы самоконтроля

К объективным показателям относятся показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические

– рост, вес, окружность грудной клетки и др.; функциональные

– ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ; результаты в кон- трольных упражнениях (тестах) и др.

Визуальное наблюдение. Оценка переносимости физических нагрузок по внешним признакам утомления в сочетании с субъ- ективными данными позволяют судить преподавателю и студен- ту о степени утомления организма при выполнении физических упражнений.

Частота сердечных сокращений. В настоящее время ЧСС как врачами, так и физиологами считается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы и ее реакции на физическую на- грузку. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 мин отдыха, за 10, 15, или 30 с до по- лучения двух–трех одинаковых показателей, после чего проводят пересчет полученной величины в мин.

После активного физического напряжения, при высоких цифрах ЧСС (150 и выше) ее целесообразно определять по сер- дечному толчку на верхушке сердца или сонной артерии.

Надо помнить, что после физической нагрузки ЧСС опреде- ляется сразу после окончания выполнения упражнения, так как за первые 15 с ЧСС может снижаться на 10–20 уд/мин.

В норме ЧСС у лиц молодого возраста в покое равна 60–78 уд/мин. В положении лежа она ниже на 4–8 уд/мин. У де-


вушек ЧСС, как правило, выше на 4–8 ударов по сравнению с мужчинами. У тренирующихся на выносливость она ниже.

Измеряют ее в одном и том же положении (сидя, лежа или стоя) в определенное время: сразу после сна, перед занятием, по- сле 2–3 мин покоя и т. д.

Если в покое утром или перед каждым занятием у студен- та фиксируется постоянная ЧСС, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если она выше, то организм не восстановился. После занятий ЧСС долж- на восстанавливаться в течение 5–10 мин. Такое восстановление свидетельствует об оптимальной физической нагрузке.

После большой беговой нагрузки для восстановления пульса требуется больше времени. Если восстановление пульса, частоты дыхания продолжается в течение 20–30 мин и более, необходимо в дальнейшем снизить нагрузку, а в некоторых случаях целесоо- бразно проконсультироваться у врача.

Значительное учащение или замедление пульса на фоне ухудшения самочувствия – один из симптомов утомления, пере- утомления или нарушения состояния здоровья.

Для определения уровня подготовленности и разработки ре- комендаций индивидуализации нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) для занимающихся используются различные модификации формулы Карвонена. Приведу одну из них:

1. ЧСС максимальная (ЧССmax): у мужчин 205 – ½ возраста,

у женщин 220 – возраст.

2. Допустимый диапазон изменений (ЧССизм): ЧССизм = ЧССmax – ЧССпокоя.

3. Определить диапазон изменений ЧСС при работе желае- мой интенсивности в процентах:

ЧССизм% = ЧССизм × х% желаемой интенсивности.

4. Определить тренировочную зону ЧСС (ЧССтр): ЧССтр = ЧССизм% + ЧСС покоя.

Пример: 28-летняя женщина с ЧСС покоя 68 уд/мин с интен- сивностью тренировки на уровне 60%:

1. 220 – 28 = 192 (ЧССmax)


2. 192 – 68 = 124 (ЧССизм)

3. (124 × 6о) ÷ 100 = 74,4 (ЧССизм%)

4. 74,4 + 68 = 142,2 (ЧССтр).

142,2 (ЧСС) – это целевая зона ЧСС в течение аэробной части. Пример: мужчина – 34 года, ЧСС покоя 60 уд/мин с интен-

сивностью тренировки на уровне 70%: 1. 205 – 17 = 188 (ЧССmax)

2. 188 – 60 = 128 (ЧССизм)

3. (128×70)÷ 100 = 89,6 (ЧССизм%)

4. 89,6 + 60 = 149,6 (ЧССтр).

149,6 (ЧСС) – это целевая зона ЧСС в течение аэробной части. Полученные цифры необходимы для контроля соответствия нагрузки на занятиях возможностям занимающихся (возрасту и уровню подготовленности). Индивидуальный диапазон трениро- вочной зоны по ЧСС должен соответствовать 12% от этой рас- четной цифры, т. е. ± 6% от максимальной тренировочной зоны (в приведенном примере для мужчин такая зона составит

140–158 уд/мин, а для женщин – 134–150 уд/мин.

Для проведения индивидуального контроля используются простейшие функциональные пробы. Одной из самых распро- страненных функциональных проб является проба с приседания- ми. Вначале необходимо измерить пульс в покое, затем выпол- нить 20 приседаний в темпе (1 приседание в 1 с) и посмотреть, вернется ли пульс за 3 мин к его величине до начала упражнения. Время восстановления пульса до исходного уровня к 3-й мину- те считается хорошим, к 4–5-й минуте – удовлетворительным, к 6-й минуте – неудовлетворительным.

