Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правотворчество. Источники российского права




Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте, который и становится обязательным для исполнения.

Источник (форма) права - это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства(слайд 18).

Различают следующие основные виды источников права:

 

Наименование вида Его сущность
Правовой обычай (обычное право) Нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании людей обязательное значение. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права
Судебный (юридический) прецедент (от лат. praecedens - предшествующий) Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел
Правовая доктрина (лат. doctrina - учение, теория) Изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение
Священные книги Сакральные (лат. sacer (sacri) - священный) тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус
Нормативный правовой акт Официальный письменный документ, который содержит нормы права
Нормативный правовой договор (договор нормативного содержания) Юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей
Международно-правовые акты Официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права

Нормативный правовой акт - это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений (слайд 19).

Нормативный правовой акт характеризуется следующими основными признаками:

- издается компетентными органами государства;

- обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

- имеет вид письменного документа;

- носит легитимный (от лат. legitimus - законный) характер;

- содержит нормы права;

- характеризуется неконкретностью адресата, т.е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.

Нормативные правовые акты создаются в процессе правотворчества.

Правотворчество - это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно самого народа по разработке и изданию (изменению или отмене) нормативных правовых актов (слайд 20).

Субъектами правотворчества выступают народ, государственные органы законодательной и исполнительной власти и должностные лица.

В зависимости от вида субъекта правотворчества выделяют следующие виды правотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа (референдум), то есть непосредственное волеизъявление граждан по установлению норм права.

2. Правотворчество государственных органов и должностных лиц. Правотворчеством занимаются почти все государственные органы и ряд должностных лиц. Если они осуществляют правотворчество в рамках своей компетенции, то такое правотворчество называется непосредственным правотворчеством; если они занимаются правотворчеством по поручению вышестоящего государственною органа должностного лица с учетом их компетенции, то такое правотворчество называется делегированным.

Компетенция государственных органов и должностных лиц определяет соответственно и юридическую силу принимаемых ими нормативных правовых актов. Правотворчество состоит из двух основных этапов, каждый из которых включает в себя несколько стадий (слайд 21).

Первый этап правотворчества - подготовка проекта нормативного правового акта. Данный этап включает в себя следующие стадии:

- принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;

- подготовка проекта нормативного правового акта;

- обсуждение проекта нормативного правового акта;

- согласование проекта нормативного правового акта;

- доработка проекта нормативного правового акта.

Второй этап правотворчества - издание нормативного правового акта.

Этот этап состоит из таких стадий, как:

- внесение проекта нормативного правового акта на обсуждение правотворческого органа;

- обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;

- принятие нормативного правового акта;

- обнародование (опубликование) нормативного правового акта.

Разновидность правотворчества составляет законотворчество, которое является основным направлением деятельности парламента как законодательного органа государственной власти. Деятельность парламента по рассмотрению, принятию (изменению или отмене) и обнародованию законов называется законодательным процессом. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, через которые должен пройти закон, чтобы приобрести юридическую силу(слайд 22):

1. Внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа. Для того чтобы внести законопроект на рассмотрение законодательного органа, необходимо обладать правом законодательной инициативы. Этим правом обладают: глава государства, парламент, депутаты парламента, правительство, высшие органы судебной власти, в федеративном государстве - законодательные (представительные) органы субъектов федерации.

Законопроекты, требующие финансовых расходов государства (о налогах, о государственных займах и др.), вносятся при наличии положительного заключения правительства.

2. Обсуждение законопроекта в парламенте. Обсуждение законопроекта проходит гласно, в присутствии всех депутатов. Сначала заслушиваются доклад и содоклад об обсуждаемом законопроекте, затем проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

3. Принятие закона. Обычные законы принимаются простым большинством, а конституционные законы - квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов (простое большинство - половина голосов всех депутатов плюс один голос, квалифицированное большинство - не менее двух третей голосов всех депутатов).

4. Подписание и обнародование (опубликование) закона. Принятый закон в течение определенного срока должен быть подписан главой государства и опубликован в официальных источниках. Он может быть обнародован и иным образом, например, через средства массовой информации - телевидение или радио, но это не отменяет необходимости его официального опубликования, после которого закон в установленном порядке вступает в юридическую силу. В Российской Федерации, как и в некоторых других государствах, есть и иные стадии законодательного процесса (например, одобрение верхней палатой парламента закона, принятого нижней палатой).

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативный правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.

Как уже было сказано, правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством. Обычай выступает основным источником права в древнеазиатском, античном и феодальном обществах. Ряд правовых источников того времени представляют собой систематизированные записи наиболее важных обычаев. Типичным примером является "Русская Правда" - юридический памятник XI - XII веков.

Сегодня правовой обычай - это правило поведения, к которому осуществляется отсылка, текстуально в законе оно не закрепляется. Нередко в правовых системах наряду с правовым обычаем используется понятие "обыкновение". Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения.

В тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.

В настоящее время из всех деловых обыкновений российский законодатель особо выделяет деловые обычаи или обычаи делового оборота. В ст. 5 Гражданского кодекса РФ установлено: "Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом РФ. В законодательстве России используется и другой термин - торговый обычай. Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе, хотя нередко такие документы имеются. В Российской Федерации публиковались сборники обычаев многих морских портов и обычаи внешней торговли.

Вторым, по степени возрастания важности, источником российского права является договор нормативного содержания. Это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Они широко распространены в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. Необходимо отличать договор как источник права от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи, залога, найма и т.д.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов.

Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Таковыми являются федеративный договор, заключенный субъектами РФ, договоры о разграничении предметов ведения, о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и регионами, о сотрудничестве между субъектами Федерации.

В качестве основной формы права нормативный договор выступает в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Договор, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств. Это принцип воспринят и Конституцией РФ (ст. 15).

Однако не следует забывать, что, как правило, первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает закон либо другой нормативный правовой акт. Именно этот вид источника права является главным в России.

В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом(слайд 23):

 

Конституция Российской Федерации
Законы: - федеральные конституционные законы; - федеральные законы
Указы Президента Российской Федерации
Постановления Правительства Российской Федерации
Акты федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в пределах их компетенции
Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, издаваемые в пределах их компетенции
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативные акты

 

Особую группу в этой системе образуют:

 

Международные договоры Российской Федерации

 

Нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть классифицированы по различным основаниям на отдельные виды.

Закон Российской Федерации - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

По своей юридической силе законы подразделяются на следующие виды:

 

Наименование видов Их сущность Примеры
Конституция Основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., конституции республик в составе РФ
Федеральные конституционные законы Принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией Федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.
Федеральные законы (текущие или обычные) Акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т.п.
Законы субъектов Федерации Издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию Закон о социальных гарантиях и т.п.

 

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

 

Наименование видов Их сущность
Указы Президента РФ Обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место
Постановления Правительства РФ Обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ
Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти Принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры
Решения и постановления местных органов государственной власти Принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами
Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления Принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др.
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов Принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
Локальные нормативные акты Нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка)

 

Основным структурным элементом нормативного правового акта является статья. Соотношение нормы права и статьи многовариантно и зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института, замысла законодателя, степени развития юридической техники.

Во-первых, норма права и статья нормативно-правового акта могут полностью совпадать. Иными словами, по объему и содержанию государственно-властное веление и нормативное предписание идентичны.

Во-вторых, одна статья нормативного правового акта включает в себя несколько норм права.

В-третьих, одна норма права расположена в нескольких статьях нормативного правового акта.

И первое, и второе, и третье составляют прямой способ изложения правовой нормы.

Вопрос 3. Система права.

Если источники права в собственно-юридическом смысле являются внешней стороной формы права, то внутренняя сторона формы права представляет собой сложную систему строения права, то есть систему права. Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений(слайд 24). В качестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы, институты и отрасли права.

Норма права как элемент системы права выступает в качестве регулятора конкретных видов общественных отношений.

Правовой институт - это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Примером могут служить институты собственности и наследования в гражданском праве, институты брака и развода в семейном праве, институты наказания и освобождения от наказания в уголовном праве. По характеру норм правовые институты могут быть отраслевыми и комплексными. Отраслевой институт образуют нормы одной отрасли права. Комплексные институты объединяют нормы разных отраслей права. Например, институт избирательного права включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.

Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат три признака:

1) юридическое единство правовых норм (единство положений, принципов, понятий, режима правового регулирования);

2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений;

3) обособление норм права, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах нормативно-правовых актов.

Тесно взаимосвязанные правовые институты образуют отрасли права.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающим целые комплексы однородных общественных отношений. У каждой отрасли свой предмет, свое законодательство. Главная особенность - это наличие особого юридического режима - метода регулирования, который во многом ориентирован на способы правового регулирования: дозволение, запрещение, обвязывание.

В целом под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм или нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств и признаков, не присущих правовым институтам. Так, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права.

Отрасль регулирует обширную сферу общественных отношений и в отличие от института содержит исчерпывающий набор юридических средств и методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве подотраслями являются авторское право и наследственное право.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права - сложное иерархичное образование, характеризующееся внутренними процессами, в нем протекающими. Она показывает не только то, из чего состоит право, но и связь и зависимость компонентов права друг от друга.

 

Система права

Институт права Подотрасль права Отрасль права
Совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений Совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права Совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования
В трудовом праве - институт охраны труда; в конституционном - институт гражданства; в гражданском - институт купли-продажи и т.д. В гражданском праве подотрасль "обязательственное право" объединяет ряд правовых институтов, таких как институт поставки, мены, подряда и др. Конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.

 

По охвату правового регулирования институт права занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Правовые институты могут быть классифицированы по различным основаниям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...