Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специальные (коррекционные) учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития




В настоящее время в России действует широкая сеть специаль-ных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с про­блемами в интеллектуальном развитии. Большинство из них госу-дарственные (см. Постановление № 288 от 12 марта 1997 г. и до­полнение № 212 к Типовому положению от 10 марта 2000 г. (При-ложение № 1). Все государственные учреждения для детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития находятся в различных ведомственных государственных структурах (см. табл. 1). Помощь детям и подросткам с нарушением интеллекта оказывается с учетом возраста, степени снижения интеллекта и всегда носит комплексный характер, т.е. вопросы диагностики, развития, коррекции, образования и воспитания рассматриваются специалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и другими врачами - по мере необходимости.

Дети с нарушением интеллекта раннего возраста, воспитывающиеся в семье, получают коррекционную помощь в центрах психического здоровья (специализированных яслях) для детей с органическим поражением центральной нервной системы, в центрах раннего вмешательства, в центрах абилитации.

Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения ро­дителей, воспитываются в домах ребенка, а в возрасте трех-четырех лет переводятся в коррекционные детские дома для детей с нарушением интеллекта.

Работа с детьми раннего возраста направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним, потребно­сти в исследовании предметного мира, а также на стимулирование психомоторного и речевого развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется через родителей, так как в младенческом и раннем возрасте для ребенка важен эмоциональный контакт с близким взрослым. Задача олигофренопедагога состоит в том, чтобы научить родителей взаимодействовать со своим малышом и шаг за шагом продвигать вперед его развитие (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина).

Для дошкольников с нарушением интеллекта открыты до­школьные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующе­го вида с круглосуточным пребыванием детей, коррекционные детские дома, специализированные психоневрологические санатории, компенсирующие группы детских садов комбинированно­го вида, дошкольные группы в коррекционных школах VIII вида, дошкольные образовательные учреждения интегрированного типа. Новой формой помощи дошкольникам с нарушением интеллекта являются группы кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

В ДОУ компенсирующего видасозданы все условия для развития детей с нарушением интеллектуального развития и коррекции их недостатков. Малая наполняемость групп (10-12 человек), деление группы на подгруппы для проведения занятий позволяют осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Здесь дошкольникам с нарушением интеллекта оказывается комплексная помощь. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями, логопедом, музыкальным работником, невропатолог оказывает детям психологическую помощь, а медицинская сестра и методист по ЛФК (лечебной физкультуре) ответственны за лечебно-профилактические мероприятия.

В этих учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим, который реализуется в создании в каждой группе доброже­лательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, учете особенностей каждого ребенка.

В ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта решаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные. Диагно­стические задачи реализуются в комплексном подходе к изучению ребенка: его обследуют олигофренопедагог, психолог, ло­гопед, психоневролог; они определяют первостепенные задачи в коррекционной работе с ним. На основании диагностического изучения воспитанников формируются подгруппы для проведения занятий, планируется индивидуальная и фронтальная коррекционная работа, делаются выводы об эффективности проведенного обучения. Если педагог сомневается в правильности диагноза, например, наблюдает значительное продвижение воспитанника в развитии в процессе обучения, то он обязан произвести повтор­ную психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) с целью уточнения диагноза. В конце каждого учебного года на базе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта работает ПМПК, в задачи которой входят обследование выпускников и подготовка рекомендаций о выборе типа школы для каждого ребенка.

Воспитательные задачи направлены на формирование у дошкольников с нарушением интеллекта нравственных качеств и выработку привычек правильного поведения, а также на их со­циализацию.

Коррекционно-развивающие задачи реализуются в ходе всех режимных моментов ДОУ компенсирующего вида. Вследствие нарушения познавательных процессов, снижения интереса к окружающему миру ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии самостоятельно не накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, не делает обобщений, как это происходит у нормально развивающихся детей. Часто имеющиеся представле­ния у дошкольников с нарушением интеллекта не только неполные и неточные, а ошибочные. Поэтому в развитии этих детей неизмеримо возрастает роль организованного обучения. Количество занятий в ДОУ компенсирующего вида в 2,5 раза превышает количество занятий в массовом детском саду. Развитие дошкольников осуществляется в следующих направлениях: укрепление здоровья и физическое развитие, познавательное развитие, фор­мирование деятельности (обучение игре, изобразительной деятельности, конструированию, труду), социальное развитие, эс­тетическое развитие.