Ортостатическая проба. Рекомендуется широко использо- вать ак-тивную ортостатическую пробу. Для этого подсчитывают ЧСС в положении лежа в течение 10 с и умножают на 6. Через минуту отдыха нужно спокойно встать и подсчитать пульс в по- ложении стоя. По разнице между частотой пульса лежа и стоя судят о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и нерв- ной систем. Разница в 6–12 ударов – хорошее, 13–18 ударов – нормальное, 19–25 – начало переутомления или предпатология, более 25 ударов – переутомление или обострение заболевания.


Клиностатическая проба проводится в другой последова- тельности, чем ортостатическая, – это переход из положения стоя в положение лежа. Замедление пульса на 4–6 ударов в минуту характеризует хорошее состояние сердечно-сосудистой системы, более выраженное замедление пульса говорит о повышенном то- нусе вегетативной нервной системы, что может происходить от перегрузки.

Активная ортостатическая проба. У лежащего на спине че- ловека определяются АД и ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого исследуемый спокойно встает и свободно стоит в те- чение 30 мин. Сразу после перехода в вертикальное положение, а затем ежеминутно определяются сердечный ритм и АД.

Пассивная ортостатическая проба. Перевод человека в верти- кальную позу происходит с помощью специального поворота стола. Можно изменить положение тела, создав позу «вниз головой».

Клино-ортостатическая проба проводится в обратной последова-тельности. Спортсмен после 10 мин стояния вновь ло- жится. Сразу после перехода в горизонтальное положение, а затем в течение 3–5 мин определяются артериальное давление и пульс. Диапазон нормальных границ учащения пульса при ортостатиче- ской пробе равен 10–40 ударам в 1 мин. Систолическое давление не изменяется или уменьшается в начале стояния: на 5–15 мм рт. ст., авдальнейшемпостепенноувеличивается. Диастолическоедавление обычно повышается на 5–10 мм рт. ст. При клино-ортостатической пробе изменения носят противоположный характер.

Основную роль в реакции сердца при изменении положения тела играет механизм Старлинга («закон сердца»). Увеличение венозного притока к сердцу в положении лежа приводит к «на- грузке желудочков объемом», увеличивая силу сердечного со- кращения. В положении стоя венозный возврат (приток крови) уменьшается, развивается «недогрузка желудочков объемом», сопровождающаяся фазовыми признаками гиподинамии миокар- да. Применение ортостатических проб для оценки тренированно- сти ограничено. Большее значение они имеют при динамических наблюдениях, выявляя степень изменения регуляции аппарата кровообращения (утомление, перетренировка, перенапряжение).


Индекс Руфье. Рекомендуется только для хорошо подготов- ленных занимающихся. Определяется частота пульса в положе- нии сидя после 5-минутного покоя (П1). Выполняется нагрузка – 30 глубоких приседаний в течение 30 с. Непосредственно за этим идет измерение пульса в положении стоя (П2), которое повторя- ется через 1 мин сидения (П3). Индекс определяется по формуле:

П1+П2+Пз – 200 И = ————————

10

Если значение индекса 0, то состояние оценивается как от- личное; 0 – 5 – хорошее; 6 – 10 – удовлетворительное; 10 – 15 – слабое; 15 – неудовлетворительное.

Проба по Герцуму. Измеряется пульс в покое. Затем выпол- няется 10 глубоких приседаний и прослеживается возвращение ЧСС к исходному значению. Далее выполняется 20 глубоких вдохов и выдохов в течение 60–75 с и снова 10 приседаний, после чего опять прослеживается ЧСС до возвращения ее к исходному уровню. Нормальной реакцией считается одинаковое успокоение пульса после обеих нагрузок. Чем быстрее это происходит, тем лучше функциональная подготовленность организма.

Проба по Квергу. Измеряется пульс в покое сидя. Одно за другим выполняются: 30 приседаний за 30 секунд, максималь- ный бег на месте – 30 с; 3-минутный бег на месте в темпе 150 ша- гов в мин и подскоки – 1 мин. Сразу же в положении сидя изме- ряется пульс в течение 30 с (П1), повторно – через 2 (П2) и 4 (П3) мин после окончания нагрузки. Индекс вычисляется по формуле:

работа, с х 100   300 х 100

И = ——————— = ——————— 2 х (П1+П2+П3)      2 х (П1+П2+П3)

Если значение индекса 105, то это очень хорошо; 99–104 – хорошо; 93–98 – удовлетворительно; 92 – слабо.

Комбинированная проба. 20 приседаний за 30 с, 15-секунд- ный бег на месте в быстром темпе и 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. Проба позволяет судить о приспосо- бительных реакциях организма к скоростной работе и нагрузкам для выносливости.


В принципе методика исследования не отличается от при- веденных выше. Особенности: последовательное выполнение трех различных нагрузок по структуре, продолжительности и характеру работы и изучение восстановительного периода со- ответственно в течение 3, 4 и 5 мин независимо от течения восстановления.

Тест Мартине. После 5 мин покоя трижды измеряют кро- вяное давление и пульс с 1-минутными перерывами. Затем де- лают 20 глубоких приседаний в течение 40 с и следят за восста- новлением. В норме кровяное давление должно вернуться к ис- ходной величине через 4 мин, а пульс – через 3 мин. Ускорение пульса после нагрузки не должно превышать 20 ударов в мин. Замедление восстановления и уменьшение амплитуды частоты пульса после нагрузки – признак плохой приспособляемости к данной нагрузке.

Проба Штанге. Испытуемый в положении сидя вначале определяет частоту пульса. Затем после трех спокойных предва- рительных вдохов и выдохов делает глубокий вдох и задерживает дыхание, зажимая пальцами нос. Продолжительность задержки дыхания фиксируется в секундах. Сразу же после возобновления дыхания вновь подсчитывается пульс.

Критерии пробы Штанге следующие: если время задержки дыхания (АПНОЕ) менее 40 с, то реакция организма считается неудовлетворительной, 40–59 с – удовлетворительной, 60–90 с – хорошей, более 90 с – отличной. Отношение частоты пульса после пробы и до нее у здорового человека не должно превышать 1,2.

Артериальное давление (АД). Другим важным показателем состоя-ния сердечно-сосудистой системы является АД. У моло- дежи в пределах нормы принято считать максимальное, систоли- ческое артериальное давление (САД) 100–130 мм рт. ст., мини- мальное, диастолическое (ДАД) – 60–80 мм рт. ст. Рекомендуется один раз в 2 месяца измерять АД. Постоянная величина или сни- жение показателей АД будет говорить о положительном влиянии физических упражнений на организм.

Частота дыхания (ЧД). За норму принято считать 14– 16 дыханий в мин (вдох и выдох – одно дыхание). У регулярно


занимающихся физической культурой она может снижаться, но незначительно и находиться в пределах 10–14 раз в мин.

После выполнения физических упражнений частота дыхания резко увеличивается и может достигать 50 и более дыханий в мин, но наиболее эффективное дыхание после физических упражне- ний отмечается при ча-стоте 30–40 дыханий в мин. ЧД подсчи- тывается за 1 мин, положив ладони на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.

Объективные морфофункциональные показатели, основан- ные на изучении длины тела (роста), массы тела (веса), мышеч- ной силы, окружности грудной клетки, экскурсии грудной клет- ки, жизненной емкости легких, индексов физического развития, наиболее часто применяются при оценке кумулятивного эффекта в ходе повторных медицинских обследований.

Физическая подготовленность. Результаты контрольных нормати-вов, их положительный сдвиг под влиянием занятий подтверждают, что физические упражнения являются для занима- ющихся мощным, незаменимым оздоровительно-гигиеническим фактором в укреплении их здоровья.

Правильно организованный самоконтроль в процессе заня- тий физическими упражнениями сочетается с хорошим настрое- нием, крепким глубоким сном, хорошим аппетитом, положитель- ной динамикой объективных показателей, повышением физиче- ской подготовленности, ростом спортивных результатов.

Дневник самоконтроля

Дневник самоконтроля студентов специальной медицин- ской группы является составной часть теоретического зачета по физической культуре и отражает качество самостоятельной работы, уровень применения теоретических знаний в области самоконтроля за состоянием здоровья на практике. Поэтому его добросовестное и ежедневное ведение обязательно для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.


Основные требования к ведению дневника самоконтроля

Основные требования, предъявляемые к студентам, по ведению дневника самоконтроля:

1. Ежедневное, точное и добросовестное внесение в дневник самоконтроля данных субъективных и объективных показателей (записи вно-сятся чётким, разборчивым почерком).

2. Дневник самоконтроля должен содержать не менее 5 показате- лей субъективного характера и не менее 5 объективных показателей. Показатели работоспособности, самочувствия, сна, аппетита, частоты сердечных сокращений до и после занятия физическими упражнения- ми, ортостатической пробы, теста по выбору являются обязательными.

3. Оценку всех субъективных показателей, показателей теста по вы-бору следует производить по 5-балльной шкале.

4. В начале дневника самоконтроля должно быть подроб- ное описание (по баллам) всех используемых для самоконтроля субъективных показателей, а также теста по выбору с оценочной 5-балльной шкалой.

