Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мелодрама «Орфей» (1792) – текст Княжнина.




Лекция 22.03.18

Е.И. Фомин. 1761 – 1800.

Сын солдата-артиллериста.

Училсяв Академии художеств в Петербурге (посещал музыкальные классы) – с 1767 года. За блестящие успехи в учебе был удостоен денежной награды и в 1872 был отправлен продолжать свое образование в Италии. Здесь музыкальные навыки Фомина были окончательно отточены. В Италии он учится в Болонской академии под руководством видного ученого-теоретика падре Мартини. И здесь талант Фомина оценили очень высоко: как и Моцарт, он получил звание академика Болонской филармонии, что поначалу оказало влияние на его признание у себя на родине. По приезде Фомина в Петербург в 1785 году он получает заказ от Екатерины IIнаписать оперу на ее либретто «Новгородский богатырь Боеславович». Однако музыка начинающего композитора оказалась не по вкусу при дворе, где в то время процветала помпезная итальянская опера, и места талантливому русскому музыканту не нашлось здесь. Он был вынужден добывать средства для существования работой аккомпаниатора и педагога. Незадолго до смерти, Фомин получил место репетитора оперных партий и преподавателя музыки в театральном училище. Его безвременная кончина осталась совершенно незамеченной.

Однако в XIX веке имя Фомина неожиданно вспомнилось. Публике открылись его оперы: три народно-бытовые – «Ямщики на подставе» (1787), «Вечеринки, или Гадай, гадай, девица» (1788), «Колдун, ворожея и сваха» (1791), комическая опера «Американцы», мелодрама «Орфей».

 

Мелодрама «Орфей» (1792) – текст Княжнина.

Жанр мелодрамы был новым в 18 веке, его создателем считается знаменитый французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо, давший первый образец этого жанра в мелодраме «Пигмалион».

Мелодрама – синтетический жанр декламационно-музыкального искусства, в к-м драматические актеры читают текст трагедии в сопровождении оркестра, усиливающего экспрессию звучащего слова, обрисовывающего детали текста.

В центре сюжета – конечно же, Орфей; Эвридика периодически появляется на сцене. Все действие дополняется хором басов и балетной группой, изображающей фурий.

В «Орфее» Фомин проявил себя как настоящий симфонист.

*В самом широком смысле симфонизм — это художественный принцип философски-обобщённого диалектического отражения жизни в музыкальном искусстве.

*Симфонизм как эстетич. принцип характеризуется сосредоточенностью на кардинальных проблемах человеческого бытия в его разл. аспектах (общественно-историч., эмоционально-психологич. и др.). В этом смысле симфонизм связан с идейно-содержательной стороной музыки. Одновременно понятие "симфонизм" включает в себя особое качество внутренней организации муз. произв., его драматургии, формообразования. В данном случае на 1-й план выступают свойства симфонизма как метода, способного особенно глубоко и действенно раскрыть процессы становления и роста, борьбу противоречивых начал через интонационно-тематич. контрасты и связи, динамизм и органичность муз. развития, его качеств. результат.

Разработка понятия "симфонизм" - заслуга советского музыковедения, и прежде всего Б. В. Асафьева, выдвинувшего его как категорию муз. мышления. Впервые Асафьев ввёл понятие симфонизма в статье "Пути в будущее" (1918), определяя его сущность как "непрерывность музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных"

Средствами оркестра композитор убедительно передает борьбу роковых сил и человеческой личности, добра и зла. Трагические коллизии обобщенно отражены в симфонической увертюре (она написана в сонатной форме), открывающей мелодраму. Основной интонационный материал ее сосредоточен в медленном вступлении, которое открывается мотивами страданий.

Главная партия – рисует вихри ада

Побочная – близка лирическим темам Моцарта, связана с образом Эвридики.

Материал увертюры будет появляться в течение всего произведения, что свидетельствует об ее огромном значении.

Все сюжетно-музыкальное действие «Орфея» можно разделить на три фазы, границы которых будут определяться хоровыми эпизодами.

Унисонный хор басов, возвещающий Орфею веление богов, звучит в мелодраме трижды:

1. Первый раз – хор указывает Орфею путь спасения Эвридики ада при помощи пения и игры на лире

2. Второй раз – напоминает герою условие освобождения его возлюбленной – Орфей не должен на нее смотреть, пока они не покинут пределов земного царства

3. В третий раз –хор выносит приговор богов – за непослушание Орфей до конца своих дней должен умирать в горьких мучениях.

Все три хора образуют единый образно-музыкальный пласт с характерными средствами музыкальной выразительности: медленный темп, хроматика в интонациях и уменьшенные созвучия в гармониях.

Все хоровые номера в «Орфее» звучат в сопровождении рогового оркестра (обычно заменяется на тембр тромбонов).

В соответствии с тремя «выступлениями» хора разворачивается музыкально-сценическое действие.

1. В первый раз Орфей поет, сопровождая свою игру на лире. Но – драматические актеры декламируют – не поют, поэтому пение Орфея поручается кларнету, к-й звучит на фоне ансамбля струнных pizz, подражающих лире.

2. Во второй раз на сцене появляется Эвридика, охарактеризованная муз эпизодами в духе пасторали и менуэта.

3.  Третье проведение хора приводит к торжествующей злобной пляске фурий (балетная сцена). Она, кстати, является аркой к увертюре, что придает цельность всему произведению и единство. Возникает тональная (ре минор), темповая (Furioso) и интонационная реприза увертюры.

Так вопреки канонах эпохи классицизма, в соответствии с к-ми необходимо благополучное разрешение конфликта, но в полном соответствии с традициями античного театра и древним мифом, Фомин дает трагическую развязку событий, оканчивающихся вторичной смертью Эвридики.

Русская музыка XIXстолетия.

В конце 18 – начале 19 вв. на первый план выдвигаются жанры русской вокальной лирики – «Российская песня». В песнях выражались чувства, что тогда воспринималось очень необычно, ведь тогда еще господствовал классицизм. Т.е. в российской песне поется о муках любви, о горечи разлуки, тоске по любимой. Яркий образец – «Прежестокая судьбина» Козловского. Мелодия широкого диапазона складывается из коротких фраз декламационного характера, каждая из которых начинается скачком на кварту или сексту.

Мы помним, что Ломоносов, Державин и др. создавали 1ые образцы русской профессиональной поэзии, в к-й главным было выражение высоких идеалов, преобладание долга, разума над чувством, прославление героизма; переживаниям же человека уделялось недостаточно внимания.

Песни же явились воплощением сентиментализма в музыке (santima–чувства). Лирические по содержанию, «российские песни» были прямыми предшественниками русского романса. Из песен и вырос русский бытовой романс. В 19 веке он был популярен и в музыкальных салонах, и в жизни простых людей.

Т.е. жанровое определение «романс» в России вошло в обиход в начале XIX века, придя на смену «российской песне».

Первыми русскими романсами можно назвать сочинения Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина, А. Жилина, И. Рупина. В них сохранились важнейшие особенности «российских песен»:

· близость к музыке городского быта;

· широкая распевность, гибкость и пластичность мелодической линии;

· чувствительный характер.

Устойчивым остается и сам жанровый вид «русской песни».

Основные стилевые черты русского бытового романса:

· открытая эмоциональность, задушевность1. На заре своего существования русский романс был связан с сентиментализмом, так же как и российская песня. Именно чувствительность как стилевая категория постепенно преобразуется в яркую эмоциональность. И в этой чувствительности, и в открытой эмоциональности раскрывается русская душа – бесшабашная, удалая, и добрая, жалостливая, отзывчивая;

· мелодика русского бытового романса специфически вокальна. Ее интонационная мягкость и плавность идут от народно-песенных истоков. Ведущую роль играют секстовые интонации (часто – начало с восходящей сексты с последующим с плавным спуском, или нисходящий секстовый скачок к вводному тону с дальнейшим разрешением в тонику) и секундовые задержания;

· включение декламационных оборотов как средства драматизации;

· преобладание гармонического минора, отклонения в родственные тональности, повышение IV ступени;

· обращение к ритмам распространенных в быту танцев – вальса, мазурки, полонеза, русской пляски. Одним из самых популярных в русской бытовой лирике стал ритм вальса, в который легко укладывались песни, написанные так называемым «кольцовским размером» – пятисложником;

· «гитарная» арпеджированная фактура фортепианного сопровождения (реже аккордовая);

· преобладание куплетной, строфической формы.

Жанр русского романса сформировался в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство.

Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленнаяпроизведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, позднее – Лермонтова, Тютчева.

Под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки:

· элегияроманс лирико-философского содержания, связанного с темами глубокого раздумья, воспоминаний о прошлом, одиночества, неразделённой любви. Особенностью мелодики является характерное соединение песенно-романсовых и декламационных оборотов;

· баллада – романс в свободной форме монолога-рассказа о драматических, таинственных событиях. Нередко в основе баллады лежит народное предание, включаются фантастические элементы. Музыкальная речь отличается взволнованной патетикой, выразительностью декламации. Важную роль играет фортепианная партия. Создателем русской вокальной баллады считается А.Н. Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова Жуковского);

· застольные песни. Они были распространены в основном в офицерской среде. В их жизнерадостной музыке нередко слышна четкая маршеобразная поступь, указывающая на связь с походными и боевыми песнями. В эпоху декабристов бытовая тематика застольных песен уступает место гражданским высказываниям, призывам к свободе и «вольности»;

o «русская песня» – песня-романс, ориентированная на фольклорную традицию. Расцвет этого жанра связан, в первую очередь, с поэзией А. Кольцова («На заре туманной юности…», «Ах ты, степь моя…») и Н. Цыганова («Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…»);

· романсы национально-жанрового плана, часто именуемые «восточными» (испанские серенады, кавказские песни, цыганские романсы, итальянские баркаролы).

Особенно глубокое воздействие на русскую вокальную музыку оказала поэзия А.С. Пушкина. Его стихи возвысили русский романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых мастеров русского романса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...