Образовательные задачи направлены на формирование у дошкольников с нарушением интеллекта системы знаний и представлений о ближайшем окружении, умений ориентироваться в нем, на развитие познавательной активности, на формиро­вание всех видов детской деятельности, свойственных этому воз-расту. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которое проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Работа в коррекционных детских домахосуществляется по тем же программам, что и в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

В специализированные психоневрологические санаториинаправляются дошкольники с осложненными формами умственной отсталости: эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Организуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские психоневро­логические больницы. В психоневрологических санаториях наряду с лечебными мероприятиями олигофренопедагоги, логопеды про­водят педагогическую работу, оказывают психологическую по­мощь.

Дошкольные группы при специальных (коррекционных) школах VIII видасоздаются для дошкольников шести-семи лет с нарушениями интеллекта, не посещавших ранее специальные дошкольные образовательные учреждения. Основные задачи обучения в этих группах - формирование системы знаний и представлений, не­обходимых для усвоения программы специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида, формирование элементарных учебных умений, адаптация в условиях школы.

Дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени с семи-восьми лет поступают учиться в специальные (коррекцион-ные) школы VIII вида.Основными задачами этих школ являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятель-ности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушени-ем интеллекта, подготовка их к участию в производительном тру-де, социальная адаптация в условиях современного общества. Обу-чение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам, учитывающим психофизические особенности детей и подростков с нарушением интеллекта и воз-можности их обучения, оно продолжается девять-одиннадцать лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика. Это достигается малой наполняе­мостью классов - по десять - двенадцать человек в каждом, ши-роким использованием индивидуального и дифференцированно­го подхода.

Важное место в специальных (коррекционных) школах VIII ви-да отводится трудовому обучению. Оно уже в средних классах носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии: столярное, сле­сарное, штукатурно-малярное, швейное, картонажно-переплет-ное дело и другие. Благодаря этому юноши и девушки после окон-чания школы могут трудоустроиться по полученной профессии или продолжить обучение в специальных группах производствен-ных училищ.

В последние годы возникла проблема трудоустройства выпуск-ников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Это связа-но с экономическими преобразованиями в стране, вследствие чего уменьшился рынок труда. Лица с различными нарушениями, ин-валиды зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. Для выпускников, не сумевших найти работу, нередко со­здаются при образовательных учреждениях реабилитационные цеха, подсобные хозяйства. Но это лишь частичное решение проблемы. Необходимо обеспечение гарантированных рабочих мест для лиц с нарушением интеллекта, так как общественно полезный труд важен для их психического и социального развития, для их само­реализации.

Другой проблемой, с которой сталкиваются выпускники спе-циальных (коррекционных) школ VIII вида, являются недоста-точные практические умения и навыки для самостоятельной жиз-ни. Юноши и девушки, оставшиеся без попечения родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, поэтому часто становятся жертвами обмана. Необ­ходимо более длительное сопровождение выпускников специаль-ных школ социальным педагогом.

Дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости воспитываются в специальных домах-интернатах для инвалидов детства,эти учреждения, как правило, работают по режиму пя-тидневки. Основные задачи этих учреждений - развитие всех пси-хических функций и познавательной деятельности детей в про­цессе обучения и коррекция этих недостатков, формирование при-вычек правильного поведения, эмоциональное и коммуникатив-ное развитие, привитие навыков самообслуживания, подготовка к посильным видам труда, бытовая и социальная ориентировка.

В последние годы получила развитие сеть диагностических и реабилитационных центров,осуществляющих комплексное пси­холого-педагогическое и медико-социальное диагностическое со­провождение индивидуального развития ребенка. В этих центрах с детьми работают учителя-олигофренопедагоги, логопеды, спе­циальные психологи. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориен-тационной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность.

Для детей с нарушением интеллектуального развития открыты учреждения дополнительного образования,где созданы условия для их реабилитации с помощью различных видов художественно-твор-ческой, спортивно-игровой деятельности как на базе образова-тельных учреждений, так и на дому (Республика Карелия, Воло­годская, Московская, Пермская, Самарская, Тверская области, Москва). С этими целями разрабатываются авторские программы и методики с учетом психофизических возможностей детей, на-правленные на различные формы их социальной адаптации, фор­мирование у них необходимых навыков для жизни, приобщение этих детей к подготовке и проведению праздников, выставок и других массовых мероприятий.

Наряду с государственными учреждениями для детей и подро­стков с нарушением интеллекта с 90-х гг. стали открываться него­сударственные учреждения.Так, в Москве успешно функциониру-ют Центр лечебной педагогики, центр «Родник», школа Святого Георгия, детский дом Марии Терезы и другие учреждения.

В настоящее время для людей с нарушениями в развитии созда-ны общины (деревня «Светлана» в Волховском районе Ленинград-ской области, деревня «Надежда» в Черемшанском районе Респуб-лики Татарстан, деревни «Семейная усадьба» и «Талисман» в Ир­кутской области, «Крестьянская община» в г. Могоча Читинской области). Общины являются уникальным образцом интегрированного обучения, воспитания, помощи и поддержки лиц с пробле-мами в развитии. Они являются шансом полноценной жизни для многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

 

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Задачи обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта - это целостная система, состоящая из логически последова-тельных структурных связей в учебном процессе. Эти связи скла-дываются последовательно, они дополняют друг друга, осуществ-ляются в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Выделяются следующие компоненты: восприятие учебного мате-риала учеником, осмысление его, закрепление в памяти и приме­нение усвоенных знаний и умений.

Восприятие изучаемого материала является исходным момен-том познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследования-ми установлено, что «активность и целенаправленность ощуще­ний и восприятий учащихся специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида понижены, избирательность, осмысление наруше­ны. Следовательно, восприятия бедны не только по содержанию, но и по характеру их образования»1.

Осмысление учебного материала - это процесс понимания изу-чаемого. Но не всегда ученик с нарушениями интеллекта даже в подростковом или старшем школьном возрасте может самостоя-тельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями. Ему малодоступен процесс анализа, синтеза, класси-фикации, обобщения, следовательно, мыслительные операции са-мостоятельно учащиеся проводят с трудом, в основном все они пытаются воспроизвести то, что видят: окно, дом, сад; дым, облако, пар; страх, ужас, волнение. Вербализация осуществляется без трансформации наглядных образов.

Следовательно, содержанием работы в этот период должны быть уточнение, сопоставление, характеристика конкретного явления. Учитель управляет процессом осмысления учащимися учебного материала.

Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществляется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, когда учитель убедился, что знания прочны и могут быть воспроизве­дены в достаточном объеме. Запоминание и воспроизведение (осо­бенности памяти) носят осмысленный характер. Огромную роль играет повторение, которое используется не только с целью закрепления и систематизации знаний, но и как коррекция имею­щихся мыслительных процессов.

Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только де­фектом, что, естественно, важно, но и необходимостью переработки информации, использования ее в практической деятельно­сти. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Резко ме-нять условия нельзя, так учащиеся не в состоянии соотнести свои знания с этими условиями. Вовлечение учащихся в практическую деятельность должно осуществляться последовательным путем:

- адаптация содержания обучения к познавательным возможностям детей с нарушениями интеллекта;

- обеспечение наглядности обучения, которая должна быть доведена «до полной очевидности» (А.Н. Граборов);

- организация процесса обучения в замедленном темпе;

- организация систематического повторения в обучении;

- последовательное включение ученика в учебную деятельность с использованием разнообразных видов упражнений;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- использование игры как дидактического подхода к овладе­нию знаниями;

- соблюдение охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности;

- использование труда как средства коррекции (социально-бытовой, общественный, производительный).

Коррекционно-развивающие задачи целиком и полностью связаны с общедидактической. Эти задачи дополняют, взаимодействуют и обеспечивают единство всех компонентов обучения детей с нарушениями интеллекта. Содержание образования, осо­бенности процесса обучения, дидактические принципы, методы и формы организации педагогического процесса находят отражение в учебных программах, учебниках.

Обучение носит воспитывающий характер, смысл его заклю­чается в том, что в процессе усвоения знаний и умений происхо­дит формирование у учащихся положительных качеств личности: трудолюбия, усидчивости, ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности, умения работать в детском, а в дальнейшем и трудовом коллективе.

Огромная роль отводится трудовому воспитанию и обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Про­цесс трудовой подготовки в таких школах профессионально ориентирован и предполагает приобщение детей к труду в сфере материального производства, вооружение их общеучебными, трудо­выми, профессиональными знаниями, умениями и навыками; формирование у них нравственных качеств. Трудовое обучение -основное средство социально-трудовой реабилитации, общественно-трудовой адаптации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...