5. Значения субъективных показателей и показателей пуль- са утром следует заносить в дневник самоконтроля ежедневно. Показатели теста по выбору – в дни занятия ЛФК (но не реже одного раза в неделю).

6. После таблицы цифровых значений строится графическое изображение изменения субъективных показателей и результа- ты теста по выбору (оно может быть как ежедневным, так и по- недельным). При этом используются средние арифметические значения показателей за рассматриваемый промежуток времени. В конце каждого семестра на основе полученных результатов в дневнике делается письменный вывод об изменениях в состоя- нии здоровья за семестр (по результатам субъективных и объ- ективных показателей) в зависимости от времени года, периода учебы, наличия заболеваний, влиянии одних показателей на дру- гие (одновременное изменение, противоположное изменение, до- минирующее влияние одних показателей на другие).

7. В конце учебного года в дневнике самоконтроля после вывода за семестр делается письменный вывод об изменениях в


состоянии здоровья за прошедший учебный год (на основании выводов за семестры).

8. Дневник самоконтроля должен быть аккуратно оформлен, выводы написаны четким разборчивым почерком.

9. Не допускается переписывание дневника самоконтроля (с черновика и т. д.).

Рекомендации по ведению дневника само- контроля

1. Прежде чем приступить к ведению дневника самоконтро- ля, необходимо определить, по каким субъективным и объектив- ным показателям будут проводиться наблюдения.

2. Для экономии времени в дневнике самоконтроля в начале семестра следует нарисовать таблицу значений, в которую в те- чение семестра будут вноситься записи полученных результатов, и шкалу графического изображения.

3. Для удобства ведения записей в дневнике самоконтроля в таблице записи результатов следует расположить субъективные и объективные показатели блоками, т. е. сначала расположить все субъективные показатели, а затем все объективные.

4. Все субъективные показатели рекомендуется отмечать в дневнике самоконтроля за прошедший день вечером, а показате- ли сна на следующий день утром. Объективные показатели вно- сятся в таблицу значений либо непосредственно после получения результата, либо вечером текущего дня.

5. На шкале графического изображения следует ежедневно (еженедельно) отмечать средние арифметические результаты на- блюдений, если у вас график ежедневного (еженедельного) из- менения субъективных и объективных показателей.

6. При наличии каких-либо нарушений в состоянии здоровья или причин их вызывающих следует делать небольшие пометки в дневнике самоконтроля.

Собеседование по дневнику самоконтроля

Собеседование по дневнику самоконтроля проходит во время зачета по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы. На собеседовании проверяются теоретиче-


ские знания студента по вопросам самоконтроля, умение ориен- тироваться в полученных в ходе самостоятельных наблюдений результатах и анализировать их, оценивается качество самостоя- тельно проделанной работы.
















ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА

Производственная физическая культура (ПФК) – система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содер- жание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повы- шению производительности труда работающего. ПФК решает общеоздоровительные и специфические задачи, состоящие в подготовке человека к процессу труда, в восстановлении рабо- тоспособности во время и после его окончания, в профилактике возможных влияний неблагоприятных факторов труда.

ПФК включает четыре относительно самостоятельных вида:

1. Производственную гимнастику, основной задачей которой является повышение работоспособности во время работы за счет снижения утомления, ускорения восстановительных процессов.

2. Послерабочее восстановление, способствующее ускоре- нию восстановительных процессов сразу после окончания рабо- чего дня.

3. Профилактику влияния неблагоприятных факторов тру- да, способствующую повышению устойчивости организма к их воздействию.

4. Профессионально-прикладную физическую подготовку, предусматривающую развитие или поддержание определенного уровня физических и психических качеств, навыков, умений.

Каждый вид ПФК имеет свои формы занятий физическими упражнениями, но иногда в рамках одной формы можно решать одновременно задачи других форм.

Одним из условий эффективности ПФК является учет специ- фики трудовой деятельности при подборе комплексов упражне- ний. Для этого существует классификация профессий, отражаю- щая особенности каждого вида труда. В данной классификации в отдельную группу выделены профессии, связанные с умствен- ным трудом. Последний характеризуется как труд, требую-


щий постоянного умственного и эмоционального напряжения и длительного внимания.

К умственному труду относят деятельность, связанную с приемом и переработкой информации и требующую преиму- щественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы и в то же время не требующую значительных физиче- ских усилий. Систематизацию различных видов умственного труда можно проводить, базируясь на отдельных его характе- ристиках. Наиболее важными критериями умственного труда являются информационная структура деятельности, характер ответственности за принятые решения, влияние трудовой дея- тельности на состояние здоровья человека в ближайшем и от- даленном будущем. Среди разновидностей умственного труда необходимо рассмотреть те, которые имеют или будут иметь впоследствии отношение к основной деятельности бакалавра и специалиста.

Творческий труд – одна из наиболее сложных форм челове- ческой деятельности, так как требует многолетней предваритель- ной подготовки, высокой квалификации и особых условий. Для него характерно создание (чаще, чем в других профессиях) новых алгоритмов деятельности, значительный объем долговремен- ной и оперативной памяти, напряженное и сосредоточенное на объекте деятельности внимание, что повышает степень нервно- эмоционального напряжения, и в то же время нерегламентиро- ванный график деятельности.

Операторский труд связан с управлением машинами, обору- дованием, технологическими процессами. Характерной чертой работы операторов многих профессий является высокое нервно- эмоциональное напряжение, низкая или умеренная физическая нагрузка и монотония.

Труд студентов требует напряжения основных психических функций – памяти, внимания, восприятия. Кроме того, учебный процесс часто сопровождается стрессовыми ситуациями (напри- мер, во время сдачи экзаменов, зачетов).

Рассмотрим основные характеристики данного вида труда.


1. Рабочая поза – в основном сидя. Физическая нагрузка не- значительная, связана с поддержанием рабочей позы, действия- ми рук.

2. Акт вдоха-выдоха вялый, напряжено зрение, внимание. Активная деятельность мышления.

3. Энергетические затраты связаны в основном с напряжен- ной психической деятельностью.

Необходимо отметить, что указанная классификация недо- статочно полно отражает все многообразие особенностей со- временного производства. Изменения характера и содержания труда обязывают при разработке комплексов упражнений более тщательно учитывать характер производственной деятельности. При обосновании характеристик производственной деятельности следует также учитывать показатели работоспособности, физио- логические показатели в динамике трудового дня, санитарно- гигиенические условия, режим труда и др.

В наше время заметно возрастает напряженность процесса учебной работы студентов. Известно, что продолжительность рабочего дня студента достигает 10–12 часов, а в период экзаме- национной сессии 14–16 часов, превышая оптимальные физиоло- гические нормы. Речь идет об основной – учебной деятельности, которая по содержанию является умственным трудом.

Переходим к освещению особенностей различных видов ПФК. Первый из них – производственная гимнастика – имеет че- тыре основные формы.

Вводная гимнастика. Она помогает сократить период вра- батывания благодаря ускорению протекания биологических процессов и настройке на предстоящий вид деятельности. Ис- пользование специально подобранных физических упражнений позволяет сократить период врабатывания примерно наполови- ну. Вводная гимнастика дает также возможность продлить время оптимальной работоспособности. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6–8 упражнений, выполняемых в течение 5–7 мин в начале рабочего дня.

Комплексы вводной гимнастики, предназначенные для пред- ставителей различных видов производственной деятельности,


различаются характером упражнений, подбором специальных упражнений, которыми заканчивается комплекс, а также распре- делением нагрузки в процессе занятия.

Типовая схема вводной гимнастики такова:

1. Упражнение организующего характера.

2. Упражнение для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнение общего воздействия.

4. Упражнение для мышц туловища, рук и ног с маховыми элементами.

5. Упражнение для мышц туловища, рук и ног. 6–8. Специальные упражнения.

Для студентов можно предложить следующий комплекс вводной гимнастики:

1-е упражнение – ходьба на месте;

2-е упражнение – для ног (приседания, прыжки, бег);

3-е упражнение – для мышц туловища (наклоны назад);

4-е упражнение – для мышц туловища, рук и ног (повороты туловища, наклоны в стороны);

5-е упражнение – для мышц туловища (наклоны в стороны); 6-е упражнение – наклоны вперед;

7-е упражнение – на координацию движений и внимание.

Физкультурная пауза. Проводится для снижения утомления в процессе труда. Она состоит из 5–7 упражнений и проводится в течение 5–7 мин в период начинающегося утомления. Время ее включения в режим рабочего дня зависит от вида деятельности и особенностей динамики профессиональной работоспособности. Для людей умственного труда ее целесообразно проводить не ра- нее, чем через 3 часа после начала работы. Упражнения для физ- культурной паузы подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса.

Применительно к производственной гимнастике профессии делятся на четыре группы. Для каждой из них разработаны при- мерные типовые схемы подбора физических упражнений, кото- рые значительно облегчают составление конкретных комплексов физкультурных пауз.

В схемах типовых комплексов упражнений для разных групп профессий имеются некоторые общие моменты. При любых ви-


дах деятельности первой естественной потребностью организма при утомлении является желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи. Поэтому в начале физкуль- турной паузы для всех групп профессий предлагается упражне- ние в потягивании. Оно выполняется в медленном темпе, с глу- боким дыханием.

