Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая теория профессиональной деятельности
1. Основные положения психологической теории деятельности. 2. Общее понятие о профессии и структуре профессиональной деятельности. 3. Классификации профессий. 4. Профессиограмма. Общая характеристика. Изучение научной литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность»: деятельность как совокупность результатов и последствий; деятельность как процесс преодоления трудностей; деятельность как процесс самоизменения; деятельность как способ отношения к условиям своей жизни. Психологическая теория деятельностиначала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века в России. Наиболее полно данная теория изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности, в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность человека состоит из нескольких уровней: уровень особых видов деятельности; уровень действий; уровень операций; уровень психофизиологических функций. Предметным содержанием деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия достижения целей. Это внутренний план ее осуществления. К структурным элементам деятельности относятся: отдельная деятельность, действия, операции. Это реализация деятельности, внешний план ее осуществления. Оба эти плана деятельности составляют ее психологическое содержание. Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребностичеловека – это переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. Потребность побуждает человека к активности. В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом, опредмечивание потребности. В этом акте рождается мотив, который и определяется как предмет потребности. Акт опредмечивания меняет и потребность. Она становится определеннойпотребностью именно в данном предмете. Добавим, что на основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различнымдеятельностям, то есть одна и та же деятельность может определятьсяразными мотивами, отвечать различным потребностям. Мотив побуждает человека к постановке цели (образ желаемого результата), которая требует выполнения действий, направленных на получение предмета,отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность. Действие– основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие «действия», выделяются следующие четыре момента. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания. В виде постановки цели. Действие является и актом поведения. Признается тем самым неразрывное единство сознания и поведения. Через понятие «действия» теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Действия - не столько реакции на внешние раздражители, сколько акции, направленные на достижение цели. Действия человека предметны. Они так же реализуют социальные (производственные и культурные) цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий. Когда мы наблюдаем, какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то по отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность действий. Деятельность не имеют жесткой связанности. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности. Способы осуществления действия называются операциями. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются, чем принципиально отличаются от действий. Особый аспект анализа деятельности составляют изменения самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив деятельности может переходить на цель действия, в результате чего действие превращается в другую деятельность. Освоение любого вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности. В.В. Давыдов выделяет четыре общих закономерности развития деятельности. Во-первых, существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности. Во-вторых, ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга. В-третьих, различные частные виды деятельности взаимосвязаны на протяжении человеческой жизни. В-четвертых, каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается во внешней, социальной среде, а лишь затем становится внутренней формой деятельности отдельного человека. Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности (потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями). Применительно к конкретной деятельности речь будет идти об освоении конкретных мотивов, целей, действий и операций. Именно такой анализ должен иметь место при изучении конкретных форм профессиональной деятельности и психологических закономерностей ее освоения. Прежде, чем перейти к характеристике профессиональной деятельности, нам надо определить понятие «профессия». Профессии–это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессию человека часто соотносят с занятием. Занятие – это тоже деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией. Профессию так же сопоставляют со специальностью. Обычно специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову): заданные цели, представления о результате труда; заданный предмет (любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.); система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда. Существуют различные классификации профессий, которые можно разделить на две группы: на основании содержания труда в этих профессиях, характеристике объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям); на основании характера требований к психике человека, то есть характеристике субъекта труда. Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Так по объекту труда различаются профессии: человек – живая природа (агроном, садовод, животновод, биолог, биохимик и т.д.); человек – человек (врач, учитель, юрист и т.д.); человек – знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.); человек – техника (шахтер, столяр, строитель и т.д.); человек – художественный образ (артист, писатель и т.д.). Все названные профессии могут различаться по целям: гностические (эксперт, ревизор и др.); преобразующие (токарь, учитель и др.); изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.). Профессии могут различаться по средствам их осуществления: профессии ручного труда; профессии машинно-ручного труда; профессии, связанные с применением автоматизированных систем. Профессии различаются по условиям: профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.); профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ); профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.); профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.); профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда. Как уже отмечалось, профессии могут классифицироваться по требованиям к психике человека. Так описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность. Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификации, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др. Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии–это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективные характеристики типового элемента и психологические характеристики требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей. Модель специалиста–это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста, которая исходит из предыдущей. Модель специалиста включает в себя следующие компоненты: профессиограмму как описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста; профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста); квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты). Остановимся более подробно на характеристике профессиограммы. Профессиограмма –это научно обоснованные нормы и требования к профессии, к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Требования, предъявляемые к профессиограмме: четко выделять предмет и основные результаты труда; подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека; выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно; показывать возможные линии развития человека средствами профессии; показывать перспективы изменений в самой профессии; иметь направленность на решение практических задач. Профессиограмма состоит из трудограммы(описания труда в профессии) и психограммы (описание человека труда в профессии). В трудограмму входит: предназначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека; распространенность профессии; предмет труда в профессии; профессиональные знания; деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата; средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др.; условия труда: режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место; организация и кооперация труда; возможные уровни профессионализма в данной профессии; права представителя данной профессии; обязанности представителя данной профессии; позитивное влияние данной профессии на человека; негативные стороны профессии. К психограмме относятся: мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции; профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала; эмоции, психические состояния; удовлетворенность человека трудом; психологические знания о труде и профессии; профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту; профессиональное мышление, в том числе творческое; психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано; линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. Профессиограмму легче осуществить там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях с непредсказуемым результатом, например, в профессии ученого это сделать труднее. Профессиография - это технология изучения, описания и проектирования профессий с учетом психофизиологических, психоло1Н-ческих и социально-экономических требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к работник)'. Профессиография является действенным способом обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практико-ориентированных задач психологии профессионального образования. Результаты профессиографирования оформляются в профессий-грамме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. В зависимости от целей профсссиографии проектируются различные профессиограммы: • информационные; • диагностические; • прогностические; • методические и др. Важной составляющей профессиограммы является психограмма психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией. Принципы разработки профсссиограмм: • комплексный подход к изучению профессиональной деятельности; • целенаправленное составление профессиограммы, подчиненное достижению конкретной практической цели; • типизация и дифференциация профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии; • реальное отражение состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях; • учет перспектив профессионального роста и карьеры; • надежность, предполагающем описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях; • научность (на основе системного, личностного и деятельностного подходов). Для психологии профессионального образования важное значение приобретают образовательно ориентированная и проспсктиро-ванная професснограммы. Образовательно ориентированная профессиограима (в ее основе лежит идея о субъсктности профессии) включаег ряд блоков. Каждый блок состоит из модулей, модуль - из модульных элементов, а последние - из модульных единиц. Модульные составляющие професснограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает: • наименование модуля; • уровень профессиональной подготовки; • шифр; • параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии); • степень овладения параметрами профессии; • критерии оценки достижений. Блок I включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования. Блок 2 содержит сведения о типе профессии, о ведущих объектах профессии. Блок 3 включает сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии. Блок 4 содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Здесь учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства. Блок 5 отражает развитие мыслительного потенциала личности, возможности саморегуляции и саморазвития, направленность личности на «стратегию успеха», се гибкость и мобильность в рыночных условиях. Предусматриваются вопросы экологической, правовой и экономической культуры. Блок 6 отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией; медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-iw иенические требования. Образовательно ориентированная профессиограмма может быть использована при определении содержания профессионального образования и разработке образовательно-программной докуме!гтации; при проектировании технологий профессионального обучения, воспитания и развития обучаемых, определении оптимальной организации учебно-производственной среды; при осуществлении профессионального консультирования и профотбора; при аттестации профессионально-педагогических работников образовательных учреждений, лицензировании и сертификации учебных программ; при проектировании новых учебных профессий, специальностей. Проспектированная профессиограмма отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Не назначение - проектирование профессионального роста специалиста; область применения - аттестация персонала профконсультирование, оказание помощи службам занятости. Проспсктированную профсссиограмму целесообразно использовать при проектировании непрерывного профессионального образования; определении содержания и технологии повышения квалификации и переквалификации. Проспектированная профессиограмма - нормативная база для мониторинга профессионального развития, психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |