Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая теория профессиональной деятельности




1. Основные положения психологической теории деятельности.

2. Общее понятие о профессии и структуре профессиональной деятельности.

3. Классификации профессий.

4. Профессиограмма. Общая характеристика.

Изучение научной литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность»:

деятельность как совокупность результатов и последствий;

деятельность как процесс преодоления трудностей;

деятельность как процесс самоизменения;

деятельность как способ отношения к условиям своей жизни.

Психологическая теория деятельностиначала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века в России. Наиболее полно данная теория изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности, в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность человека состоит из нескольких уровней:

уровень особых видов деятельности;

уровень действий;

уровень операций;

уровень психофизиологических функций.

Предметным содержанием деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия достижения целей. Это внутренний план ее осуществления. К структурным элементам деятельности относятся: отдельная деятельность, действия, операции. Это реализация деятельности, внешний план ее осуществления. Оба эти плана деятельности составляют ее психологическое содержание.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребностичеловека – это переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребность побуждает человека к активности.

В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом, опредмечивание потребности. В этом акте рождается мотив, который и определяется как предмет потребности. Акт опредмечивания меняет и потребность. Она становится определеннойпотребностью именно в данном предмете. Добавим, что на основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различнымдеятельностям, то есть одна и та же деятельность может определятьсяразными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуждает человека к постановке цели (образ желаемого результата), которая требует выполнения действий, направленных на получение предмета,отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность. Действие основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели.

Характеризуя понятие «действия», выделяются следующие четыре момента.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания. В виде постановки цели.

Действие является и актом поведения. Признается тем самым неразрывное единство сознания и поведения.

Через понятие «действия» теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Действия - не столько реакции на внешние раздражители, сколько акции, направленные на достижение цели.

Действия человека предметны. Они так же реализуют социальные (производственные и культурные) цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий. Когда мы наблюдаем, какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность действий. Деятельность не имеют жесткой связанности. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Способы осуществления действия называются операциями. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются, чем принципиально отличаются от действий.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив деятельности может переходить на цель действия, в результате чего действие превращается в другую деятельность. Освоение любого вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности.

В.В. Давыдов выделяет четыре общих закономерности развития деятельности. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности. Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга. В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны на протяжении человеческой жизни. В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается во внешней, социальной среде, а лишь затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека. Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности (потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями). Применительно к конкретной деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций. Именно такой анализ должен иметь место при изучении конкретных форм профессиональной деятельности и психологических закономерностей ее освоения. Прежде, чем перейти к характеристике профессиональной деятельности, нам надо определить понятие «профессия».

Профессииэто исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессию человека часто соотносят с занятием. Занятие – это тоже деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией. Профессию так же сопоставляют со специальностью. Обычно специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову):

заданные цели, представления о результате труда;

заданный предмет (любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

система средств труда;

система профессиональных служебных обязанностей;

система прав;

производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Существуют различные классификации профессий, которые можно разделить на две группы:

на основании содержания труда в этих профессиях, характеристике объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям);

на основании характера требований к психике человека, то есть характеристике субъекта труда.

Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым.

Так по объекту труда различаются профессии:

человек – живая природа (агроном, садовод, животновод, биолог, биохимик и т.д.);

человек – человек (врач, учитель, юрист и т.д.);

человек – знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.);

человек – техника (шахтер, столяр, строитель и т.д.);

человек – художественный образ (артист, писатель и т.д.).

Все названные профессии могут различаться по целям:

гностические (эксперт, ревизор и др.);

преобразующие (токарь, учитель и др.);

изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.).

Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

профессии ручного труда;

профессии машинно-ручного труда;

профессии, связанные с применением автоматизированных систем.

Профессии различаются по условиям:

профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);

профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);

профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);

профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);

профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.

Как уже отмечалось, профессии могут классифицироваться по требованиям к психике человека. Так описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность. Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификации, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др. Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход.

Модуль профессииэто единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективные характеристики типового элемента и психологические характеристики требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей.

Модель специалистаэто отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста, которая исходит из предыдущей.

Модель специалиста включает в себя следующие компоненты:

профессиограмму как описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста;

профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста);

квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты).

Остановимся более подробно на характеристике профессиограммы. Профессиограмма это научно обоснованные нормы и требования к профессии, к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

Требования, предъявляемые к профессиограмме:

четко выделять предмет и основные результаты труда;

подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека;

выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно;

показывать возможные линии развития человека средствами профессии;

показывать перспективы изменений в самой профессии;

иметь направленность на решение практических задач.

Профессиограмма состоит из трудограммы(описания труда в профессии) и психограммы (описание человека труда в профессии).

В трудограмму входит:

предназначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека;

распространенность профессии;

предмет труда в профессии;

профессиональные знания;

деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата;

средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др.;

условия труда: режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место;

организация и кооперация труда;

возможные уровни профессионализма в данной профессии;

права представителя данной профессии;

обязанности представителя данной профессии;

позитивное влияние данной профессии на человека;

негативные стороны профессии.

К психограмме относятся:

мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;

профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала;

эмоции, психические состояния;

удовлетворенность человека трудом;

психологические знания о труде и профессии;

профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту;

профессиональное мышление, в том числе творческое;

психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;

линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Профессиограмму легче осуществить там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях с непредсказуемым результатом, например, в профессии ученого это сделать труднее.

Профессиография - это технология изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психоло1Н-ческих и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работник)'.

Профессиография является действенным способом обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования.

Результаты профессиографирования оформляются в профессий-грамме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

В зависимости от целей профсссиографии проектируются различные профессиограммы:

• информационные;

• диагностические;

• прогностические;

• методические и др.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Принципы разработки профсссиограмм:

• комплексный подход к изучению профессиональной деятельности;

• целенаправленное составление профессиограммы, подчиненное достижению конкретной практической цели;

• типизация и дифференциация профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

• реальное отражение состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

• учет перспектив профессионального роста и карьеры;

• надежность, предполагающем описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

• научность (на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Для психологии профессионального образования важное значение приобретают образовательно ориентированная и проспсктиро-ванная професснограммы.

Образовательно ориентированная профессиограима (в ее основе лежит идея о субъсктности профессии) включаег ряд блоков. Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц.

Модульные составляющие професснограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает:

• наименование модуля;

• уровень профессиональной подготовки;

• шифр;

• параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии);

• степень овладения параметрами профессии;

• критерии оценки достижений.

Блок I включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования.

Блок 2 содержит сведения о типе профессии, о ведущих объектах профессии.

Блок 3 включает сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии.

Блок 4 содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Здесь учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства.

Блок 5 отражает развитие мыслительного потенциала личности, возможности саморегуляции и саморазвития, направленность личности на «стратегию успеха», се гибкость и мобильность в рыночных условиях. Предусматриваются вопросы экологической, правовой и экономической культуры.

Блок 6 отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией; медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-iw иенические требования.

Образовательно ориентированная профессиограмма может быть использована при определении содержания профессионального образования и разработке образовательно-программной докуме!гтации; при проектировании технологий профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых, определении оптимальной организации учебно-производственной среды; при осуществлении профессионального консультирования и профотбора; при аттестации профессионально-педагогических работников образовательных учреждений, лицензировании и сертификации учебных программ; при проектировании новых учебных профессий, специальностей.

Проспектированная профессиограмма отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Не назначение - проектирование профессионального роста специалиста; область применения - аттестация персонала профконсультирование, оказание помощи службам занятости. Проспсктированную профсссиограмму целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования; определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации.

Проспектированная профессиограмма - нормативная база для мониторинга профессионального развития, психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...