После физкультурной паузы рабочий процесс возобнов- ляется, поэтому необходимо создать наиболее благоприятные условия для перехода от выполнения физических упражнений к продолжению работы. Исследования показали, что наилучшим образом это удается сделать при помощи упражнений, сосредо- точивающих внимание.

Общим моментом для всех групп труда, кроме группы тяже- лого физического труда, является использование в середине ком- плекса упражнений общего воздействия. Они дают наибольшую физическую нагрузку на организм. Это оправдано как физиоло- гически, так и с точки зрения педагогики. Первые три упражне- ния постепенно подготавливают организм к выполнению нагру- зочного упражнения. Все последующие дают возможность сни- зить физическую нагрузку до такого уровня, чтобы человек мог приступить к продолжению работы в наиболее благоприятном состоянии. Остальные физические упражнения комплекса физ- культурной паузы подбираются в соответствии с особенностями труда и его условий, с учетом влияния неблагоприятных факто- ров, характера утомления, его локализации и т. д.

Работы, связанные с умственным и преимущественно ум- ственным трудом, относятся к группе профессий, требующих большого напряжения центральной нервной системы. Как прави- ло, они малоподвижны, характеризуются небольшими затратами физических усилий.

Физкультурная пауза для людей этой группы профессий состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений. Кроме непосредственного влияния на повышение профессиональной работоспособности, они должны способствовать общему укреплению организма, улучшению дея- тельности системы кровообращения.


В физкультурную паузу необходимо включать упражне- ния для мышц ног, которые создают наиболее благоприятные условия для кровоснабжения тканей всего организма, в том числе и головного мозга, ликвидируют застой крови в области нижних конечностей и малого таза. Обязательно включаются упражнения, улучшающие осанку и способствующие глубоко- му дыханию.

Физкультурную паузу лучше выполнять в положении стоя.

Ее типовая схема для этой группы профессий следующая:

1. Упражнение в потягивании.

2. Упражнение для мышц туловища, ног и рук.

3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук (более дина- мическое, с большей нагрузкой).

4. Упражнение общего воздействия – приседания, бег, прыжки.

5. Упражнение для мышц ног, рук и туловища и их комбина- ции с акцентом на движения ног.

6 Упражнение на расслабление мышц рук.

7. Упражнение на внимание, координацию движений. Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упраж-

нений физкультпаузы должна постепенно подниматься, достиг- нуть максимума к середине комплекса, а к его концу снизиться. Если один и тот же комплекс выполняется в течение рабочего дня дважды, физическая нагрузка во время активного отдыха во вто- рой половине дня должна быть снижена по сравнению с первой примерно на 30–40%. Студентам предлагается следующий ком- плекс физкультурной паузы:

1-е упражнение – потягивание. Темп медленный. 5–6 раз;

2-е упражнение – наклоны назад и повороты туловища.

Темп средний. 3–4 раза;

3-е упражнение – наклоны вперед. Темп средний. 6–10 раз; 4-е упражнение – пружинистые приседания. Темп средний.

6–8 раз;

5-е упражнение – наклоны в стороны. Темп средний. 6–8 раз; 6-е упражнение – маховые движения. Темп средний. 4–6 раз; 7-е упражнение – на координацию движений. Темп средний.

6–8 раз.


Данный комплекс рекомендуется включать между второй и третьей лекциями в режиме учебного дня.

Третья форма производственной гимнастики – физкультми- нутки, состоящие из 2–3 упражнений, выполняемых в течение 1–2 мин. Физкультминутки могут быть общего или локального воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 и более раз).

В физкультминутках общего воздействия первое упражне- ние обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Оно не всегда выполняется с глубоким дыханием, что обусловлено особенностями санитарно-гигиенических условий работы. Второе упражнение – наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье – маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в пер- вую очередь ощущается усталость. Как правило, при этом ис- пользуются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, дают возмож- ность снять развившееся в них утомление, быстрее и полнее вос- становить их работоспособность. Одновременное использование некоторых приемов самомассажа позволяет усилить восстанови- тельный эффект.

Физкультурные минутки могут использоваться в режиме рабочего дня независимо от того, выполняется физкультурная па- уза и вводная гимнастика или нет. Кроме того, для людей одного вида трудовой деятельности рекомендуются различные физкуль- тминутки, так как утомление накапливается в разные периоды работы в различных отделах организма.

Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс:

1-е упражнение – потягивание;

2-е упражнение – приседания, выпады или прыжки; 3-е упражнение – на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха. Это – самая короткая фор- ма производственной гимнастики, длящаяся всего 20–30 секунд. Цель микропауз – ослабить утомление путем снижения или по-


вышения возбудимости центральной нервной системы, нормали- зации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения дина- мического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению и т. д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократ- но, по мере необходимости, индивидуально, наряду с другими формами производственной гимнастики.

По результатам многочисленных научных исследований в области производственной гимнастики разработаны рекоменда- ции по примерным типовым схемам комплексного использова- ния ее форм для людей разных групп труда. В частности, для лиц умственного труда, характеризующегося малой подвижностью, требующего большого напряжения нервной системы и психиче- ских функций, рекомендуются следующие физкультурные меро- приятия в режиме рабочего дня:

1. Вводная гимнастика;

2. Физкультпауза через 3–3,5 часа работы;

3. Физкультпауза в середине второй половины рабочего дня;

4 Физкультминутки общего и локального воздействия по мере необходимости (индивидуально);

5. Микропаузы для снятия локального утомления по мере не- обходимости (индивидуально).

Эффективность различных форм производственной физи- ческой культуры определяется правильной методикой ее прове- дения, а также оптимальным моментом применения. Показано, что наиболее благоприятное влияние на организм человека ока- зывают занятия физическими упражнениями, когда они прово- дятся на фоне начинающегося утомления. При этом необходимо учитывать, что при разных видах трудовой деятельности пери- од вхождения в работу и устойчивой работоспособности длится неодинаковое время. Напомним, что у людей умственного труда период врабатывания составляет около 3 часов, а утомление на- чинает проявляться после 3–3,5 часов работы.


На этом мы заканчиваем анализ первого вида ПФК – произ- водственной гимнастики – и переходим к рассмотрению второ- го: послерабочего восстановления. Основное назначение занятий – быстрее и полнее восстановить силы непосредственно после окон- чания рабочего дня. Для послерабочего восстановления средства физической культуры могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с гигиеническими, физиотерапевтическими про- цедурами, психорегулирующими воздействиями. Выбор средств восстановления работоспособности зависит от характера, степени и локализации утомления, развившегося в процессе труда.

При умственном труде, осуществляемом, как правило, в условиях малой двигательной активности, развивается нервно- психическое утомление. Оно успешно снимается динамичными нагрузочными упражнениями, включающими в активную дея- тельность весь опорно-двигательный аппарат, функциональные системы (в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегуляционную и др.). Можно также включать в восстано- вительные занятия упражнения силового характера с использо- ванием тренажеров, специальных приспособлений, эспандеров, гирь, гантелей и т. д.

Степень развившегося утомления влияет на выбор системы восста-новительных средств и форм их использования. При силь- но выраженном утомлении предпочтение отдается пассивным средствам, при умеренном утомлении – активным.

Утомление может быть общим или локальным, т. е. особен- но четко проявляться в отдельных частях организма. Для снятия локального утомления подбираются специальные упражнения для соответствующих частей тела, используются приемы восста- новительного массажа и самомассажа.

Послерабочее восстановление осуществляется в нескольких организационных формах.

Рассмотрим их подробнее.

Восстановительная гимнастика. Проводится сразу после окончания рабочего дня. Это комплекс физических упражнений в сочетании с приемами самомассажа, который выполняется в те- чение 7–10 мин и включает 7–9 физических упражнений. Упраж-


нения подбираются таким образом, чтобы снять утомление с наи- более загруженных во время работы систем организма. В этом отношении послерабочая восстановительная гимнастика очень похожа на физкультурную паузу, но отличается от нее несколько большей нагрузкой, повышенным эмоциональным фоном.

Занятия в восстановительных центрах разного типа. За- нятия в восстановительных центрах основываются на переклю- чении на другой вид деятельности, разнообразии используемых средств, включающих упражнения на тренажерах, игровые и соревновательные элементы, психорегулирующие воздействия, физиотерапевтические процедуры, массаж и др.

Занятия восстановительного характера на спортивных со- оружениях, находящихся на территории предприятия, учебного заведения. В частности, для восстановления после работы или учебы успешно используется плавание в бассейнах, занятия на спортивно-игровых площадках и в залах.

Для лиц умственного труда рекомендуются следующие вос- становительные мероприятия сразу после работы:

1. Психорегуляция утомления (самостоятельно или в комна- тах психологической разгрузки);

2. Занятия в восстановительных центрах;

3. Восстановительная гимнастика на рабочем месте в сочета- нии с самомассажем и функциональной музыкой.

Третий вид ПФК – профилактические занятия. Их основ- ная задача – повышение устойчивости организма к неблагопри- ятному воздействию различных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоя- нии организма.

Основные неблагоприятные факторы, характерные для ум- ственного труда: ограниченная двигательная активность, неудоб- ная рабочая поза, повышенная нервно-эмоциональная напряжен- ность. Кроме того, необходим учет санитарно-гигиенических условий труда, которые сами по себе могут быть неблагоприят- ными, сказываясь на состоянии работающих. Исходя из описан- ных особенностей, и осуществляются профилактические занятия для лиц умственного труда. Формы занятий таковы.


Профилактическая гимнастика. Это – комплекс упраж- нений, подобранных в соответствии с необходимостью про- филактики конкретных неблагоприятных влияний. Занятия про- водятся во внерабочее время. Для лиц, занимающихся умствен- ным трудом, в него рекомендуется включать 18–20 упражнений динамического характера. При их выполнении в активную рабо- ту вовлекаются мышечная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Выполнять упражнения целесообразно в среднем и бы- стром темпе. Продолжительность занятия 20–25 мин.

Занятия в профилированной группе здоровья. В ней занима- ются те, кто подвержен однотипным влияниям определенных фак- торов труда. Занятия с использованием специальных упражнений проводятся 2–3 раза в неделю во внерабочее время по 45–90 мин.

Профилированные самостоятельные занятия. Используют- ся для профилактики возможных неблагоприятных отклонений в организме под влиянием некоторых факторов труда. На таких занятиях могут применяться различные виды физических упраж- нений, помогающих противодействовать неблагоприятным фак- торам труда.

Профилированныезанятиявфизкультурно-оздоровительных центрах. Это одна из наиболее эффективных форм профилакти- ческих воздействий, т. к. в занятиях используется оздоровитель- ная техника, которой оборудуются центры. Занятия могут прово- диться до и после работы или учебных занятий, а также во время обеденного перерыва.

Для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда целесообразны описываемые далее мероприятия.

1. Занятия энергоемкими видами физических упражнений с большой амплитудой движений.

2. Занятия в кабинетах, комнатах здоровья с использованием тренажерной техники.

3. Психопрофилактика нервных напряжений самостоятельно или в комнатах психологической разгрузки.

4. Двигательная разрядка психоэмоциональных напряжений силовыми упражнениями.


Четвертый вид ПФК – профессионально-прикладная физи- ческая подготовка (ППФП). Она представляет собой специаль- ную физическую подготовку к конкретной трудовой деятельно- сти. Основная задача ППФП – развивать или поддерживать высокий уровень профессионально важных физических и психических качеств, умений и навыков, которые позволяют сохранять высокую работоспособность и квалификацию.

Поскольку разные виды деятельности предъявляют по- вышенные требования к уровню развития различных физи- ческих и психических качеств и их сочетанию, необходим соответствующий дифференцированный подход к их совер- шенствованию. Характерные требования, предъявляемые к организму работающих в некоторых видах профессиональной деятельности, сходны. Это предоставило возможность разра- ботать классификацию профессий применительно к решению задач ППФП.

В данной классификации профессии умственного труда были отне-сены к первой группе. Они имеют одну основную особенность – наибольшая нагрузка в процессе труда прихо- дится на центральную нервную систему. Большинство объе- диненных в данной группе профессий относятся к малопод- вижным видам труда и требуют небольших затрат физической энергии. Чаще всего деятельность протекает в рабочей позе сидя, двигательные действия минимальные и обычно сводятся к малоамплитудным и незначительным напряжениям мышц кисти и пальцев рук.

Успешность деятельности людей этих профессий во мно- гом зависит от общей выносливости. Хорошая эмоциональная устойчивость помогает быстро оценить обстановку и выбрать наиболее подходящее решение возникшей проблемы.

Организованная ППФП осуществляется в группах ППФП и при занятиях профилированными видами спорта.

Группы ППФП формируются по принципу однотипной специальной физической и психической подготовки.

Занятия профилированными видами спорта позволяют развивать профессионально важные физические и психиче- ские качества. Для людей умственного труда рекомендуются


занятия видами спорта, развивающими общую выносливость, устойчивость внимания, быстроту реакции, координацию движений, в частности игровыми видами.

Описанные рекомендации по организации ППФП лиц ум- ственного труда имеют довольно узкое значение. Более ши- роко под ППФП следует подразумевать такую подготовку, которая сформирует у сегодняшнего студента, а завтрашнего работника умственного труда целостное представление о роли физкультурно-спортивной активности в поддержании своего профессионального уровня. Указанная роль заключается в поддержании оптимальной умственной работоспособности, улучшении протекания регуляторных процессов (на физио- логическом и психологическом уровнях), снятии нервно- эмоционального напряжения, в повышении физической и психической устойчивости. Все это только в комплексе может способствовать эффективному осуществлению умственной деятельности как студента, так и специалиста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...